Определение типа мышления
Хочешь быть умным – научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.
(Народная мудрость)
Здравствуйте!!!!
- С человеком, которого приятно видеть….
- С человеком, которого Вы уважаете…
- С бывшим одноклассником…..
- С человеком, которого видеть Вам не очень хочется….
Человек ………Животное
продуктивность
любознательность
мужество
оригинальность
основные черты, присущие мышлению талантливых людей
- Продуктивность – это количество новых идей, возникающих у человека, способность быстро переключаться с одной мысли на другую и использовать полученную информацию в различных контекстах.
- Оригинальность – это способность к генерации нестандартных идей, проявляющаяся в парадоксальных, неожиданных решениях, а также в выражении полученных результатов в неординарной форме.
- Любознательность – это интерес ко всему новому и способность удивляться. Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопроса «Как?» и «Почему?».
- Мужество – способность принимать решения в ситуации неопределенности, не бояться собственных выводов и довести их до конца, рискуя личным успехом и репутацией. Известный физик П.Л. Капица отмечал, что основная черта ученого – не эрудиция, а воображение и смелость.
Задание 1. По горячим следам.
- Запишите основные характеристики мышления талантливых людей.
Предметно – действенное мышление (П-Д)
Словесно – логическое мышление (С - Л)
Наглядно – образным мышлением (Н - О)
Абстрактно – символическим мышлением(А-С )
Типы мышления
Задание 2. Методика «Определение типа мышления» (модификация).
П - Д
А - С
1
С - Л
6
2
11
Н - О
7
3
16
8
4
12
К
5
9
13
17
21
14
18
10
26
22
19
15
23
27
31
20
28
24
36
32
29
25
33
37
30
34
38
35
39
40
- Мне легче что – либо сделать самому, чем объяснить другому.
- Мне интересно составлять компьютерные программы.
- Я люблю читать книги.
- Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
- Даже в отлаженном деле я стараюсь что – то улучшить.
- Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
- Я люблю играть в шахматы.
- Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
- Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.
- Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
11. Мне нравится делать все своими руками.
12.В детстве я создавал(а) свой шифр для переписки с друзьями.
13.Я придаю большое значение сказанному слову.
14.Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
15.Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
16.При решении задач мне легче идти методом проб и ошибок.
17.Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
18.Мне интересна работа ведущего телерадиопрограмм, журналиста.
19.Мне легко представить предмет или животное, которого нет в природе.
20.Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
- Мне нравилось в детстве собирать конструктор.
- Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
- Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.
- Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
- Я не хотел(а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.
- Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
- Я понимаю красоту математических формул.
- Мне легко говорить перед любой аудиторией.
- Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
- Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
- Я люблю заниматься рукоделием, что – то мастерить.
- Мне интересно было бы расшифровать древние тексты.
- Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
- Красота для меня важнее, чем польза.
- Не люблю ходить одним и тем же путем.
- Истинно только то, что можно потрогать руками.
- Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
- Друзья любят слушать, когда я им что – то рассказываю.
- Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.
- Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой клетке бланка. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Тип мышления – это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в определенных видах профессиональной деятельности.
Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень его развития (0-2-низкий, 3-5-средний, 6-8-высокий).
- Предметно – действенное мышление (П-Д) – свойственно людям дела. Про них обычно говорят: «Золотые руки!». Они лучше усваивают информацию через движения. Они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры.
- Абстрактно – символическим мышлением(А-С) – обладают многие люди науки – физики – теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые н7ельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
- Словесно – логическое мышление (С - Л) – отличает людей ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis – словесный). Благодаря развитому словесно – логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
- Наглядно – образным мышлением (Н - О) – обладают люди художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет, - художники, поэты, писатели, режиссеры должны обладать развитым наглядно – образным мышлением.
- В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. У большинства людей преобладает один или два типа мышления. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.
- Креативность (К) – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.
Как развивать мышление
- Информация для мышления – все равно что пища для тела. Источники информации – общение с людьми и книгами, экскурсии, путешествия, Интернет. Как и пища, информация должна быть качественной.
- Мышление активизируется, когда стандартные решения не дают результатов. Поэтому так важно развивать у себя умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать необычное в обычном.
- Мышление и речь – неразрывны. Мышление развивается, когда вы рассказываете о прочитанном или увиденном, участвуете в дискуссиях, излагаете свои или чужие мысли в письменной форме.
Контрольные вопросы
1. Развитое абстрактно – символическое мышление необходимо:
а) танцору; б) дизайнеру; в) программисту; г) агроному.
2. Ведущий тип мышления журналиста:
а)предметно-действенный; б)абстрактно-символический;
в)словесно-логический; г)наглядно-образный;
3. Креативность важнее всего в работе:
а)медсестры; б)официанта; в)ученого; г)строителя;
4. Какой тип мышления необходим в работе архитектора:
а)предметно-действенный; б)абстрактно-символический;
в)словесно-логический; г)наглядно-образный;
5.Предметно – действенное мышление необходимо:
а)на производстве; б)в работе с людьми;
в)в планово-экономической деятельности; г)в умственном труде.