СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по русскому языку для 6 класса (школьный этап)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа состоит из  10 заданий. Шестиклассники в первую очередь встретятся с заданиями по орфоэпии, фонетике, лексике, фразеологии и  и друними разделами языкознания. Ученики поломают голову над "загадочными" строчками пушкинских сказок, а с помощью легендарного Эзопа обнаружат, как много лингвистических секретов таит в себе  слово "язык".

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку для 6 класса (школьный этап)»

Олимпиада по русскому языку

6 класс

1. Найдите слово, в котором количество звуков и букв совпадает, подчеркните его.

Вьюга, агентство, уменьшить, ясный.


2.Расставьте ударения в словах:

водопровод, километр, прибыла, из развитых (языков), красивее, звонит.


3. Обозначьте состав слов, укажите способ образования слов : приход, вызов, полёт, переход?Ответ__________________________________________________________________________________________________________________________________________________-

4.Какой фонетический признак объединяет слова: отдалиться, просьба, сгибать?

Ответ______________________________________________________________________


5. Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова:

трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.

Ответ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Объясните, что значат выделенные слова в отрывке из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина.

Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идёт

И ко граду их ведёт...

Ответ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. По библейскому преданию, когда еврейский народ шёл по пустыне в землю обетованную, Бог каждое утро посылал ему пищу с неба. Это предание породило фразеологизм. Вспомните - какой, его современное значение, составьте с ним предложение.

Ответ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


8. Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако, приставки, суффиксы, окончания, а также правила соединения слов в предложения точно такие же, как и в русском. Сделайте синтаксический разбор предложения, напишите части речи.

Сурепая рашка зажугила квинячий торщ.


9. Прочитайте текст. Определите его тему, идею. Подберите заголовок. Определите стиль текста. Какие типы речи соединены в данном тексте? Укажите изобразительно-выразительные средства языка (сравнения, эпитеты, олицетворения). Найдите в тексте слова с чередующимися корнями, графически объясните орфограмму. Заголовок_____________________

Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей, и отправляйся его берегом. Я иду берегом своего любимого ручья ранней весной. Вижу, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей. Ручей журчит и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся, лопаются и сбиваются в белопенный ком. Ручей разрастается, ширится. Вода собирается в струйки, будто сжимает мускулы в мучительной борьбе.

Тема________________________________________________________________________

Идея________________________________________________________________________

Стиль текста, типы речи_____________________________________________________

Сравнения____________________________________________________________________

Эпитеты____________________________________________________________________

Олицетворения_______________________________________________________________

Слова с чередующимися корнями_______________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

    Древнегреческий б...снописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устроил уг...щение ученикам, послал Эзопа на рынок и велел ему: «Купи нам всего лу...шего, что есть на свете!» Пр...шли гос(?)ти — Эзоп под...ёт одни только языки жареные, варёные, солёные.

    -Что это значит?

    - А разве язык не самое лу...шее на свете? … Ничего нет лу...ше языка!

    - Ну так на завтра купи нам всего ху...шего, что есть на свете.

На следующий день Эзоп опять под...ёт одни только языки.

    - Что это значит?

    - А разве язык не самое ху...шее на свете? … Ничего нет хуже языка!

Рассердился Ксанф, но придра(т,ть )ся (не)мог.


А. В обеих репликах Эзопа пропущены аргументы , которые он приводил для доказательства своих мыслей. Какие аргументы, по вашему мнению, приводил Эзоп?

Б. Запишите 5 выражений, пословиц и поговорок со словом язык. Объясните их значение. В. Составьте предложения со словом ЯЗЫК так, чтобы оно было разными членами предложения.