СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание восстановительной программы куратором школьной службы примирения.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание восстановительной программы куратором школьной службы примирения.

Просмотр содержимого документа
«Описание восстановительной программы куратором школьной службы примирения.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

« КРАСНОГЛИННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»


630514 Новосибирская область, Новосибирский район, село Красноглинное,

улица Школьная 1а тел. 2952107 e-mail: [email protected]



Анализ проведенной восстановительной программы. Медиатор: Гончаренко Даниил, 7 класс.



Источник получения информации: родители, классные руководители.

Стороны: учащиеся: Юлианна, ученица 8 класса, проживает в селе Красноглинном и Карина, ученица 7 класса, проживает в поселке Новоозерный.

Содержание информации. Девочки учатся в разных классах, но гуляют в одной компании. С недавних пор постоянно конфликтуют по разным причинам, спорят, кричат, стараются нарочно «задеть» друг друга словами и доказать друг другу свою  правоту в  том или ином вопросе. Происходит эскалация конфликта и с разговоров и оскорблений девочки переходят на физическое воздействие (толкают друг друга в коридорах школы, портят личные вещи и т.д.) Первыми это заметили одноклассники и обратились к классному руководителю 7 класса, рассказав о происходящем. Другие учителя тоже это подтвердили. Затем позвонила мама Юлианны с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, она сказала, что Карина распускает «сплетни» о ее дочери, и родственники из поселка Новоозерный так же обеспокоенны тем, что слышат нелестные отзывы о Юлианне.

Первым делом классные руководители попытались поговорить с девочками по отдельности и услышали от них совершенно разную трактовку происходящего. Встретится и поговорить лично ученицы наотрез отказались, но пообещали соблюдать субординацию в школе. На какой-то период все стало спокойно и казалось, конфликт исчерпан, но через три дня позвонила мама Карины и пожаловалась, что дочь постоянно плачет и отказывается ездить в школу. Тогда классный руководитель 8 класса приняла решение обратиться в службу медиации в школе.

С Юлианной и Кариной были проведены отдельные предварительные встречи с целью сбора и анализа информации, необходимой посреднику для выявление интересов и побудительных причин поступков конфликтующих сторон.

Во время беседы с Юлианной выяснилось, что Карина отредактировала личную фотографию Юлианны, сделав под ней неприличные подписи, выложила в общий чат. Все ребята стали это комментировать и высмеивать Юлианну. В школе так же ребята не упускали случая поддеть девочку и вспомнить про эту фотографию. Юлианна пыталась открыто поговорить с Кариной, но она убегала и игнорировала ее. При этом Карина продолжала говорить гадости за спиной Юлианны. Компания ребят, в которой гуляли девочки, тоже разошлась на две стороны. Юлианна не понимала в чем дело.

В беседе с Кариной, медиатор выяснил, что Юлианна «отбила» парня у Карины, хотя та считала ее своей подругой. От обиды и злости Карина выложила отредактированную фотографию Юлианны, считая ее действия некрасивыми. Многие девочки в компании поддерживали Карину. Но говорить и встречаться с Юлианной на прямую Карина отказывалась.

Создание доверительной атмосферы в разговоре с каждой ученицей позволило добиться спокойного эмоционального состояния конфликтующих, дать возможность девочкам выговориться и подготовить их к медиативной встречи. Медиатор смог донести до конфликтующих, что дальше так продолжаться не может и лучше сесть за стол переговоров и решить все мирным путем. Согласовав удобное время для встречи, была назначена процедура медиации.

Девочки пришли на медиативную встречу добровольно, но настрой был далеко не положительный, им явно было тяжело находиться в одной комнате. Были заслушаны обе стороны, уточнены обстоятельства и отношение обеих сторон к произошедшему. При проведение совместной беседы через 15 минут было налажено взаимодействия между конфликтующими сторонами и установлена атмосферы взаимопонимания. В ходе примирительной процедуры ребята сами назвали причины конфликта, смогли встать на место другой стороны и сами обдумывали варианты решения проблемы. Они предварительно, готовясь к встрече, достаточно мудро разобрали ситуацию в семьях, назвав пути игнорирования конфликтных ситуаций. На будущее поняли, что ссора произошла из-за малозначимых обстоятельств и, что в решении любого случая важен конструктивный подход и умение слушать и слышать другого человека, а также уважать мнение окружающих. Ребятам было предложено подписание примирительного договора. Договор был подписан, учащиеся пожали друг другу руки по-мужски и с хорошим настроением вышли из кабинета.


Результаты, резюме. Ребята были удовлетворены исходом медиации. Они смогли поговорить друг с другом в открытую и выяснить все недопонимания. Родители поблагодарили службу, отметив воспитательный момент, а служба, в свою очередь, поблагодарила родителей за сотрудничество.

Медиативные технологии не могут разрешить все спорные школьные ситуации, не подменяют административные меры. Но важно, что они предлагают разумную альтернативу разрешению многих назревающих и текущих конфликтов, дают возможность сторонам воспользоваться восстановительным подходом в максимальном количестве случаев в целях обеспечения комфортной и безопасной среды в школе.



Принципывосстановительногоподхода

Реализация

(в чем и как проявились при работе волонтёра ШСП с конфликтом)

Восстановление взаимопонимания у участников

Взаимопонимание было установлено в ходе примирительной встречи, ребята проговорили свои чувства и постарались встать на место друг друга.

Принятие участниками конфликта на себя ответственности по его урегулированию

Ребята сразу согласились на встречу, т.к. хотели разъяснить ситуацию и прекратить затянувшийся конфликт.



Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва)

Глеб принял извинения Артема, а так же признал и свою вину в сложившейся ситуации и извинился сам.

Как стороны ответили на вопрос «Что важно сделать для того, чтобы подобное не повторилось?»

Ребята решили что виноваты оба и в дальнейшем будут вести себя толерантно.

Помощь родных, друзей, заинтересованных педагогов (если они участвовали)

Классныйруководитель, ознакомленный, с разрешения ребят, с итогами восстановительной программы, принял роль куратора (наблюдателя) в течение месяца.




Медиация – это метод, в основе которого лежит уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений, основывающихся на возможности защиты и удовлетворения интересов сторон, при условии предоставления равных прав всем сторонам спора.

Процедура медиации ориентирована на выработку консенсусных решений сторон. Решение, основанное на консенсусе, в отличие от компромиссного, в полной мере удовлетворяет интересы каждой из сторон, и в силу этого является наиболее жизнеспособным и стабильным.

Перед российским медиативным сообществом встала задача разработать специально для нашей страны оригинальный метод с использованием понимающего подхода для образовательно-воспитательной сферы – школьную медиацию. Специалистами Центра медиации и права был проанализирован и обобщен тот опыт, который накоплен в США, Великобритании, Австрии, Германии и других странах, и разработан метод, учитывающий особенности российского образования, семейных отношений и социокультурных условий. При этом метод "Школьной медиации" ориентирован на работу со всеми участниками образовательного и воспитательного процесса.

Что означает "понимать"? На первый взгляд, если есть коммуникация, то все очень просто: "Я сказал – ты понял". Однако это — кажущаяся простота. В конфликте обычно происходит так, что стороны, не имея возможности и желания понять друг друга, часто предпочитают "уничтожить" противника, порой в ущерб самим себе. Получить информацию – мало, ее еще нужно правильно понять.

И это один из аспектов, с которыми работает медиация. Ею производится коррекция нарушенной или деформированной коммуникации, создание условий для понимания сторонами самих себя и друг друга. Важно понимать, что создать благоприятный климат и безопасное пространство, повысить качество обучения невозможно без понимания взрослыми простой, но чаще всего игнорируемой истины, что общение и есть воспитание.

Как правило, взрослые не обращают внимания на эти конфликты, в течение длительного времени противоречия игнорируются и самими сторонами конфликта, пока какой-нибудь случай не приведет к взрыву эмоций, открытому противостоянию. Тогда учителя, администрация и родители начинают выяснять, что произошло, «искать виноватого, наказывать невиновного» и так далее.

Школьники также самостоятельно, без участия взрослых, разбирают конфликты, и даже приглашают посредников – ребят из своего окружения – чтобы «рассудить конфликт». Из собственного личного школьного опыта, из литературных источников, взрослые представляют, что может произойти на этих «переговорах», и, по-возможности, пресекают проведение этих встреч. С другой стороны, ребята нуждаются в приобретении собственного опыта урегулирования конфликтов, и в случае, если они пойдут после школы «выяснять отношения» куда-нибудь «за гаражи», хочется, чтобы они знали и умели использовать современные инструменты разрешения конфликтов. Навыки анализа ситуации, грамотная коммуникация, самоконтроль и ответственность - помогут «переговорщикам» использовать силу слова, контролировать ситуацию, избежать драк и насилия.

Но, основной целью внедрения школьной медиации является создание такой атмосферы и таких условий в школе, чтобы у ребят не возникало необходимости уходить из школы для выяснения отношений. Каждый учащийся должен иметь возможность обратиться за помощью в урегулировании конфликта в Службу медиации своей школы и выбрать медиатора, с которым ему было бы удобно решать свою проблему – взрослого или кого-нибудь из школьников.

Таким образом, в рамках деятельности Службы школьной медиации для ребят создаются условия, в которых они приобретают собственный опыт урегулирования конфликтов сначала на занятиях с классом, потом на школьных соревнованиях, потом в качестве члена СШМ – на районных Турнирах школьных команд медиаторов, затем на межрайонных соревнованиях. Также ребята могут пройти подготовку по программам медиаторов-ровесников и стать школьным медиатором.