СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация педагогического опыта работы на тему: "Речевое развитие детей старшей группы посредством дидактических игр и мнемотаблиц."

Нажмите, чтобы узнать подробности

На основании собственного опыта использования дидактических игр и мнемотаблиц в процессе речевого развития, можно сделать вывод о том, что  использование  мнемотехники и речевых игр создаёт условия для формирования связной речи,  включения дошкольников в игровую деятельность и речевую активность.

Просмотр содержимого документа
«Презентация педагогического опыта работы на тему: "Речевое развитие детей старшей группы посредством дидактических игр и мнемотаблиц."»

Опыт работы  «Речевое развитие детей старшей группы посредством дидактических игр и мнемотаблиц » представляет воспитатель МБДОУ «Плешановский детский сад № 1» Классен Елена Ивановна Оренбургская область 201 7 г.

Опыт работы «Речевое развитие детей старшей группы посредством дидактических игр и мнемотаблиц »

представляет воспитатель

МБДОУ «Плешановский детский сад № 1»

Классен Елена Ивановна

Оренбургская область

201 7 г.

«Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им» Г. Гегель «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».    В. А.Сухомлинский « Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К. Д. Ушинский

«Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»

Г. Гегель

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А.Сухомлинский

« Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Структура описания опыта Информационный блок Описание технологии опыта Заключение

Структура описания опыта

  • Информационный блок
  • Описание технологии опыта
  • Заключение
 I. Информационный блок   1. 1. Визитная карточка Образование  среднее специальное , Орское педагогическое училище, 1988 г., г.Орск, воспитатель детского сада Педагогический стаж: 29 лет  В данном учреждении : 3 г . Занимаемая должность: воспитатель МБДОУ «Плешановский детский сад № 1» Аттестация: воспитатель первой квалификационной категории (Приказ Министерства образования Оренбургской области от 05.05.2012 г.№01/23-710)

I. Информационный блок 1. 1. Визитная карточка

Образование среднее специальное , Орское педагогическое училище, 1988 г., г.Орск, воспитатель детского сада

Педагогический стаж: 29 лет

В данном учреждении : 3 г .

Занимаемая должность: воспитатель МБДОУ «Плешановский детский сад № 1»

Аттестация: воспитатель первой квалификационной

категории (Приказ Министерства образования Оренбургской области от 05.05.2012 г.№01/23-710)

 1.2. Условия возникновения и  становления опыта. Становление опыта База МБДОУ «Плешановский детский сад № 1» Красногвардейского района Оренбургской области.   Условия возникновения опыта - требования ФГОС ДО; - теоретические основы психологического развития дошкольников; - изучение методической литературы и опыта коллег; - апробирование инновационных педагогических технологий; - курсы повышения квалификации.

1.2. Условия возникновения и

становления опыта.

Становление опыта

База МБДОУ «Плешановский детский сад № 1»

Красногвардейского района Оренбургской области.

Условия возникновения опыта

- требования ФГОС ДО;

- теоретические основы психологического развития дошкольников;

- изучение методической литературы и опыта коллег;

- апробирование инновационных педагогических технологий;

- курсы повышения квалификации.

 1.3. Актуальность педагогического опыта   В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

1.3. Актуальность педагогического опыта

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

 1.4. Противоречие и проблема опыта Противоречие:  между необходимостью развития у дошкольников связной речи и недостаточным уровнем сформированности у них речевой активности.  Проблема: создание игровой обучающей среды с помощью дидактических игр и мнемотаблиц для включения дошкольников в самостоятельную игровую деятельность и речевую активность.

1.4. Противоречие и проблема опыта

Противоречие:

между необходимостью развития у дошкольников связной речи и недостаточным уровнем сформированности у них речевой активности.

Проблема:

создание игровой обучающей среды с помощью дидактических игр и мнемотаблиц

для включения дошкольников в самостоятельную игровую деятельность и речевую активность.

 1.5. Идея педагогического опыта  Развитие связной речи детей дошкольного возраста, используя дидактические игры в интеграции с методом наглядного моделирования - мнемотаблицами. 1.В пересказе; 3. В составлении рассказов; 2. В заучивании стихотворений; 4.В формировании грамматически развитой речи .     Согласно данной педагогической идее, обучающий процесс строится на комбинировании личностно-ориентированного, развивающего, деятельностного подходов с использованием игровых форм работы.

1.5. Идея педагогического опыта

Развитие связной речи детей дошкольного возраста, используя дидактические игры в интеграции с методом наглядного моделирования - мнемотаблицами.

1.В пересказе;

3. В составлении рассказов;

2. В заучивании стихотворений;

4.В формировании грамматически развитой речи .

Согласно данной педагогической идее, обучающий процесс

строится

на комбинировании личностно-ориентированного, развивающего,

деятельностного подходов с использованием игровых форм работы.

1.6.Диапазон опыта и степень его новизны Опыт может быть применен в ДОУ. Он полностью согласуется с основными требованиями ФГОС ДО.  Новизна опыта  Новизна опыта заключается в том, что дидактические игры в интеграции с мнемотехникой рассмотрены как одно из наиболее действенных средств формирования у дошкольников связной речи.  Применение дидактических игр в сочетании с мнемотаблицами именно в НОД позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка. применение дидактических игр в сочетании с мнемотаблицами в свободной деятельности позволяет использовать их в качестве закрепляющего фактора изученного материала.

1.6.Диапазон опыта и степень его новизны

Опыт может быть применен в ДОУ. Он полностью согласуется с основными требованиями ФГОС ДО.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в том, что дидактические игры в интеграции с мнемотехникой рассмотрены как одно из наиболее действенных средств формирования у дошкольников связной речи. Применение дидактических игр в сочетании с мнемотаблицами именно в НОД позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка. применение дидактических игр в сочетании с мнемотаблицами в свободной деятельности позволяет использовать их в качестве закрепляющего фактора изученного материала.

II. Описание технологии опыта 2.1. Цели и задачи педагогической деятельности   Цель:  создание  образовательной, развивающей среды, способствующей развитию связной речи дошкольников через игру.   Задачи: - определение особенности формирования и развития речи дошкольников средствами игровых и  современных образовательных технологий; - выявление возможности игровой деятельности в интеграции с мнемотехникой способствовать развитию связной речи; - проведение диагностики речевого развития дошкольников

II. Описание технологии опыта

2.1. Цели и задачи педагогической деятельности

Цель:

создание образовательной, развивающей среды, способствующей развитию связной речи дошкольников через игру.

Задачи:

- определение особенности формирования и развития

речи дошкольников средствами игровых и современных

образовательных технологий;

- выявление возможности игровой деятельности в

интеграции с мнемотехникой способствовать

развитию связной речи;

- проведение диагностики речевого развития дошкольников

2.2 Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. Персоналии: Константин Дмитриевич Ушинский  (1824 – 1870) Гвоздев Александр Николаевич  1892-1959 Тихеева Елизавета Ивановна  (1867-1943) Леушина Анна Михайловна  (1898 – 1982 г) Водовозова Елизавета Николаевна  (1844 – 1923)

2.2 Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. Персоналии:

Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870)

Гвоздев Александр Николаевич 1892-1959

Тихеева Елизавета Ивановна (1867-1943)

Леушина Анна Михайловна (1898 – 1982 г)

Водовозова Елизавета Николаевна (1844 – 1923)

2.3 Современные подходы к теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Персоналии: Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, С.Н. Цейтлин. «Учите играя»  (под ред.Сохина Ф.А.) «Развитие речи детей дошкольного возраста»(под ред.Сохина Ф.А.)   «Ознакомление дошкольника со звучащим словом»(под ред.Сохина Ф.А.) Ушакова Оксана Семеновна Цейтлин Стелла Наумовна

2.3 Современные подходы к теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Персоналии: Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, С.Н. Цейтлин.

«Учите играя» (под ред.Сохина Ф.А.)

«Развитие речи детей дошкольного возраста»(под ред.Сохина Ф.А.)

«Ознакомление дошкольника со звучащим словом»(под ред.Сохина Ф.А.)

Ушакова Оксана Семеновна

Цейтлин Стелла Наумовна

2.4 Роль дидактических игр в речевом развитии. Игра является основным, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – средство активизации познавательной деятельности дошкольников. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.        Виды дидактических игр Структура дидактической игры Дидактические игры Настольно – печатные игры Игры с предметами Словесные игры

2.4 Роль дидактических игр в речевом развитии.

Игра является основным, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – средство активизации познавательной деятельности дошкольников. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Виды дидактических игр

Структура дидактической игры

Дидактические игры

Настольно – печатные игры

Игры с предметами

Словесные

игры

2.5 Современная образовательная технология - мнемотехника у Глухова В.П. - блоки-квадраты; у Ефименковой Л.Н. – схемы составления рассказов у Воробьевой В.К. – это сенсорно-графические схемы у Большевой Т.В. – коллаж; у Ткаченко Т.А. – предметно-схематические модели.

2.5 Современная образовательная технология - мнемотехника

у Глухова В.П. - блоки-квадраты;

у Ефименковой Л.Н. – схемы составления рассказов

у Воробьевой В.К. – это сенсорно-графические схемы

у Большевой Т.В. – коллаж;

у Ткаченко Т.А. – предметно-схематические модели.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.  Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.   Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Структура мнемотехники отдельный схематичный рисунок с определенной информацией таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно.

Структура мнемотехники

отдельный схематичный рисунок с определенной информацией

таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно.

Мнемотаблица- эффективное средство при обучении связной речи дошкольников, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.

Мнемотаблица- эффективное средство при обучении связной речи дошкольников, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.

2.6 Организация образовательной предметно развивающей среды в группе центр речевого развития «Будем говорить правильно». В группе имеются игры: 1.«Свойства». Цель: обогащение словаря прилагательными. 2.«Чего не стало». Цель: упражнять в образовании существительных в родительном падеже множественного числа. 3. «Времена года». Цель: развивать и активизировать словарь. 4. «Профессии». Цель: учить рассказывать о профессиях. 5. «Про сказки». Цель: учить по серии карточек рассказывать сказку. 6. «Что? Откуда? Почему?».  Цель: учить рассказывать о предметах быта. 7. «Птичий базар». Цель: учить описанию птиц. 8. «Герои русских сказок».  Цель: учить пересказывать сказки. 9.Лото и другие

2.6 Организация образовательной предметно

развивающей среды в группе центр речевого

развития «Будем говорить правильно».

В группе имеются игры:

1.«Свойства». Цель: обогащение словаря прилагательными.

2.«Чего не стало». Цель: упражнять в образовании существительных

в родительном падеже множественного числа.

3. «Времена года». Цель: развивать и активизировать словарь.

4. «Профессии». Цель: учить рассказывать о профессиях.

5. «Про сказки». Цель: учить по серии карточек рассказывать сказку.

6. «Что? Откуда? Почему?».

Цель: учить рассказывать

о предметах быта.

7. «Птичий базар».

Цель: учить описанию птиц.

8. «Герои русских сказок».

Цель: учить пересказывать

сказки.

9.Лото и другие

 Дидактическое пособие-игра «Солнышко речистое»   Цель пособия: развитие лексико-грамматического строя речи детей. Речевые игры, входящие в пособие: 1 . «Лето – зима», «Весна – осень» Цель: Обогащение словаря путем подбора слов по данной теме.  2.  «Он, она, оно, они» Цель: Соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они. 3.  «Что делает? » Цель: Закрепление использования в речи распространенных предложений; активизация глагольного словаря. 4.  «Приготовим сок или варенье»  Цель: Формирование навыков образования относительных прилагательных. 5 . «Какой?»  Цель: Закрепление умения подбирать к предмету несколько признаков.  6 . «Сколько?» Цель:Упражнение в согласовании существительного и числительного. И другие

Дидактическое пособие-игра

«Солнышко речистое»

Цель пособия: развитие лексико-грамматического строя речи детей.

Речевые игры, входящие в пособие:

1 . «Лето – зима», «Весна – осень» Цель: Обогащение словаря путем подбора слов по данной теме. 2. «Он, она, оно, они» Цель: Соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.

3. «Что делает? » Цель: Закрепление использования в речи распространенных предложений; активизация глагольного словаря.

4. «Приготовим сок или варенье» Цель: Формирование навыков образования относительных прилагательных.

5 . «Какой?» Цель: Закрепление умения подбирать к предмету несколько признаков. 6 . «Сколько?» Цель:Упражнение в согласовании существительного и

числительного.

И другие

Подбор дидактического материала - мнемотаблиц для работы по развитию связной речи, заучиванию стихотворений, составлению рассказов, пересказыванию произведений художественной литературы.

Подбор дидактического материала - мнемотаблиц для работы по развитию связной речи, заучиванию стихотворений, составлению рассказов, пересказыванию произведений художественной литературы.

Изготовление дидактического материала – моделей сказок, рассказов. Рисуются блоки –рамочки, в которых расположены заместители основных персонажей. ( из собственного опыта) Имея перед собой наглядную модель, дети рассказывают сказку.

Изготовление дидактического материала – моделей сказок, рассказов. Рисуются блоки –рамочки, в которых расположены заместители основных персонажей. ( из собственного опыта)

Имея перед собой наглядную модель, дети рассказывают сказку.

2.7. Составление рассказов, пересказ, заучивание стихотворений по мнемотаблицам .  Модель сказки. НОД «Здравствуй зима» Рисование мнемотаблиц детьми и составление рассказов по ним

2.7. Составление рассказов, пересказ, заучивание стихотворений по мнемотаблицам .

Модель сказки.

НОД «Здравствуй зима»

Рисование мнемотаблиц детьми и составление рассказов по ним

 2.8.Результативность Диагностика речевого развития детей старшей группы  2016 -2017 уч.год высокий 2016 – 2017 уч.г.Старшая группа 1-й срез (05.09.2016) 17% 2016– 2017 уч.г.Старшая группа2-й срез (05.01.2017) средний низкий 74% 2016 – 2017уч.г Старшая группа 3-й срез (15.03.2017) 35% 9% 45% 61% 4% 55% %

2.8.Результативность

Диагностика речевого развития детей старшей группы

2016 -2017 уч.год

высокий

2016 – 2017 уч.г.Старшая группа 1-й срез (05.09.2016)

17%

2016– 2017 уч.г.Старшая группа2-й срез (05.01.2017)

средний

низкий

74%

2016 – 2017уч.г Старшая группа 3-й срез (15.03.2017)

35%

9%

45%

61%

4%

55%

%

 2.8.Результативность Диагностика речевого развития детей старшей группы 2016 -2017 уч.год

2.8.Результативность

Диагностика речевого развития детей старшей группы

2016 -2017 уч.год

2.7. Результаты.

Прослеживается положительная динамика уровня развития связной речи у дошкольников. Использование мнемотаблиц увлекает детей, превращает занятие в игру. У детей появляется интерес и желание рассказывать по схемам, пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появляется интерес к заучиванию стихотворений, проявляется речевая активность, дети преодолевают робость застенчивость, учатся свободно держатся перед аудиторией. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Мнемосхемы помогают: сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим; у детей овладение навыками пересказа сказок , текстов и разучивание стихов происходит легче и быстрее; у дошкольников появляется

желание пересказывать как на занятиях, так и в повседневной жизни.

С помощью дидактических игр у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире, обогащается и активизируется словарный запас детей, формируется лексико-грамматический строй речи детей.

В связи с этим можно утверждать, что проведенная работа по развитию связной речи дошкольников подтвердила свою эффективность.

 III. Заключение  3.1 Вывод  На основании собственного опыта использования дидактических игр и мнемотаблиц в процессе речевого развития, можно сделать вывод о том, что использование мнемотехники и речевых игр создаёт условия для формирования связной речи, включения дошкольников в игровую деятельность и речевую активность.

III. Заключение

3.1 Вывод

На основании собственного опыта использования дидактических игр и мнемотаблиц в процессе речевого развития, можно сделать вывод о том, что использование мнемотехники и речевых игр создаёт условия для формирования связной речи, включения дошкольников в игровую деятельность и речевую активность.

 3.2. Трудоёмкость педагогического опыта  и область его применения Трудоёмкость опыта Необходимость в: - в освоении большого пласта дополнительной литературы; - в самостоятельном подборе игр и наглядно – иллюстративного  материала, мнемотаблиц; - в моделировании наглядных пособий; - в разработке игр и упражнений, способствующих развитию речи.  Адресная направленность и область применения опыта  Данный опыт предлагается педагогам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, родителям.

3.2. Трудоёмкость педагогического опыта

и область его применения

Трудоёмкость опыта

Необходимость в:

- в освоении большого пласта дополнительной литературы;

- в самостоятельном подборе игр и наглядно – иллюстративного

материала, мнемотаблиц;

- в моделировании наглядных пособий;

- в разработке игр и упражнений, способствующих развитию речи.

Адресная направленность и область применения опыта

Данный опыт предлагается педагогам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, родителям.

Список литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2.В.С.Мухина Детская психология. Москва 1999

3.О.М.Дьяченко «Дети в школу собирайтесь»,Москва «Просвещение» 1996

4. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой .Старшая группа авт.сост. Н.В.Лободина – изд.Волгоград:Учитель 2016

5.Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.

6.Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. – Т. 2. – М.: Педагогика, 1982.

7.Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет. – М.:Просвещение, 1987.

8.Тумакова Г. А.Ознакомление дошкольников со звучащим словом.- М.:Просвещение, 1991.

9. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.

10. Нищеева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Детство Пресс”, 2009.

11. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, №4, с. 102-115

12. Ткаченко, Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Т.А. Ткаченко. – М., 2004. –16 с.

13. Ткаченко, Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов /Т.А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. –1991. – № 10.

14Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.

15.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

16.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб: Детство-Пресс, 2009.

17.Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память/ Широких Т. Д. Ребёнок в детском саду. 2004