3 | Основная часть | -Итак, ребята, как Вы поняли, что является главными задачами Движения «Школа безопасности»? Богатство любого государства – это не только природные ресурсы или материально-культурные ценности, но в первую очередь люди, их здоровье. И поэтому государство принимает ряд профилактических мер по предотвращению ЧС, но вместе с тем ГО ставит задачу: уметь оказывать доврачебную помощь. -Какие учебные дисциплины помогают в решении данных вопросов? -Как вы думаете, над какой проблемой будем работать на уроке? -Безусловно, правильно: теоретические знания данных учебных дисциплин необходимо знать и использовать при оказании первой помощи. - Какие чрезвычайные и опасные ситуации вам известны? Ответы учеников комментируются учителем и на выявление особенностей ситуаций. -Какие виды травм можно получить при данных ЧС? -Ребята, посмотрите, что находятся у нас на столе и постарайтесь определить, о чём сейчас пойдет речь? -Попытайтесь назвать их одним словом. - Правильно! Химикаты. Эти вещества – помощники в нашем доме, но иногда они могут стать и опасными соседями. В каких случаях это может произойти? - Что необходимо знать, чтобы они были безопасными? - Сейчас вам предстоит рассмотреть несколько ситуаций и при наличии набора средств рассказать об оказании помощи пострадавшему. -Первая ситуация: маленький ребенок увидел на столе бутылку из-под минеральной воды. При первом же глотке закричал от боли. Оказалось, что мать держала в этой бутылке уксусную эссенцию 70 %. -Итак, налицо отравление кислотой Учитель рассказывает о симптомах при отравлении уксусом: -больной возбуждается, у него повышается артериальное давление; -затем появляется заторможенность, артериальное давление падает, дыхание учащается, становится слабым и частым; -может начаться рвота с примесью крови; -если эссенция попала в дыхательные пути, голос становится сиплым, дыхание затрудняется, появляется кашель, -губы и кожа лица, шеи, пальцев рук синеют. Особо тяжелые случаи отравления уксусной эссенцией (их признак – окрашивание мочи в красный цвет) может привести к инвалидности или даже к смертельному исходу. -Чтобы этого не произошло, надо своевременно оказать первую помощь. Конечно, вначале надо справиться с паникой и действовать решительно и ГЛАВНОЕ: быстро. Сейчас мы проведём опыт, который поможет нам при необходимости оказания помощи при отравлении уксусом: (представим себе, что эта колба – желудок, вода – содержимое желудка. В «наш желудок» попадает уксус. Что делать? Ваши варианты? Ребята, мы наглядно убедились, что употребляя соду в качестве препарата первой помощи – мы только вредим, так как происходит реакция, которая только ухудшит состояние потерпевшего. А молоко сворачивается и нейтрализует кислоту. В дальнейшем, вызывая рвоту, мы очищаем желудок. Всё повторяется до «чистого молока» -В домашних условиях отравиться можно раствором нашатырного спирта, перекисью водорода. В каких случаях они используются человеком? Учитель корректирует и дополняет ответы детей. - Как оказать правильно помощь вам поможет инструкция, (см приложение 1 ) тексты ее находятся на ваших столах Чтобы закрепить данный навык проведём опыт: Подготовим «наш желудок» - колба с водой, добавим перекись водорода. Что надо принять при отравлении перекисью водорода? Почему? - Следующая ситуация: бабушка обрабатывала комнату от мух с помощью препарата «Дихлофос». Пошёл дождь и бабушка зашла в дом. Через некоторое время почувствовала себя плохо: головокружение, тошнота, затруднённое дыхание. Почему это произошло? Что в данном случае необходимо предпринять? А что делать с тошнотой? Что предпринять? Раствор соды или молока? А может быть кислый раствор? Проверим полученные знания, заполнив «Древо Познаний» ( приложение 2) Если не предпринять эти простые, на первый взгляд, меры наш желудок может сильно пострадать, вплоть до желудочного кровотечения. - Надеемся, что при выше рассмотренных и других ситуациях вы будете соблюдать правила безопасного обращения с химикатами, а при необходимости правильно оказывать доврачебную помощь, чтобы дело не дошло до кровотечений. Какие виды кровотечений вы знаете? - Найдете в учебнике биологии 8 класс, параграф 25, стр.125- 129 текст «Внешнее кровотечение» (приложение 3, 4) - Давайте продемонстрируем, как правильно оказывать помощь при этих видах кровотечений. -Какими антисептиками, которые находятся на столе можно обрабатывать раны? - Покажите, как правильно это сделать? -Какие типичные ошибки можно допустить при обработке ран? -Давайте дадим оценку следующей ситуации: перед вами сидит ученик с носовым кровотечением, голова его сильно запрокинута назад. -Каковы ваши действия? - Покажите, как правильно оказывать помощь при носовом кровотечении? - Молодцы! С заданиями справились правильно и быстро. - Давайте посмотрим следующие слайды. Приходилось ли в жизни сталкиваться с такими ситуациями? - Откройте учебник биологии 8 класс на стр. 207-208. Ознакомьтесь с текстом. Одна из групп делает сообщение об ожогах, вторая -об обморожениях. - А теперь продемонстрируйте приемы оказания первой помощи при данных травмах. -Можно ли обмороженный участок растирать снегом? Учитель еще раз напоминает учащимся о том, что следует делать при различных нарушениях кожного покрова. (Приложение №5) -Давайте оценим ситуацию: ожог возник при попадании на кожу раствора серной кислоты при заливке аккумулятора? Предложите план действий при оказании помощи. пострадавшему. - Какие травмы опорно-двигательной системы наиболее часто происходят, исходя из жизненных наблюдений? - Что необходимо сделать при растяжении связок? - Кто из вас может показать, как наложить тугую фиксирующую повязку, если подвернулась нога? -Но прежде, чем перейти к практической части выполните задание: составьте порядок действий при данной травме. Учитель помогает, комментируя свои действия. - На таблице « Первая помощь при переломах костей, вывихах суставов, растяжениях связок» показаны приемы оказания первой помощи. - Используя подручные средства, покажите, как можно зафиксировать руку при переломе костей плеча, предплечья и кисти? | Отвечают на поставленный вопрос Учащиеся обосновывают свой ответ: физика, химия, биология, ОБЖ, география и т.д. Пытаются сформулировать проблему Предлагают варианты. Называют ситуации: природного и техногенного характера (по причине происхождения) Называют виды травм: отравления, порезы, переломы, ожоги, обморожения, растяжения, вывихи, потеря сознания, кровотечения и др. Работают в двух группах Рассматривают препараты бытовой химии Называют, объясняют, сравнивают. Совещаются в группе и называют правила хранения и правильное их использование, согласно инструкции. Рассматривают ситуацию, анализируют, дают советы. Слушают, смотрят презентацию. ОПЫТ с яблочным уксусом проводят дети. Если они предполагают, что надо использовать соду, то добавляют соду. Если молоко – добавляют молоко. Делают вывод, обосновывая его результаты. Рассказывают о назначении перекиси водорода и нашатырного спирта.( небольшие сообщения, заранее подготовленные) Знакомятся с инструкцией Проведение опыта с детьми, самостоятельное комментирование опыта Ответы учащихся: вывести на улицу, доступ свежего воздуха, при потере сознания – нашатырный спирт. Проходят к выводу: необходимо прочистить желудок с помощью раствора соды, которая нейтрализует токсины. Работают в группах. Выполняя взаимопроверку. Называют виды кровотечений: внешнее и внутреннее Работают с текстом, используя инструкцию продуктивного чтения. Оценка выполнения заданий учащимися и при участии учителя. Называют растворы йода, перекиси водорода, перманганата калия («марганцовки»). Учащиеся с помощью учителя биологии демонстрируют прием обработки ран. Предлагают свои решения: так делать нельзя, голова должна быть направлена вперед, чтобы кровь не попала в ротовую полость. Это вызывает кашель, иногда рвоту. Учащиеся демонстрируют, как наложить холод на область переносицы и прижать обе ноздри к носовой перегородке. Отмечают, что можно вложить в носовые ходы вату, пропитанную пероксидом водорода. Обучающиеся называют увиденные травмы: ожоги и обморожения разной степени. Учащиеся читают текст, делают короткие сообщения Показывают приемы оказания помощи пострадавшему. Дети отвечают, что поражение кожи усугубляется. Размышляют, принимают решение. Выясняется, что чаще всего случаются вывихи суставов и растяжения связок Называют, что при оказании первой помощи накладывают тугую повязку и к пораженному месту прикладывают холод. Используют разрезной материал и составляют порядок действий при оказании первой помощи. Бинтуют восьмеркой, согласно составленному плану. Учащиеся, работая в группах, делают показ одного из приемов. | Регулятивные: выявление и формулировка цели, обучение элементам классификации Познавательные: выделение необходимой информации Коммуникативные: учет позиции партнера. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя Познавательные: умение строить речевое высказывание в устной форме. Познавательные: умение сравнивать, обобщать, выделять главное Регулятивные: определять и разрабатывать порядок действий по решению жизненных ситуаций Познавательные умение перерабатывать информацию для получения нового результата; умение сравнивать, обобщать Коммуникативные: понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Познавательные: перерабатывать информацию из одной формы в другую Регулятивные: самостоятельно осуществлять действия. Коммуникативные: умение работать сообща в группе Познавательные: умение самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные: понимать прочитанное, договариваться с партнерами группы. Познавательные: перерабатывать информацию из одной формы в другую Регулятивные: самостоятельно осуществлять действия. Коммуникативные: умение работать сообща Регулятивные: умение самостоятельно корректировать работу по ходу выполнения задания, принимают решение, учитывая мнение других Коммуникативные: умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное. Личностные: самоопределятся в жизненных ситуациях Регулятивные: умение ориентироваться в ситуации Познавательные: умение оценивать действия Познавательные: выполнение задач на продуктивное чтение. Регулятивные: умение соотносить результат своей деятельности с целью Коммуникативные: умение передать информацию в практические действия Познавательные: умение решать ситуацию – проблему Регулятивные: принятие решения Коммуникативные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Познавательные: умение выполнять логические действия абстрагирования. Регулятивные: умение увидеть проблему Коммуникативные: умение согласовывать свои интересы с интересами других Познавательные: умение самостоятельно предлагать информацию Регулятивные: самостоятельно осуществлять действия Коммуникативные: умение договариваться, понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Познавательные: решение проблем поискового характера Личностные: делают выбор ,как поступить Познавательные: создание алгоритмов действия Регулятивные: осознание того, что уже известно, усвоено Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. |