МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ: ДЕТСКИЙ САД № 2
Опыт работы музыкального руководителя:
«Развитие творческих способностей детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях с использованием элементов русского народного фольклора».
Подготовила: музыкальный
руководитель Подрядова О.М.
г. Миасс
2021 г.
Содержание.
Название | Страница |
Введение | 3 |
Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей детей с ТНР на музыкальных занятиях. | 7 |
1.1 Особенности развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР | 7 |
1.2 Особенности реализации программного содержания раздела «Музыка» для детей с ТНР | 8 |
1.3 Методические рекомендации | 10 |
Выводы по I главе. | 13 |
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей с ТНР старшего дошкольного возраста посредством музыкального народного фольклора | 15 |
2.1 Диагностика уровня развития музыкальных способностей детей с ТНР старшего дошкольного возраста. | 15 |
2.2 Содержание и методы развития творческих способностей детей с ТНР с использованием элементов фольклора | 17 |
2.2.1 Слушание музыки | 18 |
2.2.2 Распевание, пение | 20 |
2.2.3 Музыкально-ритмические движения | 22 |
2.2.4 Пляски, игры, хороводы | 24 |
2.2.5 Развитие чувства ритма, игра на музыкальных инструментах (музицирование) | 26 |
2.3 Использование русского детского музыкального фольклора в повседневной жизни детского сада (праздники, развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность). | 27 |
Выводы по II главе. | 28 |
Заключение | 30 |
Список использованной литературы | 32 |
Введение.
Одна из важнейших задач, стоящих перед обществом, - это воспитание гармонической личности. Это, прежде всего, формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Необходимо с раннего возраста создавать условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображение, расширять кругозор, побуждать детей к творчеству. Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. А это способствует развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.
Основными задачами музыкального воспитания в детском саду являются:
развитие музыкальных и творческих способностей детей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
формирование начала музыкальной культуры, способствующей формированию общей духовной культуры.
Дошкольное детство – это самая благоприятная пора приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыка является средством всестороннего развития и воспитания детей. Прежде всего, это художественно-эстетическое воспитание, которое направлено на развитие способностей детей чувствовать, понимать прекрасное, это развитие художественного вкуса, формирование эмоционального отношения к музыке. Музыка является важным средством творческого, умственного и физического развития детей. Умение вслушиваться и отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, делать обобщения и сравнения требуют активной умственной деятельности. Музыкальные занятия строятся на взаимосвязи музыки и движения, где формируется правильная осанка ребенка, совершенствуется координация движений. При пении развивается голосовой аппарат ребенка, расширяется певческий диапазон, совершенствуется четкая артикуляция звуков. Песни и стихи о Родине воспитывают чувство гордости и любви к Отечеству, к семье, к окружающему. Народные игры и пляски обогащают внутренний мир ребенка, прививают любовь и интерес к истории своего народа.
В своей работе я рассматриваю развитие творческих способностей детей с ТНР старшей и подготовительной групп на музыкальных занятиях с использованием элементов народного фольклора. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для эмоционально-положительного отношения к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и положительные эмоции. Оно привлекает внимание детей и поэтому его можно и нужно использовать для развития ребенка. Воздействуя на чувственную сферу ребенка, народное искусство стимулирует развитие его творческих способностей.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ним осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Дети становятся не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.д.
Народное искусство (устный и музыкальный фольклор) является важным средством эстетического воспитания детей, развития их творческих способностей. Поэтому, данную тему считаю актуальной для своей работы.
Цель: развитие творческих способностей детей с ТНР на музыкальных занятиях с использованием элементов фольклора.
Предмет исследования: дети с ТНР старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: творческие способности детей с ТНР старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: использование на музыкальных занятиях элементов русского народного фольклора способствует более полному, благоприятному развитию творческих способностей детей с ТНР старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, предметом, объектом и гипотезой исследования ставим следующие задачи:
Задачи:
Приобщение детей к народным традициям;
Воспитание интереса к народному слову, к образцам произведений музыкального фольклора;
Развитие эмоционального отклика на произведения музыкального народного творчества;
Формирование понимания основного содержания музыкальных фольклорных произведений;
Формирование представлений об отличительных особенностях разных жанров музыкального фольклора;
Формирование умения выделять выразительные средства музыкальных фольклорных произведений;
Развитие исполнительских умений детей на материале музыкального фольклора;
Развитие творческих способностей детей (придумывание колыбельных, плясовых песен, небылиц, дразнилок);
Воспитание умения использовать фольклорные произведения в повседневной жизни в соответствующих ситуациях;
Обогащение речи детей лексикой фольклорных произведений.
Планируемый результат:
Повышение интереса детей с ТНР к народному музыкальному фольклору;
Максимальное развитие певческих, исполнительских и творческих способностей детей с ТНР;
Проявление устойчивого интереса и любви к народному искусству.
Глава I.
Теоретические основы развития творческих способностей детей с ТНР на музыкальных занятиях.
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи - это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики. Музыкальное развитие детей с ТНР имеет свои особенности. Часто эти дети с ослабленным организмом, для которого характерны обменно-трофические нарушения, функциональный сбой сердечно-сосудистой деятельности, хронические заболевания. Дети с ТНР быстро утомляются, при выполнении двигательных заданий у них часто возникают непроизвольные лишние движения, наблюдается поверхностное и неритмичное дыхание, проявляются нарушения общей моторики. Часто дети не владеют даже простейшими двигательными навыками: не умеют хлопать в ладоши, прыгать, приседать. Особенно трудно детям с ТНР согласовывать и координировать движения рук и ног, при разучивании игр и танцев. У них иногда отсутствует культура пения: большинство детей неточно интонируют, скандируют слова песни, поют громко, крикливо, не владеют в достаточной степени певческими навыками, поют невыразительно, плохо развиты память и внимание.
У дошкольников с нарушениями речи наблюдается некоторое снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию. Дети с речевыми нарушениями медленнее, чем дети с нормальной речью, устанавливают связь между движением и изменением музыкального сигнала. Они часто продолжают двигаться и после сигнала, требующего остановки. Быструю и правильную реакцию на сигналы педагога воспитывают правильно спланированные занятия. Это обусловлено недостаточным развитием слухового восприятия в целом. У большинства детей с нарушениями речи наблюдаются не всегда адекватные эмоциональные проявления при прослушивании различных по жанру музыкальных произведений. Это связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы дошкольника с логопедическими нарушениями, слабостью развития познавательных процессов. Однако в значительной степени восприятие музыкизависит и от педагогических условий: от той музыкальной среды, которая окружала ребенка с нарушениями речи до поступления в логопедическое дошкольное учреждение.
Эмоциональное восприятие и внимание, отзывчивость на музыку развивается у детей с нарушениями речи на протяжении всего дошкольного периода. К старшему дошкольному возрасту, обучаясь в дошкольном учреждении, дети с нарушениями речи начинают интересоваться музыкой, у них появляются свои любимые песни, танцевальные композиции, инструментальные музыкальные пьесы. Дети могут воспринимать эмоциональный характер музыкальных композиций и передавать этот характер в танцевальном движении, в подборе игрового материала. Это позволяет детям с нарушениями речи создавать интонационно-выразительные образы в процессе музыкальной игровой деятельности, когда характер движений детей с логопедическими нарушениями учитывает общее эмоциональное настроение звучащей музыки
Особенности реализации программного содержания раздела «Музыка» для детей с ТНР.
Реализация содержания раздела «Музыка» направлена на обогащение музыкальных впечатлений детей, совершенствование их певческих, танцевальных навыков и умений.
Продолжается работа по формированию представлений о творчестве композиторов, о музыкальных инструментах, об элементарных музыкальных формах. В этом возрасте дети различают музыку разных жанров и стилей. Знают характерные признаки балета, оперы, симфонической и камерной музыки. Различают средства музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм). Дети понимают, что характер музыки определяется средствами музыкальной выразительности, учатся рассказывать, рассуждать о музыке адекватно характеру музыкального образа
Особое внимание в музыкальном развитии дошкольников с нарушениями речи уделяется развитию чувства ритма. В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания.
В связи с большим значением развития слуховых способностей дошкольников, а так же эмоционально окрашенного движения положительную роль играют включение в каждое музыкальное занятие упражнений и игр по развитию чувства ритма.
Различают средства музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм). Дети понимают, что характер музыки определяется средствами музыкальной выразительности. Особое внимание в музыкальном развитии дошкольников с нарушениями речи уделяется умению рассказывать, рассуждать о музыке адекватно характеру музыкального образа.
Музыкальный руководитель, воспитатели и другие специалисты продолжают развивать у детей музыкальный слух (звуко-высотный, ритмический, динамический, тембровый), учить использовать для музыкального сопровождения самодельные музыкальные инструменты, изготовленные с помощью взрослых. Музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты разнообразно применяются в ходе занятий учителя-логопеда, воспитателей, инструкторов по физической культуре и, конечно же, на музыкальных занятиях.
Большое значение для развития слухового восприятия детей (восприятия звуков различной громкости и высоты), развития общеречевых умений и навыков (дыхательных, голосовых, артикуляторных) и т. п. имеет взаимодействие учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателей.
Методические рекомендации.
Основной задачей музыкального воспитания дошкольников с ТНР является развитие слухового восприятия и внимания на неречевые звуки. Детей привлекают к прослушиванию музыкальных произведений. На первых порах дети с ТНР совершенно не умеют вслушиваться в самые простые и небольшие по объему музыкальные пьесы. Для обеспечения необходимой сосредоточенности внимания в процессе прослушивания музыки применяют наглядные материалы: иллюстрации, прослушивание музыки с видеорядом, игрушки би-ба-бо. Все это находит наибольший отклик у детей, заставляет их высказывать свои переживания и представления о музыкальном образе.
Важнейшими элементами музыкально-ритмических движений являются сигналы: слово, музыка, жест. Музыка как сигнал особенно широко используется в коррекционных целях. Смена музыкальных отрывков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений. Музыкальные темпы (быстрый, медленный, средний) помогают детям переключаться с одного движения на другое: дети учатся подчинять свои движения музыке. Умение воспринимать характер и динамику музыки, различать составные части музыкального произведения и выражать их соответствующими движениями осознанно и выразительно дает возможность удерживать в памяти последовательность движений, передавать движением характер музыкального произведения. У детей со временем появляется уверенность в движениях, управляемость ими, правильная осанка, зрительная ориентировка, смелость, инициатива, самостоятельность.
На музыкальных занятиях значительное место отводится работе по развитию у детей с ТНР звуковысотного, тембрового, динамического и ритмического слуха. Дети учатся различать звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипки, балалайки, домры, баяна (аккордеона), бубна, деревянных ложек, металлофона, диатонических колокольчиков, барабана, и др.) по тембру, высоте, громкости, темпу и ритму.
Важной задачей на музыкальных занятиях в дошкольном учреждении является развитие у детей с ТНР способности к пению. Как известно, голос у детей с нарушениями речи имеет недостаточно благозвучный оттенок: часто наблюдается носовой оттенок голоса, монотонность, интонационная бедность. Имеются и недостатки развития дыхательной системы. Дыхание у детей с нарушениями речи поверхностное, неровное, прерывистое, с коротким речевым выдохом. В процессе обучения пению наблюдается положительная динамика в общеречевом развитии дошкольников.
В ходе коррекционной работы по формированию и развитию вокальных навыков у дошкольников с нарушениями речи значительно развивается фонематический слух, появляется возможность правильного голосоведения, интонационного пения, а также выразительность их устной самостоятельной речи. Существенно улучшается и состояние артикуляционной моторики: этому способствуют специальные подобранные артикуляционные упражнения, ритмические музыкальные распевки на русском народном фольклорном материале («Андрей-воробей», «Сорока», «Бай-качи», «У кота-воркота», «Барашеньки», «Сорока» и др.) с различными звуками, слогами, отдельными словами, пропевание с определенной длительностью отдельных фраз.
Еще одной важной задачей, имеющей коррекционно-развивающее значение, является развитие чувства ритма у детей с ТНР. На музыкальных занятиях дети учатся различать длинные и короткие длительности, знакомятся с паузой. Детям очень нравится музыкально-дидактическая игра «Веселые ритмы». С помощью ритмических карточек (больших и маленьких божьих коровок, рыбок, грибочков и др., гусеницы, паровозика) музыкальный руководитель на фланелеграфе выкладывает различные ритмы из длинных (ТА) и коротких (ТИ) длительностей, а так же пауз. Дети, под русские народные мелодии («Как у наших у ворот», «Я на горку шла», «Из-под дуба», «Коробейники», «Как под яблонькой» и др.), учатся прохлопывать в ладоши (по щечкам, по животику, по коленкам), протопывать ногами различные ритмические формулы. Дети подготовительной группы с большим удовольствием учатся сами составлять различные ритмические рисунки. В дальнейшем дети используют освоенный материал в игре на музыкальных инструментах, в танцах и плясках, в пении.
В развитии музыкальных способностей детей с ТНР используются народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.
К концу дошкольного периода в результате совместной работы воспитателей, логопеда и музыкального руководителя дети в полном объеме овладевают правильными голосоведением и речевым дыханием, нормальным произношением звуков речи, четкой дикцией, верным лексико-грамматическим строем и развернутой связной речи. У дошкольников значительно улучшаются фонематическое восприятие и все виды музыкального слуха, развивается чувство ритма.
Выводы по I главе.
Основные особенности детей с речевыми нарушениями можно свести к следующим:
Помимо собственно речевого нарушения, у них наблюдаются нарушения других видов деятельности (изобразительной, музыкальной и др.)
Отмечается нарушения психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировке в пространстве, нарушение процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).
Плохо развито слуховое внимание.
Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).
Музыка и музыкальное воспитание на основе народного фольклора могут оказать большую помощь в коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателей. При грамотном подходе к решению как коррекционных, так и общепедагогических задач дети с отклонениями в развитии преображаются. Под влиянием народной фольклорной музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
Исходя из этого, в процессе музыкального воспитания, помимо решения задач музыкального воспитания, нужно решать и задачи коррекционные:
Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.
Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Большое внимание следует уделить развитию слухового внимания и памяти. Первый помощник в этом – хорошо развитое музыкальное восприятие.
Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентации в пространстве, координации движений, развитие дыхания, воспитание правильной осанки и походки, формирование двигательных навыков и умений, развитие ловкости, силы, выносливости.
Исправление ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончаний слов.
Глава II.
Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей с ТНР старшего дошкольного возраста посредством музыкального народного фольклора.
Диагностика уровня развития музыкальных способностей детей с ТНР старшего дошкольного возраста.
С целью определения уровня развития музыкальных способностей детей с ТНР, два раза в год проводилась диагностика по критериям, представленным ниже. При выборе критериев диагностики я опиралась на программу по музыкальному развитию И.Каплуновой, И.Новоскольцевой «Ладушки».
Старшая группа
I Движение:
а) двигается ритмично, чувствует смену частей музыки,
б) проявляет творчество (придумывает свои движения);
в) выполняет движения эмоционально.
2. Чувство ритма:
а) правильно и ритмично прохлопывает ритмические формулы;
б) умеет их составлять, проговаривать, играть на музыкальных инструментах.
3. Слушание музыки:
а) эмоционально воспринимает музыку (выражает свое отношение словами);
б) проявляет стремление передать в движении характер музыкального произведения;
в) различает двухчастную форму;
г) различает трехчастную форму;
д) отображает свое отношение к музыке в изобразительной деятельности;
е) способен придумать сюжет к музыкальному произведению.
4. Пение:
а) эмоционально и выразительно исполняет песни;
б) придумывает движения для обыгрывания песен;
в) узнает песни по любому фрагменту;
г) проявляет желание солировать.
Подготовительная группа
1. Движение:
а) двигается ритмично, чувствует смену частей музыки;
б) проявляет творчество;
в) выполняет движения эмоционально;
г) ориентируется в пространстве;
д) выражает желание выступать самостоятельно.
2. Чувство ритма:
а) правильно и ритмично прохлопывает усложненные ритмические формулы;
б) умеет их составлять, проигрывать на музыкальных инструментах;
в) умеет держать ритм в двухголосии.
3. Слушание музыки:
а) Эмоционально воспринимает музыку (выражает свое отношение словами); умеет самостоятельно придумать небольшой сюжет);
б) проявляет стремление передать в движении характер музыкального произведения;
в) различает двухчастную форму;
г) различает трехчастную форму;
д) отображает свое отношение к музыке в изобразительной деятельности;
е) способен самостоятельно придумать небольшой сюжет к музыкальному произведению;
ж) проявляет желание музицировать.
4. Пение:
а) эмоционально исполняет песни;
б) способен инсценировать песню;
в) проявляет желание солировать;
г) узнает песни по любому фрагменту;
д) имеет любимые песни.
Результаты диагностики позволили сделать следующие выводы:
Большое количество детей не смогли выразить свое отношение к музыке словами, придумать небольшой сюжет, рассказать об основных средствах выразительности музыкального произведения (темпа, мелодии, ритма, динамики, тембра, регистра, лада);
У многих детей наблюдается неустойчивое внимание при прослушивании коротких музыкальных произведений;
Большое количество детей не смогли справиться с музыкально-ритмическими движениями (маршем, поскоками, боковым, прямым галопом), многие плохо ориентируются в пространстве, не чувствуют смену частей музыки;
Дети не выражают желание солировать, выполнять движения самостоятельно, не могут сами придумать движения для инсценирования песни;
У всех детей слабо развито чувство ритма.
Исходя из выводов диагностики, была разработана «Адаптированная рабочая программа по музыкальному воспитанию детей с ТНР», в перспективный план которой был включен раздел по освоению «Регионального компонента» (музыкальный фольклор народов Южного Урала).
Содержание и методы развития творческих способностей детей с ТНР с использованием элементов фольклора.
С музыкальным фольклором дети знакомятся в ДОУ на музыкальных и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках.
Развитие творческих способностей детей осуществляется во всех видах музыкальной деятельности: слушании музыки, распевании и пении, музыкально-ритмических движениях, играх, плясках, хороводах, развитии чувства ритма, игре на музыкальных инструментах (музицировании).
2.2.1 Слушание музыки.
Слушание музыки в детском саду – очень важное, необходимое, и интересное направление развития детей. Оно направлено на формирование основ музыкальной культуры. Реализовать эту цель помогает правильный, грамотный, доступный детскому восприятию отбор произведений. В репертуар для слушания включаются не только произведения русских и зарубежных композиторов (М.Глинки, П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова, М.Мусоргского, С.Прокофьева, Д.Кабалевского, Э.Грига), но и народной музыки. Для лучшего восприятия необходимо подбирать характерные музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской. К музыкальным произведениям подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты. Зрительное восприятие помогает слуховому восприятию глубже почувствовать характер, особенности произведения.
Задачи:
Знакомить с музыкальными произведениями русского, башкирского и татарского фольклора;
Знакомить со звучанием балалайки, домры, баяна, курая;
Знакомить с музыкальными произведениями миасского композитора Г.Короткова;
Учить слышать в произведении динамику, темп, музыкальные нюансы, высказывать свои впечатления.
Развивать кругозор, внимание, память, речь, расширять словарный запас (дети с ТНР), обогащать музыкальными впечатлениями.
Примерный репертуар:
Старшая группа | Подготовительная группа |
«Калинка» р.н.п. «Коробейники» р.н.п. «Башкирский танец» «Приглашение» укр.н.м. «Земелюшка-чернозем» р.н.п. «Хорошее настроение» Г.Коротков «Солнечный денек» Г.Коротков «Весенняя капель» Г.Коротков «Веселый наигрыш» Г.Коротков «Юмореска» Г.Коротков «Русский танец» Г.Коротков «Хатира» баш.н.т для баяна «Семь девушек» баш.н.т. для баяна «Татарский танец» для баяна «Апипа» баш.н.т. для курая | «Калинка» р.н.п. «Барыня» р.н.м. «Горная песня» обр. В.Кукубаева «Хорошее настроение» Г.Коротков «Солнечный денек» Г.Коротков «Весенняя капель» Г.Коротков «Веселый наигрыш» Г.Коротков «Юмореска» Г.Коротков «Русский танец» Г.Коротков «Русский танец» стилизованная мелодия «Русские матрешки» муз. В.Темнов, сл. А.Осьмушкин «Хатира» баш.н.т для баяна «Семь девушек» баш.н.т. для баяна «Татарский танец» для баяна «Апипа» баш.н.т. для курая |
На основе слушания народных произведений с детьми проводятся познавательные беседы о народном творчестве, праздниках, обрядах, рассказывается о том, что они неразрывно связаны с бытом, трудом и жизнью русского народа.
В процессе слушания музыки дети знакомятся со звучанием деревянных ложек, балалайки, домры, гармошки, баяна и башкирских инструментов - курая и кубыза.
На одном занятии или развлечении для слушания можно брать разные по характеру музыкальные произведения. Таким образом, создается проблемная ситуация. Дети учатся сравнивать произведения по темпу (быстрый, средний или медленный), характеру звучания (плавно, певуче, отрывисто, остро, подчеркнуто, легко и т.д.), музыкальному образу (веселый, грустный, задорный, печальный, шутливый, серьезный, торжественный и т.д. ). Это обогащает музыкальные впечатления детей с ТНР, их словарный запас, вызывает яркий эмоциональный отклик, воспитывает художественно – эстетический вкус, побуждает к творчеству.
Замечено, что у детей пробуждается интерес к игре на русских народных инструментах. Например, прослушав «Русский танец» на ложках или «Польку» М.Глинки на бубне в исполнении музыкального руководителя и воспитателя, детям сразу хочется исполнить так же. Это развивает творческую активность детей.
2.2.2 Распевание, пение.
Распеванию и пению уделяется очень большое внимание. Собственное исполнение народных песен доставляет детям удовольствие, радость. Для того чтобы не акцентировать внимание детей с ТНР на недостатках (прерывистое дыхание, нечеткое произношение, гудение, недостаточная подача звука), им предлагаются несложные песенки-распевки из народного фольклора. Когда распевки выучены, дети могут подыгрывать себе на музыкальных инструментах – ложках, бубнах, трещотках, диатонических колокольчиках. Народные песни для детского исполнения должны быть доступны по содержанию, мелодически ярко окрашены, в нужном диапазоне. Текст песен не должен сухо заучиваться на занятиях. Это должно происходить непроизвольно. Для запоминания рекомендуются различные игровые приемы. Дети должны уметь петь сольно, хором, ансамблем, «цепочкой», с музыкальным сопровождением и без инструмента, «по ролям», (когда песня хорошо выучена), открытым и закрытым звуком. Очень эффективный прием поочередного пения: запев поет педагог, припев – дети; запев исполняют солисты (несколько детей), припев – все дети. Немаловажное значение имеет использование песен в самостоятельной деятельности детей вне занятий. Для разучивания слов песен очень важна согласованная работа музыкального руководителя, воспитателей и логопеда. Они помогают детям освоить звуковую структуру текста песен, интонацию, мелодию, ритм, темп, тембр, логические ударения и, наконец, сам музыкальный образ и характер песни.
К подбору песен для детей с ТНР предъявляются следующие требования:
Доступное содержание.
Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звуковые сочетания, но много гласных звуков.
Несложная запоминающаяся мелодия, желательно с повторами, с ясной ладовой основой, без больших скачков.
Нисходящая мелодия песен. Она более удобна: дыхание в начале пения более сильное, качество звучания песни будет лучше.
Фразы не очень длинные, особенно в начале обучающего периода.
Простая ритмическая организация песни.
Задачи:
Старшая группа:
Петь выразительно, передавая в пении характер песни;
Петь, аккомпанируя на музыкальных инструментах.
Подготовительная группа:
Передавать в пении характер песни (спокойный, напевный, веселый, задорный, шуточный, озорной, легкий и т.д.)
Придумывать движения по тексту песен (инсценирование).
Примерный репертуар:
Старшая группа | Подготовительная группа |
Распевание: «Андрей-воробей» р.н.п. «Барашеньки» р.н.п. «Сорока» р.н.п. «Два кота» р.н.п. «Василек» р.н.п. «Чики-чики-чикалочки» р.н.п. «Кто у нас хороший» р.н.п. «Солнышко-ведрышко» р.н.п. «У кота-воркота» р.н.п. Пение: «Жил-был у бабушки серенький козлик» р.н.п. «Бай-качи, качи» р.н.приб. «Жил у бабушки коток» р.н.п. «Как у бабушки козел» р.н.п. «Вышли дети в сад зеленый» польс.н.п. «У матушки было четверо детей» нем.н.п. «Мой город» муз. Г.Короткова, сл. Е.Карповой «Каравай» р.н.п. «Как на масленой неделе» р.н.п. «Во поле береза стояла» р.н.п. | Распевание: «Два кота» р.н.п. «Сел комарик под кусточек» р.н.п. «На зеленом лугу» р.н.п. «Две тетери» р.н.п. «Скок-поскок» р.н.п. «Соловей, соловеюшка» р.н.п. «Бай, качи, качи» р.н.п. Пение «Долговязый журавель» р.н.п. «Где был, Иванушка» р.н.п. «Милый мой городок» муз. Г.Короткова, сл. Н.Семочкиной «Как пошли наши подружки» р.н.п. «Частушки» р.н.м. Песня-сказка «Репка» р.н.м. «Лиса по лесу ходила» р.н.п. «Каравай» р.н.п. «Блины» р.н.п. обр. А.Абрамского «Как на масленой неделе» р.н.п. «Во поле береза стояла» р.н.п. «Как у бабушки козел» р.н.п. |
2.2.3 Музыкально-ритмические движения.
Музыкально-ритмические движения направлены на то, чтобы дети научились согласовывать свои движения с характером музыки, умели отражать в движении музыкальные образы, эмоционально отзывались на музыку, ориентировались в пространстве, координировали свои движения. Полуприседания, хороводный шаг, поскоки, притопы и другие движения в дальнейшем используются в играх, плясках, хороводах. Для того, чтобы дети могли легко освоить то или иное движение, необходимо выполнять определенную последовательность и вариативность разучивания, которые заинтересовывают детей и помогают им справиться с заданием. Кроме того, выполнение движений способствует физическому развитию детей.
Задачи:
Старшая группа:
Ходить русским хороводным шагом;
Выполнять движения эмоционально, изменяя их характер и динамику с изменением силы звучания музыки;
Выполнять определенные элементы русской народной пляски: притопы, «ковырялочку», «пружинку с поворотом корпуса» и т.д.
Подготовительная группа:
Учить выполнять движения по подгруппам, уметь наблюдать за движущимися детьми;
Придумывать свои движения под музыку;
Уметь выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.
Примерный репертуар:
Старшая группа | Подготовительная группа |
«Канава» р.н.м. «Во саду ли , в огороде» р.н.м. «Чаботуха» р.н.м. «Как у наших у ворот» р.н.п. «Прялица» р.н.п. «Как в лесу, лесочке» р.н.п. | Ах, улица, улица широкая» р.н.м. «Ах ты, береза» р.н.м. «Земелюшка-чернозем» р.н.п. «Байновская кадриль»обр. М.Иорданского «Сударшка» р.н.п. «Пошла Дуня за водой» р.н.п. |
2.2.4 Пляски, игры, хороводы.
Основная цель этого раздела – дать детям возможность подвигаться под музыкальное сопровождение, создать радостное настроение. Закрепить в непринужденной атмосфере ритмические движения, правила игры, формировать коммуникативные отношения. В игре должен присутствовать элемент сюрприза, шутки, забавы. Роль ведущего (кота, медведя, ворона, козлика и др.) сначала исполняет воспитатель, а затем уже дети.
В хороводе детям достаточно только выполнять движения по показу педагога, так как им иногда бывает затруднительно одновременно петь и выполнять движения. Детям достаточно, если они того хотят, подпевать.
Пляски и танцы разучиваются довольно долго, как упражнения, но детские идеи, фантазии должны непременно находить свое место в них. Танец для детей – это особый вид деятельности, дети не обладают хореографической пластичностью, ведь выразительным танец может быть тогда, когда человек осознает характер музыки, может выразить посредством движения мысли, чувства, переживания. В народных танцах берутся простые движения: хлопки, притопы, подскоки, кружения. Красоту детскому танцу придают музыкальное оформление, идея танца, оригинальные переходы и перестроения и непосредственность исполнения.
Игры, пляски и хороводы доставляют детям огромное удовольствие и решают множество педагогических задач: развитие коммуникативных отношений, вовлечение в совместную деятельность, развитие пластики и непринужденности исполнения, умения слышать изменения в музыке и соответственно менять движения; развивается чувство ритма и хорошего музыкального вкуса.
Русские народные танцы с пением очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться не только на музыкальном занятии с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, т.е. гораздо чаще чем другие виды танцев. При выборе танцев с пением и хороводов необходимо учитывать навыки детей в пении и движении для того, чтобы, выучив песню и разучив движения, они могли двигаться под собственное пение, что дает наибольший коррекционный эффект.
Задачи:
Старшая группа:
Развивать навыки инсценирования хороводных песен;
Формировать умение придумывать движения к танцам и пляскам, отражающие их содержание.
Подготовительная группа:
Танцевать легко, задорно, менять движения со сменой музыкальных фраз;
Сочетать пение с движением, передавать в движении характер песни;
Самостоятельно придумывать движения к песни;
Активно участвовать в играх на развитие творчества и фантазии.
Примерный репертуар:
Старшая группа | Подготовительная группа |
«Приглашение» укр.н.м. «Шел козел по лесу» р.н.п. «Плетень» муз.В.Калинникова, сл.народные «Как под яблонькой» р.н.м. «Пляска с притопами» укр.н.м. «Ворон» р.н.п. «Отвернись-повернись» карельск.н.м. «Сапожник» польск.н.п. «Земелюшка-чернозем» р.н.п «Перепелка» р.н.п. «Вышли дети в сад зеленый» польск.н.п. «Гори, гори ясно» р.н.м. «Золотые ворота» р.н.м. | «Плетень» р.н.м. «На горе-то калина» р.н.п. «Светит месяц» р.н.п. «Я на горку шла» р.н.п. «Вологодские кружева» муз.В.Лаптева «Ворон» р.н.п. «Гори, гори ясно» р.н.м. Русский танец с ложками Русский танец «Травушка-муравушка» «Как на тоненький ледок» р.н.п. «Золотые ворота» р.н.м. |
2.2.5 Развитие чувства ритма, игра на музыкальных инструментах (музицирование).
Особое внимание в музыкальном развитии дошкольников с нарушениями речи уделяется развитию чувства ритма. Без ритма невозможны пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить. Разнообразные игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия, варьируется и исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук, развивает координацию движений, чувство ритма, звуковысотный слух.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания.
В связи с большим значением развития слуховых способностей дошкольников, а так же эмоционально окрашенного движения положительную роль играют включение в каждое музыкальное занятие упражнений и игр по развитию чувства ритма.
Задачи:
Старшая группа:
Продолжать знакомство с русскими народными инструментами;
Продолжать обучение игре на ложках, бубнах, трещотках, бубенцах, колокольцах, осваивая новые приемы игры.
Подготовительная группа:
Продолжать знакомство с русскими народными инструментами;
Продолжать обучение игре на ложках, бубнах, трещотках, бубенцах, колокольцах, осваивая новые приемы игры
Примерный репертуар:
Старшая группа | Подготовительная группа |
«Коробейники» р.н.п. «Как у наших у ворот» р.н.п. «Во кузнице» р.н.п. «Перевоз Дуня держала» р.н.п. «Светит месяц» р.н.п. | «Коробейники» р.н.п. «Во кузнице» р.н.п. «Калинка» р.н.п. «Как у наших у ворот» р.н.п. «Барыня» р.н.м. «Подгорная» р.н.м. «Русский танец» стилизованная мелодия |
2.3 Использование русского детского музыкального фольклора в повседневной жизни детского сада (праздники, развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность).
Для того чтобы прочувствовать всю многогранность воздействия русского фольклора на детей с ТНР недостаточно просто использовать малые фольклорные формы на занятиях. Фольклорные произведения должны жить присущей им жизнью, только тогда открывается вся их глубина и выразительность. Фольклор – это прежде всего обряды отражающие быт русского народа и явления природы, связанные со сменой времен года, передающие труд людей и отношения взрослых и детей, наиболее ярко эти обряды представлены в народных праздниках. Участие детей в обрядах, играх, хороводах, новая красочная атрибутика, эмоциональный подъем который испытывают дети помогает еще успешнее решать поставленные передо мной задачи, а также постепенно приобщает детей к русским национальным традициям.
Успех фольклорного праздника и развлечения во многом зависит от того насколько готовы к нему не только дети, но прежде всего взрослые. Здесь моя задача помочь детям хорошо разобраться в сюжете (иллюстрации), чтобы дети поняли его смысл, задачи и цели своих персонажей, их характеры. Но главное – разбудить детскую фантазию, пробудить в детях желание быть хозяевами праздника, чтобы этот праздник был искренним и увлекательным.
Сценарии фольклорных праздников, развлечений, занятий составляю в сотрудничестве с педагогами детского сада (учителями-логопедами, воспитателями). Логопеды помогают отобрать тот речевой материал, который доступен детям (возраст, речевые возможности). Воспитатели и логопеды как непосредственные участники фольклорного действа помогают в выборе сюжета, подборе игр и т.д.
Огромную радость детям доставляет участие в фольклорных праздниках сказочные герои: Осень, Зима, Весна, Лето, Царевна Несмеяна, Царь, Скоморох, Петрушка, а так же участие родителей в играх и хороводах.
В дальнейшем, пользуясь атрибутами праздника (шапочки, элементы костюмов, декораций), дети с удовольствием переносят все игры, хороводы в самостоятельную музыкальную деятельность, с удовольствием играют на прогулках.
Выводы по II главе.
Мой опыт работы показал, что музыкальный фольклор является видом деятельности, интересным для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. Фольклор увлекает детей яркими образами, вызывает у них положительные эмоции. Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Музыкальный фольклор, применяемый в обучении детей многообразен. Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в процессе художественно-эстетического развития детей с ТНР.
Занятия, которые проводятся с использованием элементов русского народного фольклора, благоприятно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям: музыкальные занятия, тематические праздники и развлечения, детские проекты.
Результаты диагностики показали эффективность использования элементов народного фольклора на музыкальных занятиях.
Сводная таблица
| Слушание музыки | Музыкально-ритмические движения | Пение | Развитие чувства ритма, музицирование |
| Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
2019-2020 уч.г. Старшая группа, 27 человек | Низкий 93% | Низкий 36% | Низкий 97% | Низкий 40% | Низкий 83% | Низкий 27% | Низкий 100% | Низкий 40% |
Высокий 7% | Высокий 64% | Высокий 3% | Высокий 60% | Высокий 17% | Высокий 73% | Высокий 0% | Высокий 60% |
2020-2021 уч.г. Подготовительная группа, 27 человек | Низкий 87% | Низкий 10% | Низкий 73% | Низкий 27% | Низкий 66% | Низкий 18 % | Низкий 81% | Низкий 24% |
Высокий 13% | Высокий 90% | Высокий 27% | Высокий 73% | Высокий 34% | Высокий 88% | Высокий 19% | Высокий 76% |
Заключение.
Основываясь на своем опыте, могу сказать, что в работе с детьми с ТНР целесообразно использовать разнообразные средства и формы ознакомления с фольклором. Через игровые и плясовые песни дети овладевают необходимыми игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение детей игре на русских народных музыкальных инструментах развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Осмысление образного содержания, выполнение движений со сменой характера музыки, умение менять ритм, темп происходит во время знакомства и постановки народных танцев. Данная система работы включает в себя и обучение детей сольному, ансамблевому и хоровому пению.
Особенно ценными для музыкального развития детей с ТНР являются тематические праздники и развлечения, проектная деятельность, которые закрепляют и углубляют музыкальные впечатления, духовно обогащают детей. Праздники и развлечения, проектная деятельность – это не только своеобразный итог проведенной с детьми работы по усвоению русского народного фольклорного материала, но и мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Фольклорные праздники - возможность для детей проявить свои музыкальные творческие способности в любом виде деятельности.
Вся моя работа дала положительный результат. Дети с ТНР стали намного активней, выразительней, артистичнее в пении, в движении, в сценических действиях.
Так, постепенно дети с ТНР приучаются к музыкальному искусству, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания, умения и навыки. Становится богаче и разнообразнее их духовный мир. И конечно, влияние музыкального фольклора на развитие музыкальных способностей будет способствовать успешному развитию в будущем и стать нравственными, творческими людьми, несущими и хранящими историю и духовность поколений.
В перспективе планирую продолжать работу в данном направлении.
Список использованной литературы:
Ирина Каплунова, Ирина Новоскольцева «Праздник каждый день» Старшая группа. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (3 CD). . Пособие для музыкальных руководителей детских садов. - СПб: Композитор. – 2008. – 308 с.
Ирина Каплунова, Ирина Новоскольцева «Праздник каждый день» Подготовительная группа. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (2CD) . Пособие для музыкальных руководителей детских садов. – СПб: Композитор. – 2012. – 366 с.
Ирина Каплунова, Ирина Новоскольцева «Праздник каждый день» Дополнительный материал к конспектам музыкальных занятий с аудиоприложением (2CD) Подготовительная группа. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. – СПб: Композитор. – 2012. – 176 с.
Музыка в детском саду. Старшая группа. Песни, пьесы, игры для пения в сопровождении фортепиано (баяна) / сост. Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комиссарова. – М.: «Музыка», 1989. – 129 с.
Музыка в детском саду. Подготовительная к школе группа. Песни, пьесы, игры для пения в сопровождении фортепиано (баяна) / сост. Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комиссарова. – М.: «Музыка», 1988. – 128 с.
Музыкальные занятия. Старшая группа / авт.-.сост. О. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2013. – 348 с.
Музыкальные занятия. Подготовительная группа / авт.-.сост. О. Арсеневская. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 319 с.
Тематические праздники и развлечения: комплексно – тематическое планирование, сценарии по программе «От рождения до школы». Старшая группа / О.Н. Арсеневская [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2014. – 214 с.
Мы любим петь. / Автор и составитель Г.М. Коротков. – ДОУ № 84. – Миасс, 2002
Песни о Родине, Уральском крае, родном городе/ Автор и составитель Г.М. Коротков. – ДОУ № 84, Школа искусств № 1. Миасс, 2006.
Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: В помощь педагогам ДОУ для детей с речевыми нарушениями. – СПб.: «Детство - пресс», 2009. – 32с.
Каплунова И. «Ансамбль ложкарей»/ Методическое пособие с аудиоприложением (CD)для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки, педагогов. – «Невская нота» Спб: 2015. – 62 с.
Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки»/ Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – Издание второе, дополненное и переработанное. – «Невская нота» Спб: 2015. – 142 с.
Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм» Развитие чувства ритма у детей. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений, учителей музыки общеобразовательных и музыкальных школ. – Спб6 Издательство «Лансье», 2017. – 88 с.
Каплунова И. «Наш веселый оркестр» Выпуск 2 / Методическое пособие с аудиоприложением для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки, педагогов. – Спб: ООО «Лансье» 2019. – 102 с.
Кшенникова Н.Г., «Музыкально-дидактические игры в образовательной деятельности старших дошкольников»