Окружающий мир
1 класс
Тема « Наши помощники – органы чувств».
Цели: - показать роль и специфику разных органов чувств;
- положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира;
- прививать бережное отношение к своему организму;
- обогащать словарный запас;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе;
- развивать устную речь.
Оборудование: карточки; магнитная доска; проектор; мешочек с предметами; стаканчики с ватными дисками, пропитанные запахами духов, лимона, чеснока, лука; стаканчики с жидкостью разного вкуса.
Тип урока: урок получения новых знаний с применением исследовательской технологии.
Ход урока:
1. Орг.момент- слайд № 1.
- Проверим всё ли готово к уроку, проверяем глазками: учебник, тетрадь, пенал.
2. – Отгадайте загадки.
А) На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются ( глаза)- слайд № 2.
Б) Оля слушает в лесу, как кричат кукушки
А для этого нужны нашей Оле …. ( ушки)- слайд № 3.
В) Между двух светил по середине один ( нос)- слайд № 4.
Г) Если б не было его, не сказал бы ничего (язык)- слайд № 5.
Д) Твои помощники взгляни- десяток дружных братьев,
Как славно жить, когда они работы не бояться ( руки) – слайд № 6.
- Ребята, определите тему нашего урока.
3. – Сегодня мы будем говорить о наших помощниках- органах чувств, с помощью которых мы получаем информацию- слайд № 7.
- Мы с вами выступим в роли исследователей. Кто такой исследователь?- слад № 8
Исследователь- человек, занимающийся научными исследованиями.
- Давайте с вами докажем необходимость этих органов чувств.
4. а)– Закройте глаза, что я держу в руках? ( дети затрудняются ответить)
- Какой орган чувств поможет нам увидеть то, что у меня в руках? ( глаза)
- Попробуйте дать научное определение этому органу ( орган зрения).
Б) – Послушайте звуки. Вашей задачей будет определить, что вы сейчас услышите? ( пение птиц)
- Какой орган чувств вам помог? ( уши)
- Попробуйте дать ему научное определение ( орган слуха).
Физминутка для глаз
В) – Мы продолжаем наше исследование, и для дальнейшей работы разделимся на 4 группы молодых учёных.
- А чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе- слайд № 9.
Правила работы в группе:
1) Умей выслушать собеседника, не перебивай.
2) Не согласен – объясни, почему.
3) Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.
4) Говори только по делу.
5) Работай дружно, помогайте друг другу.
- Для исследований нам понадобятся стаканчики с крышечкой ( один из группы берёт по одному стаканчику и несёт в свою группу).
- Ваша задача определить, что внутри, не снимая крышки. Как можно догадаться что внутри? ( по запаху)
- Пожалуйста, определите, что находится в стаканчиках. Какой орган помог почувствовать запах? ( нос)
Учитель: В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи. Умение человека различать запахи получило название обоняние.
- Дайте научное определение носу ( орган обоняния).
Г) Для продолжения работы нам опять понадобятся стаканчики. Берём по одному стаканчику с жидкостью на каждую группу и пытаемся определить, что это такое.
- Что нужно сделать? ( попробовать на вкус)
- Какой орган помогает определить вкус? ( язык)
- Дайте научное определение этому органу ( орган вкуса).
Физминутка
Д) – Продолжаем исследование ( каждая группа получает мешочек).
- Смотреть в мешочек нельзя, на язык пробовать не будем, по запаху тоже ничего не определим. Предложите, ребята, каким образом можно узнать, что находится в мешочке ( можно нащупать рукой).
- Что вам помогло определить предмет? ( руки, а точнее кожа, кожа осязает)
- Какое научное определение дадим этому органу чувств? ( орган осязания)
5. – Вот и подходит к концу наше исследование. Теперь мы можем ответить на вопрос: кто же наши верные помощники? ( дети перечисляют органы чувств)
- В чём их помощь? ( с помощью их мы видим, слышим, чувствуем запах и вкус, можем определять на ощупь)
6. Работа по учебнику стр. 54
- повторяют правила
- работа по рисунку
7. Работа в парах.
У детей карточка. Задание: дорисовать те органы чувств, которые помогут человеку почувствовать, что перед ним находится.
8. Итог урока:
- Как вы думаете, хорошо ли мы с вами поработали на уроке?
- В дневнике оцените свою работу.
Учитель оценивает работу детей пятёрками.