СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация научно-исследовательской работы младших школьников

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даны рекомендации по организации научно-исследовательской работы младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Организация научно-исследовательской работы младших школьников»

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.


Ключевые слова: исследовательская, поисковая деятельность, мотивация, экспериментирование. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность.

Исследовательская активность  младших школьников  может быть рассмотрена как настойчивое стремление реализовать посредством поисковой деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, опытов, наблюдений) потребность в познании объектов окружающего мира, следствием чего становится открытие новых для ребенка знаний и возможность их дальнейшего применения в опыте познания и деятельности.  Приобщение детей к научно-исследовательской деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.  Главная задача учителя -   стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину. Вы  

Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:

– видеть проблему;

– задавать вопросы;

– выдвигать гипотезы;

– давать определения понятиям;

– классифицировать;

– наблюдать;

– проводить эксперимент;

– делать выводы и умозаключения;

– структурировать материал;

– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.    


Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся:

  • соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;

  • добровольность выбора темы учащимся;

  • максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;

  • компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;

  • уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы,

  • осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.

Во втором классе предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на уроках. Исследование лучше всего проводить в группе, где ребята распределяют роли,  и каждый отвечает за свое маленькое задание. Таким образом, работа будет организованной и результативной. Помощь учителя очень важна.  Представление результатов организовывается по-разному. Возможно, устное сообщение о проделанной работе и результатах. Но наиболее интересный способ – творческое представление результатов в виде рисунка, схемы и др. Например, на урок окружающего мира перед изучением темы  «Улицы города» поставила перед детьми проблемные вопросы:

Как называются улицы нашего города? В честь кого они названы? Учащиеся самостоятельно должны были подготовить сообщения. Детям дала групповую работу нарисовать «Свою улицу будущего». В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность.

Результат работы оказался замечательным. Каждая группа защищала свою работу перед учениками класса.

Такая работа ориентирована на углубление и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но перспективная цель учебных исследований – развитие исследовательской, творческой активности детей. Эта работа на данном этапе проводится индивидуально – только с теми детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые способности и навыки самостоятельной учебной работы.  


Организация индивидуальных ученических исследований и специально разработанные  уроки, предполагающие коллективное выполнение учащимися исследовательских заданий, дают вполне конкретные результаты:

  • повышается уровень знаний учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений;

  • изменяется уровень мыслительной деятельности детей, учебный материал рассматривается как самостоятельно добываемая для них важная информация, а не  то, что требует запомнить учитель;

  • ярче проявляются познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;

  • школьники активно участвуют в творческой проектной деятельности, результатом которой могут быть рисунки, поделки, сообщения, сочинения, в которых нашло отражение личностное отношение к тем или иным явлениям и процессам окружающего мира.

















Оценка уровня освоения исследовательской деятельности

 младших школьников

 

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Понимание проблемы

Правильно понимает проблему и выбирает пути ее решения. Формулирует тему

Понимает проблему, но затрудняется в формулировке темы

Не понимает проблему и не предлагает варианты путей ее решения. Тему не формулирует

Постановка цели проекта или исследования

Правильно и четко сформулирована цель, которая удерживается на протяжении всего проекта

Правильно сформулирована цель, но не удерживается на протяжении всего проекта

Цель не сформулирована или сформулирована неправильно

Формулировка задач, необходимых для достижения цели

Все задачи сформулированы, так, что цель будет достигнута

Задачи сформули-рованы, так, что цель будет достигнута, но названы не все задачи

Задачи отсутствуют или сформулированы, но не соответствуют цели

Определение продукта проекта

Продукт проекта выбран или предложен оригинальный в соответствии с целью проекта

Продукт проекта выбран в соответствии с целью

Не определен продукт проекта или продукт не соответствует цели

Разработка плана достижения цели

Предложен план действий, который действительно поможет достичь цели

Предложен план действий, для достижения цели, но допущены ошибки

Отсутствует план действий

Работа с информацией

Перечислена информация, которую необходимо найти для выполнения данного проекта

Перечислена не вся информация, которую необходимо найти для выполнения данного проекта

Не определено, какая информация понадобится для реализации проекта

Презентация проделанной работы

Логически излагает проделанную работу, представляет ее результаты. Аргументированно отвечает на вопросы

Излагает проделанную работу, отвечает на вопросы

Не может логически рассказать о проделанной работе, затрудняется в ответах на вопросы

Самоанализ

и самооценка проделанной работы

Адекватно оценена проделанная работа, и оценка объективно обоснована.

Адекватно оценена проделанная работа, но оценка не обоснована

Отсутствует оценка и ее обоснование




В результате исследовательской деятельности с использованием ИКТ учащиеся приобретают умения:

1) самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

6) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

7) происходит формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Используемая методика создания исследовательских проектов синтезирует преимущества проектно-исследовательского метода и возможности компьютерных технологий, главным действующим лицом в ней стал учащийся.

Результат: ученик, активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.

Я нацеливаю моих учеников на темы краеведческого характера. Исследовательской работой можно заниматься и во внеклассной работе, и на уроках. Краеведение нацеливает учащихся на познание истории и культуры своей малой родины. Краеведческие знания углубляют представления учащихся об исторических и культурных связях родного края с жизнью страны. В работах содержатся обязательные элементы научного исследования: постановка цели, формулирование задач, определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы, проведение наблюдений, анализ и обсуждение полученного материала, выводы.




Призеры школьных научно-практических конференций



Ф.И. учащихся

Тема

год

Результат

1

Лубсанов Булат

Мой прапрадед Дампил Гомбоев-

гордость нашей семьи.



2013-2014

2 место

2







3

Горбатых Маргарита







Лубсанов Булат

Мой славный предок-прапрадедушка

Думнов Афанасий Перфильевич.


Исторические памятники Улан-Удэ.


2014-2015

1 место







2 место

4

Мингалева Кристина

Письмо с фронта, как реликвия семьи

2015-2016

2 место

5


6

Бочкина Кира



Гомбоева Алина

Мой джунгарский хомячок



Все о витаминах

2016-2017

1 место



2 место

7

Бочкина Кира

Амадины в природе и дома

2017-2018

1 место




Участники республиканской научно-практической

конференции «Первые шаги»


Ф.И.учащихся

Номинация

Тема

Дата

Результат

1.

Лубсанов Булат

История семьи


Мой прапрадед Дампил Гомбоев-

гордость нашей семьи

Ноябрь,2013

сертификат

2.

Горбатых Маргарита



История семьи


Мой славный предок-прапрадедушка

Думнов Афанасий Перфильевич.


Ноябрь,2014

сертификат

3.

Лубсанов Булат

История родного края

Исторические памятники Улан-Удэ.


Ноябрь,2014

сертификат

4.

Мингалева Кристина

История семьи


Письмо с фронта, как реликвия семьи

Ноябрь,2015

сертификат

5

Бочкина Кира

Биология-животный мир

Амадины в природе и дома

Ноябрь,2017

сертификат


Участники республиканской научно-практической

конференции «Серебряная альфа»

Ф.И.учащихся

Номинация

Тема

Дата

Результат

1.

Гомбоев Булат 5 кл

История родного края

Традиции и обычаи бурят

Декабрь,2014

сертификат

2.

Гомбоев Булат 6 кл

История семьи

Шаманизм ,как духовная культура бурят

Декабрь,2015

номинант