Чухрий Вера Васильевна, учитель биологии МОУ СОШ №9 г. Буй Костромской области
Конспект урока к презентации к уроку биологии по теме: «Опорно-двигательная система человека. Скелет»
Класс: 8
УМК: В.В. Пасечник
Цель: обобщить знания по опорно-двигательной системе человека; уметь распознавать части опорно-двигательного аппарата, понимать их функциональное значение.
Тип урока: обобщающий
Применение: на уроках биологии любого типа по использованию презентации фрагментами (слайдами)
Задачи урока:
Обобщить знания об опорно-двигательной системе человека с использованием презентации.
Проверить ЗУН по изучаемой теме.
Оборудование: проектор, ПК, модель скелета человека.
Форма организации учебной деятельности: групповая
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Целеполагание. Актуализация.
Слайд 1 (основа электронного плаката)
Учитель. С момента рождения и до глубокой старости наше тело выполняет различные движения. Движение- это жизнь! Как вы думаете, какую систему человека мы сегодня будем обобщать? Поставьте цель.
Учащиеся ставят цель.
3.Обобщение по осевой части скелета. Групповая работа
Слайд 5. Выход с основного слайда плаката – цифра 1 «Строение черепа».
-Обсудите в группах цифровые обозначения костей скелета. Назовите их. Определите тип соединения костей черепа.
-Выступление групп с показом костей на скелете. Дополнение, исправление.
Учитель открывает ответы.
Слайд 6. Выход с основного слайда плаката – цифра 2 «Строение позвоночника».
-Составьте в группах рассказ о строении позвоночника и типе соединения костей. Подготовьте выступление.
Выступление групп с показом костей скелета позвоночника на скелете. Дополнения.
Учитель включает анимацию и надписи с помощью вкладки «Показать. Скрыть». Корректируются ответы учащихся.
Слайд 7. Выход с основного слайда плаката – цифра 3 «Строение грудной клетки».
-Расскажите о строении грудной клетки. Определите тип соединения костей и типы костей. Рассказ сопровождайте показом костей на слайде.
Учитель включает анимацию, которая сопровождается текстом. Коррекция ответов детей.
4.Обобщение о добавочном скелете.
Слайд 8. Выход с основного слайда плаката – цифра 4 «Скелет верхних конечностей и пояса верхних конечностей».
-На листочках составьте вопросы по строению и типам соединения костей верхних конечностей. Каждый вопрос обозначайте цифрой, которая указана на слайде. Рядом с вопросом напишите ответ. Сдайте листочки учителю.
Учитель открывает ответы. Корректировка неточностей в ответах учащихся.
Демонстрирует анимационный ролик по работе мышц.
-Определите вид работы мышц: статическая, динамическая. Обоснуйте свой выбор.
Ответы на листочках оцениваются.
Слайд 9. Выход с основного слайда плаката – цифра 5 «Скелет нижних конечностей и тазового пояса».
-Обсудите строение. Определите тип соединения костей. Напишите ответы на листочке: напротив цифры – название кости. Сдайте листочки учителю.
Учитель открывает ответы. Корректировка неточностей в ответах учащихся.
Ответы на листочках оцениваются.
Слайд 2. Выход с основного слайда плаката – цифра 6 «Скелет человека».
-Рассмотрите скелет человека. Найдите суставы, выделенные красными кружками. Около каждого сустава есть цифра. Напишите её и укажите название сустава на листочках. Ответы сдайте учителю.
Учитель открывает ответы. Корректируются ответы учащихся.
Со слайда 2 осуществляется переход на слайд 3.
Учитель открывает вкладки типов костей и даёт задание группам:
-Найти на скелете тип костей (1 группа – губчатые; 2 группа - трубчатые; 3 группа - смешанные; 4 группа - плоские). Показать и назвать. Выступающие от каждой группы выходят по очереди и показывают на скелете.
Учитель открывает вкладки и проверяется правильность выполнения задания.
Учитель даёт задание: каждая группа на листочке должна подписать части строения трубчатой кости и в скобках обозначить функциональное значение. Включает названия и проверяется правильность ответов.
Учитель включает анимационный ролик с заданиями «Строение и состав костей». Ответы и комментарии даёт та группа, которая первая поднимет флажок.
Завершение урока: открывается вкладка «Типы соединения костей» и осуществляется переход на слайд 4. Выполняются на оценку 2 задания: 1- типы соединения костей (цифра – написать название соединения костей); 2- строение сустава (цифра – написать части сустава). Листочки сдаёт каждая группа для оценивания.
Примечание: за работу каждая группа получает бонус (смайлик). По их количеству оценивается работа групп на уроке и выставляется итоговая оценка по уроку, которая включает и правильность ответов на листочках по заданиям.
Итог урока. Рефлексия.
Я могу рассказать об опорно-двигательной системе человека.
Я на уроке лучше понял опорно-двигательную систему.
Я не совсем хорошо понял опорно-двигательную систему.
Мне ещё нужно почитать в учебнике, чтобы лучше понять тему.
Работа с ресурсом:
Общее.
Каждый слайд имеет вкладку: «Показать. Скрыть». Используется для объяснения материала (показать надписи), контроля (скрыть надписи).
Работа со слайдами.
Первый слайд: цифры на скелете – это триггеры, переключают на слайды в соответствии нумерации частей скелета.
Второй слайд: названия частей скелета и суставов.
Третий слайд: классификация костей. Верхние вкладки с названиями групп костей управляются с помощью триггеров: первый раз кликнуть – появляется вкладка с примерами названий костей, второй раз кликнуть – появляются примеры картинок с костями. По гиперссылкам осуществляется выход: на анимационный ролик (макроскопическое и микроскопическое строение костей, химический состав), на задание по типам соединения костей (четвёртый слайд).
Пятый слайд: кости черепа.
Шестой слайд: строение позвоночника и позвонков.
Седьмой слайд: строение грудной клетки. Показ осуществляет анимированная указка.
Восьмой слайд: скелет плечевого пояса и верхних конечностей. Анимационный ролик по работе мышц верхней конечности. Статическая и динамическая работа.
Девятый слайд: тазовый пояс и строение нижних конечностей.