ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)
7 классы
Уважаемый участник олимпиады!
Вам предстоит выполнить письменные задания.
Время выполнения заданий соревновательного тура – 1 астрономический час (60 минут).
Выполнение письменных заданий целесообразно организовать следующим образом:
не спеша, внимательно прочитайте задание;
обдумайте и сформулируйте конкретный ответ только на поставленный вопрос;
если Вы отвечаете на задание, связанное с заполнением таблицы или схемы, не
старайтесь детализировать информацию, вписывайте только те сведения или данные, которые указаны в вопросе;
особое внимание обратите на задания, в выполнении которых требуется выразить Ваше мнение с учетом анализа поставленной проблемы.
Внимательно и вдумчиво определите смысл вопроса и логику ответа (последовательность и точность изложения);
Отвечая на вопрос, предлагайте свой вариант решения проблемы, при этом ответ должен быть кратким, но содержать необходимую информацию.
Задание соревновательного тура считается выполненным, если Вы вовремя сдаете его
членам жюри.
Максимальная оценка – 64 балла.
Таблица с баллами за каждое задание с указанием максимальной итоговой суммы
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Сумма |
Максимальный балл | | | | | | |
Балл участника | | | | | | |
Подпись проверяющего | | | | | | |
Задание 1
Известно, что русское ударение имеет несколько функций. Прочитайте пары слов, в которых выделенные буквы указывают на ударный звук. Распределите пары слов по группам в соответствии с функцией ударения в каждой паре.
срЕды- средЫ
мУка- мукА
одноврЕменно-одновремЕнно
пОлка- полкА
квАртал – квартАл
мУзыка-музЫка
девИца-дЕвица
Искра-искрА
клАдбище-кладбИще
кОмпас-компАс
№ | Функция ударения | Пары слов |
| Ударение различает слова (смыслоразличительная функция | |
| Ударение различает грамматические формы одного слова | |
| Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова | |
| Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова | |
| Ударение различает литературный и народнопоэтический (поэтический) варианты произношения слова | |
| Ударение не выполняет различительной функции (представлены варианты нормы) | |
| В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь) | |
Задание 2
Подберите русские эквиваленты (соответствия) к следующим фразеологизмам и пословицам:
Фрукты с того же дерева имеют разный вкус. (китайская)
Когда свиньи полетят (английская).
Полученный уксус лучше обещанной халвы (персидская).
Кот в перчатках мышей не поймает.(английская)
Кормить осла бисквитным тортом (португальский)
Чувствовать себя как осьминог в гараже (испанская)
Сердце опустилось в ботинки ( английский)
Спеши медленно, не торопясь (латинская)
Задание 3
В древнерусском языке в некоторых корневых морфемах на месте современного [э] писали букву ѣ («ять»). В современном русском языке в словах с такими корнями перед твердым согласным под ударением [э] сохраняется (река́ – ре́к), то есть пишется буква Е, а не Ё. Из приведенного списка выпишите слова, которые в текстах древнерусской письменности писались с буквой ѣ («ять») в корне, ответ обоснуйте:
беда, весна, герцогиня, делить, деловой, лететь, лекарство, лесник, село
Одно слово из списка отвечает условиям содержания буквы ѣ («ять») в корне в древнерусском языке, однако в нем не могло быть этой буквы. Выпишите это слово и объясните, почему в нем не могло быть буквы ѣ («ять»).
Задание 4
Прилагательные в приведенном списке образованы при помощи двух разных суффиксов. Найдите, от каких слов образованы эти прилагательные, определите суффиксы и распределите прилагательные по двум группам в зависимости от словообразующего суффикса:
внучатый, дощатый, дымчатый, звёздчатый, клетчатый, лапчатый, матерчатый, узорчатый.
Задание 5
Данные слова, оканчивающиеся на -ище, выбраны из Грамматического словаря русского языка:
дворище, жилище, хранилище
пожарище, топорище, городище
Авторы Словаря указывают, что слова первого ряда имеют окончание -Е в трех падежных формах, а слова второго ряда имеют окончание -Е в шести падежных формах. Определите эти падежные формы и объясните, почему количество форм (3 или 6) не совпадает.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
КРИТЕРИИ И МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ
ВЫПОЛНЕННЫХ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ
возрастной группы 7 класс школьного этапа
всероссийской олимпиады школьников по литературе
2021/2022 учебный год
Критерии оценивания
Задание 1
Известно, что русское ударение имеет несколько функций. Прочитайте пары слов, в которых выделенные буквы указывают на ударный звук. Распределите пары слов по группам в соответствии с функцией ударения в каждой паре
№ | Функция ударения | Пары слов |
| Ударение различает слова (смыслоразличительная функция | мУка- мукА пОлка- полкА |
| Ударение различает грамматические формы одного слова | срЕды- средЫ |
| Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова | Искра-искрА кОмпас-компАс |
| Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова | мУзыка-музЫка |
| Ударение различает литературный и народнопоэтический (поэтический) варианты произношения слова | девИца-дЕвица клАдбище-кладбИще |
| Ударение не выполняет различительной функции (представлены варианты нормы) | одноврЕменно-одновремЕнно |
| В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь) | квАртал - квартАл |
За каждый верный ответ участнику ставится по 1 баллу
Максимальный балл – 10 баллов
Задание 2
Подберите русские эквиваленты (соответствия) к следующим фразеологизмам и пословицам:
1. Фрукты с того же дерева имеют разный вкус. (китайская)
Русский аналог:На вкус, на цвет товарища нет
2. Когда свиньи полетят (английская).
Русский аналог:После дождичка в четверг .Когда рак на горе свистнет.
3. Полученный уксус лучше обещанной халвы (персидская).
Русский аналог: Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
4. Кот в перчатках мышей не поймает.(английская)
Русский аналог:Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
5. Кормить осла бисквитным тортом (португальский)
Русский аналог: метать бисер перед свиньями
6. Чувствовать себя как осьминог в гараже (испанская)
Русский аналог: чувствовать себя не в своей тарелке
7. Сердце опустилось в ботинки ( английский)
Русский аналог: душа ушла в пятки
8. Спеши медленно, не торопясь (латинская)
Русский аналог: Тише едешь – дальше будешь. Поспешишь – людей насмешишь.
За каждый верный ответ – 2 балла
Максимальный балл – 20 баллов
Задание 3
В древнерусском языке в некоторых корневых морфемах на месте современного [э] писали букву ѣ («ять»). В современном русском языке в словах с такими корнями перед твердым согласным под ударением [э] сохраняется (река́ – ре́к), то есть пишется буква Е, а не Ё. Из приведенного списка выпишите слова, которые в текстах древнерусской письменности писались с буквой ѣ («ять») в корне, ответ обоснуйте:
Слова, в которых нет перехода е́ →о́ и, следовательно, была ѣ:
беда – бе́ды (множественное число)
делить – разде́лка
деловой – де́ло
лекарство – ле́карь
лесник – ле́с.
За каждое выписанное и обоснованное слово – 2 балла
Одно слово из списка отвечает условиям содержания буквы ѣ («ять») в корне в древнерусском языке, однако в нем не могло быть этой буквы. Выпишите это слово и объясните, почему в нем не могло быть буквы ѣ («ять»).
Несмотря на то что слово герцогиня (герцогиня – ге́рцог) отвечает условиям наличия буквы ѣ, ее в нем не могло быть, так как слово иноязычного происхождения и его не было в древнерусском языке.
За правильное обоснование отсутствия ѣ – 4 балла
Максимальный балл – 14 баллов
Задание 4
Прилагательные в приведенном списке образованы при помощи двух разных суффиксов. Найдите, от каких слов образованы эти прилагательные, определите суффиксы и распределите прилагательные по двум группам в зависимости от словообразующего суффикса
Слова с суффиксом -чат- | Слова с суффиксом -ат- |
Дымчатый (от дым) | Внучатый (от внук – чередование ч/к) |
Звездчатый (от звезда) | Дощатый (от доска – чередование щ/ск) |
Лапчатый (от лапа) | Клетчатый (от клетка – чередование ч/к) |
Матерчатый (от материя) | |
Узорчатый (от узор) | |
За каждую обнаруженную пару слов – по 1 баллу. За правильное распределение слов по двум группам – 4 балла.
Максимальный балл – 12 баллов
Данные слова, оканчивающиеся на -ище, выбраны из Грамматического словаря русского языка:
1) дворище, жилище, хранилище
2) пожарище, топорище, городище
Авторы Словаря указывают, что слова первого ряда имеют окончание -Е в трех падежных формах, а слова второго ряда имеют окончание -Е в шести падежных формах. Определите эти падежные формы и объясните, почему количество форм (3 или 6) не совпадает.
Слова первого ряда среднего рода и имеют окончание -Е в трех формах:
именительный падеж единственного числа;
винительный падеж единственного числа
предложный падеж единственного числа.
Слова второго ряда в зависимости от значения употребляются как существительные мужского, так и среднего рода: пожарище – 1) увеличит. к пожар (м.р.), 2) место, где был пожар (ср.р.); топо́рище – увеличит. к топор (м.р.) и топори́ще – часть топора (ср.р.); городище – 1) увеличит. к город (м.р.), 2) древнее поселение (ср.р.). слова второго ряда, таким образом, имеют окончание -Е в 6 формах – трех формах мужского рода и трех формах женского рода.
За правильное определение трех форм – 3 балла. За объяснение, почему количество форм не совпадает – 5 баллов.
Максимальный балл – 8 баллов