Конспект № 1 «Организация игровой деятельности в свете требований ФГОС ДО»
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Это утверждение основано на работах основоположников отечественной дошкольной педагогики и специалистов в области психологии детской игры Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и считается общепринятыми в российской психологии.
Игра – деятельность, развитие которой обуславливает главные изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития А.Н.Леонтьев.
В игре происходит формирование произвольности поведения ребёнка, его социализация, формирование способностей и становление личности в целом (Л.С. Выготский)
За последние десятилетия специалисты провели ряд исследований с целью изучения особенностей ролевой игры современных дошкольников.
В экспериментах было выявлено, что в свободное время (40%) дети вообще не играют. Достижение высшего уровня игры для современных дошкольников является исключением. Также были выявлены особенности ролевой игры, которые представлены ниже:
60% - низкий уровень (однообразные действия с игрушками);
35% - средний уровень (принимает роль и намечает сюжет).
А уже высокий уровень был выявлен у двух детей из ста.
Как правило, низкий уровень характерен неразвитой произвольностью, самоорганизацией и мотивационной сферы личности, показателями произвольного поведения. Нарушение нормального пути психического развития ребёнка. Это отрицательно сказывается на готовности к обучению в школе.
Выделяют следующие проблемы:
ситуативность поведения;
зависимость от взрослого;
невозможность самоорганизации;
дефицит воображения;
недоразвития воли и произвольности;
неразвитость мотивационно - смысловой сферы.
Прежде всего, игра способствует:
Формированию и развитию психических процессов.
Формированию общей культуры личности, создаются условия для его позитивной социализации.
Проявлению инициативности, творческой активности и самостоятельности.
Как правило, выделяют следующие понятия «игры».
Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные взаимоотношения между людьми (Д.Б. Эльконин).
Игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуются самоуправление поведением (Г.К.Селевко).
Игра (понятие широкое):
мир – ребёнок;
взрослый – ребёнок;
ребёнок – сверстник.
Игра (понятие узкое) – деятельность по моделированию мира (Е.Кравцова).
ФГОС ДО: образовательная область «социально – коммуникативное развитие» - усвоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений. Риск – превращение спонтанной игры в специфическую форму занятий.
Игра выступает в трёх формах:
1. форма организации образовательного процесса;
2. форма организации жизнедеятельности;
3. как деятельность, побуждаемая игровым мотивом, специфика которого состоит в том, что мотив заключается в ней самой.
Классификация детских игр по принципу «по чьей инициативе возникает игра»:
1 класс: игры, возникающие по инициативе детей:
1 вид – игра с экспериментирования (с природными объектами, общение с людьми, со специалистами, со специальными игрушками);
2 вид – сюжетно-самодеятельные игры: сюжетно – отобразительные; сюжетно – ролевые; режиссерские; театрализованные.
2 класс: игры, возникающие по инициативе взрослых:
1 вид - обучающие: дидактические; настольно – печатные; подвижные; музыкальные; сюжетно – дидактические; учебно – предметные.
2 вид – досуговые: игры – забавы; игры – развлечения; празднично-карнавальные; театрально – постановочные.
3 класс: игры, идущие от исторических традиций этноса: народные.
Условия возвращения игры:
образовательная программа дошкольного образования должна обеспечить достаточное количество времени для игровой деятельности и возможность свободного общения с детьми (не менее 3-4 часов);
организация развивающей предметно- пространственной среды. Опора на личностно-ориентированную модель воспитания.
Принципы:
дистанции, позиции при взаимодействии;
активности, самостоятельности, творчества;
стабильности – динамичности;
комплексирования и гибкого зонирования;
эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности;
эмоциональное благополучие каждого ребёнка и взрослого;
сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
открытости-закрытости;
учёт половых и возрастных различий детей.
ФГОС ДО выделяет требования к РППС. РППС должна обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, уединения.
Принципы РППС по ФГОС ДО:
Игровая компетентность – способность педагога приобщать детей к игре (креативность, развитое воображение, умение придумать сюжет и пр.)
Структура сюжетно-ролевой игры:
Игровой сюжет – предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность;
Игровая роль – это образ, который принимает на сея добровольно или по договоренности с другими играющими.
Игровые действия – действия игрового замещения.
Формирование взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре (по Усовой А.П.):
уровень неорганизованного поведения;
уровень одиночных игр;
уровень игр рядом;
уровень кратковременного общения;
уровень длительного общения;
уровень постоянного общения.
Генезис развития сюжетно – ролевой игры:
Первый этап: содержанием игры является действия с предметами;
Второй этап: содержание игры – действия с предметами, которые развертываются более полно в соответствии с ролью.
Третий этап: игры – действия с предметами, которые дополняются действиями, направленные на установление разнообразных контактов с партнерами по игре.
Четвёртый этап: отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом.
Динамика развития сюжетно-ролевой игры:
2 группа раненого возраста – овладение игровыми действиями;
Младшая, средняя группа – ролевое поведение.
Старшие группы - сюжетосложение.
Требования, обязательные при реализации программы
К условиям реализации программы, включающим требования:
к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям;
к предметно-пространственной среде;
к структуре программы;
к результатам освоения программы, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Требования к результатам освоения программы
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие характеристики развития ребёнка на этапах начала дошкольного возраста и завершения дошкольного образования.
К завершению дошкольного образования (7-8 годам) ребёнок овладевает основным культурным способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др., а также способен выбирать себе род занятий, партнеров по совместной деятельности.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
1. ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
2. ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
3. активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в т.ч чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
4. ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего а игре: ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
Требования к результатам освоения конфликт
ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам другим, адеватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты;
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамоты;
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношении со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
5