СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация и проведение внеаудиторных учебно-воспитательных мероприятий со студентами

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация и проведение внеаудиторных учебно-воспитательных мероприятий со студентами»

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики


ГПОУ «Снежнянский горный техникум»






Организация и проведение внеаудиторных учебно-воспитательных мероприятий со студентами






Выполнила:

Филоненко В.В














АННОТАЦИЯ


В данной работе раскрыты некоторые теоретические, методические и практические аспекты темы: «Организация и проведение внеаудиторных учебно-воспитательных мероприятий со студентами ГПОУ «Снежнянский горный техникум». Представлены результаты изучения общепедагогической и специальной литературы, объекта и предмета исследования.

В практической части представлена разработка внеаудиторных мероприятий по дисциплине «История Отечества» - квест - игра «По страницам истории Отечества» и литературно – музыкальное представление, посвященное Дню Победы советского народа над нацистской Германией «В минуты передышки».

Работа может иметь практическое значение для преподавателей и начинающих специалистов СПО в контексте совершенствования их профессиональной компетентности.















СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….….4

Глава 1 Теоретические аспекты внеаудиторной деятельности как

средство интенсификации профессионального обучения в СПО

1.1 Сущность внеаудиторной деятельности в ОУ СПО……………....…….6

1.2 Основные функции, формы и методы организации внеаудиторной деятельности со студентами …….……………...............................................10

1.3Организация и проведение внеаудиторных мероприятия в

ОУ СПО…………………………………………………………………………13

1.4 Методика организации и проведения внеаудиторного

мероприятия…………………………………………………………………….19

Глава 2 Опыт разработки и проведения внеаудиторных мероприятий по дисциплине «История Отечества»

2.1 Из опыта работы проведения внеаудиторных мероприятий по

дисциплине «История Отечества».…………………………………………….28

2.2 Внеаудиторное мероприятие по дисциплине «История Отечества»

квест-игра «По страницам истории Отечества»………………………………30

Выводы……………………………………………………………………….......... 42

Список использованных источников………...…………………………………... 43

Приложение











ВВЕДЕНИЕ

Система образования характеризуется острой потребностью в подготовке инициативных специалистов с развитым творческим мышлением, что влечёт за собой растущую неудовлетворенность системой обучения, не уделяющей достаточного внимания самостоятельной активности студентов в процессе развития профессиональных качеств и способностей. Наряду со многими причинами, данная проблема связана с уменьшением академических часов на изучение специальных дисциплин.

Актуальность темы: Одним из средств, позволяющих решить совокупность задач, поставленных обществом и временем перед образованием, является внеаудиторная деятельность студентов как неотъемлемый компонент системы профессионального образования.

Внеаудиторные мероприятия важны тем, что предоставляют студентам широкие возможности для реализации своих способностей и интересов. Испытав успех самореализации на групповом и общем в техникуме мероприятии, будущие специалисты приходят к осмыслению своих творческих возможностей, организаторских способностей, видят возможность их применения в профессиональной практической работе.

Объект исследования: внеаудиторные учебно-воспитательные мероприятия в ОУ СПО.

Предмет исследования: организация и проведение внеаудиторных учебно-воспитательных мероприятий со студентами.

Целью итоговой выпускной работы является теоретический анализ внеаудиторной деятельности как средства интенсификации профессионального обучения в ОУ СПО. 

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу по проблеме.

  2. Рассмотреть сущность внеаудиторной работы в ОУ СПО.

  3. Раскрыть основные функции, формы и методы организации внеаудиторной деятельности со студентами СПО

  4. Рассмотреть методику организации и проведения внеаудиторного мероприятия.

  5. Описать организацию и проведение внеаудиторных мероприятий в ОУ СПО.

  6. Описать опыт работы проведения внеаудиторных мероприятий по дисциплине «История Отечества».
























Глава 1 Теоретические аспекты внеаудиторной деятельности как средство интенсификации профессионального обучения в СПО

1.1 Сущность внеаудиторной работы в ОУ СПО.

Становление информационного общества, формирование в Донецкой Народной Республике новых социально-экономических и политических отношений предъявляют все возрастающие требования к качеству подготовки специалистов и ее результату — профессионально значимым и личностным качествам выпускников, обеспечивающим высокую степень профессионализма и конкурентоспособность на рынке труда.

Учитывая тот факт, что в Республике выдвигаются новые требования к личности, порождающие новый её тип, формируются новые жизненные установки, утверждается новый образ жизни, поведения и деятельности, система воспитания может и должна корректировать все перепады несоответствий между требованиями общества, государства и свойствами личности, базироваться на устойчивых ценностях, выступающих жизненным фундаментом любого гражданина, основой объединения народностей, населяющих ДНР. Таким стержнем, основой является патриотизм, формирующийся и утверждающийся средствами целенаправленного патриотического воспитания.

Современная система образования ориентирована на непрерывное образование и переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». Среди основных задач современного образования — развитие личности обучаемого, предполагающее формирование его способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, самореализации, самооценке. В связи с этим обучение в профессиональном учебном заведении необходимо организовать таким образом, чтобы происходило развитие творческой самостоятельности специалиста, осуществлялась его подготовка к дальнейшему непрерывному самосовершенствованию и самообразованию. Для этого в процессе обучения студента необходимо сформировать у него систему знаний, умений, навыков, а также индивидуально-личностных качеств, обеспечивающих высокую подготовленность к профессиональной деятельности.

Однако, в силу ряда объективных причин, в рамках аудиторных занятий названные выше качества не всегда могут быть сформированы в достаточной степени.

 Одним из средств, позволяющих решить совокупность задач, поставленных обществом и временем перед образованием, является внеаудиторная деятельность студентов как неотъемлемый компонент системы профессионального образования. При соответствующей организации профессионально ориентированная внеаудиторная деятельность студентов может обеспечить глубокое и творческое усвоение теоретических знаний, практических навыков и способов деятельности, способствовать развитию креативности, ответственности, инициативности студентов, способствовать формированию основ индивидуального стиля будущей профессиональной деятельности.

Основные направления внеаудиторной работы со студентами:

-создание особой социально-педагогической воспитывающей среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности;

-укрепление системы студенческого самоуправления, содействие работе общественных организаций, объединений, клубов и студенческих коллективов;

-информационное обеспечение студентов;

-организация гражданско-патриотического воспитания студентов;

-организация культурно-массовых, спортивных, научных мероприятий;

-пропаганда ценностей физической культуры и здорового образа жизни;

-организация обеспечения вторичной занятости студентов;

-анализ проблем студенчества и организация психологической поддержки, консультационной помощи;

-организация профилактики правонарушений, наркомании и ВИЧ-инфекции;

-создание системы морального и материального стимулирования преподавателей и студентов, активно участвующих в организации внеаудиторной работы;

-развитие материально-технической базы объектов, занятых в организации воспитательной работы со студентами.

К внеаудиторной деятельности относят любую деятельность студентов, осуществляемую в рамках учебного заведения вне учебного процесса, способствующую их личностному развитию, расширению и углублению профессиональных знаний и формированию профессионально значимых качеств.

Система внеаудиторной работы рассматривается как совокупность воспитательных воздействий, обеспечивающих целеустремленность, последовательность, систематичность, сообщения педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью студентов.

Как и любой другой вид деятельности, внеаудиторная деятельность наделена определенными функциями. К основным функциям внеаудиторной деятельности студентов относятся:

- информативно-образовательная функция, которая способствует процессу усвоения, расширения и углубления знаний, умений и навыков студентов, их интеллекта;

- аксиологическая функция как процесс формирования у студентов личностно значимых целей, социально-ценностных качеств, ценностных ориентаций, способов поведения;

- мобилизационно-регулятивная функция как процесс мобилизации и дальнейшего развития эмоциональных и волевых качеств личности;

- функция коррекции, поскольку внеаудиторная деятельность дает возможность корректировать влияние внешнего окружения согласно своим ценностным нормам, выработанным и принятым всеми членами определенного студенческого объединения;

- функция, способствующая реализации коммуникативного потенциала и дальнейшему развитию коммуникативных способностей студентов;

- развлекательная функция как способ освобождения от напряженной познавательной деятельности во время теоретического обучения;

- компенсаторная функция, которая помогает студентам поверить в себя, удовлетворить потребность в достижении успеха в сфере своей профессиональной деятельности.






















1.2 Формы и методы организации внеаудиторной работы со студентами.

Внеаудиторная работа предполагает использование разнообразной системы методов, приемов и средств обучения. Для ее активизации, необходимо придать ее организации системный характер, учитывающий специфику и особенности преподавания во внеаудиторное время:

1) внеаудиторная работа не должна дублировать занятие;

2) при организации ее надо руководствоваться интересами самих студентов;

3) внеаудиторная работа должна быть связана с учебной программой.

Внеаудиторная работа должна способствовать расширению творчества и самореализации студентов.

Под организационно-педагогическими формами внеаудиторной деятельности понимаются виды, способы организации студентов и педагогов для совместной деятельности во внеаудиторное время, а также конкретные воспитательные и познавательные акции, рассчитанные на студенческую аудиторию. Различные формы внеаудиторной деятельности увеличивают возможность успешного решения задачи по совершенствованию профессиональной подготовки будущих специалистов и достижению положительных результатов в формировании профессионально значимых черт и качеств личности.

К числу мероприятий, не предусмотренных учебным планом, относятся: тематические праздники, конкурсы, турниры и т.п.

Примерный перечень форм мероприятий:

учебные мероприятия:

– олимпиада;

- исторический турнир;

– деловая игра;

– конференция;

– конкурс творческих работ и др.;

учебно-развлекательные мероприятия:

–брей-ринги;

– турнир «Умники и умницы»;

– интеллектуальные игры;

– аукцион;

– конкурс Знатоков;

– конкурс-викторина;

– КВН;

– конкурс газет;

–экскурсия и др.

Ведущее место в процессе подготовки будущего специалиста занимает творческое мышление, совершенствование которого успешно происходит во время таких форм включения студентов к внеаудиторной деятельности, как проблемные беседы, дискуссии, диспуты, дебаты.

Процесс формирования профессиональных знаний и умений будущих специалистов через внеаудиторные мероприятия осуществляется в несколько этапов и представляет собой систему, построенную на принципах постепенного усложнения, возрастания объема и повышения требовательности к знаниям, умениям, к проявлению творческой индивидуальности, самостоятельности, активности.

Система внеаудиторной работы обеспечивает разнообразные потребности студентов.

Используя формы внеаудиторной работы, прежде всего, необходимо в каждом студенте увидеть личность и, уже исходя из этого, устанавливать контакты с обучающимися. Стараться, чтобы он раскрыл свой внутренний мир. Для достижения этой цели можно использовать следующие методы.

Основные методы организации внеаудиторной деятельности представлены в виде нескольких групп, объединенных общей основой:

- исследовательские методы и методы диагностики: изучение документов, беседы, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, изучение результатов деятельности студентов и др., в том числе и методы целевой ориентации, ранжирования воспитательных целей и задач;

- методы убеждения и формирования сознания личности;

- информационно-просветительский метод: рассказы, разъяснения, беседы, лекции, доклады, диспуты, а также наставления, примеры;

- методы побуждения и стимулирования: соревнование, поощрение (материальное и моральное), одобрение, общественное мнение, требование, критика и самокритика;

- контрольно-оценочные методы: проверка выполнения правил и требований, наблюдение, анализ, обобщение, сравнение, оценка результатов, оценка, взаимооценка, самооценка, оцениваемые суждения.

При применении различных форм и методов внеаудиторной работы создаются условия для решения учебно-воспитательных задач и ситуаций,

















1.3 Организация внеаудиторных учебных мероприятий со студентами ОУ СПО.

Организация внеаудиторных учебных мероприятий со студентами – это комплексная деятельность, направленная на подготовку специалиста, активизацию творческих навыков студентов, воспитание социальных качеств, развитие научно-исследовательской работы. Внеаудиторные мероприятия развивают индивидуальные способности студентов, помогают повысить качество подготовки специалиста.

Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения, но и от организации воспитательных мероприятий по дисциплине. Опытные педагоги знают, что очень часто интерес к дисциплине, любовь к выбранной профессии происходит под влиянием таких мероприятий.

Внеаудиторные мероприятия строятся по сравнению с занятиями на ином материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности студентов и проводится во внеучебное время.

Цель внеаудиторных мероприятий - обеспечение всестороннего и гармонического развития студентов. Это требование отвечает основной идее воспитания - воспитать человека-патриота, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Образовательные и воспитательные задачи внеаудиторной работы по учебным дисциплинам определяются общими целями и задачами обучения. Одна из задач внеаудиторных мероприятий состоит в обогащении студентов новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни человека и общества.

Развитие познавательного интереса к занятиям на основе внеаудиторных мероприятий обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомством с интересными людьми, экскурсиями и, посещением музеев, проведение конкурсов. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей воспитывает у студентов такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Значение внеаудиторных мероприятий в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения непрерывно возрастает, так как сводится не только к расширению кругозора, углублению знаний по дисциплине, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.

Правильное сочетание внеаудиторной и аудиторной работы обеспечивает большую гибкость всей системы учебно-воспитательной деятельности. Внеаудиторное мероприятие может служить эффективным средством дифференциации обучения и воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана. Внеаудиторная работа может компенсировать его недостатки, трудно устранимые в рамках учебной деятельности из-за ее большой насыщенности обязательными занятиями.

Огромное значение во внеаудиторной работе имеет развивающая функция, которая заключается в выявлении и развитии индивидуальных способностей, склонностей и интересов студентов через включение их в соответствующую деятельность.

Содержание внеаудиторного мероприятия представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте подростка разнообразные аспекты человеческой жизни.

Специфика содержания внеаудиторного мероприятия характеризуется следующими факторами:

- преобладанием эмоционального аспекта над информативным: для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам подростка, его переживаниям, т.е. к разуму через эмоции;

- в содержании внеаудиторного мероприятия определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеаудиторной работы направлено, прежде всего, на совершенствование разнообразных умений и навыков. Во внеаудиторной работе совершенствуются учебные навыки, отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации, организации различных дел, коммуникативные умения, умения сотрудничать, умения соблюдать этические нормы.

Особенности внеаудиторного мероприятия:

1. Внеаудиторное мероприятие представляет собой совокупность различных видов деятельности обучающегося, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует его личностные качества.

2. Отсроченность во времени. Внеаудиторное мероприятие - это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отдалены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

3. Отсутствие жестких регламентаций. Педагог имеет гораздо большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеаудиторной работы, чем при проведении учебного занятия. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор.

Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от преподавателя проявления инициативы.

4. Отсутствие контроля результатов. Если обязательный элемент учебного занятия - контроль за процессом овладения студентами учебным материалом, то во внеаудиторном мероприятия такого контроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченности результатов. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за обучающимися в различных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может практический психолог с помощью специальных средств. Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективность конкретной формы определить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность, осознаваемая и студентами, дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, не формальность общения и отсутствие у обучающихся напряжения, связанного с оценкой результатов.

Внеаудиторное мероприятие осуществляется после занятий, в праздничные, выходные дни, на каникулах, т.е. во внеучебное время. Имеет широкие возможности для привлечения социального опыта родителей, медицинских работников, сотрудников социальных служб и других специалистов.

Одним из условий успешности внеаудиторной работы является особое психическое состояние, возникающее при единстве мотива деятельности (потребности в ней) и соответствующей ему ситуации, называемое установкой.

Экспериментальные исследования, проведенные Д.Н. Узнадзе и другими, показали, что наличие четкой установки к деятельности значительно повышает ее эффективность. Применительно к внеаудиторной работе такая установка способствует активизации внимания и памяти, точности восприятия содержания, помогает выделять в тексте главную мысль, развивает способность творчески воспринимать получаемую информацию и т.д., т.е. способствует выработке умений и навыков самостоятельного приобретения новых знаний. Поэтому целенаправленность внеаудиторной работы студентов, наличие сильной мотивации (соответствия познавательных интересов и деятельности) во многом определяют эффективность этого важного вида деятельности.

Система внеаудиторных мероприятий позволяет студенту проверить свою теоретическую подготовку, лучше узнать себя, способствует саморазвитию личности и обретению уверенности.

К внеаудиторным формам обучения предъявляется ряд научно обоснованных требований:

- они должны быть глубоко научно содержательными, идейно-нравственно насыщенными, способствующими духовному обогащению, творчеству и физическому развитию личности;

- в их использовании необходимо сочетание обязательности, самодеятельности и добровольности, в котором увлекательность является исходным моментом и условием постепенного включения студентов в деятельность как необходимость;

-обеспечение здорового духа товарищеского состязания, сравнения и взаимопомощи;

- осуществление развития творческих способностей и дарований, содействие становлению творческой личности и индивидуальности;

- обеспечение нравственного воспитания, оберегающего подростка от переоценки своих возможностей, развития болезненного самолюбия, эгоизма, пренебрежения коллективом и нормами поведения, зависти как следствия неумеренных восхвалений, достигнутых ими успехов в спорте, в техническом, драматическом, хореографическом, литературном, музыкальном творчестве.
Организация внеаудиторной деятельности студентов была и останется очень важной для педагога. Занятия со студентами после уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют решающее значение для развития и воспитания подростка. Важны они и для самого педагога, так как помогают сблизиться со студентами, лучше их узнать, установить хорошие отношения, помогают пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что делает педагога и студентов друзьями на всю жизнь. Это даёт педагогу ощущение востребованности в студенческом коллективе.
Однако, чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу. Для успешного проведения мероприятия нужно:

  • знать существующие формы;

  • уметь наполнить эти формы каждый раз нужным содержанием;

  • владеть методикой организации мероприятия;

  • уметь дать оценку полученному результату.

В организации и проведении внеаудиторной деятельности различают массовые, групповые и индивидуальные формы работы.

К массовым формам работы относятся:

1) эпизодические и периодические массовые мероприятия;

2) постоянные массовые формы работы.

Эпизодическими и периодическими массовыми мероприятиями могут быть вечера, олимпиады и викторины, конкурсы (выразительного чтения стихотворений, рассказа, лучшего синхронного перевода, лучшего описания/комментария рисунка, кадра из фильма и др.), конференции, КВН. Такие формы работы определяются тематикой, целью, условиями проведения и не имеют постоянной организационной структуры.

Содержание этих мероприятий составляют знаменательные даты, встречи с интересными людьми, творческие отчеты кружков, факультативных занятий, спецкурсов, литературные вечера.

Однако некоторые эпизодические и периодические массовые мероприятия могут стать постоянными мероприятиями, как, например, олимпиады (внутри колледжа, территориальные, республиканские и т.д.) и «Недели цикловых комиссий», проводимые ежегодно в установленное время, подготовка к которым требует заранее разработанного плана.

Групповые формы внеаудиторной работы могут быть представлены работой кружков и клубов.

Индивидуальными формами работы являются: подготовка докладов, заучивание стихов, отрывков из прозы, песен, работа над ролью гида-экскурсовода, ведущего конкурсов, радио- и телепередач, и т.д.





1.4 Методика организации и проведения внеаудиторного мероприятия

Для того, чтобы названные выше требования могли быть реализованы на практике, существует определенная последовательность организации внеаудиторной работы. Она может использоваться как при индивидуальной, так и при массовой работе. Во внеаудиторной работе много простора для творчества преподавателя в выборе содержания, форм и методов занятий. Однако в методике их осуществления должны быть некоторые общие моменты: прежде всего, необходимо, чтобы прослеживались основные этапы реализации воспитательного мероприятия. Это изучение и постановка воспитательных задач, подготовка и моделирование предстоящего внеаудиторного мероприятия, практическая реализация модели и анализ проведенной работы.

1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей каждого студента и коллектива группы в целом и определение наиболее актуальных задач для осуществления эффективного воспитательного воздействия. Цель этапа - объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.

Изучение осуществляется с помощью известных методов педагогического исследования, ведущим среди которых на данном этапе является наблюдение. С помощью наблюдения педагог собирает информацию о студентах и коллективе. Информативным методом является беседа, причем не только со студентами, но и с классным руководителем, педагогами, работающими в группе.

В индивидуальной работе большое значение имеет изучение продуктов деятельности студентов: рисунков, презентаций, стихотворений, и т.д. В изучении коллектива информативным является метод социометрии, с помощью которого педагог узнает о наиболее популярных и непопулярных студентах, наличии малых групп, характере взаимоотношений между ними.

2. Подготовка и моделирование предстоящей внеаудиторной воспитательной работы заключается в построении педагогом модели определенной формы деятельности. Даже у талантливого педагога успех внеаудиторных занятий зависит во многом от предшествующей подготовки к ним. Поэтому каждое мероприятие следует, прежде всего, методически разработать, смоделировать его проведение.

План составляет педагог с привлечением студентов. Умение планировать воспитательное мероприятие является одним из элементов научной организации труда педагога и студентов в области внеаудиторной деятельности. Результаты моделирования отражаются в плане внеаудиторного занятия, который имеет следующую структуру:

1. Название.

2. Цель, задачи.

3. Материалы и оборудование.

4. Форма проведения.

5. Место проведения.

6. План проведения.

В названии отражается тема внеаудиторного занятия. Оно должно не только точно отражать содержание, но и быть лаконичным, привлекательным по форме.

Подготовку целесообразно начать с определения воспитательных и образовательных целей и задач мероприятия, подбора отвечающих им форм и методов проведения, а также назначения и места в системе работы с данным коллективом. В этом, прежде всего, проявляется комплексный подход к воспитанию. Поэтому важно заранее как можно полнее выявить воспитательные возможности намеченного дела, установить связь между данным мероприятием и другими, составляющими в совокупности систему учебно-воспитательной работы. При подготовке мероприятия полезно учесть предшествующую воспитательную деятельность в этом коллективе студентов и ее результаты.

Цель внеаудиторного занятия должна отражать развивающую, корректирующую, формирующую, воспитательную функции, при этом обучающая функция может выступать в качестве одной из задач. Очевидно, что только сообщение новых знаний не может быть целью внеаудиторного занятия. Задачи должны быть очень конкретными и отражать данное содержание. Они не должны носить универсального характера. Чем конкретнее будут сформулированы цель и задачи внеаудиторного мероприятия, тем понятней будут представления педагога о желаемых результатах.

В соответствии с целью, задачами, приоритетными функциями внеаудиторного мероприятия и результатами изучения уточняется содержание, подбираются конкретные формы, методы, средства.

К оборудованию занятия относятся различные средства: пособия, видеофильмы, презентации, литература, информационные ресурсы, музыкальное оформление и пр. Важно вовремя приготовить столы и стулья для жюри и команд; ватман, бумагу, карандаши и ручки; доски для выполнения заданий, оценочные листы и т.д.

Центральное место в подготовке воспитательного мероприятия занимает отбор материала. В зависимости от характера работы для этого необходимо разное время. Так, много времени требуется, чтобы подобрать материал для диспута, вечера, смотра: оно используется педагогом и студентами для чтения литературы, выполнения подростками различных заданий и проектов, сбора фактов, подготовки докладов, выступлений и т.п. Эта предварительная работа со студентами порой оказывается наиболее значимой в воспитательном и образовательном отношении. Но даже если для подбора материала длительного времени не требуется (экскурсия на вычислительный центр или поход в кино), педагогу необходимо заранее ознакомиться с объектом посещения.

Место проведения определяется количеством участников, формой мероприятия, требованиями к материальной базе и т.п. (кабинет информатики, актовый зал, спортзал и т.п.).

План проведения занятия включает в себя описание содержания, методов воспитания и может представлять собой как подробное, последовательное изложение сценария, так и тезисный план. При моделировании хода занятия нужно учитывать его продолжительность и структуру. Внеаудиторное занятие может быть от 45 минут до 1 ч.30 мин. Следует отметить и такой важный элемент подготовки мероприятия, как организационная работа. Преподаватель руководит ею, привлекая студентов. Он следит за распределением поручений, помогает их выполнить, контролирует. Ответственные задания могут быть даны группам студентов. Для организации крупных мероприятий целесообразно создавать оргкомитеты, проводить соревнование на лучшую подготовку. Опираясь при этом на инициативу студентов, преподаватель способствуют формированию у них организаторских навыков и умений, приучает к самостоятельности и ответственности.

Должны быть подготовлены и вовремя вывешены объявления о проведении мероприятия, а за день до его проведения - плакаты с напоминаниями: «А ты придешь на КВН?», «КВН в …часов», «Все на КВН». В условиях рыночной экономики важно найти спонсоров и приготовить призы победителям.

Чтобы сохранить интерес и внимание студентов, мероприятие должно проходить организованно, динамично, без пауз. Многое зависит от ведущего, его подготовленности, эрудиции, способности быть хорошим организатором, проявлять находчивость и гибкость в неожиданных ситуациях, расположить к себе слушателей, установить с ними контакт. В отдельных случаях педагог может сам вести воспитательные занятия.

При проведении внеаудиторных мероприятий педагог должен позаботиться и о том, чтобы все участники вовремя были на местах, чтобы не подвели технические средства, чтобы намеченный план работы выдерживался во времени, иначе и хорошо задуманное, тщательно спланированное занятие может оказаться малоэффективным.

Особое внимание должно быть уделено проведению сложных мероприятий (длительной игры, смотра компьютерного творчества, недели информатики). Они должны представлять собой цикл связанных единым замыслом и целью звеньев.

В целях эффективной практической реализации в разнообразных по содержанию и методам внеаудиторных занятиях следует придерживаться четырех основных этапов занятия.

1. Организационный момент (0,5-3 мин).

Педагогическая цель: переключить студентов на внеаудиторную деятельность, вызвать интерес к ней, положительные эмоции.

Типичные ошибки: дублирование начала мероприятия, затянутость.

Рекомендации: эффективному переключению студентов на внеаудиторную деятельность способствует нетрадиционный, занимательный материал в организационном моменте: использование загадки, проблемного вопроса, игрового момента, звукозаписи, переход учащихся в другое помещение и т.д.

2. Вводная часть (от 1/5 до 1/3 времени всего занятия).

Педагогическая цель: активизировать студентов, расположить их к воспитательному воздействию. Педагог определяет, насколько его педагогический прогноз совпадает с реальностью относительно возможностей обучающихся, их личностных качеств, уровня осведомленности по данной теме, эмоционального настроя, уровня активности, интереса и т.д. На этом этапе педагогу требуется не только увлечь студентов, но и определить, нужно ли внести коррективы в ход занятия и какого характера они должны быть.

Типичная ошибка - игнорирование этого этапа из-за боязни педагога неожиданной реакции студентов, что они могут сказать или сделать не то, что ожидает педагог. Вводную часть педагог строит не студенческой активности, а на собственной, исключая обратную связь. Отводят студентам роль пассивных слушателей, не придавая значения их эмоциональному настрою.

Рекомендации: вводная часть в зависимости от содержания может представлять собой вводную беседу (познавательные, эстетические) или разминку (викторины, конкурсы, КВН).

В первом случае вопросы, во втором - задания должны быть не только интересны, но и построены таким образом, чтобы давали информацию для педагога о готовности к восприятию подготовленного материала. Во вводной части должны быть сформированы первичные представления студентов о предстоящем мероприятии, организована их деятельность (знакомство с системой оценки, планом мероприятия, деление на команды). Должны быть даны четкие критерии оценки, объяснены необходимые правила.

3. Основная часть по времени должна стать самой продолжительной (чуть больше 1/3 всего времени занятия).

Педагогическая цель: реализация основной идеи мероприятия.

Типичные ошибки: активность педагога при частичной или полной пассивности студентов, отсутствие наглядности и общая бедность, использования средств и методов, преобладание методов формирования сознания над методами формирования поведения, создание учебной атмосферы урока, назидательность, морализаторство.

Рекомендации: воспитательный эффект в реализации функций внеаудиторной работы выше, если студенты максимально активны. В их активизации первостепенное значение имеет создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от учебного занятия.

Эффективность основной части возрастает, если педагог задействует по возможности максимальное количество методов формирования поведения: упражнение, игру, поручение; включает различные виды деятельности: трудовую, творческую, игровую и др. Объединяя студентов в команды при организации различных видов деятельности, педагог должен разместить их так, чтобы они могли свободно общаться друг с другом, распределить обязанности так, чтобы каждый чувствовал себя частью коллектива, а не выступал только за себя. Давая время на выполнение задания, следует выделять несколько минут на обсуждение команде и спрашивать представителя команды, которого выберут игроки. Только в этом случае у студентов есть общая цель деятельности, разные функции и мотивы для сотрудничества.

Методы формирования сознания должны способствовать формированию у студентов убеждений, действенных этических понятий. В этих целях эффективно метод рассказа видоизменить в сообщение, чаще использовать дискуссию.

4. Заключительная часть (от 1/4 до менее 1/5 времени).

Педагогическая цель: настроить студентов на практическое применение приобретенного опыта в их жизни и определить, насколько удалось реализовать идею занятия. Таким образом, заключительная часть дает педагогу возможность реализовать воспитательное влияние на подростка в другой среде.

Типичные ошибки: эта часть игнорируется вообще или сводится к вопросам типа: «Понравилось?», «Что узнали нового?»

Рекомендации: конкретные задания тестового характера в привлекательной для студентов форме: кроссворд, мини-викторина, блиц, игровая ситуация и др. для определения первичных результатов. Разнообразные рекомендации студентам по применению приобретенного опыта в жизни. Это может быть показ книг по данной проблеме, обсуждение ситуаций, в которых они могут применить полученные на занятиях умения, информацию. Советы студентам по применению полученного опыта: что они могут рассказать своим близким, о чем спросить по данной теме; куда можно сходить, на что нужно обратить внимание, во что можно поиграть, что можно сделать самостоятельно и т.д. В заключительной части можно выяснить, нуждается ли тема занятия в дальнейшем раскрытии и каким образом можно это сделать? Заключительную часть педагог может использовать для развития инициативы студентов в проведении последующих мероприятий.

5. Анализ проведенной работы направлен на сравнение сформированной модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. Очень важен элемент постановки задачи для дальнейшей воспитательной работы. Данный этап очень важен для корректировки учебно- воспитательных задач, содержания, форм и планирования дальнейшей внеаудиторной работы.

Подведение итогов проведенного внеаудиторного мероприятия - важный момент, который нередко недооценивается. Здесь особенно ответственна роль преподавателя и методиста, которые должны сделать квалифицированное заключение, оценить достоинства и недостатки проделанной работы.

Анализ итогов мероприятия следует проводить систематически, так как только опираясь на достигнутое можно успешно двигаться вперед, закреплять лучшее, избавляться от недостатков. Такой анализ итогов имеет две основные функции - организующую и воспитывающую. Регулярный анализ способствует лучшей организации работы, побуждает более серьезно относиться к порученному делу, поскольку его итоги и результат не остаются незамеченными, а подвергаются оценке. Анализ - также и хорошая школа воспитания наблюдательности, самокритичности, требовательности, формирования общественного мнения, правильного отношения к критике, повышения педагогического мастерства.

Анализируя воспитательное мероприятие, необходимо фиксировать положительные результаты, указывать те приемы, условия, методы, которые привели к успеху, выискивать причины неудач. Квалифицированное подведение итогов создает условия для обоснованного планирования и улучшения качества всей учебно - воспитательной работы в дальнейшем.

Судить о качестве воспитательного мероприятия можно и по реакции студентов. Их внимание, эмоциональный настрой, интерес к происходящему, активность или, наоборот, безразличие говорят сразу о многом. Более отдаленные во времени наблюдения за поведением студентов, беседы с ними, анкетирование позволяют глубже оценить эффективность проделанной работы.





































Глава 2. Опыт разработки и проведения внеаудиторных мероприятий по дисциплине «История Отечества».

2.1 Из опыта работы проведения внеаудиторных мероприятий по дисциплине «История Отечества»

Развитие творческой самостоятельности может быть реализовано в рамках многих дисциплин, однако можно предположить, что дисциплина «История Отечества»» является одной из наиболее эффективных платформ для развития творческой самостоятельности. Это доказывает тот факт, что в рамках дисциплины существует возможность максимально использовать творческие задания, которые побуждают студентов к самостоятельной работе и использованию изученного материала для умения кратко высказывать свои мысли; развивать познавательный интерес к истории родного края. своего народа, проявлять элементы самостоятельности в процессе разрешения проблемных ситуаций.

Несмотря на то, что внеаудиторная работа формально не входит в учебный процесс, фактически она оказывается едва ли не самым эффективным средством развития гармоничной и грамотной личности студента, а также в его воспитании. В ходе внеаудиторных мероприятий студенты в непринужденной форме не только более глубоко изучают дисциплину, но учатся активному сотрудничеству друг с другом, усваивают навыки толерантного поведения и общения. Именно по этим причинам внеаудиторная работа всегда являлась одним из приоритетных направлений работы педагогического коллектива техникума. Ежегодно на заседаниях цикловых комиссий обсуждается и утверждается план мероприятий, в котором четко указаны содержание, сроки каждого мероприятий, ответственные за его проведение. Каждый год преподаватели стремятся внести в этот план новые формы и виды внеаудиторной работы со студентами.

Поиск новых, нетрадиционных форм обучения в преподавании способствует преданию учебно-воспитательному процессу больше гибкости, оперативности. Опыт работы преподавателей нашего техникума показывает, что раскрытие творческих способностей обучающихся осуществляется на всех видах учебной и внеаудиторной деятельности, способствует более качественному решению задач формирования компетенции будущих специалистов, а также в воспитании граждан своей Республики. Формы внеаудиторных мероприятий многообразны и сочетают в себе учебный и развлекательный компоненты.

Рамки учебного процесса (на изучение дисциплины отводится мало академических часов) не позволяют вместить весь объем материала необходимого для качественной подготовки специалистов, поэтому необходимо проведение внеаудиторной работы в данном направлении.

Внеаудиторная работа носит для студентов добровольный характер и призвана удовлетворять их познавательные и творческие запросы.

Наиболее распространенными и удачными формами организации данного процесса являются: олимпиады по дисциплине, конкурсы творческих работ, интеллектуальные игры, круглые столы, дебаты, различные тренинги и т.д. Эти мероприятия организуются для повышения познавательной активности студентов по учебным дисциплинам и развитию их творческих способностей. К ним идёт заблаговременная подготовка: составляется план проведения конкурсов, выставок, проводится серия подготовительных мероприятий, разрабатываются условия конкурсов, студентам даются задания, открыто проводится выявление лучших студентов. В конкурсах принимают участие студенты всех курсов, специальностей, а также преподаватели всех дисциплин.



2.2 Внеаудиторное мероприятие по дисциплине «История Отечества»- интеллектуальная квест- игра «По страницам истории Отечества»

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

ГПОУ «Снежнянский горный техникум»






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ КВЕСТ-ИГРЫ

«ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА»



















Снежное, 2018

Методическая разработка открытого мероприятия - квест-игры «По страницам истории Отечества» по учебной дисциплине «История Отечества».

Подготовила: Филоненко В.В., преподаватель социально-экономических дисциплин ГПОУ «Снежнянский горный техникум», специалист высшей квалификационной категории.

Изложена методика проведения интеллектуальной игры для студентов 1 курса, с использованием исторических заданий для углубления знаний по истории Отечества.



Для преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений



Рецензент: Минакова Я.Г., председатель цикловой комиссии, преподаватель первой квалификационной категории



Рассмотрено и одобрено цикловой комиссией

общих гуманитарных и социальных дисциплин

Протокол № _____ “____” ________________2018 года

Председатель цикловой комиссии _______________Я.Г.Минакова

















ПЛАН

Тема: квест-игра «По страницам истории Отечества»

Цели:

Методическая: совершенствовать методику проведения современного внеаудиторного мероприятия в форме интеллектуальной игры.

Дидактическая: расширить, систематизировать и совершенствовать знания по истории Отечества; показать практическое применение теоретических знаний студентов; развивать умение кратко высказывать свои мысли; развивать познавательный интерес к истории родного края.

Воспитательная: воспитывать патриотизм, гражданскую позицию; формировать морально-волевые качества личности: умение понимать и ценить взаимоотношения людей, умение работать в малых группах; формировать культуру общения студентов во внеаудиторной обстановке; развивать следующие интеллектуальные качества личности: внимательность, деловитость, инициативность, сообразительность; привить элементы самостоятельности в процессе разрешения проблемной ситуации.

Развивающая: развивать у студентов память, внимание, интерес к истории, умение выступать публичновыражать свои мысли ясно, уверенно.

Вид мероприятия: внеаудиторное мероприятие.

Форма проведения: интеллектуальная игра.

Методическое обеспечение: художественное оформление зала, проектор (слайды, презентации), видео- материалы, методическая разработка мероприятия, раздаточный материал, кроссворд, бланки жюри, оценочные баллы жюри.

Техническое обеспечение: мультимедийная система.


Ход мероприятия


1.Организационная часть:

Проверка готовности актового зала к проведению внеаудиторного мероприятия; проверка готовности технических средств; проверка готовности конкурсантов к мероприятию.

Состав участников:

    • Ведущие конкурса – преподаватель социально-экономических дисциплин–Филоненко В.В..

    • Жюри: члены администрации техникума, преподаватели социально-экономических дисциплин, представители студенческого самоуправления.

    • Конкурсанты: две команды (обсуждают и выполняют задания конкурса; готовят выступающих от команды).

    • Капитаны – студенты с высоким рейтингом знаний: контролируют соблюдение регламента; синтезируют версии команд и выбирают правильные ответы; организуют выступления участников своей команды; разрешают спорные вопросы.

2.Вступительное слово преподавателя

Добрый день, уважаемые коллеги, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поиграем в квест-игру «По страницам истории Отечества». А что обозначает слово «квест»? Квест – поиск предметов, поиск приключений.

Игра представлена в виде станций, где и будут происходить приключения, связанные со знаниями истории. Приключения ваши заключаются в ответах на вопросы, решениях исторических задач.

Наша игра проходит в виде соревнования. Я вам представлю жюри, которое будет оценивать знания участников команд. (Представление жюри)

А сейчас мы познакомимся с участниками нашей игры. Капитаны, представьте, пожалуйста, свою команду (название, девиз, эмблема).

Представление команд.




Конкурсные задания:

1.СТАНЦИЯ «УГАДАЙ ЛИЧНОСТЬ».

1.Царь. Старший сын императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны Романовых. Император Всероссийский, царь Польский и Великий князь Финляндский. При нем проиграна Россией русско-японская война. Произошло событие под названием «Кровавое воскресенье». (Николай II).

2. Анархист. Его политическая позиция сводилась к созданию свободного общества – анархической республики. Активный деятель гражданской войны. Воевал со своей армией то на стороне «красных», то» белых».(Нестор Махно)

3. Государственный деятель.  Российский революционер, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из главных организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, первый председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства. (В.И.Ленин)

4. Государственный деятель. Российский революционер, советский политический, государственный, военный и партийный деятель, генералиссимус. С конца 1920-х до своей смерти в 1953 году был лидером Советского государства. (И.Сталин)

5. Российский революционер, советский политический деятель. Член РСДРП с 1902 года, основатель Донецко-Криворожской Советской республики, близкий друг Сергея Кирова и Иосифа Сталина. (Ф.Сергеев (Артем)

6. Промышленник.

Британский промышленник валлийского происхождения в 1869 году покупает землю у русского князя Кочубея в Екатеринославской губернии на берегу реки Кальмиус и начинает строительство металлургического завода. В честь его был назван главный город Донбасса. (Джон Юз)



2. СТАНЦИЯ «КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ».

Задание. Какие исторические события отражены на этих картинах?



1.

2.

3

4.

5.

6.

3.СТАНЦИЯ «ЗАГАДОЧНАЯ».

Решите исторические задачи. 

1.Вычислите, сколько прошло лет от окончания гражданской войны в Донбассе до сегодняшнего дня?

2018-1920=98

2.В 2013 году праздновалось 70-летие Донбасса от немецких оккупантов. В каком году фашистские захватчики были изгнаны из территории нашего края?

2013-70=1943

3. Установите события по числам.

(1918+1932): 2= ? Год образования ДКСР, образование Донецкой области, курс на индустриализацию страны (1925).

4. Установите события по числам.

(1921+1943): 2 = ? Год перехода к нэпу, освобождение Донбасса от немецких оккупантов, образование Донецкой области (1932).

4.СТАНЦИЯ «СНЕЖНЫЙ КОМ».

Тема «Гражданская война». Первый участник игры называет дату этого события, следующий участник должен сначала произнести то, что сказал первый, а затем добавить тех, кто принимал участие в войне. Новые участники дополняют ряды понятиями, именами и в конечном итоге получается длинный ряд, связанный с гражданской войной.

Тема «Массовые репрессии». Первый участник игры называет дату этого события, следующий добавляет имена, то что относится к этой теме. Новые участники дополняют ряды понятиями, именами и в конечном итоге получается длинный ряд, связанный с массовыми репрессиями.

5.СТАНЦИЯ «ЗНАМЕНИТЫЕ МЕСТА ДОНБАССА».



Символ города Донецка. Шедевр созданный мастером в 1896 г. из цельного куска рельсы. Назван по фамилии автора этого творения.

(Пальма Мерцалова)

Это место называют «Донецкая Швейцария».(Святогорье)

Шла жесточайшая война,
На битву встала вся страна.
Прошло с тех пор немало лет-
Событиям тем забвенья – нет!» (Монумент Освободителям Донбасса).

Молодые, славные ребята…
Кто-то мог бы моим дедом быть.
Но случилось так, что до победы
Вам не суждено было дожить.

А теперь о вас легенды сложены,
Мы, потомки, с вас пример берем.
И цветы полевые у подножия
Бережно и трепетно кладем. (Памятник молодогвардейцам г.Краснодона)

Пусть будет всем напоминаньем, 

О тех, кто здесь в земле лежат - 

Солдат, стоящий изваяньем, 

Поднявший в небо автомат ! (Памятник Саур-Могила)

На окраине Донецкой области, уже более сотни лет возвышается этот храм. Но еще более долгую историю несут в своих неисчерпаемых глубинах целительные источники. ( г. Снежное, Храм Иоанна Богослова п. Ремовка).

6. СТАНЦИЯ «КРОССВОРД».

1. Химическое оружие времен Первой мировой войны (Иприт).

2. Город Донецкого региона, в названии которого приняла участие погода (Снежное).

3. Родоначальник движения, которое зародилось на Донбассе в годы индустриализации (Стаханов).

4. Первое название Донецка (Юзовка).

5. Незаконное наказание чего-либо или кого-либо (Репрессии).

6. Первый руководитель советского государства (Ленин).

7. Руководитель НКВД (Ягода).



1



и











2с










3

т









4


о








5



р








6



и











7я


о







1. Наука о прошлом (История).

2. Фамилия династии российских царей (Романовы).

3. Ликвидация индивидуальных крестьянских хозяйств (Коллективизация).

4. Капиталист (Буржуазия).

5. Монархист времен гражданской войны (Нестор).

6. Форма государственной власти (Монархия).

7. Вооруженное выступление (Революция).







1

с













2




н













3




е














4



ж

















5н
















6

о
















7

е












7. СТАНЦИЯ «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ».

Команды представляют подготовленные задания.


Жюри подводит итоги.

Заключительное слово ведущего.

Награждение победителей.

Поздравляем команды с успешной игрой!

Благодарим всех за участие!

До новых встреч!




















ВЫВОДЫ

Таким образом, в ходе выполнения итоговой выпускной работы мы изучили теоретические, методические и практические аспекты организации и проведения, внеаудиторных учебно-воспитательных мероприятий со студентами. Все вышеизложенное дает нам возможность сделать выводы о том, что подготовка внеаудиторного мероприятия предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала студентов, развивает их воображение, мышление, расширяет знания, полученные на учебных занятиях.

В работе представлены результаты изучения общепедагогической и специальной литературы по данной проблеме. Раскрыты сущность, основные функции, формы и методы организации внеаудиторной деятельности со студентами СПО.

В ходе исследования, мы убедились, что формы организации внеаудиторной деятельности могут быть различны. Подбор форм деятельности должен обеспечить достижение планируемых результатов обучения в соответствии с основной образовательной программой. Выбор форм диктуется характерными особенностями учебной дисциплины, содержанием учебного материала, особенностями учебной группы, а также дидактическими целями и методами их реализации. Подробно описана методика организации и проведения внеаудиторного мероприятия.

В практической части описан опыт работы проведения внеаудиторных мероприятий по дисциплине «История Отечества», а также представлены разработки внеаудиторных мероприятий по дисциплине.
Таким образом, поставленные задачи реализованы, цель достигнута.






Список использованных источников

1.Бухвалов, В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества [Текст] / В. А. Бухвалов. – Москва.: Центр «Педагогический поиск», 2010. – 44 с.

2. Задера, М. И. Из опыта организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО [Электронный ресурс] / М. И. Задера // Концепт. – 2016. – Т. 15. – С. 1891–1895. – Режим доступа: http://ekoncept.ru/2016/96297.htm

3. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/42618.html

4. Патрина, З. В. Внеаудиторная работа со студентами [Электронный ресурс] З. В. Патрина. – Режим доступа: . https://ap47.ru/p82/

5. Пономарева, Е. В. Методическая разработка внеклассного мероприятия «Мозговой штурм» [Текст] / Е. В. Пономарева // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 5. – С.49-54

6. Федосеева, В. И. Роль внеаудиторной работы в профессиональном самовоспитании самореализации студентов в системе СПО [Электронный ресурс] / В. И. Федосеева. – Режим доступа: https: /e-koncept.ru/2016/76552.htm

7. Хватова, Е. В. Применение интернет-ресурсов и интернет технологий во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / Е. В. Хватова. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/06/18/primenenie-internet-resursov-i-internet-tekhnologiy-vo-vneurochnoy