«Опыт совместной деятельности преподавателя и учащихся по созданию визуального дидактического материала как инновационный метод развития творческих способностей у детей на предметах музыкально-теоретического цикла»
Сартакова Евгения Викторовна,
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
МБУ ДО СК «Детская музыкальная школа № 1» г. Вилючинск
На современном этапе развития образовательного процесса, как основного, так и дополнительного осуществляется возрастание требований к развитию творческих способностей каждого человека. Здесь каждая личность должна стремится к развитию гибкого продуктивного мышления, активного воображения для того, чтобы решать комплекс сложных задач, формирующихся на протяжении всего жизненного цикла человека. Именно поэтому, сегодня так часто встает вопрос о выборе из уже имеющихся и разработке новых методик, способствующих развитию творческого продуктивного мышления.
Целью написания данной творческой работы является систематизация и обобщение опыта совместной деятельности преподавателя и учащихся по созданию визуального дидактического материал, как инновационного метода развития творческих способностей у детей на предметах музыкально-теоретического цикла.
Основными задачами выступают:
выявление особенностей развития творческих способностей у детей на предметах музыкально-теоретического цикла;
разработка методики по созданию визуального дидактического материала, как инновационного метода развития творческих способностей у детей на предметах музыкально-теоретического цикла.
Из мировой и отечественной практики проведения музыкальных занятий видно, что сегодня процесс музыкального обучения богат рядом информационных технологий, методик, средств. Однако здесь можно отметить целый комплекс проблемных моментов, которые возникают на уроках сольфеджио:
отсутствует внутренняя мотивация к деятельности, проблема к самопознанию и самосовершенствованию;
отсутствует активность в познавательной деятельности;
наблюдается присутствие страха перед выполнением задания;
появляются трудности в усвоении теоретического материала у учащихся при выполнении практических заданий.
Основной же задачей преподавателя является направление учебного процесса на активизацию учащихся. Это проявляется первостепенно в пробуждении желания учащихся заниматься музыкой, проявлении интереса к предмету, формировании устойчивой потребности в том, чтобы развивать свои творческие способности у детей.
Именно поэтому процесс создания и применения в совместном творчестве визуального дидактического материала - это один из инновационных методов развития творческих способностей у детей, способствующий повышению качества образования, а также, интереса к познавательному учебному процессу.
Например, на уроках сольфеджио, помимо традиционных видов творческих работ (досочинение ответных фраз, сочинение мелодий, подбор баса, аккомпанемента, импровизация и т.д.) применяются и такие, как:
мелодекламация (выразительное чтение стихотворения к предложенной мелодии);
ритмические каноны, ритмические партитуры, ритмические и мелодические кводлибеты;
ритмодекламация (выразительное чтение стихотворения в ритме).
Для динамичного урока музыкальной литературы дети создают в компьютерной программе Power Point презентации (при изучении биографического и творческого пути композитора), а также кроссворды, ребусы и иные виды творческих работ.
Представленные детские творческие работы в презентации направлены в основном на развитие чувства ритма. Форма закрепления знаний – ритмодекламация, четкое произнесение стихотворения в сочиненном детьми ритме. Как ребенок чувствует, представляет и развивает образное мышление, проявляет свою фантазию. Идея не нова, принадлежит Т.А. Боровик – теоретику Екатеринбургской хоровой школы. А, как известно, соотнесение визуального образа со словом очень влияет на развитие мыслительных способностей.
При создании ритмодекламаций учитывается: доступность, легкость, заинтересованность детей. Свои работы дети сами художественно оформляют, а затем их работы представляются в разных классах, как визуальный дидактический материал.
Созданный визуальный дидактический материал в совместной деятельности преподавателя и учащихся поможет сделать учебный процесс не только интересным, но и способствует росту успеваемости детей, развитию воображения, пространственного мышления, памяти, восприятия, эмоциональных качеств личности, а главное, творческих способностей у детей, усиливает активизацию познавательной деятельности.
Еще одним ярким примером визуального дидактического материала является инновационный творческий проект – игра «Фантазер».
Представленный вид методики в форме игры выбран не случайно. Учеными давно доказано, что дети воспринимают информацию не посредством слуха, а зрительно (визуально). Сам же процесс визуального восприятия в современной педагогике является эффективным способом воздействия на ряд мыслительных и интеллектуальных способностей детей.
Посредством реализации данной методики решаются следующие задачи:
образовательные: освоение нового учебного материала, повторение и закрепление теоретических сведений, формирование активной познавательной деятельности;
развивающие: развитие воображения, фантазии, пространственного мышления, памяти, устойчивого интереса, эмоциональных качеств, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
воспитательные: мобилизация учебного процесса, воспитание навыков самостоятельной работы, коммуникативность, воспитание волевых качеств через игру, чувства ответственности.
Стоит отметить, что данная методика применима, как в качестве групповой (коллективной) и индивидуальной формы работы. Групповая работа осуществляется через лидеров или работы в парах, а индивидуальная частично на уроках и в домашних условиях.
Сама игра «Фантазер» строится на таких методах научного познания, как анализ, сравнение, наглядно-зрительные, эвристические, игровые аспекты.
Немаловажен факт того, что принцип наглядности, в совместном создании визуального дидактического материала, здесь является ведущим. Однако в комплексе с ним применяются принципы деятельностного подхода, индивидуализации, творчества, «свободы», доступности, последовательности, активности, прочности в овладении ЗУН.
Сама же дидактическая ритмическая настольная игра «Фантазер» направлена на закрепление знаний, умение применить свои способности, на формирование и развитие чувства ритма, что является первоосновой музыки.
Использование такой настольной игры имеет ряд преимуществ в познавательной деятельности:
не утомляет ребенка;
естественно включает ребенка в познавательный мир;
положительно воздействует на эмоции ребенка, на его внимание и интеллект.
Основная цель создания данной игры - это формирование и развитие чувства ритма. Данный дидактический материал уникален тем, что не имеет возрастного ограничения. В него можно играть в конце урока, в конце четверти или в конце года. Игра имеет простые правила, которые могут корректироваться самим преподавателем или детьми. Имеет огромное количество разнообразных форм работы. В нее может играть неограниченное количество участников.
Игра имеет разные способы применения: на столе, на магнитной доске или интерактивной доске (применение интерактивной доски оживит максимально теоретическую часть).
Оборудование игры: игровое поле, кубик, фишки.
Игровое поле кладут на стол. Игроки выставляют фишки на «Старт». Ведущий кидает кубик. На кубике изображено число ходов от одного до 6. Игрок переставляет фишку на поле в соответствии с цифрой, выпавшей на кубике, и воспроизводит ритм в ладоши (возможно использование ритмических слогов (например, та-ти та)). Далее, ведущий или игрок бросает кубик, передвигаясь к «Финишу». Если выпадает «Пропусти ход» – пропускается ход или делается дополнительный ход. Если игрок не смог воспроизвести ритм, остальные игроки приходят на помощь. Указатели в виде стрелок «вперед» и «назад» делают игру увлекательной и учат терпению. Побеждают в игре все, если игроки используют одну фишку.
Преподавателем могут быть использованы различные формы работы с игрой, например:
Использование ритмов для написания ритмических и мелодических диктантов, угадывания ритмических групп.
Исполнение ритмических рисунков на фортепиано импровизированной или заготовленной заранее преподавателем мелодии.
Создание новых ритмов.
Воспроизведение всех ритмических рисунков по цепочке, с повтором, вслух - про себя, и, наоборот (для развития внутреннего слуха).
Использование ритмов в пении вокально-интонационных упражнений (гамм, секвенций).
Использования ритмов на специальности в качестве упражнений в гаммах и т.д.
Представленные визуальные материалы создают комфортную обстановку на уроке, повышают стремление к обучению. У учащихся отмечается устойчивый интерес к урокам сольфеджио и музыкальной литературы, повышается познавательная активность, творческая самостоятельность.
Ожидаемым результатом проделанной работы является обновление визуальных дидактических материалов с помощью совместной деятельности преподавателя и учащихся, как эффективного метода развития творческих способностей у детей на предметах музыкально-теоретического цикла; установления межпредметных связей.
Совместная деятельность преподавателя и учащихся для развития творческих способностей у детей при создании визуального дидактического материала – это эффективный и инновационный метод, который бесспорно имеет право занять место в учебном процессе.
Но помимо всего вышеизложенного, главная задача каждого педагога при создании визуально-дидактических материалов, - это как можно чаще обращать внимание на слова В.А. Сухомлинского: «Ребенок по свое природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать людям добро. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».