Черенкова Е.А.
учитель истории и обществознания МОУСОШ № 3
г.о.Спасск-Дальний Приморского края
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ЦЕННОСТНЫХ ЗАДАЧ
в преподавании истории: проблемы и попытки их решения
Три года сообщество творческих педагогов Приморского края принимало участие в эксперименте по апробации «Технологии образования в глобальной информационной сети» (ТОГИС), разработанной Вячеславом Валерьяновичем Гузеевым. Теоретические положения при применении их на практике порождали вопросы, проблемы. Часть из возникших затруднений удалось решить, некоторые требуют дальнейшей экспериментальной работы.
Включение технологии ТОГИС в преподавание общественных дисциплин предпринималось поэтапно, согласно общему плану работы школьной экспериментальной площадки:
этап | Содержание работы |
1 год эксперимента |
1 этап | Изучение теоретических положений технологии ТОГИС, научных статей и рекомендаций автора В.В.Гузеева |
2 этап | Изучение банка готовых деятельностно-ценностных задач по истории и обществознанию, выбор классов, участвующих в эксперименте |
| Анализ рабочих учебных программ и определение тематических разделов и блоков уроков, на которых возможно организовать решение деятельностно-ценностных задач (уроки ТОГИС) |
| Подготовка и проведение уроков ТОГИС |
3 этап | Разработка авторских задач ТОГИС, их экспертиза, апробация в учебном процессе. |
2 год эксперимента |
4 этап | Составление рабочих учебных программ на новый учебный год с включением в учебный процесс уроков ТОГИС. Отбор авторских деятельностно-ценностных задач и задач, разработанных коллегами-экспериментаторами. |
| Проведение уроков ТОГИС согласно календарно-тематическому планированию (в течение учебного года) |
| Разработка циклов задач по истории и обществознанию |
На всех этапах экспериментальной работы | Анализ полученного опыта, выявление проблем и поиск путей их решения |
Деятельностно-ценностные задачи(далее - ДЦ-задачи) предполагалось использовать в обучении трех классов, ученики которых высказали желание участвовать в эксперименте: 5а (ныне — 6а), 7а (8а) и 9а (10) классы. По успеваемости это средние классы, в составе которых дети, занимающиеся на минимальном уровне (5-10%), среднем уровне (80-90%), продвинутом уровне (около 5%).
Определила для себя уровневую и содержательную составляющую будущих авторских ДЦ-задач:
минимальный уровень — задачи на выявление исторических явлений, событий, процессов (обязательный для изучения материал согласно стандартам образования);
общеобразовательный уровень — задачи на прослеживание причинно-следственных связей, анализа деятельности исторических лиц.
Продвинутый — моделирование исторических событий и процессов, задачи на привлечение материала, подлежащего изучению в более старших классах.
Первая проблема возникла при выборе культурных образцов для составления авторских ДЦ-задач. Их находится такое множество, что выбор самого лучшего аутентичного текста весьма затруднителен. Учитываем, что изучение истории и обществознания направлено, прежде всего, на формирование учениками собственной позиции и культурных приоритетов, выработанных путем изучения и анализа опыта предков и произошедших когда-то событий. То есть процесс этот сугубо субъективный, оценить события истории и мнения авторитетных деятелей и учёных с позиций «правильно — неправильно», «хорошо-плохо» - невозможно! «Истина и ложь – редкие исключения в море текстов, большинство же можно оценивать только по критерию «убедительно-неубедительно». Тексты, которые признаны наиболее убедительными в данной культуре, входят в корпус культурных образцов. Именно с ними и будут ученики сопоставлять свои решения при экспертной поддержке учителя», - пишет в своей статье В.В.Гузеев. Для культурных образцов выбираю тексты, в которых дан анализ различных, подчас совершенно противоположных мнений и даётся указание на официальную, принятую в настоящее время позицию, отражающую культурные ценности современного общества. Эта разноплановость и делает тексты убедительными.
В ходе работы определился перечень источников информации, материалы которых могу использовать для составления ДЦ-задач: это работы знаменитых русских историков В.Ключевского, Н.Карамзина, С.Соловьёва; научные публикации в журналах «Отечественная история», «Всеобщая история», «Преподавание истории и обществознания в школе», журнал «История» издательского дома «1 сентября»; интернет-порталы: www.humanities.edu.ru — Гуманитарный портал, ancientrome.ru – библиотека античной литературы, www.rusempire.ru - сайт по истории государства Российского, www.otvoyna.ru — портал о Великой Отечественной войне, www.wikipedia.ru — открытая библиотека Википедия и другие материалы.
В настоящее время прошли экспертизу и апробированы на уроках истории 4 моих авторских задачи «О защитниках Брестской крепости» (минимальный уровень); «Египетский поход Наполеона», «О Хрущёве» (общий уровень) , «О финикийских знаниях» (продвинутый уровень).
Нельзя не сказать и о некоторой сложности включения уроков ТОГИС в учебный процесс ввиду нехватки учебного времени. Например, на уроки истории в 8 классе базисный план отводит 2 часа в неделю (68 часов) и предполагает изучение курса отечественной истории (в учебнике по УМК А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной за 8 кл. 39 параграфов) плюс курса всеобщей истории (31 параграф по учебнику А.Я.Юдовской). То есть на одном уроке необходимо организовать изучение 1-2 тем. Практика показала, что ТОГИС-урок истории обычно занимает 3-4 академических часа. Таким образом, выбирая урок ТОГИС мы рискуем отстать от учебной программы. Выход нашла в следующем:
На одном уроке ТОГИС решается несколько задач разного уровня, затрагивающих различные аспекты учебной темы, которые в совокупности обсуждений и позволят ученикам усвоить весь необходимый материал без отставания.
Базовый материал изучается традиционными методами, а ДЦ-задачи решаются для повторения, углубления знаний и обобщения материала.
Пробовала провести так называемый раздробленный урок ТОГИС, используемый коллегами-экспериментаторами: сбор материала для решения задач группы выполняют дома, а в классе организуется обсуждение решений и работа с культурным образцом. Но такой подход моим ученикам не понравился. Дети предпочли работу над задачей, как говорится, здесь и сейчас.
В настоящее время назрела насущная необходимость разработки не только отдельных деятельностно-ценностных задач по разным темам, но и целых циклов. Но каким образом лучше всего группировать деятельностно-ценностные задачи по истории в циклы: 1) по разделам учебной программы; 2) по правителям; 3) эпохам и векам или 4) по сферам и направлениям деятельности (внутренняя политика, внешняя политика, экономика, культура и т. д.)? Последний способ, по моему мнению, наиболее соответствует метапредметным областям, но тогда мы уходим от требований образовательного стандарта и примерной программы по предмету. Этот вопрос обсуждался на форуме официального сайта эксперимента ТОГИС (www.togisklub.ru). Вот какую рекомендацию дал Вячеслав Валерьянович: «Второй вариант, конечно, интереснее и лучше с точки зрения целей ТОГИС (в одном цикле учим оценивать роль руководящей личности в истории, в другом - выявлять причинно-следственные связи, в третьем - обнаруживать объективные закономерности и т.д.). Но тогда надо переделывать весь курс, писать новую программу, утверждать её и т.д. Можно всё то же проделать без изменения программы, но тогда задачи цикла будут использоваться в разное время учебного года и потеряется смысл самого понятия «цикл». Давайте пока будем считать, что это переходный период - работать по первому варианту. Вот когда мы сделаем настоящую базу данных ТОГИС-задач и основанный на ней сайт, тогда и сама нужда в циклах отпадёт, потому что любой пользователь сможет собрать себе цикл по ключевым словам».
Эксперимент продолжается, предстоит решить еще много проблем. Но, известна истина: «дорогу осилит идущий»...
Литература:
Гузеев В.В. ТОГИС-ПК. - Режим доступа: https://www.lyceum88.ru/togis-pk.pdf
Гузеев В.В. ТОГИС: итоги пяти лет эксперимента. //Научно-популярный журнал «Учитель Приморья», 2010, №1, 2.