СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Орфографический и пунктуационный материал для подготовки к конкурсу "Грамотей"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал можно использовать при подготовке к конкурсу "Грамотей" среди учащихся 9-11 классов как в качестве тренировочных упражнений в классе, так и в виде индивидуальных домашних работ. Массив заданий позволяет повторить основные разделы по орфографии и пунктуации.

Просмотр содержимого документа
«Орфографический и пунктуационный материал для подготовки к конкурсу "Грамотей"»

Орфография.

Буквы о-/ё после шипящих и ц в суффиксах.

Туш…нка, сгущ…нка, груш…вка, алыч…вка, ретуш…р, ноч…вка, стаж..р, корч…вка, общё?о?, чесуч…вый, чащ…ба, трущ…ба, перекорч…вывать, взбеш…нный. (стр.25-26 «Диктанты для старшеклассников»)

29, №28, №3, №4, №54, №11 («Тренинг по орфографии» стр.154 №55)

От…мённое прил…гательное, старин…ое пр…дание, гнус…ный роз…грыш, продавать в р…злив, пр…кл…нить к…лена, пр…творить в жизнь, вос….оединён…ая семья, страс…Ное воз…вание, пр…мственность поколений, пр…странный пр…ступник, пр…зирать врага, пр…зирать сирот, бе…численные пр…в…легии, без…нициативный сотрудник, об…гран…ый п…ртнёр, р…скошное пр…данное, пр…жизнен…ая слава, иметь пр…имущество, пр…бывать в городе, пр…ломление лучей, возгл…влять торговую к…мпанию, в к…мпании сверс…ников и ровес…ников.

н/нн в отглагольных образованиях.

Балован…ый ребёнок, жёван…ый костюм, сушён…ый гриб, сварен…ый картофель, ломан…ая линия, организован…ый отряд, девочка организован…а, брошен…ый камень, стрижен…ая девочка, стрижен…ый наголо мальчик, глажен…ый-переглажен…ый костюм, некошен…ые травы, маринован…ые грибы, неписан…ый закон, рискован…ый поступок, подержан…ые книги, ранен…ый солдат, изранен..ый солдат.

Правописание омонимичных форм.

Иметь (в) виду, то(же) самое, (не)смотря на жару, (не)смотря под ноги, увидел (в) дали, сияло (в)дали моря, (в)течение недели, узнай (на)счёт газет, положить деньги (на)счёт, (в) следствии… по делу, (в)следствии… сложившихся причин, (в) течени… реки, (в)заключени… статьи, идти (на)встречу гостям, пришла (на)встречу с подругой, одно и (то)же, так (же), как и всегда. (стр.156 №229 («Тренинг по орфографии»)

Слитное и раздельное написание наречий.

(Без) оглядки, (в)добавок, (в)догонку, (в) насмешку, (во)истину, (в) рассрочку, (в)сухомятку, (за) границу, (ис)подтишка, (на)бекрень, (на)выворот, (на)выпуск, (на)цыпочках, (не)вдомёк, (по)очереди, (под)чистую, (с)горяча, (с)позаранку, (не)спроста, (по)дешёвке, (с)размаху, точь (в) точь, час (от) часу.

(стр.156 №195 «Тренинг по орфографии»)

Не/ни слитно и раздельно.

(Не) с кем, (не)кого послушать, (ни)сколько (не) помешал, стены (не) побелены, отнюдь (не) весело, крайне (не) осторожно, (не) рад встрече, (не)скончаемый разговор, (не) оконченный вовремя, (не)ясный, а тусклый свет, (не) кто иной, как связист, (ни)кто иной не помог, (не)большой, но уютный домик, во что бы то (ни) стало, (ни) на кого (не) похожая птица, (не)радостное событие, (не)хоженые дороги, (не) торопясь брести. стр.156 №216 («Тренинг по орфографии»)

Слитное и дефисное написание частиц.

В кои(то) веки, мы(то) вас знаем, как (бы) помимо воли, как (же), ещё (бы), на (кА) яблоко, ушёл(таки) домой, глади(тко), ну(кось) отойди, настоял(таки) на своём, суждение об одном и том (же). (стр.195 «Диктанты для старшеклассников»)

Удвоенная согласная в корне.

Бал?лл? аттестата, бал?-маскарад, загородная вил?лл?а, садовые вил?ы, ап?пп?титный пирог, ап?атичный человек, деф?ектная деталь, эф?фф?ектный наряд, дружная групп?пп?а, весёлый групп?пп?орг, Белорус?сс?ия, белорус?сс?, бабушкин грам?мм?офон, хорошая грм?мм?запись, могучая артил?лл?ерия, быстрая кавал?лл?ерия, любимая оперетт?тт?ая – лёгкая оперетт?тт?ка. (стр.45 «Диктанты для старшеклассников»)


Буквы о-/ё после шипящих и ц в суффиксах.

Туш…нка, сгущ…нка, груш…вка, алыч…вка, ретуш…р, ноч…вка, стаж..р, корч…вка, общё?о?, чесуч…вый, чащ…ба, трущ…ба, перекорч…вывать, взбеш…нный. (стр.25-26 «Диктанты для старшеклассников»)

29, №28, №3, №4, №54, №11 («Тренинг по орфографии» стр.154 №55)

От…мённое прил…гательное, старин…ое пр…дание, гнус…ный роз…грыш, продавать в р…злив, пр…кл…нить к…лена, пр…творить в жизнь, вос….оединён…ая семья, страс…Ное воз…вание, пр…мственность поколений, пр…странный пр…ступник, пр…зирать врага, пр…зирать сирот, бе…численные пр…в…легии, без…нициативный сотрудник, об…гран…ый п…ртнёр, р…скошное пр…данное, пр…жизнен…ая слава, иметь пр…имущество, пр…бывать в городе, пр…ломление лучей, возгл…влять торговую к…мпанию, в к…мпании сверс…ников и ровес…ников.

н/нн в отглагольных образованиях.

Балован…ый ребёнок, жёван…ый костюм, сушён…ый гриб, сварен…ый картофель, ломан…ая линия, организован…ый отряд, девочка организован…а, брошен…ый камень, стрижен…ая девочка, стрижен…ый наголо мальчик, глажен…ый-переглажен…ый костюм, некошен…ые травы, маринован…ые грибы, неписан…ый закон, рискован…ый поступок, подержан…ые книги, ранен…ый солдат, изранен..ый солдат.

Правописание омонимичных форм.

Иметь (в) виду, то(же) самое, (не)смотря на жару, (не)смотря под ноги, увидел (в) дали, сияло (в)дали моря, (в)течение недели, узнай (на)счёт газет, положить деньги (на)счёт, (в) следствии… по делу, (в)следствии… сложившихся причин, (в) течени… реки, (в)заключени… статьи, идти (на)встречу гостям, пришла (на)встречу с подругой, одно и (то)же, так (же), как и всегда. (стр.156 №229 («Тренинг по орфографии»)

Слитное и раздельное написание наречий.

(Без) оглядки, (в)добавок, (в)догонку, (в) насмешку, (во)истину, (в) рассрочку, (в)сухомятку, (за) границу, (ис)подтишка, (на)бекрень, (на)выворот, (на)выпуск, (на)цыпочках, (не)вдомёк, (по)очереди, (под)чистую, (с)горяча, (с)позаранку, (не)спроста, (по)дешёвке, (с)размаху, точь (в) точь, час (от) часу.

(стр.156 №195 «Тренинг по орфографии»)

Не/ни слитно и раздельно.

(Не) с кем, (не)кого послушать, (ни)сколько (не) помешал, стены (не) побелены, отнюдь (не) весело, крайне (не) осторожно, (не) рад встрече, (не)скончаемый разговор, (не) оконченный вовремя, (не)ясный, а тусклый свет, (не) кто иной, как связист, (ни)кто иной не помог, (не)большой, но уютный домик, во что бы то (ни) стало, (ни) на кого (не) похожая птица, (не)радостное событие, (не)хоженые дороги, (не) торопясь брести. стр.156 №216 («Тренинг по орфографии»)

Слитное и дефисное написание частиц.

В кои(то) веки, мы(то) вас знаем, как (бы) помимо воли, как (же), ещё (бы), на (кА) яблоко, ушёл(таки) домой, глади(тко), ну(кось) отойди, настоял(таки) на своём, суждение об одном и том (же). (стр.195 «Диктанты для старшеклассников»)

Удвоенная согласная в корне.

Бал?лл? аттестата, бал?-маскарад, загородная вил?лл?а, садовые вил?ы, ап?пп?титный пирог, ап?атичный человек, деф?ектная деталь, эф?фф?ектный наряд, дружная групп?пп?а, весёлый групп?пп?орг, Белорус?сс?ия, белорус?сс?, бабушкин грам?мм?офон, хорошая грм?мм?запись, могучая артил?лл?ерия, быстрая кавал?лл?ерия, любимая оперетт?тт?ая – лёгкая оперетт?тт?ка. (стр.45 «Диктанты для старшеклассников»)



Пунктуация.

Сравнительные обороты в сочетании с другими пунктограммами.

Волны мягко раздавались под напором парохода где рылся пульсируя как сердце работающего человека невидимый винт. В своей речи о Пушкине Достоевский называет «Каменного гостя» как образец и доказательство всемирности Пушкина и как одно из величайших произведений. Ассоль встрепенулась как ветка тронутая рукой и засмеялась долгим ровным смехом тихого торжества.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Читать и читать с выбором значит поддерживать интеллигентность. Расстояние до ближайшей галактики два миллиона световых лет. Ван Гог считал что дело писателя противостоять страданию всеми силами всем талантом. Гнев человеческое а злопамятство дьявольское. Слово есть поступок. Оба засмеялись один громко и открыто точно хвастаясь своим уменьем хохотать откинув голову назад выпятив широкую грудь другой почти беззвучно всхлипывающим смехом обнажая зубы в которых завязло золото словно он недавно жевал его и забыл почистить зеленоватую кость зубов.

Однородные члены.

  1. Бушует полая вода шумит и глухо и протяжно. Особенности стиля миропонимания отражённые в произведениях могут быть одновременно и со всею полнотою объяснены истолкованы с точки зрения биографии писателя с точки зрения движения литературы с точки зрения развития стиха если это касается стихов и наконец с точки зрения исторической действительности. За весь день Каштанке приходилось жевать только два раза покушала у переплётчика немножко клейстеру да в одном из трактиров около прилавка нашла колбасную кожицу вот и всё. В купе куда Франц вошёл с безмолвным низким поклоном сидели только двое чудесная большеглазая дама и пожилой господин с подстриженными жёлтыми усами. Вот и лес отвалился остался где-то сзади и река ушла куда-то в сторону навстречу грузовику сыпалась разная разность какие-то заборы с караульными будками и штабелями дров высоченные столбы и какие-то мачты а на мачтах нанизанные катушки груды щебня земля исполосованная каналами словом чувствовалось что вот-вот она Москва тут же вон за поворотом и сейчас навалится и охватит.

Обособленные определения.

Вдали мельница стучит полузакрытая вербами и пестрея в светлом воздухе голуби быстро кружатся над ней. Стрелы пущенные в него (орла) упали жалкие обратно на землю. Дождь всё усиливался косой мелкий спорый он по-летнему поил землю. Стиснутая чёрными чащами дорога похожа на бесконечный туннель. Там между прочим он познакомился с помещиком Ноздрёвым, человеком лет тридцати разбитным малым который ему после трёх-четырёх слов начал говорить «ты».

Обращение.

Одна передо мной под мирными звездами ты здесь царица чувств властительница дум. Ой ты Русь моя родина кроткая лишь к тебе я любовь берегу. Милее нет родного края о родина моя!

Обособленные обстоятельства.

Солдат тихонько засмеялся и отвечая его смеху где-то близко всплеснула вода. Закинув ружьё за плечи быстро идёте вы несмотря на усталость. У порога на сундуке сидит бабушка согнувшись. На следующий день согласно прежде полученному и теперь подтвердившемуся приглашению мы перебрались из своего отеля в турецкое консульство.

Уточняющие члены предложения.

Огромная паутина золотилась в дальнем углу когда под вечер солнце высматривало её последним лучом. Ночью уже с палубы он глядел как по небу над бухтой надуваются и снова пропадают пустые белые рукава прожекторов. Слева под горой над чёрной Волгой плывут редкие огоньки на мачтах последних пароходов и барж бухают колёса по воде гудят свистки. Месяцы проведённые в Крыму в Мисхоре в 1911 и 1912 годах запомнились мне как самые счастливые в моей жизни.

Тире в сложносочинённом предложении.

Грянул гром и тучи дрогнули охваченные синим пламенем. К морю князь а лебедь там уж гуляет по волнам. Конь о четырёх ногах и тот спотыкается. Отсутствие запятой в ССП.

Вдруг завизжала дверь на блоке и задрожал пол от чьих-то шагов.

Точка с запятой в сложносочинённом предложении.

Нет ничего легче как полюбить тех кого любишь но надо немножечко любить и тех кого не любишь.

Слова автора, стоящие внутри прямой речи.

10.а) Надо будет ему возразить так решил Берлиоз да человек смертен никто против этого не спорит. А дело в том что… б) Вот друга я люблю! Вскричал Демьян Зато уж чванных не терплю. Ну скушай же ещё тарелочку мой милой.

Диалог.

11.Запишите данный текст как диалог.

Хорошо сказал я хладнокровно если не хочешь дать полтину то вынь ему что-нибудь из моего платья. Помилуй батюшка Пётр Андреевич! Сказал Савельич. Зачем ему твой заячий тулуп? Это старинушка уж не твоя печаль сказал мой бродяга пропью ли я или нет. Прошу не умничать сказал я своему дядьке. Сейчас неси сюда тулуп.

Вводные конструкции.

12. Но вот однажды Алексей навсегда запомнил этот морозный метельный день он сделал какое-то удачное движение и вдруг неожиданно для себя покатился покатился быстро увереннее и увереннее с каждым кругом. Рыбы в Исте бездна особливо головлей мужики достают их в жар из-под куста руками. Желая до восхода солнца попытать нашего счастья (на тягу можно было ходить поутру) мы решили переночевать на ближайшей мельнице

Междометия.

13. Ахти ребята вор! Эх братцы это всё не так. Чу близкий топот слышится… Э позвольте же Пётр Петрович я расскажу. О если б взойти удалось мне туда.

Сложноподчинённые предложения.

1.Он открыл глаза чтобы поглядеть тут ли подводчики. 2. Я внимательно себя проэкзаменовал и увидел что я выспался или вернее выдремался в снегу что я сыт согрелся и что нет основания мне не ехать. 3. Я зачитался до того что когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце не сразу понял кто это звонит и зачем. 4. Я подумал что если не помочь этому малому то жадный город засосёт его.Точка с запятой в СПП. 5. Для того чтобы знать что нравственно надо знать что безнравственно для того чтобы знать что делать надо знать чего не должно делать. 6. В Галатее греческой части города куда мы пристали царило обычное оживление.

Бессоюзное сложное предложение.

Точка с запятой в БСП. 1. Страх не умеряемый смелостью делает человека трусом смелость же не умеряемая страхом производит гибельную дерзость и убийство. 2. Человек без сердца бесстрастная машина мышления не имеющая ни семьи ни друга ни родины сердце составляет прекрасную и неотъемлемую основу духовного развития. 3. Весь следующий день был посвящён визитам приезжий отправился делать визиты всем городским сановникам. Двоеточие в БСП. 4. Настоящая дружба очень помогает и в радости и в горе в радости ведь тоже нужна помощь чтобы ощутить счастье до глубины души ощутить и поделиться им. 5. Я скажу молодость это совесть всей жизни. Тире в БСП. 6. Привык к работе она вечно будет доставлять тебе удовольствие. 7. Один с сошкой семеро с плошкой. Сочетание - : ; в БСП. 8. Ругают осуждают радуйся хвалят одобряют бойся огорчайся. 9. Есть один несомненный признак разделяющий поступки людей на добрые и злые увеличивает поступок любовь и единение людей он хороший производит вражду и разъединяет он дурной.

Обособление приложений.

1. Чемодан внесли кучер Селифан низенький человечек в тулупчике и лакей Петрушка малый лет тридцати в подержанном сюртуке. 2. О ней этой Радде словами не скажешь ничего. 3. Человек общительный я умел живо рассказывать фантазия моя была возбуждена пережитым и прочитанным. 4. Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать всё самому. 5. Была у него и легавая собака по прозванию Валетка преудивительное создание. 6. При сторожке находилась громадная чёрная собака неизвестной породы по имени Арапка. 7. Тире при приложении. Мальчишки полуголые дети неаполитанских улиц скачут точно воробьи наполняя воздух звонкими криками и смехом. 8.Бодрит свежий весёлый воздух запах почек хвои талой снеговой воды. 9. Бескудников тихий хорошо одетый человек с внимательным и в тоже время неуловимыми глазами вынул часы.


Вводные конструкции.

12. Но вот однажды Алексей навсегда запомнил этот морозный метельный день он сделал какое-то удачное движение и вдруг неожиданно для себя покатился покатился быстро увереннее и увереннее с каждым кругом. Рыбы в Исте бездна особливо головлей мужики достают их в жар из-под куста руками. Желая до восхода солнца попытать нашего счастья (на тягу можно было ходить поутру) мы решили переночевать на ближайшей мельнице

Междометия.

13. Ахти ребята вор! Эх братцы это всё не так. Чу близкий топот слышится… Э позвольте же Пётр Петрович я расскажу. О если б взойти удалось мне туда.

Сложноподчинённые предложения.

1.Он открыл глаза чтобы поглядеть тут ли подводчики. 2. Я внимательно себя проэкзаменовал и увидел что я выспался или вернее выдремался в снегу что я сыт согрелся и что нет основания мне не ехать. 3. Я зачитался до того что когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце не сразу понял кто это звонит и зачем. 4. Я подумал что если не помочь этому малому то жадный город засосёт его.Точка с запятой в СПП. 5. Для того чтобы знать что нравственно надо знать что безнравственно для того чтобы знать что делать надо знать чего не должно делать. 6. В Галатее греческой части города куда мы пристали царило обычное оживление.

Бессоюзное сложное предложение.

Точка с запятой в БСП. 1. Страх не умеряемый смелостью делает человека трусом смелость же не умеряемая страхом производит гибельную дерзость и убийство. 2. Человек без сердца бесстрастная машина мышления не имеющая ни семьи ни друга ни родины сердце составляет прекрасную и неотъемлемую основу духовного развития. 3. Весь следующий день был посвящён визитам приезжий отправился делать визиты всем городским сановникам. Двоеточие в БСП. 4. Настоящая дружба очень помогает и в радости и в горе в радости ведь тоже нужна помощь чтобы ощутить счастье до глубины души ощутить и поделиться им. 5. Я скажу молодость это совесть всей жизни. Тире в БСП. 6. Привык к работе она вечно будет доставлять тебе удовольствие. 7. Один с сошкой семеро с плошкой. Сочетание - : ; в БСП. 8. Ругают осуждают радуйся хвалят одобряют бойся огорчайся. 9. Есть один несомненный признак разделяющий поступки людей на добрые и злые увеличивает поступок любовь и единение людей он хороший производит вражду и разъединяет он дурной.

Обособление приложений.

1. Чемодан внесли кучер Селифан низенький человечек в тулупчике и лакей Петрушка малый лет тридцати в подержанном сюртуке. 2. О ней этой Радде словами не скажешь ничего. 3. Человек общительный я умел живо рассказывать фантазия моя была возбуждена пережитым и прочитанным. 4. Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать всё самому. 5. Была у него и легавая собака по прозванию Валетка преудивительное создание. 6. При сторожке находилась громадная чёрная собака неизвестной породы по имени Арапка. 7. Тире при приложении. Мальчишки полуголые дети неаполитанских улиц скачут точно воробьи наполняя воздух звонкими криками и смехом. 8.Бодрит свежий весёлый воздух запах почек хвои талой снеговой воды. 9. Бескудников тихий хорошо одетый человек с внимательным и в тоже время неуловимыми глазами вынул часы.