СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы Носовой Натальи Васильевны " Активизация познавательных способностей младших школьников активными методами и приёмами организации внеурочной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно современной образовательной Концепции государства, главное не само знание, а познание, поэтому детей надо учить самостоятельному поиску информации, а также ее обработке с использованием новейших технологий, рациональному использованию своего времени, эффективному сотрудничеству с одноклассниками, учителями, родителями и т.д

  Одним из направлений развития нашего образовательного учреждения  является создание воспитательно-образовательной среды и условий для формирования и воспитания гармонично развитой (разносторонне развитой) и адаптивной личности.

  Исходя из направлений работы школы, целью своей педагогической деятельности считаю создание условий  для формирования творческой личности, активной и самостоятельной, через включение в систему творческих занятий и  положительной мотивации творческой деятельности, индивидуальный подход к развитию каждого воспитанника.

Приоритетным направлением работы является активизация познавательного интереса  младших школьников через внеурочную деятельность.

         Для реализации поставленной цели потребовалось решение следующих задач:

  • Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к познанию.
  • Создание условий для реализации творческого потенциала учеников.
  • Формирование умений самостоятельно добывать знания.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы Носовой Натальи Васильевны " Активизация познавательных способностей младших школьников активными методами и приёмами организации внеурочной деятельности"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

закрытого административно-территориального образования

город Радужный Владимирской области



Опыт работы

учителя высшей квалификационной категории

муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы

ЗАТО г.Радужный Владимирской области

Носовой Натальи Васильевны



Наименование опыта:


Активизация

познавательных способностей

младших школьников

активными методами и приёмами

организации внеурочной деятельности






2016

Содержание


1.

Наименование опыта.

с. 3

2.

Условия возникновения и становления опыта.

с. 3 - 7

3.

Актуальность, перспективность опыта.

с. 7 - 9

4.

Теоретическая база.

с. 9 - 11

5.

Новизна опыта.

с. 11 - 12

6.

Ведущая педагогическая идея.

с. 12 - 13

7.

Технология опыта.

с. 13 - 14

8.

Результативность.

с. 14 - 18

9.

Адресная направленность.

с. 18

10.

Список литературы(интернет-ресурсы)

с. 18 - 19































Описание опыта работы.


1. Наименование опыта.

«Активизация познавательного интереса учащихся младших классов через внеурочную деятельность».

2. Условия возникновения и становления опыта.


Согласно современной образовательной Концепции государства, главное не само знание, а познание, поэтому детей надо учить самостоятельному поиску информации, а также ее обработке с использованием новейших технологий, рациональному использованию своего времени, эффективному сотрудничеству с одноклассниками, учителями, родителями и т.д. [1]

Одним из направлений развития нашего образовательного учреждения является создание воспитательно-образовательной среды и условий для формирования и воспитания гармонично развитой (разносторонне развитой) и адаптивной личности.

Исходя из направлений работы школы, целью своей педагогической деятельности считаю создание условий  для формирования творческой личности, активной и самостоятельной, через включение в систему творческих занятий и  положительной мотивации творческой деятельности, индивидуальный подход к развитию каждого воспитанника.

Приоритетным направлением работы является активизация познавательного интереса младших школьников через внеурочную деятельность.

Для реализации поставленной цели потребовалось решение следующих задач:

  • Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к познанию.

  • Создание условий для реализации творческого потенциала учеников.

  • Формирование умений самостоятельно добывать знания.

3. Актуальность, перспективность опыта.

Современный мир выдвигает новые требования к личности человека. Если раньше школа требовала усвоения некоего базиса знаний, то современная школа постепенно меняет свои приоритеты.


В Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 г (утв. пост. пр-ва РФ 29.12 2014 № 2765 –р) отмечается , что «необходимо добиться устойчивого процесса непрерывного образования российских граждан в течение всей жизни» (с. 21). Так как у взрослого человека вызвать эту потребность трудно, то нужно уже в начальной школе формировать познавательный интерес. Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения младших школьников. Под влиянием познавательного интереса даже у слабых учеников учебная работа протекает более продуктивно. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. [9]



Решение данной задачи предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС НОО). [2]

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться. Это записано и в требованиях к портрету выпускника начальной школы:

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение.

Соответственно школа  должна создать условия для всестороннего развития детей, навыков самообразования и творческих способностей и, конечно, их познавательных интересов . Только на уроках добится хороших результатов трудно, поэтому в соответствии с ФГОС НОО в школах организуется внеурочная деятельность, одним из направлений которой является улучшение условий для развития ребенка и учет его индивидуальных особенностей.



 Невозможно переоценить значения познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности  развиваются все процессы сознания.

7

Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но совокупности всех процессов сознательной деятельности. [8]

Функциональное назначение познавательной деятельности  состоит в том, чтобы вооружить учащихся  знаниями умениями и навыками, содействовать воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся, выявлять и реализовать потенциальные возможности учащихся,   приобщать их к поисковой и творческой деятельности, развивать их познавательные силы, личностные образования (активность, самостоятельность, познавательный интерес).

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

  • отстаивать свое мнение;

  • принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

  • ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

  • рецензировать ответы товарищей;

  • оценивать ответы и письменные работы одноклассников;

  • заниматься обучением с отстающими;

  • самостоятельно выбирать посильное задание;

  • находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

  • создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий.

Задача учителя, на мой взгляд, не только умело показывать, объяснять, организовывать деятельность учеников, но и умело руководить и направлять их учебную деятельность, быть примером и вдохновителем в их творчестве. В каждом занятии должна присутствовать активная работа мысли. Изучая труды великих педагогов по данной теме, убедилась в правоте слов: «Учитель и ученик – их добрые взаимоотношения формируются в совместном, созидательном труде при взаимном уважении к личности, достоинству

8

каждого» - таков краеугольный камень педагогического воззрения А.С. Макаренко.

«Всякое действие по шаблону носит ущерб индивидуальным проявлениям и качествам детей, поэтому следует считаться с « личностным свойствами» каждого из них, чтобы дать им возможность свободно развернуть свои способности» - такова идея П.Ф. Лесгафта.

В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т. Важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность.

Исходя из этого, можно предположить, что целенаправленное развитие познавательных процессов детей - достаточно важная задача. Механизмом для решения вышеназванной задачи и становится создание и адаптация рабочих программ курсов дополнительного образования «Академия маленького умника» «Академия маленького умника», «Эрудит» , создание рабочей программы курса дополнительного образования с применением дистанционных образовательных технологий «ЗНАТОК» и программы НОУ учащихся начальных классов

4. Теоретическая база.

Сегодня к школе приковано особое внимание, так как государству нужны инициативные, думающие, подготовленные к жизни, труду люди. Именно таких учеников должна выпускать школа. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего дальнейшего обучения. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу – закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Для осуществления этого требуется умело организовывать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательную активность улучшающую усвоение материала и развивающую в них внимательность, гибкость ума.

9

Противоречия между необходимостью формирования у младших школьников навыков познавательной деятельности как базы для эффективного освоения содержания образования подростковой школы и недостаточной разработанностью механизмов и условий реализации исследовательских моделей обучения на младшей ступени школьного образования. Основными условиями возникновения и становления проблемы опыта являются: - недостаточное овладение учащимися методами и приёмами; - необходимость развития познавательных процессов ; -творческий поиск методов и приемов, активизирующих учебную и внеурочную деятельность учащихся; - желание учащихся узнать новое ; -коллектив единомышленников (учитель-ученик), работающих творчески, помогающих друг другу на пути познания. [10]

Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной и внеурочной деятельности. Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. [11]


Этот вопрос рассматривался в различных трудах педагогов и психологов.

Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Руссо Ж-Ж определяли

познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию.

Современные отечественные исследователи изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у младших школьников. Это Маркова А.К., Лозовая В. И., Тельнова Ж. Н., Щукина Г. И. и многие другие.

И педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении». Вот что пишет Т.И. Шамова:  «Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности

10

за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей».

  По словам замечательного педагога В.А. Сухомлинского, развитие познавательных способностей детей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. [12]

По данным психических исследований, наибольший сдвиг в развитии ребенка происходит на первом году обучения. До последнего времени в России современное обучение и воспитание, к сожалению, развивали в детях только одну сторону способностей – исполнительскую, а более сложная и важная сторона, творческая, отдавалась воле случая и у большинства оставалась на плачевном уровне. В настоящее время, когда в отечественной системе образования произошла ее переориентация на гуманистические, личностно- ориентированные и развивающие образовательные технологии, впервые остро встал вопрос о создании наиболее благоприятных условий, способствующих проявлению творческих познавательных способностей в раннем возрасте. Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Между тем ещё А. Дистервег писал: «Больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов с одной стороны». [13] Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих познавательных способностей учащихся. Цель педагогического опыта - разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности, а так же обеспечить условия для разностороннего, свободного и творческого развития ребенка.

5. Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в том, что:

11

  • практически выстроена система формирования творчески активной личности через развитие познавательной деятельности посредством внеурочной деятельности;

  • составлены и апробированы рабочие программы курсов дополнительного образования:

    • рабочая программа по внеурочной деятельности «Академия маленького умника»;

    • рабочая программа по внеурочной деятельности «Эрудит»

    • рабочая программа курса дополнительного образования с применением дистанционных образовательных технологий «ЗНАТОК»

    • составлена программа научного общества (НОУ) учащихся начальных классов;

  • использование новых средств обмена информацией и методов преподавания;

  • налажена работа с родителями в области применения современных информационных технологий;

Преимущество данного опыта состоит в переходе от установки «формирование» к установке «саморазвитие», создание у учеников положительной мотивации к самостоятельной деятельности. Научная новизна опыта заключается в практической реализации прогрессивных методов и приемов обучения младших школьников, обеспечивающих эффективное развитие творческих способностей, мыслительных процессов, умений и навыков, что подтверждается положительными результатами мониторинга административных, проверочных диагностических работ учащихся; участием детей в олимпиадах муниципального, регионального и Всероссийского уровней.

6. Ведущая педагогическая идея.

Сущность опыта состоит в создании системы работы, основанной на использовании активных методов и приемов организации внеурочной деятельности школьников. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании во внеурочное время условий для сознательного, активного

12

участия младших школьников в творческой познавательной деятельности. Эти условия должны приносить радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели. Широкое внедрение в учебный процесс развивающих заданий позволяют учащимся получить возможность индивидуального продвижения в обучении и развитии их способностей.

Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией, которую ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей, что эти открытия не для всего человечества, а для данного маленького человека

Кузнецов В.И[14]

7. Технология опыта.

В своей работе я учитываю дидактические принципы активизации познавательной деятельности: [7]

Принцип проблемности.

Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов необходимо создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью учителя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности.

Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач.

Необходимо чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности.

Принцип взаимообучения.

Учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.

Принцип исследования изучаемых проблем.

Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся

6

носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения.

Принцип индивидуализации.

Организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося.

Принцип мотивации.

Главным в начале активной деятельности должно быть не принуждение, а желание ребенка решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.


Подготовительный этап

  • Ознакомление учащихся и их родителей о направлениях внеурочной деятельности в образовательном учреждении, определение целей и задач выбранных направлений работы.

  • Определение группы учащихся для работы в данном направлении, создание для каждого электронного почтового ящика.

  • Составление рабочей программы курса дополнительного образования с применением ДОТ «Знаток».

  • Составление и апробирование программ дополнительного образования «Академия маленького умника» и «Эрудит».

  • Составление программы НОУ учащихся начальных классов МБОУ СОШ № 2.

Этап внедрения технологии

  • Создаются условия для вовлечения детей в активную познавательную деятельность, путем применения разнообразных электронных ресурсов, образовательных сайтов и т.д. ….

  • Разработана система по развитию познавательной деятельности учащихся. Основную часть образовательного процесса составляют очные занятия в образовательных учреждениях.

13

Но активно используются и дистанционные занятия посредством электронной почты, Skype и других электронных ресурсов.

Этап совершенствования

  • Организация системной работы.

  • Содержательное расширение практической деятельности.

  • Вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность, в творческую деятельность.

  • Участие учащихся в дистанционных конкурсах различного уровня, в НПК.


8. Результативность


Правильно организованная система внеурочной деятельности и использование дистанционных образовательных технологий представляют собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.

За последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у большинства учащихся повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности.


Каждый год при помощи психолога проводится мониторинг самооценки учащихся, выявляется уровень школьной мотивации, под наблюдением находится развитие познавательных процессов учащихся.

По результатам диагностики были получены следующие данные











14



1 класс(27 чел)


3 класс (24 чел)




Количество

%

Количество

%

Общий уровень развития мышления

Высокий

5 чел

18%

7 чел

29%

Выше среднего



1 чел

4%

Средний

18 чел

67%

13 чел

54%

Ниже среднего

3 чел

11%

1 чел

4%

Низкий

1 чел

4%

2 чел

9%


Диагностика показала, что наблюдается положительная динамика в развитии у учащихся общего уровня развития мышления. Проведённая работа над формированием познавательной мотивации у младших школьников принесла положительные результаты: все дети успевают и хотят учиться; овладевают учебной деятельностью; самостоятельно добывают нужные знания; учатся навыкам самоконтроля и самооценки

Ребята часто участвуют в городских, всероссийских олимпиадах, в дистанционных конкурсах, где достигают высоких результатов:

2013 уч. г.

  • Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»

1 место – 7 чел.

  • Открытый заочный конкурс «Интеллект-Экспресс»

1 место - 3 чел, 3 место - 2 чел.;

  • Международный конкурс-игра «Кенгуру»

2 и 3 место по школе.



15

  • Всероссийская дистанционная мультиолимпиада-марафон «Муравейник-2014»
    2 чел. - 1 место

  • Всероссийская олимпиада «Слон» …

2014 уч. г.

  • Всероссийская дистанционная мультиолимпиада-марафон «Муравейник»
    1 место - 2 чел.

  • Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект-Экспресс»-

1 чел. – 2место, 2 чел. – 3 место

  • Всероссийский дистанционный проект «Вундеркинд»
    1 чел. - 2 место – область, 1 чел. - 3 место в школе

  • Всероссийский конкурс «Видеоурок»
    1 место – 1 чел., 2место – 2 чел.

  • Всероссийский интернет-конкурс «Химби»

3 место – 5 чел.

  • Всероссийский конкурс-игра "КИТ» -

1 место в школе – 1 чел.

  • Всероссийский конкурс «Русский медвежонок» -

  • 2 место в школе - 1 чел., 3 место в школе – 2 чел.

2015 уч. г.

  • Заочная олимпиада школьников Владимирской области –

6 участников

  • Городской конкурс сочинений ко дню Защитника Отечества:

1 место – 1 чел, 2 место – 1 чел.;

  • Международный конкурс «G – чемпион»:

1 место – 2 чел., 3 место – 2 чел.

16

  • Всероссийский конкурс «Видеоурок» ….

  • Всероссийский конкурс «Кенгуру»

1 место в школе – 1 чел., 2 место в школе – 1 чел., 3 место в школе – 1 чел.;

  • Всероссийская дистанционная мультиолимпиада-марафон «Муравейник»

1 место – 2 чел., призёры – 8 чел.

  • Межпредметный интеллектуальный конкурс «Львёнок» -

диплом 1 степени - 2 чел.

Учащиеся принимают активное участие в конкурсах по проектно-исследовательской деятельности:

2013 год — участие в городской научно-практической конференции — 1 место

2015 год - участие в городской научно-практической конференции — 2 место;

участие во Всероссийском конкурсе проектов к 70-летию Победы

Как педагог выступала с представлением опыта

  • на заседаниях городского методического объединения учителей начальных классов на темы:

  • «Активизация познавательных способностей учащихся младших классов через внеурочную деятельность» (протокол №4 от 20.11. 2014 г.).

  • «Развитие познавательных способностей через проектно-исследовательскую деятельность (протокол №3 от 27. 08. 2015г.).  

  • Выступала на городском семинаре на тему « Использование интерактивной приставки «Mimio» и документ-камеры во внеурочной деятельности».

  • Участвую в опытно-экспериментальной работе школы на тему «Разработка и внедрение модели дистанционного обучения как условие развития современной школы»

17

    • по теме “Использование сетевых дистанционных образовательных технологий (ДОТ) во внеурочной деятельности в начальной школе».

  • Выступала на заседаниях ТГУ «Дистанционное обучение» по теме «Апробация подготовленных дистанционных курсов» и «Дистанционные технологии в начальной школе».

  • Выступала на производственной учёбе «Принципы системно-деятельностной организации воспитания в условиях реализации ФГОС» по теме «Внедрение ФГОС в начальной школе»

  • Являюсь автором электронной публикации по теме «Использование сетевых дистанционных образовательных технологий (ДОТ) во внеурочной деятельности в начальной школе» в сборнике материалов регионального научно-практического семинара «Опыт образовательных организаций региона по вопросам дистанционного обучения».

  • Имею публикацию на сайте Wiki Владимир

  • Являюсь активным участником педагогических сообществ. Я делюсь опытом работы на педагогических сайтах «ПроШколу.ру», «Nsortal.ru@, «Продлёнка», «Современный Учительский Портал» .

9. Адресная направленность.



Описанный опыт может быть использован учителями начальной классов в любой общеобразовательной школе при организации учебно-воспитательного процесса.

Список литературы(интернет-ресурсы)

1. Концепция развития образования в России

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

3. Развитие способностей младших школьников

4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

5. ФГОС: Внеурочная деятельность младших школьников

6. Активизация познавательных интересов младших школьников 18

7. Активизация познавательной деятельности учащихся

8. Активизация познавательной деятельности учащихся

9. Активизация познавательной деятельности  младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности как условие качественного образования

10. Реализация стандартов 2-го поколения в начальном образовании


11. Развитие познавательных способностей у младших школьников


12. Развитие познавательных интересов младших школьников через игровые технологии


13. Развитие творческих способностей и формирование интеллектуальных умений у младших школьников

14. Организация исследовательской работы в начальных классах


Приложения

  1. Программа НОУ начальных классов.

  2. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Академия маленького умника».

  3. Проект «Мы памяти этой верны».

  4. Рабочая программа курса дополнительного образования с применением ДОТ «Знаток».

  5. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Эрудит».

  6. Статья «Использование сетевых ДОТ во внеурочной деятельности в начальной школе».

  7. Презентация «Использование сетевых ДОТ во внеурочной деятельности в начальной школе».

  8. Презентация «Активизация познавательных способностей младших школьников через внеурочную деятельность"

19



Это можно отнести в актуальность

Задачи демократического преобразования нашего общества и будущего его процветания требуют подготовки поколения с высоким нравственным и интеллектуальным потенциалом, раскрывающиеся через познавательные способности. Целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, что невозможно без развития познавательных способностей. В реализации идеи интеграции учебного и воспитательного элементов школьной деятельности, внеурочной деятельности, разработке ее технологии особое место отводится феномену познавательного интереса.

Важно уже в младшем школьном возрасте вовлекать детей в активную познавательную деятельность. Ведь развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования. [2]

  Младший школьный возраст  наиболее благоприятный период для развития индивидуальных  особенностей. [3] В это время у детей проявляется  повышенный интерес к учебной деятельности. Именно познавательные интересы лежат в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть в глубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, делать выводы. Без достаточного  развития этих качеств ни о каком развитии способностей,  а следовательно, и     об успешном обучении речи быть не может.

3


Именно познавательные интересы ребенка определяют его активное отношение  к тому, что задает направленность и уровень его способностей. Поэтому одна из задач школы - развить познавательные интересы  каждого учащегося. Когда ребенок занимается, пусть даже по одному или нескольким учебным предметам, увлеченно, с интересом, с большим  желанием, у него более интенсивно развивается и мышление, и память, и восприятие, и воображение, а значит способности.

    Задача учителя – создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых знаний, тогда  будет происходить саморазвитие личности.

В Федеральном Законе "Об образовании в Российской Федерации" ст. 14, говорится « Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации». [4]

А помочь в этом может вовлечение детей во внеурочную деятельность, ведь неурочная деятельность в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта направлена на формирование безопасного, здорового образа жизни, развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, развитие нравственных, этических и эстетических чувств, воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина. [ 5]





Это в теорию


 Работая над темой «Активизация познавательных способностей младших школьников через внеурочную деятельность», мною были изучены и проанализированы условия, способствующие развитию и активизации познавательных способностей у младшего школьника: [6]

-  обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, т. е. обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться;

-  комбинирование различных форм организации учебной работы;

-  обучение младших школьников рациональным способам умственной работы;

5

-  эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога (создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников; положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность);

-  стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности учащихся со стороны педагога;

-  на каждом занятии ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии) для осознания значимости достигнутого результата деятельности;