СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опорный конспект-схема "Россия при Александре III и в начале правления Николая II.".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опорные конспекты-схемы по истории с тренингом и контролем. 

Просмотр содержимого документа
«Блок Александр III-текст»

Российская империя при Алексадре iII и в начале царствования николая II (1881-1900)

(пояснительный текст к блоку)


Обобщающий символ — наглядно показанное «сворачивание» реформ в начале царствования Александра III.


Внутренняя политика и общественные отношения. Александр III пришел к власти после убийства своего отца. Он был убежденным сторонником сохранения самодержавия и причиной подъема революционного движения считал излишний либерализм своего отца. Новый император начал проводить реакционные преобразования, призванные ограничить или ликвидировать некоторые либеральные реформы предшествующего царствования (контрреформы). Главным вдохновителем и идеологом этого курса был воспитатель царя обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев (1).

Самый большой удар был нанесен по местному самоуправлению. «Положение о земских участковых начальниках» ограничило крестьянское самоуправление (2). Новое «Земское положение» усилило роль дворян в земствах (3). Новое «Городовое положение» усилило контроль губернаторов над городскими думами и изменило положение о выборах в пользу крупных предпринимателей (4). Составной частью контрреформ стали новации в сфере просвещения (см. Культура).

Важным направлением деятельности правительства стала русификация (меры по распространению русского языка и культуры, ограничение прав евреев-иудаистов и поляков-католиков, ограничение автономии Финляндии и пр.) (5).

Революционному народничеству был нанесен смертельный удар казнью первомартовцев и разгромом Исполнительного комитета «Народной воли» (6). Но на протяжении всего периода предпринимались попытки создать новую революционную структуру и возобновить террор. В одной из таких групп принял участие старший брат В.И. Ленина Александр Ульянов (был казнен вместе с соучастниками за подготовку покушения на императора) (7).

В целом в оппозиционном движении господствовало либеральное народничество (главный идеолог – Н.М. Михайловский) (8), но начал распространяться марксизм. Бывший народник Г.В. Плеханов создал в эмиграции группу «Освобождение труда» для пропаганды марксистских идей в России (9). В стране постоянно возникали (и разоблачались полицией) подпольные марксистские кружки. Постепенно марксизм стал завоевывать популярность в связи с ростом рабочего движения (т.к. в марксизме именно рабочим отводилась главная роль в ниспровержении существующего строя). На многих оппозиционно настроенных интеллигентов большое впечатление произвела мощная Морозовская стачка на текстильной фабрике в Орехово-Зуево (1885) (10).

В 1894 на престол вступил сын Александра III Николай II. Вопреки надеждам части общества, он оказался не бОльшим либералом. чем его отец. Во время торжеств на коронации императора в Москве (1895) возникла ужасная давка, погибло много людей («Ходынка») (11).

В середине 1890-х гг. марксизм превратился во влиятельное в России идейно-политическое учение. Революционные марксисты в 1895 создали в Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» (В.И. Ленин, Ю.О. Мартов и др.), но он был разгромлен полицией, а лидеры сосланы (12). Ряд оставшихся на свободе второстепенных деятелей петербургского «Союза» и марксисты из других городов в 1898 на I съезде в Минске провозгласили создание Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) (13). Но фактически партия создана не была, т.к. не были приняты ее программа и устав. В 1900 эмигрировавшие лидеры революционных марксистов Ленин и Мартов, а также деятели группы «Освобождение труда» начали издание газеты «Искра», которая нелегально доставлялась в Россию и способствовала налаживанию связей между марксистами (14).

Революционные марксисты вели ожесточенную полемику с «экономистами» (Е.Д. Кускова и пр.), которые полагали, что рабочие должны бороться только за улучшение своего экономического положения (15), и легальными марксистами (П.Б. Струве и др.), ценившими в марксизме лишь критику пережитков капитализма и отвергавшими идею пролетарской революции (16).

Внешняя политика. Основное направление внешней политики – европейское (взаимоотношения с ведущими европейскими державами – Англией, Францией, Германией, Австро-Венгрией). Постепенно в качестве одного из важнейших направлений также выдвигается дальневосточное.

В начале правления Александра III Россия находилась в союзе с Германией и Австро-Венгрией («Союз трех императоров») (17). Однако соперничество на Балканах и Ближнем Востоке, торгово-экономические противоречия и образование явно враждебного России Тройственного союза Германии, Австро-Венгрии и Италии способствовали краху российско-германского партнерства. Взамен Россия пошла на сближение с Францией, с которой у нее не было противоречий из-за сфер влияния и которая могла давать царскому правительству выгодные кредиты. В 1893 окончательно оформился русско-французский союз (18).

Весьма враждебными были отношения России с Англией из-за соперничества на Среднем Востоке (Иран, Афганистан, Тибет) и Дальнем Востоке (Китай, Корея). В обоих регионах Россия стремилась к расширению сферы своего влияния. В Китае опорной базой России стал арендованный у Китая Пор-Артур, была построена Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД). Укрепление позиций России в Китае и Корее вызывало противодействие не только Англии, но США и особенно Японии (19).

Вместе с тем Россия в начале правления Николая II демонстрировала миролюбие. В 1898 по инициативе России была созвана международная конференция в Гааге, обсудившая проблему гонки вооружений и создавшая третейский суд при разрешении международных споров (20)

Хозяйство. До начала 1890-х гг. экономическое развитие России не отличалось стабильностью, но в 1892 министром финансов стал С.Ю. Витте (21), реализовавший программу резкого ускорения промышленного роста страны. В рамках этой программы государство начало осуществлять масштабное железнодорожное (Транссиб) и иное строительство, раздавая заказы частным компаниям на выгодных условиях (22). Были приняты эффективные меры по привлечению иностранного капитала (23). В 1897 Витте осуществил удачную финансовую реформу, которая ввела свободный обмен бумажных денег на золотые монеты (24). Однако бюджет наполнялся за счет увеличения налогового бремени крестьян и введенной Витте в 1894 государственной винной монополии (25).

Сельское хозяйство переживало кризис, вызванный неспособностью многих помещиков наладить управление в новых условиях, а также крестьянским малоземельем и нищетой большинства крестьян (недостаток земли из-за быстрого роста численности населения и сохранения части земли в руках помещиков + разорительные налоги) (26). В 1891 Россия пережила жестокий голод (27), и позже голодные годы стали повторяться с удручающей периодичностью.

Культура. При Александре III политика контрреформ ярко проявилась в сфере образования. В 1884 новый университетский устав ограничил автономию университетов (28). В 1887 так называемый «циркуляр о кухаркиных детях» фактически запретил принимать в гимназии детей крестьян и городской бедноты (29). В сфере печати ужесточилась цензура, в 1884 был закрыт последний демократический журнал «Отечественные записки», редактировавшийся М.Е. Салтыковым-Щедриным (30).

В сфере художественной культуры в целом господствовал критический реализм, но в конце столетия появилось новое направление, характеризуемое обобщенными терминами модернизм, декадентство, авангард. Для него свойственно подчеркивание одиночества человека и абсурдности окружающего мира (31). В архитектуре преобладал русско-византийский стиль (Исторический музей и пр.) (32)




Просмотр содержимого документа
«Контроль по теме Александр III - часть А»

проверочный контроль (Александр III и начало правления Николая II)

Перед выполнением все повторить, никуда не смотреть!


Часть А

При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по вашему мнению, является правильным.

A1. Какой ряд дат отражает важные события в истории российской социал-демократии?

  1. 1881 г., 1894 г.;

  2. 1883 г., 1895 г.;

  3. 1887 г., 1897 г.;

  4. 1889 г., 1891 г.

A2. Внешняя политика Александра III характеризуется:

  1. намерением любым путем сохранить союзнические отношения с Германией;

  2. усилением влияния России в Болгарии и Сербии;

  3. стремлением усилить позиции России на Дальнем Востоке;

  4. большими территориальными приобретениями.

A3. Разгром «Народной воли» привел к тому, что в оппозиционном движении в течение следующих десяти лет господствующее положение заняли идеи:

  1. «легальных марксистов»;

  2. либеральных народников;

  3. революционных марксистов;

  4. либералов.

A4. Революционный марксизм 1880–1890-х гг. характеризует суждение:

  1. участие предпринимателей в управлении будет в интересах страны;

  2. террор нужен для дезорганизации правительства;

  3. трудовое крестьянство – главная движущаяся сила революции;

  4. в России развивается капитализм.

A5. Главным внешнеполитическим союзником России к концу правления Александра III становится:

  1. Великобритания;

  2. Австро-Венгрия;

  3. Франция;

  4. Германия.

A6. Струве, Бердяев, Булгаков – это:

  1. руководители Морозовской стачки;

  2. революционные народники;

  3. либеральные народники;

  4. «легальные марксисты».

A7. И народничество, и марксизм характеризует общее представление о:

  1. социализме как справедливом строе, основанном на общественной собственности;

  2. необходимости индивидуального террора против деятелей правительства;

  3. необходимости революционного переустройства общества;

  4. движущих силах будущей российской революции.

A8. С началом жизненного пути В.И. Ульянова (Ленина) связаны населенные пункты:

  1. Екатеринбург, Томск;

  2. Симбирск, Казань;

  3. Астрахань, Ростов;

  4. Тула, Калуга.

A9. Земские начальники – это:

  1. должностные лица земского самоуправления (члены земских управ);

  2. должностные лица из дворян, контролировавшие крестьянское самоуправление;

  3. председатели губернского и уездного земских собраний;

  4. представители губернаторов в земских собраниях.

A10. Прочтите отрывок из речи императора и укажите год, в котором она была произнесена.

«Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления; пусть все знают, что я… буду охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный родитель».

  1. 1881 г.;

  2. 1885 г.;

  3. 1895 г.;

  4. 1898 г.

A11. В начале 1880-х гг. Г.В. Плеханов перешел от:

  1. революционного народничества к революционному марксизму;

  2. либерального к революционному народничеству;

  3. «легального марксизма» к революционному марксизму;

  4. народовольчества к социал-демократии.

A12. «Передвижники» выступили против:

  1. невозможности получить хорошее художественное образование за границей;

  2. навязывания сюжетов на темы из Древней истории и мифологии;

  3. усиления цензуры в сфере изобразительного искусства;

  4. запрета изображать повседневную жизнь в России.

A13. Александр III:

  1. уничтожил выборность земских гласных;

  2. поставил земские собрания под контроль губернаторов и МВД;

  3. ограничил права местного самоуправления;

  4. ликвидировал городские думы.

A14. I съезд РСДРП состоялся:

  1. в 1881 г.;

  2. в 1885 г.;

  3. в 1895 г.;

  4. в 1898 г.

A15. С.Ю. Витте стимулировал:

  1. железнодорожное строительство;

  2. приток иностранного капитала;

  3. рост государственных доходов;

  4. верно все вышесказанное.

A16. Ведущим драматическим театром России 1870-1890-х гг. был

  1. Большой

  2. Малый

  3. Мариинский

  4. Художественный

A17. Прочтите отрывок из газетной статьи и укажите дату событий, о которых идет речь.

«Присяжным был задан сто один вопрос, из коих на каждый был дан ими ответ отрицательный. Присяжные, таким образом… сполна оправдали всех подсудимых. А так как судились из числа рабочих признанные за главных зачинщиков и участников, то вышло как бы так, что беспорядков вовсе не было, что если были в этом деле виновные, то разве только хозяин фабрики».

  1. 1881 г.;

  2. 1885 г.;

  3. 1894 г.;

  4. 1898 г.

A18. Последствие финансовой реформы С.Ю. Витте:

  1. превращение рубля в свободно конвертируемую валюту;

  2. прекращение притока иностранного капитала;

  3. рост расходов на вооружение;

  4. рост расходов на поддержку помещичьего землевладения.

A19. К.П. Победоносцев занимал должность:

  1. секретаря Государственного совета;

  2. обер-прокурора Святейшего синода;

  3. министра внутренних дел;

  4. министра иностранных дел.

A20. Не относится к марксистским организациям:

  1. Российская социал-демократическая рабочая партия;

  2. кружок Д. Благоева;

  3. группа «Освобождение труда»;

  4. кружок А.И. Ульянова.


Просмотр содержимого документа
«Тренинг по теме Александр III - 2017»

Тренинг


1. Работа с хронологией.

Заполните таблицу.

№ п/п

Событие

Дата

«Ананасный манифест» (год)


I съезд РСДРП (год)


Введение должности земских начальников (год)


Гаагская конференция (год)


Заключение русско-французского союза (годы)


Морозовская стачка (год)


Мощный промышленный подъем в России («виттевская индустриализация») (десятилетие)


Начало царствования Николая II (год)


Образование петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» (год)


Финансовая реформа (год)


«Ходынская катастрофа» (год)



2. Работа с персоналиями.

Заполните таблицу.

Исторический

деятель

Кто такой(ие)?

Что сделал? Что с ним произошло? (1881-1900 гг.)

В.И. Ульянов (Ленин), Ю.О. Мартов

Представители (какого течения?) _______________ _________________, создали (какую организацию?) ___________________________________, (что с ними произошло?) ____________________________

М.Н. Ермолова

(Кто?) _____________________________

К.П. Победоносцев

(Кто?) _____________________________, при Александре III считается (кем?) _____________________________

М.Н. Катков

(Кто?) _____________________________, в 1880-е годы придерживался (каких взглядов?) _____________________

Морозовы, Гучковы, Коноваловы, Прохоровы

Династии (кого?) _______________________________

Н.К. Михайловский

Идеолог (какого течения?) __________________________

Плеханов, Игнатов, Засулич, Дейч, Аксельрод

(Кто по взглядам?) _____________________________, члены (какой группы?) ___________________________

Пржевальский, Миклухо-Маклай, Семенов-Тян-Шанский

(Кто?) _____________________________

В.О. Ключевский

(Кто?) _____________________________

Бунге, Вышнеградский

(Кто?) _____________________________, занимали какую должность?) ___________________________

С.Ю. Витте

(Кто?) _____________________________, занимал (какую должность, когда?) ________________________________, сделал ставку на строительство (чего?) ________________, стимулировал приток в Россию (чего?) ________________, провел (что?) ____________________________, ввел (что?) ____________________________

Сеченов, Мечников, Тимирязев

(Кто?) _____________________________

Струве, Бердяев, Булгаков, Туган-Барановский

Представители (какого-течения в социал-демократическом движении?) __________________________

Третьяков

(Кто?) _____________________________

Сытин

(Кто?) _____________________________

Шервуд

(Кто?) _____________________________

Яблочков, Лодыгин, Попов

(Кто?) _____________________________, Попов изобрел (что?) _________________________

Жуковский, Можайский, Циолковский

(Кто?) _____________________________


3. Работа со схемами.

Подпишите на схеме (в пустых квадратах) взаимоотношения в треугольнике государство – крестьянские хозяйства – промышленность и транспорт, сложившиеся к концу XIX в., а также реформы С.Ю. Витте (обозначены на схеме цифрами в кружках). Укажите в таблице последствия работы данного хозяйственного механизма для промышленности и сельского хозяйства.


















4. Работа с картой.

Найдите на карте:

1) районы быстрого промышленного роста: Центральный, Южный, Бакинский;

2) город Орехово-Зуево.


5. Работа с понятиями.

Дайте определение понятий.

1. Контрреформы —


2. «Циркуляр о кухаркиных детях» —


3. Отработочная система —


4. Кулачество —


5. Расслоение крестьянства —


6. Кустарные промыслы —


7. «Тройственный союз» —


8. Винная монополия —


9. Марксизм —


10. «Легальный марксизм» —


11. Русификация —


6. Работа с источниками.

Определите, о каких странах идет речь в отрывках из дипломатических документов.

1. «Ст. 1. Выс. дог. стороны обещают друг другу мир и дружбу, и они не вступят ни в какой союз или обязательство, направленные против одного из их государств. Они обязуются приступить к обмену мнениями по политическим и экономическим вопросам общего характера, которые могли бы возникнуть, и они кроме того обещают взаимную поддержку друг другу в границах своих собственных интересов.

Ст. 2. В случае, если Италия, без прямого вызова с ее стороны, подверглась бы нападению 1–________ по какому бы то ни было поводу, обе другие дог. стороны обязаны подать атакованной стороне помощь и содействие всеми своими силами.

Такая же обязанность ляжет на Италию в случае не вызванного прямо нападения 1–________ на 2–________». (Из союзного договора 1882 г.)

2. «Если 1–________ подвергнется нападению со стороны 2–________ или Италии, поддержанной 2–________, 3–________ употребит все войска, какими она может располагать для нападения на 2–________.

Если 3–________ подвергнется нападению 2–________ или Австрии, поддержанной 2–________, 1–________ употребит все войска, какими может располагать для нападения на 2–________». (Из проекта военной конвенции 1892 г.)


7. Работа с суждением историка.

Проанализируйте приведенное ниже высказывание историка В.Г. Чернухи об Александре III. Что общего отмечает автор в мировоззрении Николая I и Александра III? Согласны ли вы с оценкой веры Александра III в необходимость сохранения самодержавия как «слепой»? Почему?


«Подобная картина наблюдалась и при Николае I, на которого Александр III был очень похож при всем внешнем различии. У них была общая психология – хозяина большого поместья, единолично за все отвечающего… Если задаться вопросом, какие личные убеждения более всего сказались на политике Александра III, то на первое место придется поставить слепую веру в необходимость сохранения самодержавия. Власть воспринималась им как собственность, а люди, разговаривающие о народовластии, как воры… Чего стоит его заявление: "Конституция? Чтоб русский царь присягал каким-то скотам?"».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


8. Работа с изображениями.

Найти в Интернете и вставить следующие изображения:

- церковь Спаса на Крови (указать архитектурный стиль, автора и на месте чего сооружена)

- здание Исторического музея в Москве (указать архитектурный стиль и автора)



Просмотр содержимого документа
«?????? ?????????? ?? ???? ????????? IIII ? 2017»

проверочный контроль (Александр III и начало правления Николая II)

Перед выполнением все повторить, никуда не смотреть!

ЧАСТЬ 1

Ответами к заданиям является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание).

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.


  1. I съезд РСДРП.

  2. Распространение марксизма в России.

  3. Начало издания газеты «Искра»

  4. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

  5. Возникновение группы «Освобождение труда».







2. Установите соответствие между событиями и годами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

События

Годы

А. Введение золотого стандарта

1. 1881 г.

Б. Введение должности земских начальников

2. 1885 г.

В. Начало царствования Николая II

3. 1889 г.

Г. Морозовская стачка

4. 1894 г.


5. 1897 г.


6. 1900 г.


А

Б

В

Г






3. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением двух, имеют отношение к реформам С.Ю. Витте.

1) протекционизм; 2) политическая реформа; 3) иностранные инвестиции; 4) железнодорожное строительство; 5) политика русификации; 6) стимулирование роста.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, не относящихя к реформам Витте.

Ответ: ___________________________.


4. Напишите пропущенные слова:

Ремесленное производство, нацеленное на обслуживание бытовых потребностей населения в условиях дороговизны фабричной продукции и сезонности сельскохозяйственного производства, называлось _______________ ________________.


5. Установите соответствие между деятелями оппозиционного движения и теми течениями общественной мысли, к которым они принадлежали. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Деятель

Течение

А. Н.К. Михайловский

1. Революционный марксизм

Б. Ю.О. Мартов

2. «Легальный марксизм»

В. Б.Н. Чичерин

3. Либерализм

Г. К.П. Победоносцев

4. Либеральное народничество


5. Революционное народничество


6. Консерватизм


А

Б

В

Г






6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

Фрагменты источников

А)

«Я рад видеть представителей всех сословий, съехавшихся для заявления верноподданнических чувств. Верю искренности этих чувств, искони присущих каждому русскому. Но мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекавшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления. Пусть все знают, что я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный покойный родитель»

Б)

«...Посреди великой нашей скорби Глас Божий повелевает нам стать бодро на дело Правления, в уповании на Божественный Промысл, с верою в силу и истину Самодержавной власти, которую мы призваны утверждать и охранять для блага народнаго от всяких на нее поползновений. Да ободрятся же пораженныя смущением и ужасом сердца верных наших подданных, всех любящих отечество и преданных из рода в род Наследственной Царской власти. Под сению Ея и в неразрывном с Нею союзе земля наша переживала не раз великия смуты и приходила в силу и в славу посреди тяжких испытаний и бедствий, с верою в Бога, устрояющаго судьбы ея»


Характеристики

  1. В документе признается необходимость некоторых общественных преобразований

  2. Данное выступление привело к Ходынской катастрофе из-за большого числа желающих услышать его

  3. Документ определил стратегический курс нового императора до конца его царствования

  4. Документ остался в истории под забавным названием

  5. Разочарование, вызванное данным документом, привело к росту недовольства и новому общественному подъему

  6. Это отрывок из первого публичного выступления нового императора


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Фрагмент А

Фрагмент Б






7. Выберите три территории, которые в 1880-1890-е годы продемонстрировали ускоренный промышленный рост.

  1. Московский район

  2. Восточная Украина

  3. Дальний Восток

  4. Западная Сибирь

  5. Польша

  6. Урал


8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Система обработки крестьянами помещичьей земли собственным инвентарем за арендованную землю, назывались ______________

Б) Вольнонаемные сельскохозяйственные рабочие назывались ______________

В) Лица, способствующие на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающие им материальную помощь из личных средств, назывались ______________

Пропущенные элементы:

  1. Батраки

  2. Издольщина

  3. Меценаты

  4. Отработки

  5. Отходники

  6. Спонсоры


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В





9. Установите соответствие между событиями и связанными с ними географическими названиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Событие

Место

А. Деятельность группы «Освобождение труда»

1. Варшава

Б. Морозовская стачка

2. Женева

В. Деятельность «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»

3. Киев

Г. I съезд РСДРП

4. Минск


5. Орехово-Зуево


6. Санкт-Петербург


А

Б

В

Г








10. Прочтите отрывок из стихотворения А. Блока и напишите фамилию человека, о котором идет речь.

«…И не было ни дня, ни ночи,

А только – тень огромных крыл;

Он дивным кругом очертил

Россию, заглянув ей в очи

Стеклянным взором колдуна;

Под умный говор сказки чудной

Уснуть красавице не трудно, –

И затуманилась она,

Заспав надежды, думы, страсти…»

Ответ: ______________________


11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной

буквами, выберите номер нужного элемента.

Деятель культуры

Произведение

Творческое объединение, журнал


И.Е. Репин



____________(А)


____________(Б)


____________(В)


«Хованщина»



____________(Г)


____________(Д)


____________(Е)


«Отечественные записки»



Пропущенные элементы:

  1. «Богатыри»

  2. «Иван Грозный и сын его Иван»

  3. «История одного города»

  4. «Мир искусства»

  5. «Могучая кучка»

  6. «Передвижники»

  7. М.Е. Салтыков-Щедрин

  8. М.П. Мусоргский

  9. П.И. Чайковский


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г

Д

Е








12. Прочитайте отрывок из документа.

«Когда передовые представители рабочего класса усвоят идеи научного социализма, идею об исторической роли русского рабочего, когда эти идеи получат широкое распространение и среди рабочих создадутся прочные организации, преобразующие теперешнюю разрозненную экономическую войну рабочих в сознательную классовую борьбу, — тогда русский РАБОЧИЙ, поднявшись во главе всех демократических элементов, свалит абсолютизм и поведет РУССКИЙ ПРОЛЕТАРИАТ (рядом с пролетариатом ВСЕХ СТРАН) прямой дорогой открытой политической борьбы к ПОБЕДОНОСНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ».


Используя отрывок, выберите в приведенном списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Автор документа – сторонник радикальных взглядов.

  2. Автор придерживается народнических воззрений.

  3. Автор критикует взгляды социал-демократов.

  4. Данный документ распространялся нелегально.

  5. Документ адресован крестьянам и убеждает их подчиниться рабочим.

  6. Возможное время появления документа – 1890-е гг.






Рассмотрите схему и выполните задания 13-16



13. Напишите фамилию путешественника, чьи экспедиции отмечены на карте: ___________________


14. Напишите, какое животное названо в честь этого путешественника: __________________


15. Напишите название государства, территорию которого этот путешественник преимущественно исследовал: _____________


16. Какие суждения, относящиеся к событию на карте, являются верными? Выберите три суждения, запишите их номера в таблицу.


  1. В ходе последней экспедиции путешественник был убит и съеден каннибалами.

  2. Данный путешественник прославился также изучением быта папуасов Новой Гвинеи.

  3. Организация подобных экспедиций стала возможна после заключения договоров 1858 и 1860 гг.

  4. Отмеченные на карте экспедиции одновременно являлись завоевательными походами.

  5. Отмеченные на карте экспедиции принесли ценные сведения о природе и быте изучаемого региона.

  6. Этот же путешественник исследовал Уссурийский край на Дальнем Востоке.






17. Установите соответствие между деятелем культуры и сферой его деятельности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Деятель

Сфера деятельности

А. Шервуд, Тон

1. Живопись

Б. Антокольский, Опекушин

2. Архитектура

В. Балакирев, Бородин

3. Скульптура

Г. Ермолова, Комиссаржевская

4. Музыка


5. Литература


6. Театр


А

Б

В

Г






Рассмотрите изображение и выполните задания 18-19.


18. Какие суждения о памятнике, изображенном на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных и запишите их в таблицу.



  1. В данном здании размещена коллекция русской живописи.

  2. В здании заседала Московская городская дума.

  3. Здание было разрушено в советский период.

  4. Фасад здания исполнен в псевдорусском (неорусском) стиле.

  5. Это одно из самых старых московских зданий.





19. Какие из объектов, представленных ниже, были созданы в тот же период, что и предыдущие? В ответе запишите цифры, под которыми они указаны.

1

2

3

4