СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Опыт применения личностно-ориентированных технологий в дошкольном учреждении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы воспитателя  в дошкольном образовательном учреждении — сохранение психологического и соматического здоровья детей в рамках коррекционно-развивающего обучения с учетом программ, используемых в детском саду. Исходя из этого, воспитатель  должен использовать образовательные технологии, которые бы соответствовали современным требованиям.

Просмотр содержимого документа
«"Опыт применения личностно-ориентированных технологий в дошкольном учреждении"»

Российская Федерация

Управления образования Администрация Сысертского городского округа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13 «Колосок», адрес: 624005, Свердловская область

Сысертский район, п. Октябрьский, ул. Чапаева 3, тел.: (343) 383-60-09

оф.сайт: madou13m.tvoysadik.ru, эл.почта: madou13m@mail.ru












Опыт применения личностно-ориентированных технологий в дошкольном учреждении

       







Воспитатель: Пирожкова И.В.














п. Октябрьский



  Цель работы воспитателя  в дошкольном образовательном учреждении — сохранение психологического и соматического здоровья детей в рамках коррекционно-развивающего обучения с учетом программ, используемых в детском саду. Исходя из этого, воспитатель  должен использовать образовательные технологии, которые бы соответствовали современным требованиям. На протяжении последних пяти лет мной активно используются современные образовательные технологии, что стало особенно актуально с введением ФГОС, которые полностью меняют систему воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Коррекционно-логопедическая работа должна соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Поэтому особое значение приобрело применение в моей работе личностно-ориентированных технологий. В основе личностно-ориентированных технологий лежат субъект-субъектные отношения между воспитателем  и воспитанниками. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ребенка, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в освоении языковой действительности.

          С помощью личностно-ориентированных технологий мне удалось реализовать индивидуально-дифференцированный и деятельный подход к, воспитанию и обучению детей, принцип единства диагностики и коррекции.         

Личностно-ориентированные технологии можно использовать в следующих формах:

1.     Построение организационного момента к занятию в целом или к конкретному заданию. При этом перед детьми ставится проблемная ситуация, которую требуется решить. Дети выдвигают гипотезы, предлагают решения проблемы, выбирают лучшее решение. Таким образом, проблема становится индуктором, настраивающим детей на работу, а также позволяют сформулировать тему занятия самостоятельно. Например, предлагаю детям проблему к заданию на словообразование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «Ребята, посмотрите, кто пришел к нам на занятие (Котенок). Котенок — очень ласковое животное. Как вы думаете, раз он такой ласковый, как он будет разговаривать? (Дети рассуждают и приходят к выводу, что герой будет называть все предметы ласково, уменьшительно) Верно, сейчас будем называть ласково вот эти фрукты». Так детям дается возможность самостоятельно сформулировать задание, уметь договориться.

2. Использование инсценировок и этюдов при проведении занятий по развитию связной речи. Этот прием помогает сделать ребенка активным субъектом деятельности, позволить ему реализоваться в театрализованной деятельности. При этом детям позволяется самим выбрать роли, распределить их между собой, учитывая индивидуальные потребности и возможности участников инсценировки. После проведения этюда, инсценировки, необходимо обязательное обсуждение, рефлексия и подведение итогов. Данный вид деятельности используется мной при планировании занятий по развитию связной речи, что способствует повышению мотивации к занятию, развитию интонационно-выразительной стороны речи, эмоциональной сферы, регулятивных качеств личности.

Формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность.

Задачи реализации технологии:

1. пробудить у детей интерес к театральному искусству;

2.воспитать эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности;

3.развить познавательные интересы дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства.

4.сформировать умения налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность.

5.развить эмоционально-положительное отношение к сверстникам.

6.сформировать первоначальные представления о средствах актёрской выразительности, умения перевоплощаться, брать на себя роль.

7.развить психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу, а также интеллектуальные, музыкальные и творческие способности.

Психокоррекционные игры:

  • Коммуникативные игры.

  • Игры и задания, направленные на развитие произвольности.

  • Игры, направленные на развитие воображения, внимания.

  • Игры на развитие выразительной и диалогической речи.

  • Пальчиковые игры.

  • Игры с элементами танцевальных движений.

  • Культура и техника речи.

  • Этюдная работа.

  • Артикуляционная гимнастика.

3. Построение индивидуальных коррекционных маршрутов, исходя из диагностики психических и речевых особенностей детей. Это относится к видам деятельности, характерным для каждого конкретного ребенка, а также возрастным особенностям детей. Например, при составлении коррекционно маршрута для ребенка, склонного к изобразительной деятельности, чаще будут предлагаться задания типа «Нарисуй, раскрась, обведи по точкам»; ребенка с математическими способностями можно просить пересчитывать картинки, звуки, фразы и т.д.; для детей, которым нравятся, например, животные или растения подбирается соответствующая лексика и иллюстративный материал. Создание максимально благоприятных условий для развития у детей творческих способностей.

Предполагаемый результат:

  • Проявляющееся в повседневной жизни умение устанавливать партнерские взаимоотношения со сверстниками, формирование навыков коллективного взаимодействия.

  • Овладение детьми коммуникативными навыками и умениями.

  • Сформированная у детей способность исполнять различные роли, используя средства выразительности.

  • Освоение детьми знаний о театральном искусстве.

  • Определяемое социальными нормами поведение дошкольников в коллективе – умение договариваться, улаживать конфликты, отстаивать свою точку зрения социально приемлемыми способами, проявление у детей уверенности в себе, самодостаточности.

Методы реализации технологии:

Игра, метод игровой импровизации, инсценировки и драматизация, объяснение, рассказ детей, показ, личный пример, беседы, просмотр видеофильмов, обсуждение, наблюдения.

Технология личностно ориентированного обучения выполняет социальный заказ к ДОУ, выявленный в рамках социального исследования реализации модели выпускника и формирует следующие ключевые компетенции детей:

  • коммуникативные навыки (умение находить общий язык, умение договариваться, улаживать конфликты, умение считаться с интересами других, отстаивать свою точку зрения социально приемлемыми способами, уверенность в себе);

  • коммуникативные качества (владение собой, проявление терпения к недостаткам других, умение договариваться, проявлять инициативу в завязывании контактов, создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом);

  • деятельностные навыки (навык перевоплощения, умение разрешать сложные ситуации, социально одобряемое поведение);

  • деятельностные качества (активное отношение к окружающему миру, к себе);

  • общечеловеческие ценности (любовь, сострадание, сопереживание, доброта, эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности, гуманное отношение к природе).

Наблюдения за детьми в группе, где не реализуется данная технология, позволили мне обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Можно выделить некоторые психологические группы детей:

1. Одни чувствуют себя «хозяевами»;

2. Другие оказались в подчинении у первых;

3. Третьи остались вообще вне игры, дети не принимают их (причем, к некоторым из таких детей они относятся крайне негативно, других вообще не замечают);

4. Четвертые, хотя и держатся уверенно, при отсутствии каких-либо ссор и обид сами отходят от сверстников, предпочитая игру в одиночестве.

Анализ наблюдений, бесед, продуктов игровой и театральной деятельности дошкольников показывает следующие результаты:

  • способность детей к социальной реализации,

  • повышение речевой памяти,

  • способность детей к раскрепощению,

  • наличие общей культуры поведения.

Все это свидетельствует о развитости коммуникативных навыков.

Из анализа практики работы с детьми можно сделать вывод, что актуальной проблемой на сегодняшний день в воспитании детей является обучение их умению эффективно общаться, снижение агрессивных тенденций в поведении, снятие защитных реакций, обособленности, включение в жизнь группы, накопление опыта положительного взаимодействия. Ведь от того, как будут складываться дружеские взаимоотношения между детьми, во многом зависят и положение ребенка в детском коллективе, зависит и успешность или не успешность его социализации и др.

В результате театрализованной деятельности дети могут найти и почерпнуть практический материал для развития навыков общения.

Данная личностно ориентированная технология нацеливает, прежде всего, на формирование у ребят чувства любви, сострадания, сопереживания, умения прощать, помогать ближнему, быть терпимым к другим. Именно в дошкольном возрасте дети приобщаются к богатствам природы и культуры, учатся жить в обществе, создают свою собственную картину окружающего мира. Активное и эмоциональное проживание в образах волшебных масок героев позволяет детям реализовать изначально присущие им добрые чувства, учит делать нравственный выбор в сторону добра. Возможность проигрывать ситуацию – это способ, помогающий активно-созидательно относиться к собственной судьбе. Великодушие, помощь нуждающемуся человеку, умение прощать – важнейшие проявления качества характера. Ребенок невольно идентифицирует себя со сказочными героями, стремясь подражать им в своей жизни. Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребята получают знания о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации.

Проигрывая определенный сценарий (стихотворение, короткую сказку), дети по нескольку раз меняются ролями. Им удается побыть и волком, и зайчиком, попробовать себя в роли бабочки, или утенка. У ребенка появляется возможность многократного перевоплощения. Дети это делают с большим удовольствием и непосредственностью. Глядя друг на друга, в спокойной атмосфере удается расшевелить самого скованного, зажатого ребенка. У агрессивных детей есть возможность почувствовать себя беззащитной жертвой или, в социально приемлемой форме выплеснуть агрессию. В ходе игр-драматизаций дети учатся владеть собой, вести себя правильно, так как поступают их любимые герои. И это помогает им избавиться от затруднений и легко находить общий язык с другими.

В ходе реализации данной личностно ориентированной технологии реализуются следующие личностные качества детей.

Коммуникативные качества:

  • умение принимать себя и других;

  • умение видеть в другом человеке его достоинства;

  • эмоционально-положительное отношение к сверстникам;

  • знание культуры человеческого общения.

Коммуникативные навыки:

  • накопление опыта положительного взаимодействия;

  • умение находить общий язык;

  • умение без насилия решать конфликты;

  • навыки эффективного общения;

  • умение выражать свое мнение публично;

  • навыки коллективного взаимодействия;

  • навыки взаимного уважения и признания;

Деятельностные качества:

  • умение планировать свою деятельность;

  • умение налаживать партнерские отношения, взаимодействовать в паре, группе;

  • умение действовать в конфликтных ситуациях.

Общечеловеческие ценности:

  • ценность семьи;

  • ценность здорового образа жизни;

  • знание и уважение народных традиций.

Итак, исследованная мной личностно ориентированная технология показала, что ее использование решает образовательные задачи, отвечает требованиям качества образования. Я активно и повседневно используются личностно-ориентированные технология, что позволяет подойти к воспитанию  детей с позиций современной педагогики и психологии. Традиционные методы и приемы успешно перерабатываются, приводятся в соответствие с ФГОС и успешно реализуются в процессе коррекционно-логопедической работы.