СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы по теме: "Система работы педагога - психолога ДОУ с детьми раннего возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме: "Система работы педагога - психолога ДОУ с детьми раннего возраста"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко» города Судогда»







Опыт работы педагога - психолога

Коптеловой Натальи Ивановны



на тему:

«Эффективная система работы педагога – психолога ДОУ с детьми раннего возраста»














Судогда, 2022 год






Содержание:


  1. Формулировка наименования опыта, указание автора…....................................2

  2. Условия возникновения, становление опыта………............................................3

  3. Актуальность и перспективность опыта..…………….........................................3

  4. Ведущая педагогическая идея опыта….……………………………....................4

  5. Теоретическая база опыта………………………………………...........................4

  6. Новизна опыта………………………………………….........................................5

  7. Технология опыта………………………………...………………………….........5

  8. Результативность…………………………………………………………….........8

  9. Адресная направленность………………………………………….………..……9

  10. Приложения………………………………………….........................................10





















1. Формулировка наименования опыта, указание автора



Тема опыта:

«Эффективная система работы педагога – психолога ДОУ с детьми раннего возраста»




Автор: Коптелова Наталья Ивановна, педагог – психолог.

В 2016 году окончила «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» г. Владимир и освоила программу бакалавриата по направлению подготовки «Психолого – педагогическое образование», стаж педагогической деятельности – 5 лет, в данном учреждении – 5 лет.









2. Условия возникновения, становления опыта

Данный опыт формировался на базе МБДОУ «Детский сад «Солнышко» города Судогда» в течение трех лет.

В связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты, необходимостью реализации комплексного подхода психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, изменились требования к содержанию деятельности педагога-психолога. Дошкольное образование теперь является неотъемлемой составной частью и первым уровнем в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности — активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его основных психических процессов, способностей и социально значимых качеств.

ФГОС дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.

Необходимость психологической помощи детям раннего возраста позволила определить мне тему опыта работы.

Мною была изучена научная и практическая литература по данной теме.

Изучая инновационный опыт работы учреждений образования Владимирской области, размещенный на сайте Владимирского института развития образования, посещая методические объединения педагогов-психологов района, педагогические советы, проводя консультации для родителей детей раннего возраста, я еще больше убедилась в значимости своего опыта.



3. Актуальность и перспективность опыта

Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком.

Многие дети раннего возраста воспитываются в семье. Безусловно, любовь близких взрослых, их чуткое отношение, индивидуальное общение необходимое условие нормального развития ребенка, но не все родители понимают возрастные особенности детей до трех лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия. Одни родители сосредотачиваются на физическом здоровье малыша, ограничиваясь гигиеническим уходом и покупкой множества игрушек, а другие, наоборот, переоценивают возможности ребенка и начинают требовать от него знаний детей 5-7 лет. В обоих случаях игнорируются возрастные особенности, что может привести к задержке умственного и речевого развития, отсутствию воображения, дефициту внимания, импульсивности, агрессивности детей и т.д.

Для того чтобы помочь детям раннего возраста адаптироваться к условиям детского сада, полноценно развиваться, я, как педагог – психолог, стараюсь уделять как можно больше внимания работе с данной категорией. Работа педагога – психолога в этом направлении очень важна. Считаю, что тема моего опыта актуальна.

Перспективность опыта заключается в том, что мной разработана система работы с детьми раннего возраста, в которой я использую эффективные методы и формы, помогающие заинтересовать детей, тем самым способствуя их развитию. Так же мной создана база психолого – педагогического материала по работе с детьми данной возрастной категории.


4. Ведущая педагогическая идея опыта


Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий, содействующих успешной адаптации к ДОУ и полноценному развитию детей раннего возраста с использованием эффективных методов и форм работы.



5. Теоретическая база опыта

Данный опыт разрабатывался на основе следующих документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

  • Научные труды ученых (педагогов, психологов) С.Л. Новосёлова, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, И.А. Соколенского и др.

В основе педагогического опыта лежат идеи психолого-педагогического сопровождения как воплощение гуманистического и личностно- ориентированного подходов, которые последовательно и детально разрабатываются в настоящее время в работах Ф.И. Фрадкина, Д.И. Мещерякова, В. Штерна, К. Бюлера, К. Лоренца и др.

В процессе разработки опыта работы были использованы следующие понятия:

 «Психолого – педагогическое сопровождение»;

 «Ранний возраст»;

 «Адаптационный период»;

 «Развивающая работа».

Психолого – педагогическое сопровождение - особый вид помощи (или поддержки) ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса.

Ранний возраст – это период в развитии человека между младенчеством и дошкольным возрастом.

В советской психологии первая возрастная периодизация психического развития была разработана Л. С. Выготским и в дальнейшем изучалась Д. Б. Элькониным. Л. С. Выготский определил хронологические границы раннего возраста — от 1 года до 3 лет, а Д. Б. Эльконин отнёс его вместе с младенчеством к эпохе раннего детства. Ранний возраст начинается после кризиса первого года жизни и заканчивается кризисом трёх лет.

Адаптационный период – это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.

Развивающая работа - это активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам, оказание помощи педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.


6. Новизна опыта


Новизна опыта заключается в том что:

  1. Разработана система работы педагога – психолога с детьми раннего возраста;

  2. Используются эффективные методы и формы работы для полноценного развития детей;

  3. Создана электронная база материалов педагога – психолога, необходимая для работы с детьми раннего возраста (приложение 3).



7. Технология опыта

Тема опыта работы - «Эффективная система работы педагога – психолога ДОУ с детьми раннего возраста »

Цель работы - создать условия, содействующие успешной адаптации к ДОУ и полноценному развитию детей раннего возраста с использованием эффективных методов и форм работы.

Задачи:

  • Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период их адаптации к ДОУ;

  • Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь педагогам и родителям по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста;

  • Вести развивающую работу с детьми раннего возраста;

  • Регулярно пополнять базу материалов по работе психолога с детьми раннего возраста.


Методы, которые использовались при обобщении опыта:

  1. Изучение научно – психологической литературы;

  2. Наблюдение;

  3. Беседы с детьми, педагогами и родителями;

  4. Психолого – педагогическая диагностика;

  5. Развивающие занятия.


Для того чтобы начать систематическую работу с детьми раннего возраста в начале учебного года мной составляется план работы на год по работе с детьми раннего возраста, который состоит из трёх этапов (приложение 2):

  1. Доаптационный;

  2. Адаптационный (этап привыкания к условиям ДОУ);

  3. Постадаптационный.

Работа ведётся в трёх направлениях: с детьми, родителями, педагогами. Все направления в годовом плане прописываются.


Работа с детьми


Работа с детьми раннего возраста начинается с психолого – педагогической диагностики:

  1. Наблюдение;

  2. Аксарина Н.М., Пантюхина Г.В., Печора К.Л. "Диагностика нервно-психического развития детей".

  3. Метод экспертных оценок;

  4. Е.А. Стребелева "Психолого-педагогическое изучение детей 2-3 лет";

  5. "Контроль за поведением детей раннего возраста" (по рекомендациям Э.Л. Фруфт).

Доаптационный этап характеризуется совместной деятельностью с вновь поступающими детьми в ДОУ. Организовываются совместные прогулки в летний период.

На этапе привыкания детей к условиям детского сада основной вид деятельности – это наблюдение. Совместно с воспитателем заполняются адаптационные листы, карты наблюдения. Оказывается необходимая психолого – педагогическая помощь в преодоление трудностей.

Следующий этап постадаптационный. На данном этапе начинаются групповые и индивидуальные развивающие занятия, которые проводятся 1 раз в неделю.

Формы и методы, используемые в занятиях:

  1. Метод песочной терапии. Использую для развития эмоций у детей, фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений, связной речи. Наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности.

  2. Рисование крупами. Использую для успокаивания детей, развития зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации, мелкой моторики и воображения, формирования плавности, ритмичности и точности движений.

  3. Дидактические и сюжетные игры с водой, льдом. Использую для снятия эмоционального напряжения, развития мелкой моторики, координации движений и зрения.

  4. Лепка из пластилина. Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Кроме того, лепка (причем необязательно из пластилина) благотворно влияет на нервную систему в целом.

  5. Техника рисования пальчиковыми красками. Пальчиковое рисование позволяет ребенку почувствовать краски, их характер, настроение, развивает творческие способности, не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься интересным делом, ребенок тут же получает положительный эмоциональный заряд.

  6. Пальчиковые игры. Использую для развития речи и мелкой моторики.

  7. «Сказкотерапия» - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, она помогает ребенку не только адаптироваться, но и способствует его развитию.

  8. Релаксационные упражнения. В результате релаксации у детей нормализуется эмоциональное состояние, они успокаиваются, приходят в равновесие, у них налаживается сон.

Работа с родителями

Доаптационный период: выступления на родительском собрании, обеспечение наглядной информации на сайте ДОУ, индивидуальные беседы с родителями (по запросу).

Адаптационный период: наглядная информация в родительском уголке, индивидуальные консультации по вопросам хода периода адаптации, индивидуальные консультации для родителей детей, нуждающихся в психологической помощи и поддержке.

Постадаптационный период: регулярные совместные мероприятия.


Работа с педагогами

Доаптационный период: организация консультаций по вопросам развития детей раннего возраста, оказание помощи в организации благоприятной предметно - развивающей среды группы.

Адаптационный период: беседы с воспитателями об особенностях развития данного возраста, совместное планирование организации детской деятельности в течение дня, консультирование педагогов по сопровождению детей с тяжелой степенью адаптации, совместное составление адаптационных листов и карт развития.

Постадаптационный период: диагностика эффективности процесса адаптации, совместные занятия и мероприятия.




8. Результативность


Доказательством того, что данная система работы эффективна, являются следующие результаты:


Анализ результатов степени адаптации детей к ДОУ по методике «Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ» А. Остроуховой


2018 – 2019 учебный год (37 чел.)







2019 – 2020 учебный год (26 чел.)




2021-2022 учебный год (31 чел.)



Вывод: данная система работы с детьми раннего возраста эффективна, так как имеет положительную динамику развития.


9. Адресная направленность


Данный опыт может быть использован педагогами – психологами ДОУ, воспитателями, работающими с детьми раннего возраста.






















Приложение 1


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Баженова О.В. Диагностика психического развития. – М., 1986;

  2. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. – М., 1996;

  3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/ под ред. Стребелевой Е.А. – М ., 2007;

  4. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста. – М., 2008;

  5. https://psyjournals.ru/psyedu/2005/n1/Smirnova_full.shtml;

  6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/05/20/rabochaya-programma-pedagoga-psihologa-dlya-detey-rannego-vozrasta.

Приложение 2

План работы педагога-психолога

по сопровождению детей раннего возраста

в 2021-2022 учебном году



Цель: сохранение и укрепление психологического здоровья и эмоционального благополучия детей, адаптация к условиям ДОУ.

Задачи:

  1. Обеспечить психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ через систему взаимодействия «педагог-родитель - ребенок».

  2. Выявить уровень адаптации детей.

  3. Провести консультации для родителей и педагогов по вопросам развития детей раннего возраста.

  4. Обеспечить повышение психологической компетентности родителей по вопросам развития и воспитания ребенка.



Этапы


Содержание деятельности

С воспитанниками

С родителями

С педагогами

Доаптационный

Цель: формирование положительного настроя семьи на детский сад, снижение эмоциональной напряженности и тревоги родителей и педагогов.


  1. Организация совместной деятельности с воспитанниками ДОУ (по решению администрации организуются совместные прогулки вновь поступающих детей и воспитанников ДОУ).

Срок: июнь – август.


1. Выступление на родительском собрании по теме: «Адаптация ребенка к новым социальным условиям».

Срок: июнь.

2. Обеспечение наглядной информации на сайте по теме: «Как подготовить ребенка к детскому саду».

Срок: июнь.

3. Индивидуальные беседы с родителями (по запросу) по вопросам подготовки ребенка к детскому саду.

Срок: июнь.

4 Комплектование групп и составление подвижного графика поступления в ДОУ.

Срок: август.

5. Беседы с родителями с целью изучения семьи с целью прогноза адаптации.

Срок: август.

6. Анкетирование родителей «Мой ребенок».

Срок: август.

1. Организация консультаций по вопросам возрастного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Срок: июнь, август.

2. Оказание помощи в организации благоприятной предметно – развивающей среды группы.

Срок: август.

3. Составление индивидуального режима адаптационного периода для каждого ребёнка.

Срок: август.


Адаптационный

Цель: оптимизация условий и снижение психоэмоционального напряжения на основе изучения процесса адаптации.


1. Организация приёма детей в группу в соответствии с примерным графиком.

Срок: сентябрь.

2. Реализация индивидуального подхода к ребёнку, учёт его актуальных потребностей и потребностей семьи, уровня психофизического развития.

Срок: сентябрь, октябрь.

3. Психолого-педагогическое обследование детей. Контроль нервно-психического развития детей. Консультирование семьи.

Срок: октябрь.

4. Коррекционная работа с тяжело адаптирующимися детьми и их родителями.

Срок: сентябрь, октябрь.

5. Цикл развивающих занятий, способствующих снятию психоэмоционального напряжения и благоприятной адаптации детей к ДОУ.

Срок: сентябрь, октябрь.

6. Проведение игр на сплочение детей, создание положительного эмоционального фона.

1. Наглядная информация в родительский уголок.

Срок: август.

2. Индивидуальные консультации для родителей по вопросам хода периода адаптации.

Срок: сентябрь, октябрь (по запросу).

3. Консультации по инициативе психолога с родителями детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи и поддержке.

Срок: сентябрь, октябрь.

4. Изучение детско-родительских взаимоотношений (при тяжелой степени адаптации у ребенка).

Срок: октябрь, ноябрь.


1. Беседы с воспитателями об особенностях работы с детьми раннего возраста.

Срок: сентябрь.

2. Совместное планирование организации детской деятельности в течение дня.

Срок: сентябрь, октябрь.

3. Беседы с воспитателями, испытывающими Затруднения в период работы по адаптации детей.

Срок: сентябрь, октябрь.

4. Заполнение адаптационных листов.

Срок: сентябрь, октябрь.

5. Прогнозирование уровня адаптации каждого ребенка и планирование психолого-педагогической помощи детям с тяжелой степенью адаптации.

Срок: сентябрь, октябрь, ноябрь.

6. Консультирование педагогов по сопровождению детей с тяжелой степенью адаптации.

Срок: октябрь, ноябрь.


Постадаптационный

Цель: анализ и корректировка процесса адаптации в целом, определение образовательного маршрута.



1.Установление постоянного режима пребывания ребенка в ДОУ.

Срок: октябрь, ноябрь.

2. Диагностика нервно-психического развития.

Срок: октябрь, ноябрь.

3. Развивающие занятия с детьми.

Срок: ноябрь-май.

  1. Регулярные совместные мероприятия для детей и родителей.

Срок: ноябрь-май.


  1. Диагностика эффективности процесса адаптации.

Срок: ноябрь.

2.Профессиональная рефлексия воспитателей по итогам адаптационного периода.

Срок: ноябрь.



















































Приложение 3

Электронная база материалов педагога – психолога по работе с детьми раннего возраста

Психолога – педагогическая диагностика:

  1. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет (Е. О. Смирнова, Л.Н. Галигузова);

  2. Диагностика развития ребенка Е.Б. Волосовой;

  3. Памятка – вопросник для оценки поведения детей;

  4. Адаптационный лист;

  5. Диагностика и коррекция Павловой и Руденко.

Развивающая работа:

  1. Чудеса на песке. Песочная игротерапия Т.М. Грабенко;

  2. Адаптация детей раннего возраста Л.В. Белкина;

  3. Играем в детский сад;

  4. Я иду в детский сад;

  5. Зайка идет в детский сад;

  6. 50 игр для самых маленьких.



Консультативная работа:

  1. Консультация для педагогов;

  2. Буклет 1;

  3. Буклет 2;

  4. Консультация для родителей. Хеппенинг как метод развития детей раннего возраста;

  5. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям.

Данная база регулярно пополняется.














Приложение 4


Фотогалерея