СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Опыт организации системы наставничества в профессиональной образовательной организации."

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт организации системы наставничества в профессиональной образовательной организации.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Опыт организации системы наставничества в профессиональной образовательной организации."»

Лейдеров Николай Михайлович, мастер производственного обучения ФКП ОУ № 142



Опыт организации системы наставничества в профессиональной образовательной организации.



В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль преподавателя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его активной социальной и профессиональной позиции. Вместе с тем сегодня в образовании наблюдается ситуация «кадрового голода» обусловленная старением педагогических кадров, низким уровнем оплаты труда, снижением престижа профессии педагога.

Учитывая стремительное развитие техники и технологий во всех сферах деятельности, не только в производственной, но и в педагогической, приобретает особую значимость проблема привлечения и закрепления в образовательных учреждениях молодых специалистов. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и опытные коллеги, а обучающиеся и их родители, сотрудники, руководство ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Решение задач профессионального становления молодого специалиста, полного освоения педагогической профессии, адаптации в трудовом коллективе, налаживания 90 педагогических контактов возможно через создание системы наставничества в рамках образовательного учреждения.

Основными категориями процесса наставничества являются развитие, воспитание и профессиональная адаптация человека в трудовой производственной деятельности.

Под развитием человека понимается процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Под воспитанием– целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.

Под профессиональной адаптацией понимается процесс приспособления (привыкания) человека к содержанию, условиям, организации и режиму труда, к коллективу. Успешная профессиональная адаптация является одним из показателей обоснованности выбора профессии и способствует развитию положительного отношения работника к своей деятельности, сближению общественной и личной мотивации трудовой деятельности.

Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности, в нашем случае- личности педагога. В последнее время все чаще наставничество подменяют другими понятиями: "тьюторство", "коучинг", "менторинг". В современной педагогике используются два термина: "наставничество" и "тьюторство". Тьюторство появилось в России в связи с тем, что созданная система наставничества в конце 80-х годов прошлого века была разрушена.

Реализуемая в ФКП ОУ № 142 система наставничества – представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта. Кроме того, мы считаем, что наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Наставничество - одна из форм методической работы ОУ. В настоящее время существует несколько определений понятий «наставничество» и «наставник». Современный словарь по педагогике понятие «наставничество» трактует как: это одна из форм передач педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера.

Г. Льюис рассматривает понятие «наставничество» как систему отношений и ряд процессов, когда один человек предлагает помощь, руководство, совет и поддержку другому.

Наставничество существовало в нашей стране с 30-х годов 20 века в различных формах и реализовывалось как форма воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве, в ПТУ и т. д. передовыми опытными рабочими, мастерами, инженерно-техническими работниками. Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией. Сократ главной задачей наставника считал пробуждение мощных душевных сил ученика. Исходя из всего вышесказанного, можно предположить, что наставник должен быть настоящим подвижником, обладать глубокими знаниями в области педагогики, психологии, культурологии и высокой профессиональной компетентностью.

Для самого наставника это служит стимулом к профессиональному росту. В поисках инновационных форм и методов работы с молодыми педагогами нами изучены и внедрены в практику работы системный, деятельностный, а также андрагогический подход.

В соответствии с особенностями обучения взрослых, при отборе форм, методов, средств и способов повышения квалификации молодых педагогических кадров, мы учитываем уже имеющееся образование у начинающих специалистов, наличие жизненного и профессионального опыта, психологические и возрастные особенности, их ожидания и запросы и др. Обучение взрослых должно начинаться с диагностики их 92 потребностей в обучении, выявления пожеланий относительно организации и содержания обучения, должна быть предусмотрена возможность осуществления обратной связи и корректировки учебного содержания в ответ на пожелания взрослых обучающихся. Технологиям обучения взрослых характерна интенсивность, максимальная индивидуализированность, выраженная деятельностная и прагматическая направленность, что способствует максимальному проявлению и развитию активности педагога.

В своей работе, решая задачи наставничества мы придерживаемся выработанного нами алгоритма и руководствуемся «Положением о наставничестве», приказом о закреплении наставников за молодыми педагогами и другими нормативными актами ОУ.

Чтобы качественно спланировать и реализовать работу в качестве наставника мы ознакомились с научными исследованиями, направленными на изучение наставничества, как эффективной формы воспитания и подготовки молодых рабочих на производстве.

В педагогической реальности существуют различные виды наставничества, но в нашей практике, учитывая работу одновременно с несколькими подопечными, в основном оправдали себя прямое, коллективное и открытое наставничество. Н.Э. Касаткина, В.В. Патрина, Е.В.Филатова выявили две группы факторов повышения качества профессиональной подготовки молодых рабочих: внешними факторами являются методы, формы, средства педагогического воздействия, уровень педагогического и профессионального мастерства наставников; внутренними факторами - индивидуально-психологические особенности молодых рабочих. Внешние факторы непосредственно и определяют содержание нашей работы, которая осуществляется путем двустороннего взаимодействия (наставник –ученик) - через индивидуальное консультирование, помощь в решении конкретных профессиональных задач, совместное посещение уроков и анализ опыта коллег, совместная подготовка конкурсных материалов, выступлений, публикаций. Цель работы наставника: оказание помощи молодому педагогу в профессиональном становлении. На начальном этапе профессиональной деятельности молодого педагога проводится входная диагностика, с помощью анкетирования, тестирования, беседы по выявлению уровня методической, педагогической, профессиональной грамотности педагога, наиболее выраженных затруднений в работе на данном этапе и пр.

На основе интерпретации диагностических материалов, наставник совместно со своим подопечным разрабатывает индивидуальный план профессионального становления и развития (план самообразования, индивидуальный план развития. При этом, учитывая конкретные результаты диагностики, возможно как краткосрочное планирование (на год), так и 93 длительное (до трех лет). Мы считаем важным на этапе планирования именно совместную работу педагога и его «ученика», что позволяет обеспечить принятие целей работы, понимание поставленных задач. Для решения выявленных проблем нами были предложены вопросы в план работы различных методических объединений техникума реализованные в различных формах проведения: знакомство с педагогической терминологией, подготовка мастера к уроку (составление плана урока), целеполагание современного урока, внедрение информационных технологий на уроках производственного и теоретического обучения, смотр – выставка комплектов РУПД молодых педагогов, практическая работа в малых группах по корректировке комплектов РУПД.

Работу ФКП ОУ с молодыми специалистами мы проводим по следующим направлениям:

пропедевтическая адаптационная работа;

 организация профессиональной коммуникации;

 мотивация самообразования;

 ориентация педагогов, имеющих среднее специальное образование на получение высшего образования;

 планирование и организация работы по предмету;

 контроль за деятельностью молодых специалистов.

Профессиональная адаптация молодого специалиста представляет собой сложный динамичный процесс полного освоения педагогической профессии на основе совокупности ранее приобретенных и постоянно пополняемых знаний, умений и навыков. В работе наставника в нашем образовательном учреждении есть некоторые особенности обусловленные уровнем квалификации и образования педкадров. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессиям и специальностям СПО должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Поэтому адаптация в педагогической среде мастеров п/о и преподавателей, пришедших с производства и не имеющих специальной педагогической подготовки обязательно включает знакомство с азами педагогики, методики профессионального образования.



Список литературы:

1.Абдулина О.А. Педагогический мониторинг качества подготовку учителя // Преподаватель, 2014. №3. - С.21-23.

2. Алексашина И.Ю. Основные направления формирования педагогического мастерства в процессе повышения квалификации учителей / Тезисы докладов научно-практической конференции. -Новгород, 2014.-С. 1-2.

3. Батышев А.С. Управление наставничеством. - М.: Госпрофобр, 2015. - 50с.

4. Батышев А.С. Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе. М., 2014.

5. Борисова Л.Г. Молодой учитель: труд, быт, творчество. М.: Знание, 2013.-80 с.