Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 50»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ.
Тема: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста через познавательную активность»
Подготовили:
воспитатели группы компенсирующей направленности Балакина Яна Юрьевна,
Панюкова Галина Григорьевна.
Курск – 2021 г.
На сегодняшний день тема безопасности человека очень актуальна. Родители, как никогда, испытывают тревогу за своих детей. Взрослые не могут быть постоянно рядом с детьми, оберегая и защищая их от опасности. Задача взрослых подготовить подрастающее поколение к встречам со сложными жизненными ситуациями.
Все взрослые, сначала родители и близкие люди, а потом воспитатели и педагоги, являются важными учителями для ребенка при формировании его системы ценностей и безопасной жизнедеятельности. Вот почему внимание к вопросам по формированию ОБЖ остается приоритетным в любом образовательном учреждении.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем современном мире и, с точки зрения ученых, включает в себя несколько направлений:
1. Идентификация опасностей – распознание опасностей и их источников.
2. Разработка превентивных, или предупредительных, мер.
3. Ликвидация возможных последствий.
Таким образом, формула безопасности гласит:
предвидеть опасность;
при возможности избегать;
при необходимости действовать.
Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Опыт работы специалистов нашего дошкольного учреждения по формированию основ безопасности у воспитанников детского сада богат и разнообразен мероприятиями (дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение познавательной и художественной литературы, просмотр обучающих мультфильмов, досуги и развлечения, проектная деятельность, наблюдения, беседы, виртуальные экскурсии, конкурсы и выставки, тренинги и родительские собрания на актуальную тему).
Профилактические меры осуществляются с приходом малышей в учреждение и реализуются на протяжении всего пребывания детей в детском саду. Практика доказала необходимость формирования ОБЖ именно с младшего дошкольного возраста, так как в дальнейшем полученный детский опыт определяет взрослую жизнь каждой личности.
Любознательность и интерес ребенка к окружающей среде может быть для него небезопасный. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, следует воспитать готовность к эффективным и обоснованным действиям в возможных неадекватных ситуациях. Для этого существует целая система последовательной и целенаправленной деятельности - «от простого к сложному», которая берет свое начало с постановки целей и задач каждого запланированного мероприятия, с учетом возрастных особенностей детей.
Исходя, из анализа бесед и проведения ряда диагностических опросов, мы выявили проблему: у большинства воспитанников не сформированы представления о правилах поведения и общения с незнакомыми людьми, дети не владеют доступными правилами дорожного движения, пожарной безопасности, правилами пользования бытовыми приборами и орудиями труда. Кроме того, дети не самостоятельны, безынициативны, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не знают, как вести себя в экстремальной ситуации, не знают правила поведения по технике безопасности. Исходя из анкетирования и бесед с родителями выявлено, что в семье обучение малышей основам безопасного поведения ведётся бессистемно, не в полном объёме, имеет место оставления родителями детей одних в доме или квартире.
Сложившаяся ситуация позволила нам выявить ряд противоречий:
- потребность в формировании основ безопасности и отсутствие целенаправленной работы по данному направлению;
- между современными требованиями, предъявляемыми к профессиональной компетенции воспитателя, и низким уровнем использования активных форм и методов взаимодействия с воспитанниками;
- между непониманием важности данной проблемы родителями и необходимостью совместного взаимодействия по формированию основ безопасной жизнедеятельности детей.
Таким образом, из данных противоречий следует вывод: необходимо обобщить уже имеющийся опыт работы по данной теме, систематизировать и привнести в работу актуальные, современные эффективные технологии по формированию основ безопасности детей, а так же просвещению родителей.
Осуществляя реализацию поставленных целей и задач по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности, мы используем разнообразные методы: инновационные, практические, игровые, словесные, наглядные.
Наличие в кабинете автоматизированного рабочего места (с выходом в интернет) позволяет нам активно применять на практике мультимедиа технологии. В частности, любимый детьми метод – мульттерапия. Данную технологию считаем своевременной для обучения и развития навыков правильного поведения детей дошкольного возраста. Обучающие мультфильмы «Азбука безопасности» https://www.youtube.com/watch?v=c59aPRiLfA4 с героями любимых мультиков «Смешарики» способствуют воспитанию мотивации к безопасности и формированию системы знаний об источниках опасности, средствах предупреждения и преодоления трудностей.
Методика кейс-технология, с использованием сюжетных картин «Уроки безопасности» и интерактивных презентаций, игр, в процессе решения проблемных ситуаций позволяет сформировать у дошкольников компетенции безопасного поведения и быть психологически готовыми к преодолению опасных ситуаций. Данную методику можно использовать и как диагностический аспект: «Безопасность на отдыхе», «Бережем свое здоровье», «Съедобное-несъедобное» и т.д.
В реализации проектной деятельности участвуют все участники образовательных отношений: дети, их родители и педагоги (создание дидактических игр, пособий и поделок по ОБЖ, тематические встречи и конкурсы).
Кроме того нами была апробирована технология мультипликации, в ходе которой дети выступили в роли создателей героев мультфильма (поделки детей из пластилина), а так же в их озвучивании.
Наша система работы создана на основе программы Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», методических пособий К. Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольников», «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни».
Подготовительную работу начали с создания и расширения ППРС: центр ПДД, центр пожарной безопасности, центр скорой мед.помощи, а так же уголок дежурных пополнился дидактическими играми, книгами и атрибутами на тему ЗОЖ. Во всех центрах в достаточном количестве имеется разнообразное оборудование, пособия, игры и др. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время.
В данных уголках мы разместили мобильные прозрачные боксы с атрибутами для с/р игр как в группе (в любом ее месте по желанию и фантазии детей), так и для возможности взять на улицу:
«Скорая помощь» (костюмы: доктор, медсестра, фартуки и колпаки поварские; аксессуары: носилки, белая простынка 77х77 см, аптечка, инструменты, муляжи полезных продуктов; бумажная атрибутика: медицинская карта, рецепт, результаты рентгена, результаты УЗИ-диагностики, схема для проверки зрения, надписи к кабинетам, счастливчики (прототип денег) для покупки лекарств, права для водителя скорой помощи, руль.)
«Дорожная азбука» (костюм работника ДПС, палочка регулировщика, удостоверение, рация, дорожные знаки, мини-машинки, бокс-дорога, светофор, руль).
«Пожарная часть» (костюм пожарного и работника МЧС, каска, инструменты пожарного щита, рация, огнетушители, рукава, руль)
Наша система работы рассчитана на 4 возрастных периода - от младшей группы до подготовительной. Все занятия и виды деятельности подразделены на разделы:
• «Один дома»;
• «Азбука здоровья»;
• «Другие люди – кто они»;
• «Азбука дорожного движения»;
• «Мы и природа».
На первом этапе мы старались заинтересовать детей, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности жизнедеятельности. Выяснить уровень сформированности знаний и умений о правилах безопасного поведения. Одновременно, нами проводилась работа с родителями с целью оценки актуальности проблемы безопасности жизнедеятельности их детей и целесообразностью проведения специально организованных занятий по ОБЖ. В форме анкетирования, индивидуальных бесед и консультаций.
На втором этапе старались претворить эти правила в жизнь детей, показывали возможные их проявления в различных жизненных ситуациях, тренировали дошкольников в умении применять эти правила в экстремальных ситуациях.
На третьем этапе на основе усвоенных знаний и умений происходило осознанное применение практических действий в различных ситуациях. Основываясь на возрастных особенностях дошкольников, нами были разработаны основные направления по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей.
Связующим звеном между разделами стали новые друзья ребят- куклы Саша и Маша. Знакомство с ними прошло в игровой форме (дети, придя в группу, обнаружили необычный конверт без адресата (предположили, что это может быть письмо от друзей по посткроссингу), но внутри их ждал сюрприз-разрезная картинка, собрав которую дети увидели фото Саши и Маши)
Эти герои то и дело попадали в неприятные, а порой опасные ситуации и просили помощи у ребят, что мотивировало последних на поиски ЗУН(знания, умения, навыки) по данной теме. («Ситуация игры в мяч на проезжей части. И ее последствия». «Ситуация игры с пожароопасным предметом-спичками». «Вредная и полезная еда» и т.д.)
Так, например, перед началом работы над разделом «Азбука здоровья», дети вновь получили видеообращение от Саши и Маши, в котором Саша угощал Машу чипсами и кока-колой, а потом герои оказались в больнице и обратились за помощью разобраться, что же не так и почему к ребятам.
Все задания дети выполняли, играя в песке в специально созданном родителями пособии. Выполняя задания, узнали:
о полезных продуктах;
о витаминах и их влиянии на организм человека;
о пользе физических упражнений и спорта;
о пользе соблюдения гигиенических норм и о предметах личной гигиены.
Так как Саша и Маша живут в деревне и много времени проводят на свежем воздухе, играют с мячом, катаются на велосипеде, санках, лыжах. Едят здоровую пищу – овощи, фрукты, молоко, то именно с их помощью мы смогли раскрыть тему «Здоровый образ жизни».
Был проведён цикл бесед «Чем могут быть опасны грязные руки?», «Почему нельзя питаться чипсами и увлекаться газированной водой». В игровой форме, дети разобрались в том, что происходит у них в организме, получили элементарное представление о строении и функциях внутренних органов. Дошкольники учились проводить эксперименты и упражнения: прислушивались к работе сердца, определяли и объясняли ощущения, их причины, развивали навыки наблюдения, культуру поведения.
Итоговой работой по данному разделу стало создание лэпбука «Пирамида здоровья» («Веселые витамины», «Спортивные загадки», «Берегите зрение», «Спаси зубки от кариеса», «Добрые советы доктора», «Волшебные точки»-самомассаж, «Режим дня», «Дыхательная гимнастика»)
Таким образом, у детей по средством занятий, бесед, через дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые игры, наблюдения за собой, трудовую деятельность сформировались определённые знания, представления и навыки по валеологической культуре, появилось бережное отношение к телу, чистоплотность, появился интерес к занятиям физической культурой и спортом, чувства чуткости и сострадания к несчастьям ближнего, взаимопомощь.
Обучение правилам дорожного движения начинается с младшей группы, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний.
Саша и Маша снова не знали правил и попали в беду, играя на проезжей части, а ребята вновь отправились на поиски ответов, чтобы объяснить самостоятельно ошибки друзей и помочь им не попасть в происшествие вновь.
На этот раз формой закрепления знаний о правилах дорожного движения была выбрана мультипликация, детям очень нравился просмотр обучающих мультфильмов и они загорелись идеей создать свой собственный мультфильм для Саши и Маши. Выбрали произведение, по которому будет снят фильм (стихотворение Надежды Дедяевой «Не играйте на дороге»), из пластилина дети вылепили героев, а затем озвучили их. Так увидел свет мультфильм по ПДД «Не играйте на дороге».
Играя и одновременно практикуясь, дети прочно усваивают правила дорожного движения. На участке имеется небольшая автоплощадка, разметка, пешеходный переход -пост ДПС. Здесь с помощью игровых транспортных средств (педальных машин, велосипедов, во время игр, досугов дети узнают, что означают некоторые дорожные знаки, и знакомятся с правилами движения и безопасного поведения в окружающей обстановке. После того, как были усвоены правила для пешехода, начали использовать игры с использованием детских велосипедов, самокатов; принимали участие в проведении акции «Дорога и дети», где дети раздавали водителям рисунки и памятки о соблюдении правил дорожного движения.
Работа над формированием основ пожарной безопасности не обошлась без кукольных товарищей- Саши и Маши. Баловство с огнеопасным предметом стало причиной травматизма друзей, а дети решили не просто объяснить причины возникновения пожара и травм, но углубиться и рассказать Саше и Маше и о профессии пожарного, и пожарной машине. В ходе обсуждения было решено начать проект по данной теме. Во время проекта проводили тренировочные занятия-практикумы по эвакуации из здания детского сада, посещение Пожарно-спасательного музея, с целью ознакомления с профессией пожарного, рассматривания специального пожарного снаряжения, пожарной машины. Проведены опыты: «Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию?», «Почему во время пожара часто происходит взрыв?», «Чем можно потушить огонь?», «Водой масло не затушишь». Продуктами работы стало создание детьми из пластилина пожарного расчета, аппликаций, рисунков и плакатов.
Видео-переписка, в ходе которой деревенские и городские дети учили друг друга правилам безопасного поведения дома и на улице оказала плодотворное влияние на мотивацию ребят к самостоятельному поиску зун по теме «Безопасность».
Так же необходимо отметить, что работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляем в тесном контакте с родителями воспитанников. Родители на родительских собраниях, семинарах и беседах как в онлайн, так и оффлайн- режиме -видео-конференций знакомятся с системой работы дошкольного учреждения по формированию у детей безопасного поведения на дорогах и улицах, получают консультативную помощь по проблеме безопасности жизнедеятельности детей. И если теоретические знания мы можем обеспечить в детском саду, то их практическое применение ложится на плечи родителей. Мы стараемся убедить пап и мам наших воспитанников, в том, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого- либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. А разобщённость в требованиях, предъявленных детям в ДОУ и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду и даже агрессию.
Многие родители, имеющие свои автомобили стали более внимательными водителями, так как теперь их дети сами делают им замечания по поводу неправильной скорости при передвижении в тех или иных местах, остановках в неположенном месте, потому что очень хорошо выучили знаки дорожного движения. Вот каких результатов мы смогли добиться.
Проделанная работа дала положительный результат, как со стороны детей, так и родителей. С помощью родителей были изготовлены атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр, совместно с детьми принимали активное участие в конкурсах рисунков, поделок, плакатов по разделам ОБЖ.
Мы считаем, что главная цель достигнута - первоначальные знания у детей сформированы, имеются знания дорожной азбуки и культуры поведения на дороге и в транспорте, развиты представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, сформированы навыки жизнесберегающего поведения.
После повторного проведенного анкетирования родителей был получен следующий результат: 100% родителей отмечают увеличение знаний детей по данной теме. 90% родителей отмечают увеличение словарного запаса своих детей. 75% -отмечают изменения физического, психического, эмоционального здоровья детей в лучшую сторону. 90% -заметили изменение отношения ребёнка к своему здоровью и здоровью других людей. Дети стали более внимательными на дорогах города, в транспорте, в быту, в природе. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми. Стали больше внимания уделять гигиеническим процедурам, занятиям физкультурой и спортом. 85% родителей отметили, что повысился и их образовательный уровень по данной теме, они больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома.
Проведенная работа с детьми и родителями является лишь частью интересной работы и практической деятельности. В дальнейшем планируем продолжать изучение этой проблемы, обращать внимание на культуру поведения на улице и в быту самих родителей в присутствии детей. Профилактическая работа по предупреждению детского травматизма будет всегда стоять на первом месте. Самым главным результатом в работе с детьми стало то, что они осознали, что главным для человека является его жизнь и здоровье, поэтому их нужно беречь!
Источники
1. Авдеева Н.Н. Безопасность. Система развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности./Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.-М.:Детсво-Пресс,2014.-144с.
2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2 – 7 лет.
3. Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, Беседы. Игры./З.С. Дмитриенко.- М.:Детство-Пресс,2015.-240с.
4. Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3 – 7 лет
5. Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2019. – 117 с.
6. Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности. Взаимодействие семьи и ДОО./Л.Л.Тимофеева.-М.:Детство-Пресс,2015.-176с.-(Серия: ОБЖ детей дошкольного возраста).
7. Интернет ресурс:
Афоризмы и высказывания по безопасности. http://sec4all.net/aforizm.html
Обучающие мультфильмы «Азбука безопасности. Сборник / Смешарики».
https://www.youtube.com/watch?v=c59aPRiLfA4