проверочный контроль (Александр III и начало правления Николая II)
Перед выполнением все повторить, никуда не смотреть!
ЧАСТЬ 1
Ответами к заданиям является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание).
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
I съезд РСДРП.
Распространение марксизма в России.
Начало издания газеты «Искра»
«Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
Возникновение группы «Освобождение труда».
2. Установите соответствие между событиями и годами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
События | Годы |
А. Введение золотого стандарта | 1. 1881 г. |
Б. Введение должности земских начальников | 2. 1885 г. |
В. Начало царствования Николая II | 3. 1889 г. |
Г. Морозовская стачка | 4. 1894 г. |
| 5. 1897 г. |
| 6. 1900 г. |
3. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением двух, имеют отношение к реформам С.Ю. Витте.
1) протекционизм; 2) политическая реформа; 3) иностранные инвестиции; 4) железнодорожное строительство; 5) политика русификации; 6) стимулирование роста.
Найдите и запишите порядковые номера терминов, не относящихя к реформам Витте.
Ответ: ___________________________.
4. Напишите пропущенные слова:
Ремесленное производство, нацеленное на обслуживание бытовых потребностей населения в условиях дороговизны фабричной продукции и сезонности сельскохозяйственного производства, называлось _______________ ________________.
5. Установите соответствие между деятелями оппозиционного движения и теми течениями общественной мысли, к которым они принадлежали. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Деятель | Течение |
А. Н.К. Михайловский | 1. Революционный марксизм |
Б. Ю.О. Мартов | 2. «Легальный марксизм» |
В. Б.Н. Чичерин | 3. Либерализм |
Г. К.П. Победоносцев | 4. Либеральное народничество |
| 5. Революционное народничество |
| 6. Консерватизм |
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
Фрагменты источников |
А) | «Я рад видеть представителей всех сословий, съехавшихся для заявления верноподданнических чувств. Верю искренности этих чувств, искони присущих каждому русскому. Но мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекавшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления. Пусть все знают, что я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный покойный родитель» |
Б) | «...Посреди великой нашей скорби Глас Божий повелевает нам стать бодро на дело Правления, в уповании на Божественный Промысл, с верою в силу и истину Самодержавной власти, которую мы призваны утверждать и охранять для блага народнаго от всяких на нее поползновений. Да ободрятся же пораженныя смущением и ужасом сердца верных наших подданных, всех любящих отечество и преданных из рода в род Наследственной Царской власти. Под сению Ея и в неразрывном с Нею союзе земля наша переживала не раз великия смуты и приходила в силу и в славу посреди тяжких испытаний и бедствий, с верою в Бога, устрояющаго судьбы ея» |
Характеристики
В документе признается необходимость некоторых общественных преобразований
Данное выступление привело к Ходынской катастрофе из-за большого числа желающих услышать его
Документ определил стратегический курс нового императора до конца его царствования
Документ остался в истории под забавным названием
Разочарование, вызванное данным документом, привело к росту недовольства и новому общественному подъему
Это отрывок из первого публичного выступления нового императора
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
7. Выберите три территории, которые в 1880-1890-е годы продемонстрировали ускоренный промышленный рост.
Московский район
Восточная Украина
Дальний Восток
Западная Сибирь
Польша
Урал
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) Система обработки крестьянами помещичьей земли собственным инвентарем за арендованную землю, назывались ______________
Б) Вольнонаемные сельскохозяйственные рабочие назывались ______________
В) Лица, способствующие на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающие им материальную помощь из личных средств, назывались ______________
Пропущенные элементы:
Батраки
Издольщина
Меценаты
Отработки
Отходники
Спонсоры
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
9. Установите соответствие между событиями и связанными с ними географическими названиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Событие | Место |
А. Деятельность группы «Освобождение труда» | 1. Варшава |
Б. Морозовская стачка | 2. Женева |
В. Деятельность «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» | 3. Киев |
Г. I съезд РСДРП | 4. Минск |
| 5. Орехово-Зуево |
| 6. Санкт-Петербург |
10. Прочтите отрывок из стихотворения А. Блока и напишите фамилию человека, о котором идет речь.
«…И не было ни дня, ни ночи,
А только – тень огромных крыл;
Он дивным кругом очертил
Россию, заглянув ей в очи
Стеклянным взором колдуна;
Под умный говор сказки чудной
Уснуть красавице не трудно, –
И затуманилась она,
Заспав надежды, думы, страсти…»
Ответ: ______________________
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной
буквами, выберите номер нужного элемента.
Деятель культуры | Произведение | Творческое объединение, журнал |
И.Е. Репин | ____________(А) | ____________(Б) |
____________(В) | «Хованщина» | ____________(Г) |
____________(Д) | ____________(Е) | «Отечественные записки» |
Пропущенные элементы:
«Богатыри»
«Иван Грозный и сын его Иван»
«История одного города»
«Мир искусства»
«Могучая кучка»
«Передвижники»
М.Е. Салтыков-Щедрин
М.П. Мусоргский
П.И. Чайковский
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
12. Прочитайте отрывок из документа.
«Когда передовые представители рабочего класса усвоят идеи научного социализма, идею об исторической роли русского рабочего, когда эти идеи получат широкое распространение и среди рабочих создадутся прочные организации, преобразующие теперешнюю разрозненную экономическую войну рабочих в сознательную классовую борьбу, — тогда русский РАБОЧИЙ, поднявшись во главе всех демократических элементов, свалит абсолютизм и поведет РУССКИЙ ПРОЛЕТАРИАТ (рядом с пролетариатом ВСЕХ СТРАН) прямой дорогой открытой политической борьбы к ПОБЕДОНОСНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ».
Используя отрывок, выберите в приведенном списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Автор документа – сторонник радикальных взглядов.
Автор придерживается народнических воззрений.
Автор критикует взгляды социал-демократов.
Данный документ распространялся нелегально.
Документ адресован крестьянам и убеждает их подчиниться рабочим.
Возможное время появления документа – 1890-е гг.
Рассмотрите схему и выполните задания 13-16
13. Напишите фамилию путешественника, чьи экспедиции отмечены на карте: ___________________
14. Напишите, какое животное названо в честь этого путешественника: __________________
15. Напишите название государства, территорию которого этот путешественник преимущественно исследовал: _____________
16. Какие суждения, относящиеся к событию на карте, являются верными? Выберите три суждения, запишите их номера в таблицу.
В ходе последней экспедиции путешественник был убит и съеден каннибалами.
Данный путешественник прославился также изучением быта папуасов Новой Гвинеи.
Организация подобных экспедиций стала возможна после заключения договоров 1858 и 1860 гг.
Отмеченные на карте экспедиции одновременно являлись завоевательными походами.
Отмеченные на карте экспедиции принесли ценные сведения о природе и быте изучаемого региона.
Этот же путешественник исследовал Уссурийский край на Дальнем Востоке.
17. Установите соответствие между деятелем культуры и сферой его деятельности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Деятель | Сфера деятельности |
А. Шервуд, Тон | 1. Живопись |
Б. Антокольский, Опекушин | 2. Архитектура |
В. Балакирев, Бородин | 3. Скульптура |
Г. Ермолова, Комиссаржевская | 4. Музыка |
| 5. Литература |
| 6. Театр |
Рассмотрите изображение и выполните задания 18-19.
18. Какие суждения о памятнике, изображенном на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных и запишите их в таблицу.
В данном здании размещена коллекция русской живописи.
В здании заседала Московская городская дума.
Здание было разрушено в советский период.
Фасад здания исполнен в псевдорусском (неорусском) стиле.
Это одно из самых старых московских зданий.
19. Какие из объектов, представленных ниже, были созданы в тот же период, что и предыдущие? В ответе запишите цифры, под которыми они указаны.
1
2
3
4