Программное содержание: закреплять правильное произношение звука [д] в речи, продолжать учить определять наличие/ отсутствие этого звука в словах, совершенствовать навыки детей в проведении звуко- буквенного анализа слова, продолжать развивать фонематический слух, продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость.
Организационный момент
Мы руками хлоп, хлоп,
Мы ногами топ, топ,
Мы плечами чик, чик,
Мы глазами миг, миг,
Вправо, влево повернись
И соседу улыбнись!
ребята давайте мы с вами повторим, чем звуки отличаются от букв?
Буквы мы видим и пишем
Звуки мы слышим и говори
А какие бывают звуки? Гласные и согласные.
Какими бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие)
Каким цветом обозначаются твердые согласные? (Синим как лед)
А мягкие? (зеленым как травка)
Ребята я для вас приготовила интересные картинки (Дом, Дрова, Дым, дуб) какой звук объединяет эти сова?
Звук Д какой он (согласный) каким он бывает (твердый и мягкий)
4 Молодцы сейчас поиграем в игру с мячом «Замени первый звук на звук Д»
Сом-вождь-точка-пироги-пушка-круг-туш-пачка-лавка-волк-пух-рама-сон-крап-роза-мойка-лавка.
А сейчас за стол сядет тот, кто назовет слова со звуком Д, Д;
Сейчас мы с вами будем определять, где находится звук Д в слове: в начале, в середине или в конце. Я буду называть слово, а вы будете класть синий или зеленый квадратик в соответствующую клеточку.
(Дуб, дракон, дым, мода, ведро, подарок, код, лед, год)
Посмотрите я для вас приготовила вот такую картинку (Дыни)
Что на ней изображено?
Назовите первый звук в слове ДЫНИ
Какой фишкой обозначим первый звук в слове ДЫНИ
Почему обозначили синей фишкой
Как узнали что звук Д в слове ДЫНИ согласный твердый?
Давайте произнесем вместе и послушаем как он звучит, твердо или мягко (Пример ДЫНИ - ДИМА)
Значит звук [д] в слове «дыни» ….
и обозначается…
Надо найти и обозначить второй звук в слове «дыни».
- Как будем искать?
- Назовите имя второго звука в слове «дыни».
- Почему поставили красную фишку?
- Я думаю, что третий звук в слове «дыни» тоже гласный. Как вы думаете?
- Найдите и обозначьте фишками оставшиеся звуки.
- Назовите третий звук в слове «дыни».
- Как узнали имя третьего звука в слове «дыни»?
-Почему обозначили звук [нь] в слове «дыни» зеленой фишкой?
- Как узнали, что звук [нь] в слове «дыни» согласный мягкий?
- Четвертый звук обозначьте сами.
- Расскажите все про последний звук в слове «дыни»
Какой это звук, гласный или согласный, почему? Какой фишкой вы его обозначили.
Верно молодцы ребята.
А давайте придумаем предложение со словом ДЫНИ
Что знаете о дыне?
- Это овощ или фрукт?
- Какая дыня на вкус?
Давайте составим предложение по этим картинкам
МАМА КУПИЛА СЛАДКИЕ ДЫНИ
А можем мы поменять местами слова? Что получиться?
КУПИЛА МАМА СЛАДКИЕ ДЫНИ, СЛАДКИЕ ДЫНИ КУПИЛА МАМА (Можно дать детям в руки по слову и предложить им меняться местами)
Молодцы ребята. Понравилось вам наше занятие. А что было для вас сложным? Что легким?