МОУ « Общеобразовательная Березниковская средняя школа»
Конкурс методических разработок
«Современный урок»
Номинация «Сценарии уроков по предмету»
Учитель начальных классов Какышова Анна Валериевна
Урок окружающего мира 2 класс по системе Л.В.Занкова
Тема: Органы чувств человека(2ч)
Цели и задачи:
- Ознакомить учащихся с органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом.
-Уточнить и расширить представления детей об органах чувств, их значении и гигиене.
- Расширить знания учащихся о бережном отношении к органам зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса, о их сохранении и улучшении.
-Обеспечить условия для формирования представлений связи органов чувств и здоровья человека;
-Развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;
Ход урока
1.Орг.момент
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
2.Объявление темы и целей урока.
На прошлом уроке мы узнали, что такое организм и что его образуют различные органы. А сегодня мы вспомним, как они называются, и поговорим о каждом в отдельности. У вас на партах лежит небольшой кроссворд, в течение урока мы его будем заполнять.
3. Формирование новых знаний
Органы чувств - связывают организм с окружающей средой. Это наши окна в мир. Органы чувств можно развивать и тренировать. Они позволяют полноценно учиться и трудиться. Среди нас живут, учатся ребята и взрослые с ограниченными возможностями. Наша обязанность бережно и уважительно относиться к ним, а Ваша задача сегодня на уроке понять насколько значим каждый орган чувств и как нужно их беречь, чтобы быть здоровыми и полноценными людьми

И так первый орган чувств.
1.У зверушки на макушке,
А у нас – выше глаз. (Ухо)
Запишите свой ответ в кроссворд под цифрой 1
Звучит музыка с голосами птиц.
- Голоса каких птиц вы услышали?
-Что помогло их услышать?
- Как слух помогает нам в жизни?
Посмотрите на доске рисунок органа слуха.
- Что является органом слуха?
Для чего служат животным уши?
Глаза ночью спят, а уши? Почему?
У кого есть кошка или собака? Наблюдалили вы за ними,когда они спят? От малейшего шума даже во сне их уши поворачиваются в сторону звука. Почему?
А что делают наши уши, когда мы спим?
Почему у человека мышцы, приводящие в движение ушные раковины, утратили свое первоначальное значение?
Оказывается, слышать можно не только ушами, но и усами, как моль, животом, как саранча, и даже всем телом, как рыбы и раки. У всех животных прекрасный слух, но вот у морскоймедузы он особенный. Своим «ухом» она за 15 часов слышит приближение бури. Летучая мышь «видит» ушами в полной темноте. Летает она и тихонько посвистывает.
Свист, наткнувшись на какую-нибудь ночную мошку, возвращается обратно, и мышь ухом «видит», что это - мошка, а не кошка.
- Плохо быть глухим, потому орган слуха надо беречь. Чтонужно делать или не делать, чтобы сберечь ваши уши?
Никогда не кричи никому в ухо, и не слушай долго громкую музыку в наушниках.
Отрегулируй дома нормальную громкость телевизора, радио, музыкального центра.
Никогда не ковыряй в ушах острыми предметами, ты можешь повредить барабанную перепонку.
4.Мой уши каждый день или используй гигиенические ушные палочки
5. Если почувствовали боль в ушах или попедет насекомое, то нужно обратиться к врачу.
Чувство слуха – одно из главных в жизни человека, так как со слухом связана способность человека говорить. А речь-это важное средство общения между людьми, основа их взаимоотношений в обществе. Потеря слуха может привести к нарушениям в поведении человека.
-С помощью слуха человек улавливает различные звуки, сигнализирующие о том ,что происходит во внешнем мире. При этом нашему слуху приятны одни звуки, такие как звуки природы (пение птиц, шорохи леса, звуки моря) и различные музыкальные произведения. И неприятны другие звуки - шум машин, работающих станков, взлетающих самолётов, да что там далеко ходить- шум на переменах в школе !
Вторая загадка
2.Есть у каждого лица
Два красивых озерца.
Между ними есть гора.
Назови их детвора. (Глаза)
Впишите ее в клеточки кроссворда.
Глаз - орган зрения. Его можно сравнить с окном в окружающий мир. Примерно 70 % всей информации мы получаем с помощью зрения, например, о форме, размерах, цвете предметов и др.
У глаз есть защита? Посмотрите на глаза вашего соседа.
Для чего нужны веки, брови, ресницы?
Конечно, они защищают наши глаза. Веки, на которых находятся ресницы, защищают глаза от сильного света и пыли.
Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекатьв глаза.
Для чего человек моргает? Попробуйте не моргать. Что происходит в ваших глазах?
Человек постоянно моргает. Он делает от 2 до 5 движений веками в 1 минуту. Поверхность глаза в момент моргания смачивается слезной жидкостью, предохраняющей ее от высыхания, заодно при этом очищается от пыли.
Посмотрите друг другу в глаза. Что вы видите?
Небольшой темный кружок - это зрачок. Через него внутрь глаза проходят лучи света.
Какого он цвета?
Какой цвет окружает зрачок?
Это радужная оболочка, в ней содержится пигмент, определяющий цвет глаз.
Какой цвет глаз, зрачка у вашего соседа?
В ваших глазах есть нервные клетки, которые позволяют нам различать цвета. Цвета сообщают нам очень много полезной информации. Но есть люди, которые не могут различать цвета, они не замечают разницы между ними. Это заболевание называется дальтонизмом.
Как видят цвета животные?
Не все животные могут, подобно людям, различать цвета. Так, пустынный муравей видит некоторые цвета даже лучше, чем человек. А вот кальмар вообще лишен способности различать цвета. Гремучие змеи способны «видеть» тепло. Они могут находить и ловить свои жертвы даже в полной темноте. Возле глаз у них имеются впадины, где находятся особые нервные клетки, способные воспринимать инфракрасное излучение. Ка
шалоты, совы, собаки и мыши видят все вокруг не цветным, а черно-белым. А вот черепаха видит все только зеленым, как салат. Много удивительных глаз на свете. Лягушкины глаза видят только то, что движется. Коршун с громадной высоты раз
глядит на земле маленького цыпленка.
А по глазам иного человека можно сразу узнать, правду он говорит или нет.
Береги свои глаза
Глаз поранить очень просто,
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лёжа книгу не читай!
На яркий свет смотреть нельзя,
Тоже портятся глаза!
Телевизор в доме есть –
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.
Не пиши склонившись низко,
Не держи учебник близко.
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра –
От стола до самых глаз
Должно быть 30 сантиметров.
Я вас хочу предостеречь!
Нужно всем глаза беречь!
Гимнастика для глаз. Выполняется стоя.
Голова неподвижна. Движутся только глаза. В вытянутой руке карандаш. Движения карандаша: влево – вправо –вверх – вниз. Глазами следить за кончиком карандаша (5 раз).
Ноги на ширине плеч, руки – на поясе. Резкие повороты вправо и влево. Взгляд по ходу движения (10 раз).
Быстро поморгать 15 секунд.
Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями в течение 30 секунд.
Третья загадка
3.Мы в нее зимой и летом,
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (Кожа)
При помощи кожи мы ощущаем предметы, тепло, холод. Мы воспринимаем давление, прикосновение, то есть мы осязаем. С помощью осязания мы судим о размерах, форме, мягкости, твердости.
Игра « Что в мешке?»
Нужно опустить руку в мешок и на ощупь определить что это за предмет, какой формы и из чего сделан.
Представьте себе, что у вас пропал орган осязания что случиться?

Невероятная история, которая могла бы произойти, если бы мы не чувствовали боли.
Следующий орган и еще одна загадка.
4.Меж двух озер стоит утес,
В нем две пещеры – это…(Нос) (запишите отгадку в кроссворд)
Игра « Парфюмер»
С закрытыми глазами определить по запаху предмет.
Как вы это определили, ведь вы их не видели, не слышали,
не трогали?
Каким органом мы чувствуем запахи? (Ответы учащихся.)
А зачем нужен нос?
Обоняние - это и есть восприятие разных запахов.
Подумайте, почему обоняние было хорошо развито у древнего человека?
- Рассмотрите внимательно рисунки животных и скажите,а для чего им нужен нос?
На доске рисунки дятла, свиньи, слонов, рыбы-меч, комара, попугая.




Животным носы помогают жить. Ими они чувствуют запахи еды и своих врагов. Добывают себе пищу, как дятел, который клювом долбит деревья и вытаскивает оттуда насекомых. Рыба меч своим страшным носом протыкает рыб. Свинья своим носом, как экскаватором, роет землю, отыскивая корешки. Своим носом-иголочкой комар сосет кровь. Хобот у слона - это и руки и нос, и душ в жаркую погоду. Цепляясь своим крючковатым клювом, попугай лазает по веткам. А есть такие дикие куры,которых нос - это термометр. Им они измеряют температуру песка, в котором закапывают яйца.
Какие могут быть запахи? На какие группы их можно разделить?
Они могут быть еле улавливаемыми, очень сильными, приятными, противными, зловонными.
Назовите несколько примеров таких запахов.
На какие два вида можно разделить запахи?
Запахи цветов, фруктов, животных - естественные запахи которыми обладают природные объекты. Духи, крема имеют искусственные запахи, созданные человеком.
Для чего нам нужно обоняние? (Чувствовать запах природы, свежего воздуха, цветов.)
Как оно помогает нам в жизни? (С помощью запаха можноопределить, испортилась пища или нет.)
Нужно ли беречь орган обоняния? Что произойдет, еемы лишимся обоняния? (Не сможем почувствовать аромат роз, узнать, испортилась ли еда.)
Обоняние - это способность человека чувствовать запахи: Оно помогает нам обнаружить несвежую пищу, вредные запахи в помещении.
Во время насморка человек почти не различает запахи. Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, так как не могут отличить некачественную пищу.
И последняя загадка
5. Первым пробовать привык
Угощенья все ….(Язык)
Посмотрите на язык, каждый участок языка чувствует один какой-то вкус: его кончик воспринимает сладкое, задняя часть горькое, боковые части кончика языка - соленое, а более дальние боковые части - кислое.

-А для чего служит язык у животных?
Язык - это разведчик. Он первый узнает, вкусная ли еда, соленая она или кислая, горькая или сладкая.
Язык - это еще и охотник. С его помощью хамелеоны и лягушки ловят пролетающих мимо насекомых. Муравьеды запускают свои длиннющие и клейкие языки в муравейники и наклеивают на них муравьев.
Дятел вытаскивает своим языком личинок из дерева.
Язык - это еще и ложка, которой звери лакают воду, мочалка для мытья и вентилятор для охлаждения в жаркую погоду.
Если бы у человека не было языка, он не смог бы разговаривать. Но нет ни одной рыбы, птицы или зверя, которые бы дразнились языком, как некоторые дети.
Лимон —кислый, Сахар - сладкий, Перец —острый, Соль —соленая...
А теперь посмотрите на кроссворд - он заполнился. Какое же слово получилось по горизонтали? Что оно означает?
| | | 3 к | | |
1 у | | | о | | 5 я |
х | | | ж | | з |
о | р | 2 г | а | 4 н | ы |
| | л | | о | к |
| | а | | с | |
| | з | | | |
Работа в тетради.
- Рассмотрите рисунки, зачеркните те, которые вы считаете опасными. Объясните почему.
-А сейчас поиграем!
Игра.
Я называю чувства, а вы показываете каким органом чувств надо воспользоваться, чтобы это почувствовать.
Мягкий, звонкий, красный, сладкий, тихий, кислый, жидкий, мелодичный, шершавый, соленый, холодный, острый, далекий, твердый.

И еще самое важное Все органы чувств подчиняются мозгу, и чтобы не происходило сообщают ему в первую очередь.
4. Итог урока.
Какую информацию об окружающем мире передает вам
каждый орган чувств?
Что произойдет, если человек утратил эти чувства?
Когда у человека хорошо развиты все органы чувств, он может хорошо учиться, работать, быстро замечать происходящее вокруг него, вовремя избегать опасностей. Берегите органы чувств. Как сохранить их здоровыми. Что для этого нужно делать, а что не нужно?