Конспект урока по ОПК «Монастырь» 4 класс
Цель: 1. познакомить с понятиями МОНАСТЫРЬ, МОНАХ и их жизнью,
2. развивать ценности и чувства,
3. формировать уважительное отношение к истории и культуре своего народа.
Задачи ( в том числе формирование УУД):
Познавательные УУД: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;
Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое высказывание.
Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание нового материала, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному и делать определённые прогнозы на опережающие задания, рефлексия.
1. Познакомить учащихся с жизнью православного монастыря;
2. Проанализировать смысл монашеских обетов;
3. Воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь своей жизни;
4. Воспитывать любовь, уважение и гордость за православные святыни родного края;
Новые слова: монах, монастырь, мантия, чётки. Клобук.
1.Организационный момент.
Ребята! Где можем услышать звон колоколов? Храм, церковь. Собор, монастырь
Слайд 2 Кто знает. Что это? Монастыри Ульяновской области. Жадовский мужской монастырь.
Женский монастырь Михаила Архангела.
А кто там живёт? Посмотрите на изображение.
О чём же мы сегодня будем говорить на уроке?
Да, сегодня речь пойдёт о монастыре и монахах. Сегодня мы с вами откроем дверь в новый для нас мир, и пусть это будет доброе открытие.
2.Беседа по опережающему заданию:
Давайте вглядимся в черты лица этого монаха. Что видим?
А что привело его в монахи?
Да, вы правы. (желание молиться и служить Богу)
Тогда кого мы называем монахом? Ответы детей.
Верно. Сверим со словарём. Слайд 3.
Давайте уточним, как мы с вами отличаем монаха от обычного человека. Слайд 4
В чём особенности этого одеяния? ( цвет, длина…)
Почему? В чём призвание монаха? ( служить и молиться Богу)
Но молиться и мы с вами можем. Это стараться жить по заповедям, посещать церковь, делать милостыню, помогать ближним и нуждающимся. Многие посты соблюдают. Но монах живёт иначе. Для монаха – служить Богу – зов сердца. Человек этот решается встать на путь отречения от всего мирского. Сначала несколько лет человек проживает в монастыре послушником.
Закончите фразу:
- ПОСЛУШНИК – это… ( тот, кто выполняет любое распоряжение наставника – уборка территории, уход за дом. животными, пекарня, пасека, полевые работы и т.д.). Это человек, который выполняет безропотно самую тяжёлую работу, при этом не эабывает посещать богослужения на территории монастыря. Слайд 5.
Если за это время желание стать монахом не пропадало, то послушник просит принять его в монахи и даёт монашеский обет.
ОБЕТ- это обещание, а что может он обещать? Предположите. (заповеди, нет ничего личного. Нет семьи). Слайд 6.
Верно. Самое главное: Строгое соблюдение заповедей, беэбрачие, нестяжание (жить без личных вещей, не зависеть от денег), полное послушание.
Выскажете своё мнение, как это жить без личных вещей? У вас есть свои личные вещи, например, джинсы, компьютер. Трудно?
Одеяние монаха ещё раз подчёркивает, что у них нет предметов роскоши. Одежда рабочая толбко и праздничная.
Только после обета происходит обряд ПОСТРИГА.
- Как понимаете это слово?
В церковном мире под словом постриг понимается срезка пряди волос, человек отдаёт себя в слуги Христу и получает новое имя.
Итак, мы с вами выяснили, кто такой монах. Кто же он?
А где живут монахи?
Посмотрите, слова монастырь, монах, монашество (общность монахов) – это однокоренные слова.
Ещё монахов у нас называют инок ( иной), чернец, черноризец.(цепь слов на доске выставляется постепенно). Слайд 7-14.
- Так что же такое монастырь? ( место, где живут монахи вместе с земельными угодьями и производствами, у монахов всё своё.)
- Что вас поразило в жизни монахов?( много работает, нищета, нет ничего…)
Да, скромность во всём, немногословие, постоянный труд и молитва. Поэтому девиз любого монаха: «ТРУДИСЬ И МОЛИСЬ». Слайд 15.
Как вы думаете, почему монах должен опустить «очи в землю»? Что значит это выражение?
( Это значит, что монах должен стараться не отвлекаться от внутренней молитвы, меньше смотреть на внешний мир и больше заботиться о состоянии своей души.)
А теперь ответьте мне на главный вопрос:
Всякий ли человек может стать монахом? А ответом на него будет работа в группах. Слайд 16.
Раздача вопросов - 4 группы.
1 группа – назвать мирское и монашеское имя известных святых, используя текст – справку.
2 группа – алгоритм «как человек становится монахом».
3 группа – расшифровка старинной пословицы.
4 группа – синквейн «Монах».
ИТОГ.
Всякий ли человек может стать монахом? Да. Нет.
Монахом становится тот, кто ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом.
Верно. Только тот, у кого пересилит желание служить богу, проявить сильные волевые качества, такие, как сила воли, упорство в достижении цели, трудолюбие и др.
Домашнее задание. Слайд 17.
Найти и оформить информацию о монастырях ульяновской области в любой форме.
И закончить наш урок мне хотелось бы словами из стихотворения Ивана Саввича Никитина.
Крестом высоким осененный,
Вдали от сел и городов,
Один стоишь ты, окруженный
Густыми купами дерев.
Вокруг глубокое молчанье, И только с шелестом листов Однообразное журчанье Живых сливается ручьев, И ветерок прохладой веет, И тень бросают дерева, И живописно зеленеет Полян высокая трава.
О, как сыны твои счастливы!
В твоем безмолвии святом
Они страстей своих порывы
Смирили бденьем и постом;
Их сердце отжило для мира,
Ум с суетою незнаком,
Как будто светлый ангел мира
Их осенил своим крестом,
И внемлет вечное бог слово,
Их тяжкий труд благословив,
Святых молитв живое слово
И гимнов сладостный призыв.
Справка для учителя.
Монастырь – это особый мир. Любовь русского народа к монастырям известна давно. Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. С тех пор главное правило для монахов: «Трудись и молись». Сначала монахи жили в далёких от людей пустынях, но встречаясь с монахами люди стали замечать в их глазах какую – то особую тишину, радость, свет и мир. И люди стали просить монахов поселиться поближе, чтобы они могли приходить к ним для участия в молитве, в церковных службах и чтобы у простых мирян была возможность получить духовные советы.
Слово «монах», происходит от греческого слова «монос» - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием в жизни является всегда быть с Богом.
В монастыре каждый несёт своё послушание – обязанность. Стать монахом не просто. Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на монахов и их образ жизни, с особым благоговением и усердием исполнять возложенное на него послушание. . После того, как послушник или послушница твёрдо решили связать свою жизнь с монастырём, они подают прошение о принятии их в монахи. Для этого существует специальный обряд, называемый постриг.
Сначала будущий монах произносит монашеские обеты, которые включают в себя:
1. Исполнение заповедей Господних;
2. Добровольная нищета;
3. Совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику.
После приношения обетов, с головы монаха состригают несколько прядок волос, что означает добровольное и самостоятельное решение отдать себя в слуги Христу.
Торжественно на монаха надевают его новую одежду.
Пояс - является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.
Мантия – с одной стороны, она означает охраняющуюи покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни.
Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает,что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.
Клобук - именуется шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей.
Чётки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве.