СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт использования ТРИЗ технологий на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Варианты использования ТРИЗ технологий на разных этапах уроков.

Просмотр содержимого документа
«Опыт использования ТРИЗ технологий на уроках географии»

Департамент образования администрации Владимирской области  Управление образования администрации округа Муром  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»округа Муром Развитие нестандартного мышления через использование ТРИЗ – технологий на уроках и внеурочной деятельности  Елена Юрьевна Сальникова,  учитель географии, заместитель директора, высшая  квалификационная категория

Департамент образования администрации Владимирской области Управление образования администрации округа Муром Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»округа Муром

Развитие нестандартного мышления через использование ТРИЗ – технологий

на уроках и внеурочной деятельности

Елена Юрьевна Сальникова,

учитель географии, заместитель директора, высшая

квалификационная категория

Цель - создание условий для формирования нестандартного мышления через использование теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Цель - создание условий для формирования нестандартного мышления через использование теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Г.С. Альтшуллер Б.Л. Злотин Г.К. Селевко А.А. Гин Теоретическая база опыта

Г.С. Альтшуллер

Б.Л. Злотин

Г.К. Селевко

А.А. Гин

Теоретическая база опыта

Устранение причин противоречия Постановка задачи Придание системе новой формы решение задачи Определение противоречия

Устранение причин противоречия

Постановка задачи

Придание системе новой формы

решение задачи

Определение противоречия

Стадии решения задачи:  -аналитическая  -оперативная  -синтетическая

Стадии решения задачи:

-аналитическая

-оперативная

-синтетическая

В структуре креативного урока выделяются: Блок 1   мотивация  Блок 4  головоломка Блок 3  психологическая разгрузка Блок 2  содержательная часть   Блок 8  - резюме  Блок 7  компьютерная интеллектуальная поддержка Блок 5  интеллектуальная разминка Блок 6  содержательная часть

В структуре креативного урока выделяются:

Блок 1

  мотивация

Блок 4

головоломка

Блок 3 

психологическая

разгрузка

Блок 2 

содержательная часть

Блок 8  - резюме

Блок 7 

компьютерная

интеллектуальная

поддержка

Блок 5 

интеллектуальная

разминка

Блок 6 

содержательная

часть

Звонок на урок! УДИВЛЕНИЕ  ОТСРОЧЕННАЯ ДОГАДКА  ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА   «Здравствуйте, дети. Тема нашего урока…» «Удивление» «Отсроченная догадка» «Фантастическая добавка»

Звонок на урок!

  • УДИВЛЕНИЕ
  • ОТСРОЧЕННАЯ

ДОГАДКА

  • ФАНТАСТИЧЕСКАЯ

ДОБАВКА

«Здравствуйте, дети. Тема нашего урока…»

«Удивление»

«Отсроченная

догадка»

«Фантастическая

добавка»

Варианты ответов детей Низкие температуры Неплодородные почвы Сильный ветер

Варианты ответов детей

Низкие температуры

Неплодородные почвы

Сильный ветер

Кавказ сказал: «Я седой, а значит, старый и мудрый, а ты зеленая, а значит, молодая». КТО ПРАВ?

Кавказ сказал: «Я седой, а значит, старый и мудрый, а ты зеленая, а значит, молодая».

КТО ПРАВ?

ЭТО БЫВАЕТ ЗИМОЙ? (НЕТ)  ЛЕТОМ? (ДА) ЭТО СВЯЗАНО С ОСАДКАМИ? (ДА) ЭТО ДОЖДЬ? (НЕТ) Я утверждаю, что больше всего в воздухе тропосферы кислорода (нет)  Я утверждаю, что доля прочих газов в воздухе 1 % (да)

ЭТО БЫВАЕТ ЗИМОЙ? (НЕТ)

ЛЕТОМ? (ДА)

ЭТО СВЯЗАНО С ОСАДКАМИ? (ДА)

ЭТО ДОЖДЬ? (НЕТ)

Я утверждаю, что больше всего в воздухе тропосферы кислорода (нет)

Я утверждаю, что доля прочих газов в воздухе 1 %

(да)

Актуализация ДА - НЕТ ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ СЛОВО  СОГЛАСЕН, НЕ СОГЛАСЕН

Актуализация

ДА - НЕТ

ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ

СЛОВО

СОГЛАСЕН, НЕ

СОГЛАСЕН

Глобус - уменьшенная модель Земли. НЕПОЗНАННОЕ ЗХУ «Лови ошибку» «Изобретатель»  «ТРИЗ события» «Связи»

Глобус - уменьшенная модель Земли.

НЕПОЗНАННОЕ

ЗХУ

«Лови ошибку»

«Изобретатель»

«ТРИЗ события»

«Связи»

Обратная связь «Хочу спросить» «Цепочка признаков» «Саквояж» Что нового вы узнали? Что запомнили? Что заинтересовало ?

Обратная связь

«Хочу спросить»

«Цепочка признаков»

«Саквояж»

Что нового вы узнали?

Что запомнили?

Что заинтересовало ?

 «Ситуации» «Мозговой штурм» «Изобретения» Зачем ёжику яблоко?

«Ситуации»

«Мозговой штурм»

«Изобретения»

Зачем ёжику яблоко?

Приёмы и методы Названия методов, приемов Краткая характеристика Метод «Да-нетка» Метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет». Метод мозгового штурма Основная задача метода — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников от инерции мышления и стереотипов в непринужденной обстановке. Метод «вживания» Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

Приёмы и методы

Названия методов, приемов

Краткая характеристика

Метод «Да-нетка»

Метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет».

Метод мозгового штурма

Основная задача метода — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников от инерции мышления и стереотипов в непринужденной обстановке.

Метод «вживания»

Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

«Морфологический анализ» Суть данного метода – построение таблицы, для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении географических понятий. Метод агглютинации Ученикам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов

«Морфологический анализ»

Суть данного метода – построение таблицы,

для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении географических понятий.

Метод агглютинации

Ученикам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов

?

?

Модель «Системный лифт» Для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта Механизм решения изобретательных задач В него входит противоречие, приемы разрешения противоречий. Этапы решения противоречий: -умение увидеть, выявить противоречие; -формулирование противоречия; -преодоление противоречия. Метод системного оператора В нем система ее элементы рассматриваются в прошлом, настоящем и будущем.

Модель «Системный лифт»

Для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта

Механизм решения изобретательных задач

В него входит противоречие, приемы разрешения противоречий. Этапы решения противоречий:

-умение увидеть, выявить противоречие;

-формулирование противоречия;

-преодоление противоречия.

Метод системного оператора

В нем система ее элементы рассматриваются в прошлом, настоящем и будущем.

Уровни ПК Задание- показать взаимосвязь природных компонентов в ПК разных уровней 3 этаж 2 этаж 1 этаж

Уровни ПК

Задание-

показать взаимосвязь природных компонентов в ПК разных уровней

3 этаж

2 этаж

1 этаж

 Интеллектуальная игра «Креатив-бой»

Интеллектуальная игра «Креатив-бой»

Состав команды Капитан Спикер ( докладчик ) Секретарь «Бойцы»

Состав команды

  • Капитан
  • Спикер ( докладчик )
  • Секретарь
  • «Бойцы»
Найдите варианты обработки ступеней от налипающего снега под открытым небом (скребок-трудоемко, соль-неэффективно).

Найдите варианты обработки ступеней от налипающего снега под открытым небом

(скребок-трудоемко, соль-неэффективно).

1.Использование посредника  1.Использовать для решения задачи вспомогательный объект   2.Разрешение противоречий 2.Задача решается без вреда объекту задачи 3.Устранение вредного воздействия 3.Заменить вредное воздействие на полезное

1.Использование посредника

1.Использовать для решения задачи вспомогательный объект

2.Разрешение противоречий

2.Задача решается без вреда объекту задачи

3.Устранение вредного воздействия

3.Заменить вредное воздействие на полезное

Пингвины в условиях суровой антарктической зимы часто тесно прижимаются друг к другу.  Птицы внутри одной колонии сбиваются в плотную толпу. Чтобы обеспечить постоянное перемещение, включающее миллион особей, пингвины делают волну, то есть каждый делает крошечный шаг от пяти до 10 см. и это приводит к их перемещению. Чем объяснить подобное поведение пингвинов?

Пингвины в условиях суровой антарктической зимы часто тесно прижимаются друг к другу.

Птицы внутри одной колонии сбиваются в плотную толпу. Чтобы обеспечить постоянное перемещение, включающее миллион особей, пингвины делают волну, то есть каждый делает крошечный шаг от пяти до 10 см. и это приводит к их перемещению. Чем объяснить подобное поведение пингвинов?

Чем объясняется такое поведение пингвинов?

Чем объясняется такое поведение пингвинов?

 Сочиняем загадки:

Сочиняем загадки:

"Круглый, а не мяч, крутится, а не юла, показывает, а не экран, обучает, а не книга"

 Список литературы: Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. –  Петрозаводск: Изд-во « Скандинавия » , 2003. – 240 с. Гин А. А. Теория решения изобретательских задач: учебное пособие I уровня. 2-е изд., перераб. и   доп. / Учеб.-методич. пособие: ТРИЗ-профи; Москва; 2012. Рогачев С. В. Развивающие задачи на уроках географии. 8 – 10 класс// Библиотечка « Первого сентября » , серия « География » . – Вып. 4(10). – С.32. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ / сост. В.И. Тимохов – СПб, ТОО ТРИЗ-Шанс, 1996, 105 с. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт.  – 2013. Современные научные исследования. Выпуск 1. – ART 53572. – URL: http: //e-koncept.ru/2013/53572.htm. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: учебное пособие.  – Киров: АНОО « Межрегиональный ЦИТО » , 2013.  – 212 с.

Список литературы:

  • Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач.

Петрозаводск: Изд-во « Скандинавия » , 2003. 240 с.

  • Гин А. А. Теория решения изобретательских задач: учебное пособие I уровня. 2-е изд.,

перераб. и   доп. / Учеб.-методич. пособие: ТРИЗ-профи; Москва; 2012.

  • Рогачев С. В. Развивающие задачи на уроках географии. 8 10 класс//

Библиотечка « Первого сентября » , серия « География » . Вып. 4(10). С.32.

  • Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ / сост. В.И. Тимохов СПб,

ТОО ТРИЗ-Шанс, 1996, 105 с.

  • Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой

личности учащихся в

педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт.  – 2013.

Современные научные исследования. Выпуск 1. ART 53572. URL: http:

//e-koncept.ru/2013/53572.htm.

  • Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности:

Прикладной курс научного творчества:

учебное пособие.  – Киров: АНОО « Межрегиональный ЦИТО » , 2013.  – 212 с.

Спасибо за внимание!  Адрес школы:  602266, Владимирская обл., г. Муром, ул.Кооперативная, д.7а  Контактные телефоны школы:  8(49234) 2-42-87, 8(49234) 2-44-19  E-mail школы:  bnn089a@yandex.ru

Спасибо за внимание!

Адрес школы:  602266, Владимирская обл., г. Муром, ул.Кооперативная, д.7а Контактные телефоны школы: 8(49234) 2-42-87, 8(49234) 2-44-19 E-mail школы:  [email protected]