Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко» города Судогда»
Опыт работы педагога - психолога
Коптеловой Натальи Ивановны
на тему:
«Эффективная система работы педагога – психолога ДОУ с детьми раннего возраста»
Судогда, 2022 год
Содержание:
Формулировка наименования опыта, указание автора…....................................2
Условия возникновения, становление опыта………............................................3
Актуальность и перспективность опыта..…………….........................................3
Ведущая педагогическая идея опыта….……………………………....................4
Теоретическая база опыта………………………………………...........................4
Новизна опыта………………………………………….........................................5
Технология опыта………………………………...………………………….........5
Результативность…………………………………………………………….........8
Адресная направленность………………………………………….………..……9
Приложения………………………………………….........................................10
1. Формулировка наименования опыта, указание автора
Тема опыта:
«Эффективная система работы педагога – психолога ДОУ с детьми раннего возраста»
Автор: Коптелова Наталья Ивановна, педагог – психолог.
В 2016 году окончила «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» г. Владимир и освоила программу бакалавриата по направлению подготовки «Психолого – педагогическое образование», стаж педагогической деятельности – 5 лет, в данном учреждении – 5 лет.
2. Условия возникновения, становления опыта
Данный опыт формировался на базе МБДОУ «Детский сад «Солнышко» города Судогда» в течение трех лет.
В связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты, необходимостью реализации комплексного подхода психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, изменились требования к содержанию деятельности педагога-психолога. Дошкольное образование теперь является неотъемлемой составной частью и первым уровнем в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности — активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его основных психических процессов, способностей и социально значимых качеств.
ФГОС дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.
Необходимость психологической помощи детям раннего возраста позволила определить мне тему опыта работы.
Мною была изучена научная и практическая литература по данной теме.
Изучая инновационный опыт работы учреждений образования Владимирской области, размещенный на сайте Владимирского института развития образования, посещая методические объединения педагогов-психологов района, педагогические советы, проводя консультации для родителей детей раннего возраста, я еще больше убедилась в значимости своего опыта.
3. Актуальность и перспективность опыта
Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком.
Многие дети раннего возраста воспитываются в семье. Безусловно, любовь близких взрослых, их чуткое отношение, индивидуальное общение необходимое условие нормального развития ребенка, но не все родители понимают возрастные особенности детей до трех лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия. Одни родители сосредотачиваются на физическом здоровье малыша, ограничиваясь гигиеническим уходом и покупкой множества игрушек, а другие, наоборот, переоценивают возможности ребенка и начинают требовать от него знаний детей 5-7 лет. В обоих случаях игнорируются возрастные особенности, что может привести к задержке умственного и речевого развития, отсутствию воображения, дефициту внимания, импульсивности, агрессивности детей и т.д.
Для того чтобы помочь детям раннего возраста адаптироваться к условиям детского сада, полноценно развиваться, я, как педагог – психолог, стараюсь уделять как можно больше внимания работе с данной категорией. Работа педагога – психолога в этом направлении очень важна. Считаю, что тема моего опыта актуальна.
Перспективность опыта заключается в том, что мной разработана система работы с детьми раннего возраста, в которой я использую эффективные методы и формы, помогающие заинтересовать детей, тем самым способствуя их развитию. Так же мной создана база психолого – педагогического материала по работе с детьми данной возрастной категории.
4. Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий, содействующих успешной адаптации к ДОУ и полноценному развитию детей раннего возраста с использованием эффективных методов и форм работы.
5. Теоретическая база опыта
Данный опыт разрабатывался на основе следующих документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Научные труды ученых (педагогов, психологов) С.Л. Новосёлова, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, И.А. Соколенского и др.
В основе педагогического опыта лежат идеи психолого-педагогического сопровождения как воплощение гуманистического и личностно- ориентированного подходов, которые последовательно и детально разрабатываются в настоящее время в работах Ф.И. Фрадкина, Д.И. Мещерякова, В. Штерна, К. Бюлера, К. Лоренца и др.
В процессе разработки опыта работы были использованы следующие понятия:
«Психолого – педагогическое сопровождение»;
«Ранний возраст»;
«Адаптационный период»;
«Развивающая работа».
Психолого – педагогическое сопровождение - особый вид помощи (или поддержки) ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса.
Ранний возраст – это период в развитии человека между младенчеством и дошкольным возрастом.
В советской психологии первая возрастная периодизация психического развития была разработана Л. С. Выготским и в дальнейшем изучалась Д. Б. Элькониным. Л. С. Выготский определил хронологические границы раннего возраста — от 1 года до 3 лет, а Д. Б. Эльконин отнёс его вместе с младенчеством к эпохе раннего детства. Ранний возраст начинается после кризиса первого года жизни и заканчивается кризисом трёх лет.
Адаптационный период – это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.
Развивающая работа - это активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам, оказание помощи педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.
6. Новизна опыта
Новизна опыта заключается в том что:
Разработана система работы педагога – психолога с детьми раннего возраста;
Используются эффективные методы и формы работы для полноценного развития детей;
Создана электронная база материалов педагога – психолога, необходимая для работы с детьми раннего возраста (приложение 3).
7. Технология опыта
Тема опыта работы - «Эффективная система работы педагога – психолога ДОУ с детьми раннего возраста »
Цель работы - создать условия, содействующие успешной адаптации к ДОУ и полноценному развитию детей раннего возраста с использованием эффективных методов и форм работы.
Задачи:
Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период их адаптации к ДОУ;
Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь педагогам и родителям по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста;
Вести развивающую работу с детьми раннего возраста;
Регулярно пополнять базу материалов по работе психолога с детьми раннего возраста.
Методы, которые использовались при обобщении опыта:
Изучение научно – психологической литературы;
Наблюдение;
Беседы с детьми, педагогами и родителями;
Психолого – педагогическая диагностика;
Развивающие занятия.
Для того чтобы начать систематическую работу с детьми раннего возраста в начале учебного года мной составляется план работы на год по работе с детьми раннего возраста, который состоит из трёх этапов (приложение 2):
Доаптационный;
Адаптационный (этап привыкания к условиям ДОУ);
Постадаптационный.
Работа ведётся в трёх направлениях: с детьми, родителями, педагогами. Все направления в годовом плане прописываются.
Работа с детьми
Работа с детьми раннего возраста начинается с психолого – педагогической диагностики:
Наблюдение;
Аксарина Н.М., Пантюхина Г.В., Печора К.Л. "Диагностика нервно-психического развития детей".
Метод экспертных оценок;
Е.А. Стребелева "Психолого-педагогическое изучение детей 2-3 лет";
"Контроль за поведением детей раннего возраста" (по рекомендациям Э.Л. Фруфт).
Доаптационный этап характеризуется совместной деятельностью с вновь поступающими детьми в ДОУ. Организовываются совместные прогулки в летний период.
На этапе привыкания детей к условиям детского сада основной вид деятельности – это наблюдение. Совместно с воспитателем заполняются адаптационные листы, карты наблюдения. Оказывается необходимая психолого – педагогическая помощь в преодоление трудностей.
Следующий этап постадаптационный. На данном этапе начинаются групповые и индивидуальные развивающие занятия, которые проводятся 1 раз в неделю.
Формы и методы, используемые в занятиях:
Метод песочной терапии. Использую для развития эмоций у детей, фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений, связной речи. Наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности.
Рисование крупами. Использую для успокаивания детей, развития зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации, мелкой моторики и воображения, формирования плавности, ритмичности и точности движений.
Дидактические и сюжетные игры с водой, льдом. Использую для снятия эмоционального напряжения, развития мелкой моторики, координации движений и зрения.
Лепка из пластилина. Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Кроме того, лепка (причем необязательно из пластилина) благотворно влияет на нервную систему в целом.
Техника рисования пальчиковыми красками. Пальчиковое рисование позволяет ребенку почувствовать краски, их характер, настроение, развивает творческие способности, не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься интересным делом, ребенок тут же получает положительный эмоциональный заряд.
Пальчиковые игры. Использую для развития речи и мелкой моторики.
«Сказкотерапия» - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, она помогает ребенку не только адаптироваться, но и способствует его развитию.
Релаксационные упражнения. В результате релаксации у детей нормализуется эмоциональное состояние, они успокаиваются, приходят в равновесие, у них налаживается сон.
Работа с родителями
Доаптационный период: выступления на родительском собрании, обеспечение наглядной информации на сайте ДОУ, индивидуальные беседы с родителями (по запросу).
Адаптационный период: наглядная информация в родительском уголке, индивидуальные консультации по вопросам хода периода адаптации, индивидуальные консультации для родителей детей, нуждающихся в психологической помощи и поддержке.
Постадаптационный период: регулярные совместные мероприятия.
Работа с педагогами
Доаптационный период: организация консультаций по вопросам развития детей раннего возраста, оказание помощи в организации благоприятной предметно - развивающей среды группы.
Адаптационный период: беседы с воспитателями об особенностях развития данного возраста, совместное планирование организации детской деятельности в течение дня, консультирование педагогов по сопровождению детей с тяжелой степенью адаптации, совместное составление адаптационных листов и карт развития.
Постадаптационный период: диагностика эффективности процесса адаптации, совместные занятия и мероприятия.
8. Результативность
Доказательством того, что данная система работы эффективна, являются следующие результаты:
Анализ результатов степени адаптации детей к ДОУ по методике «Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ» А. Остроуховой
2018 – 2019 учебный год (37 чел.)
2019 – 2020 учебный год (26 чел.)
2021-2022 учебный год (31 чел.)
Вывод: данная система работы с детьми раннего возраста эффективна, так как имеет положительную динамику развития.
9. Адресная направленность
Данный опыт может быть использован педагогами – психологами ДОУ, воспитателями, работающими с детьми раннего возраста.
Приложение 1
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Баженова О.В. Диагностика психического развития. – М., 1986;
Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. – М., 1996;
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/ под ред. Стребелевой Е.А. – М ., 2007;
Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста. – М., 2008;
https://psyjournals.ru/psyedu/2005/n1/Smirnova_full.shtml;
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/05/20/rabochaya-programma-pedagoga-psihologa-dlya-detey-rannego-vozrasta.
Приложение 2
План работы педагога-психолога
по сопровождению детей раннего возраста
в 2021-2022 учебном году
Цель: сохранение и укрепление психологического здоровья и эмоционального благополучия детей, адаптация к условиям ДОУ.
Задачи:
Обеспечить психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ через систему взаимодействия «педагог-родитель - ребенок».
Выявить уровень адаптации детей.
Провести консультации для родителей и педагогов по вопросам развития детей раннего возраста.
Обеспечить повышение психологической компетентности родителей по вопросам развития и воспитания ребенка.
Этапы | Содержание деятельности |
С воспитанниками | С родителями | С педагогами |
Доаптационный Цель: формирование положительного настроя семьи на детский сад, снижение эмоциональной напряженности и тревоги родителей и педагогов. | Организация совместной деятельности с воспитанниками ДОУ (по решению администрации организуются совместные прогулки вновь поступающих детей и воспитанников ДОУ). Срок: июнь – август. | 1. Выступление на родительском собрании по теме: «Адаптация ребенка к новым социальным условиям». Срок: июнь. 2. Обеспечение наглядной информации на сайте по теме: «Как подготовить ребенка к детскому саду». Срок: июнь. 3. Индивидуальные беседы с родителями (по запросу) по вопросам подготовки ребенка к детскому саду. Срок: июнь. 4 Комплектование групп и составление подвижного графика поступления в ДОУ. Срок: август. 5. Беседы с родителями с целью изучения семьи с целью прогноза адаптации. Срок: август. 6. Анкетирование родителей «Мой ребенок». Срок: август. | 1. Организация консультаций по вопросам возрастного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. Срок: июнь, август. 2. Оказание помощи в организации благоприятной предметно – развивающей среды группы. Срок: август. 3. Составление индивидуального режима адаптационного периода для каждого ребёнка. Срок: август. |
Адаптационный Цель: оптимизация условий и снижение психоэмоционального напряжения на основе изучения процесса адаптации. | 1. Организация приёма детей в группу в соответствии с примерным графиком. Срок: сентябрь. 2. Реализация индивидуального подхода к ребёнку, учёт его актуальных потребностей и потребностей семьи, уровня психофизического развития. Срок: сентябрь, октябрь. 3. Психолого-педагогическое обследование детей. Контроль нервно-психического развития детей. Консультирование семьи. Срок: октябрь. 4. Коррекционная работа с тяжело адаптирующимися детьми и их родителями. Срок: сентябрь, октябрь. 5. Цикл развивающих занятий, способствующих снятию психоэмоционального напряжения и благоприятной адаптации детей к ДОУ. Срок: сентябрь, октябрь. 6. Проведение игр на сплочение детей, создание положительного эмоционального фона. | 1. Наглядная информация в родительский уголок. Срок: август. 2. Индивидуальные консультации для родителей по вопросам хода периода адаптации. Срок: сентябрь, октябрь (по запросу). 3. Консультации по инициативе психолога с родителями детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи и поддержке. Срок: сентябрь, октябрь. 4. Изучение детско-родительских взаимоотношений (при тяжелой степени адаптации у ребенка). Срок: октябрь, ноябрь. | 1. Беседы с воспитателями об особенностях работы с детьми раннего возраста. Срок: сентябрь. 2. Совместное планирование организации детской деятельности в течение дня. Срок: сентябрь, октябрь. 3. Беседы с воспитателями, испытывающими Затруднения в период работы по адаптации детей. Срок: сентябрь, октябрь. 4. Заполнение адаптационных листов. Срок: сентябрь, октябрь. 5. Прогнозирование уровня адаптации каждого ребенка и планирование психолого-педагогической помощи детям с тяжелой степенью адаптации. Срок: сентябрь, октябрь, ноябрь. 6. Консультирование педагогов по сопровождению детей с тяжелой степенью адаптации. Срок: октябрь, ноябрь. |
Постадаптационный Цель: анализ и корректировка процесса адаптации в целом, определение образовательного маршрута. | 1.Установление постоянного режима пребывания ребенка в ДОУ. Срок: октябрь, ноябрь. 2. Диагностика нервно-психического развития. Срок: октябрь, ноябрь. 3. Развивающие занятия с детьми. Срок: ноябрь-май. | Регулярные совместные мероприятия для детей и родителей. Срок: ноябрь-май. | Диагностика эффективности процесса адаптации. Срок: ноябрь. 2.Профессиональная рефлексия воспитателей по итогам адаптационного периода. Срок: ноябрь. |
Приложение 3
Электронная база материалов педагога – психолога по работе с детьми раннего возраста
Психолога – педагогическая диагностика:
Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет (Е. О. Смирнова, Л.Н. Галигузова);
Диагностика развития ребенка Е.Б. Волосовой;
Памятка – вопросник для оценки поведения детей;
Адаптационный лист;
Диагностика и коррекция Павловой и Руденко.
Развивающая работа:
Чудеса на песке. Песочная игротерапия Т.М. Грабенко;
Адаптация детей раннего возраста Л.В. Белкина;
Играем в детский сад;
Я иду в детский сад;
Зайка идет в детский сад;
50 игр для самых маленьких.
Консультативная работа:
Консультация для педагогов;
Буклет 1;
Буклет 2;
Консультация для родителей. Хеппенинг как метод развития детей раннего возраста;
Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям.
Данная база регулярно пополняется.
Приложение 4
Фотогалерея