СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы школы по социальной адаптации учащихся и их семей.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество все чаще сталкиваются с такими негативными социальными явлениями как неблагополучие семьи, буллинг, моббинг, скулшутинг, агрессия, суицид. Все чаще звучат обвинения в адрес школы. И пока школа и родители выясняют отношения, дети пытаются взрослеть как умеют. А ведь именно школа может помочь семье и подростку, оказав помощь и поддержку.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы школы по социальной адаптации учащихся и их семей.»

Амоаший Ольга Сергеевна,

социальный педагог

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

пгт Уренгой Пуровского района

amoashii.olga@mail.ru

Опыт работы школы по социальной адаптации учащихся и их семей.

Amoashiy Olga Sergeevna

School experience in social adaptation of students and their families.

Annotation.

Modern society and schools are increasingly faced with such social phenomena as dysfunctional families, bullying, mobbing, schoolshooting, deviant behavior, aggression, and suicide. More and more students are students with disabilities. Society, trying to explain the negative manifestations in the behavior of teenagers, pedagogical incompetence, and the failure of parents, shifts the blame to the school. The school has to constantly defend itself and justify itself. Increasingly, parents are blaming teachers. The number of families in difficult situations that are registered as unable to provide children with proper education and maintenance is growing. The causes of family problems are interrelated and interdependent: crisis phenomena in the socio-economic sphere, intra-family relations and upbringing of children in the family, physically or mentally ill parents, bad heredity in children, the presence of children with developmental disabilities or children with disabilities in the family. And while the school and parents are figuring things out, the children are trying to grow up the way they can. It is the school that can help a family and a teenager by providing help and support.

This article describes the experience of the school's social and psychological service with children and their parents in preventing, identifying and correcting negative manifestations, and creating a comfortable environment for all participants in the educational process.

Social adaptation is the process of adapting a person to a changing social environment. The main task of the school is to bring to life a person who is harmoniously developed, integrated into the world and national culture, has key competencies, is capable of self-realization and responsible behavior in modern society.

This article may be of interest to social educators, psychologists, class teachers, and anyone who cares about the future of the younger generation.


Опыт работы школы по социальной адаптации учащихся и их семей.

Аннотация.

Современное общество и школы все чаще сталкиваются с такими социальными явлениями как неблагополучная семья, буллинг, моббинг, скулшутинг, девиантное поведение, агрессия, суицид. Все больше школьников – это учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. Общество, пытаясь дать объяснение негативным проявлениям в поведении подростков, педагогической некомпетентности, несостоятельности родителей, перекладывает вину на школу. Школа вынуждена постоянно защищаться, оправдываться. Все чаще звучат обвинения родителей в адрес педагогов. Число семей, находящихся в сложной ситуации, состоящих на учете как неспособных обеспечить детям надлежащее воспитание и содержание, растет. Причины, вызывающие семейное  неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы: кризисные явления в социально-экономической сфере, внутрисемейные отношения и воспитание детей в семье, физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов. И пока школа и родители выясняют отношения, дети пытаются взрослеть так, как умеют. Именно школа может помочь семье и подростку, оказав помощь и поддержку.

В статье описывается опыт работы социально – психологической службы школы с детьми и их родителями по предупреждению, выявлению и коррекции негативных проявлений, по созданию комфортной среды для всех участников образовательного процесса.

Социальная адаптация – это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде. Основная задача школы – выпустить в жизнь личность гармонично развитую, интегрированную в мировую и национальную культуру, обладающую ключевыми компетентностями, способную к самореализации и к ответственному поведению в современном обществе.

Данная статья может быть интересна социальным педагогам, психологам, классным руководителям и всем, кому не безразлично будущее подрастающего поколения.


Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать

и делать хорошее, еще ревностнее — лучшее,

и всего ревностнее — наилучшее. 

Я. А. Коменский

Социальная адаптация – это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде. Основная задача школы – выпустить в жизнь личность гармонично развитую, интегрированную в мировую и национальную культуру, обладающую ключевыми компетентностями, способную к самореализации и к ответственному поведению в современном обществе. Показателями адаптации являются освоение социальной роли и психологический комфорт. Педагогам приходиться работать с учащимися из неблагополучных, социально уязвимых, многодетных семей, с учащимися с девиантным поведением, находящимися под опекой, с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми – сиротами и, конечно, с родителями.

Процесс социальной адаптации подростка проходит в определенных условиях. Главные из них – семья, школа, компания сверстников, занятия в различных спортивных секциях и кружках. Школа – второе по значимости условие социальной адаптации. В школе дети и подростки получают образование на основе государственных стандартов. Полученные знания помогают им ориентироваться в социальной действительности, использовать усвоенные навыки при решении практических и теоретических задач, вырабатывать у себя социальный интеллект. 

Часто приходится слышать, что все проблемы ребенка идут из семьи. Истинной причиной неблагополучного детства является критическое положение российской семьи. Число семей, находящихся в сложной ситуации, состоящих на учете как неспособных обеспечить детям надлежащее воспитание и содержание, очень велико. Причины, вызывающие семейное  неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы: кризисные явления в социально-экономической сфере; причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье; биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов). Усугубляют семейное неблагополучие просчеты воспитания в семье. Очень часто между родителями и ребенком наблюдается эмоциональное отторжение.

Анализ деятельности образовательного учреждения показал, что в школе сложилась определённая система в работе, которая даёт положительные результаты, помогает целенаправленно построить свою работу с семьёй и детьми, оказать адресную поддержку, как ребёнку, так и семье, вовремя выявить проблемы и совместными усилиями решить их.

В соответствии со школьным планом работы в течение учебного года проводится диагностическая работа по изучению детей и семей, учащихся школы в тесном контакте с классными руководителями через наблюдение и анкетный опрос. В результате диагностической работы выявляются дети, требующие пристального внимания, и семьи, находящиеся в социально – опасном положении, создается банк данных, составляются социальные паспорта классов и социальный паспорт школы.

Для профилактической работы проводится социальный патронаж семей: изучаются условия жизни детей, отношения внутри семьи, материальное положение, степень влияния родителей на воспитание и образование детей, заинтересованность в обучении детей, способности родителей оказывать помощь в учебе, отношения внутри семьи. Анализируется ситуация, выявляются проблемы в семье и принимаются меры по оказанию помощи и поддержки. Проводятся индивидуальные консультации и беседы для родителей по вопросам ответственного отношения к воспитанию своих детей. К каждой семье находится индивидуальный подход, совместно находятся решения для оказания необходимой помощи и поддержки. Не каждый родитель компетентен в вопросах воспитания. С этой целью проводится разъяснительная работа с родителями об ответственности за воспитание и образование детей, приглашаются родители для беседы к социальным педагогам, психологам, администрации школы для оказания помощи в решении возникающих проблем, укреплению взаимодействия с ними.

К каждому ребенку необходим индивидуальный подход. С этой целью составляются индивидуальные планы профилактической работы. Проводятся индивидуальные беседы с ребенком и родителями. В школе организован персонифицированный учет обучающихся из числа детей сирот и детей ОВЗ, группы риска и семей в социально опасном положении: составлен список детей, картотека индивидуальных карточек учета с личными данными детей, их родителей, посещением системы дополнительного образования, информация о проведении профилактической работы с ребенком и семьей, характеристики детей, ведомость оценок и акты обследования семьи учащегося. Ведется строгий учет посещаемости учебных занятий, используются возможности системы дополнительного образования. Все учащиеся, в том числе группы риска, охвачены системой дополнительного образования. В социализации учащихся и их семей помогает профориентационный центр.


Психологами выявляются предпочтения и склонности детей к профессии. Организуется работа по ознакомлению с профессиями, учебными заведениями, организуются экскурсии на предприятия и в учебные заведения.

Социальными педагогами ведется «Дневник социального педагога», куда ежедневно вносятся сведения об индивидуальных беседах с детьми и их родителями.

Особое внимание в профилактической работе уделяется просветительской деятельности, направленной на воспитание правовой культуры и нравственно-правовой ответственности за свои поступки, проводятся классные часы, мероприятия с участие социально-педагогической службы, инспектора ОпДН. Профилактическая работа направлена на выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.

Увлеченному ребенку некогда отвлекаться на глупости. В профилактической работе немаловажную роль играют классные часы, тренинги, индивидуальные беседы, групповые занятия, участие в акциях, учащиеся привлекаются к участию в спортивных мероприятиях, научно-практических конференциях, в проектно-исследовательской деятельности, конкурсах и олимпиадах. В школе существует волонтерский отряд «Дари добро», поисковый отряд «Дозорные памяти».

Ежегодно все учащиеся группы риска трудоустраиваются на летний период в летние трудовые бригады. Организуется летний отдых учащихся. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации посещают Центр социального обслуживания населения.

Созданный в школе Совет профилактики осуществляет работу по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Дети и родители приглашаются на заседания Совета профилактики в школе. Совет профилактики оказывает эффективную помощь во взаимодействии семьи и школы, в оказании помощи в решении проблем. На заседаниях Совета профилактики принимаются конкретные решения в отношении семьи или подростка: рассмотрение персональных дел учащихся, состоящих на учете в ОпДН, КДНиЗП администрации Пуровского района, на внутришкольном учете, склонных к пропускам занятий, склонных к правонарушениям, находящихся в зоне социально-педагогического внимания, снятие с учета. На заседании присутствуют представители администрации, педагоги, инспектор ОпДН, родители.

Важной частью работы является ведение мониторинга несовершеннолетних, состоящих на различных вида учетах (ВУ, КДНиЗП, ОпДН), систематически не посещающих школу, склонных к бродяжничеству и правонарушениям, а также семей, находящихся в социально-опасном положении, анализируются показатели профилактической работы с учащимися и семьями. Имеются карточки учета несовершеннолетних и карточка учёта неблагополучной семьи, куда вносится информация о проводимой работе специалистов служб. Ведение единого банка данных об учащихся группы риска и семьях, находящихся в социально опасном положении, позволяет своевременно оказывать квалифицированную помощь и поддержку. В этом помогает АИС «Подросток».



Одна из проблем современной школы – буллинг, моббинг, скулшутинг. Совместно с инспектором ОпДН ведется непрерывная работа по профилактике этих негативных явлений. Родители и дети участвуют в мероприятиях по противодействию терроризма и экстремизма. К систематической совместной работе с семьей и детьми привлекаются медицинские работники: мероприятия по профилактике различных заболеваний, наркомании, алкоголизма, употреблению бестабачных никотиновых смесей.

Затрагивает школу и такая проблема, как безопасность в сети интернет. В целях выявления фактов распространения информации, склоняющей несовершеннолетних к асоциальному поведению, проводится мониторинг аккаунтов учащихся в социальных сетях.

В целях профилактики суицида, уходов из дома, рискованного противоправного поведения разработана и успешно применяется комплексная программа по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних «Здоровая Арктика». Совместно с классными руководителями и социально-психологической службой выявлены дети и семьи, требующие пристального социально-педагогического внимания. Ведется индивидуальная профилактическая работа и наблюдение за подростками, контроль посещаемости учебных занятий.

Заседания школьного психолого – медико -педагогического консилиума (ПМПк), который оказывает комплексную помощь детям с различными проблемами в обучении и поведении, позволяет объединить усилия всех специалистов учебно-воспитательного процесса, наметить целостную программу индивидуального сопровождения ребенка и адекватно распределить обязанности и ответственность за ее реализацию. Создание системы проведения ПМПк позволяет своевременно обнаружить трудности у ребенка и оказать ему необходимую помощь.

В образовательный процесс школы включена Система интенсивного развития способностей (СИРС).  Уникальность СИРС заключается в комплексном подходе к интенсивному развитию интеллектуальных и творческих (креативных) способностей детей (детей с задержкой психического развития, инвалидов, самых обычных и одаренных детей, детей группы риска). Используются групповые и индивидуальные формы организации обучения.

Для разрешения конфликтных ситуаций и споров в школе создана служба медиации, в состав которой входят психологи, социальные педагоги, родители и учащиеся. Это обязательно нейтральные люди, не являющиеся сторонниками участников конфликта.

Одно из направлений работы – это помощь в адаптации детей мигрантов. Ежегодно в образовательные учреждения поступают учащиеся из стран Азии и Кавказа. Социально – психологической службой разработана и применяется Комплексная программа социальной адаптации детей мигрантов.

Для успешной работы, для того, чтобы идти в ногу со временем педагоги постоянно повышают свою квалификацию: принимают участие в вебинарах, семинарах, конференциях по актуальным вопросам, принимают участие в заседаниях методических объединений школы и района.

Спокойная, дружественная обстановка в школьном коллективе приводит к хорошим учебным результатам, комфортному душевному состоянию как детей, так и взрослых.

Пожалуй, главное в работе по социальной адаптации учащихся и их семей – это внимание к семьям и детям, теплая улыбка, вовремя сказанные слова поддержки: «Не бойся, мы с тобой!»

Литература

  1. Банников Г. С, Вихристюк О. В., Миллер Л. В., Синицына Т. Ю. Методические рекомендации (памятка) психологам образовательных учреждений по выявлению и предупреждению суицидального поведения среди несовершеннолетних // ГБОУ высшего профессионального образования города Москвы Московский городской психолого-педагогический университет, 2013 год.

  2. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1

  3. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.

  4. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006.

  5. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.

  6. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений.-М.:Владос, 2001.-96с.

  7. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.

  8. Стебенева Н, Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ «Путь к успеху»// Школьный психолог , 2008, №14

  9. Фалькович Т. А., Высоцкая Н. В., Толстоухова Н. С. Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 256 с. – (Педагогика. Психология. Управление).