ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Ключевые слова: исследовательская, поисковая деятельность, мотивация, экспериментирование. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность.
Исследовательская активность младших школьников может быть рассмотрена как настойчивое стремление реализовать посредством поисковой деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, опытов, наблюдений) потребность в познании объектов окружающего мира, следствием чего становится открытие новых для ребенка знаний и возможность их дальнейшего применения в опыте познания и деятельности. Приобщение детей к научно-исследовательской деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Главная задача учителя - стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину. Вы
Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:
– видеть проблему;
– задавать вопросы;
– выдвигать гипотезы;
– давать определения понятиям;
– классифицировать;
– наблюдать;
– проводить эксперимент;
– делать выводы и умозаключения;
– структурировать материал;
– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.
Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся:
соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;
добровольность выбора темы учащимся;
максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы,
осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.
Во втором классе предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на уроках. Исследование лучше всего проводить в группе, где ребята распределяют роли, и каждый отвечает за свое маленькое задание. Таким образом, работа будет организованной и результативной. Помощь учителя очень важна. Представление результатов организовывается по-разному. Возможно, устное сообщение о проделанной работе и результатах. Но наиболее интересный способ – творческое представление результатов в виде рисунка, схемы и др. Например, на урок окружающего мира перед изучением темы «Улицы города» поставила перед детьми проблемные вопросы:
Как называются улицы нашего города? В честь кого они названы? Учащиеся самостоятельно должны были подготовить сообщения. Детям дала групповую работу нарисовать «Свою улицу будущего». В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность.
Результат работы оказался замечательным. Каждая группа защищала свою работу перед учениками класса.
Такая работа ориентирована на углубление и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но перспективная цель учебных исследований – развитие исследовательской, творческой активности детей. Эта работа на данном этапе проводится индивидуально – только с теми детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые способности и навыки самостоятельной учебной работы.
Организация индивидуальных ученических исследований и специально разработанные уроки, предполагающие коллективное выполнение учащимися исследовательских заданий, дают вполне конкретные результаты:
повышается уровень знаний учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений;
изменяется уровень мыслительной деятельности детей, учебный материал рассматривается как самостоятельно добываемая для них важная информация, а не то, что требует запомнить учитель;
ярче проявляются познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;
школьники активно участвуют в творческой проектной деятельности, результатом которой могут быть рисунки, поделки, сообщения, сочинения, в которых нашло отражение личностное отношение к тем или иным явлениям и процессам окружающего мира.
Оценка уровня освоения исследовательской деятельности
младших школьников
| Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Понимание проблемы | Правильно понимает проблему и выбирает пути ее решения. Формулирует тему | Понимает проблему, но затрудняется в формулировке темы | Не понимает проблему и не предлагает варианты путей ее решения. Тему не формулирует |
Постановка цели проекта или исследования | Правильно и четко сформулирована цель, которая удерживается на протяжении всего проекта | Правильно сформулирована цель, но не удерживается на протяжении всего проекта | Цель не сформулирована или сформулирована неправильно |
Формулировка задач, необходимых для достижения цели | Все задачи сформулированы, так, что цель будет достигнута | Задачи сформули-рованы, так, что цель будет достигнута, но названы не все задачи | Задачи отсутствуют или сформулированы, но не соответствуют цели |
Определение продукта проекта | Продукт проекта выбран или предложен оригинальный в соответствии с целью проекта | Продукт проекта выбран в соответствии с целью | Не определен продукт проекта или продукт не соответствует цели |
Разработка плана достижения цели | Предложен план действий, который действительно поможет достичь цели | Предложен план действий, для достижения цели, но допущены ошибки | Отсутствует план действий |
Работа с информацией | Перечислена информация, которую необходимо найти для выполнения данного проекта | Перечислена не вся информация, которую необходимо найти для выполнения данного проекта | Не определено, какая информация понадобится для реализации проекта |
Презентация проделанной работы | Логически излагает проделанную работу, представляет ее результаты. Аргументированно отвечает на вопросы | Излагает проделанную работу, отвечает на вопросы | Не может логически рассказать о проделанной работе, затрудняется в ответах на вопросы |
Самоанализ и самооценка проделанной работы | Адекватно оценена проделанная работа, и оценка объективно обоснована. | Адекватно оценена проделанная работа, но оценка не обоснована | Отсутствует оценка и ее обоснование |
В результате исследовательской деятельности с использованием ИКТ учащиеся приобретают умения:
1) самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
6) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
7) происходит формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Используемая методика создания исследовательских проектов синтезирует преимущества проектно-исследовательского метода и возможности компьютерных технологий, главным действующим лицом в ней стал учащийся.
Результат: ученик, активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.
Я нацеливаю моих учеников на темы краеведческого характера. Исследовательской работой можно заниматься и во внеклассной работе, и на уроках. Краеведение нацеливает учащихся на познание истории и культуры своей малой родины. Краеведческие знания углубляют представления учащихся об исторических и культурных связях родного края с жизнью страны. В работах содержатся обязательные элементы научного исследования: постановка цели, формулирование задач, определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы, проведение наблюдений, анализ и обсуждение полученного материала, выводы.
Призеры школьных научно-практических конференций
№ | Ф.И. учащихся | Тема | год | Результат |
1 | Лубсанов Булат | Мой прапрадед Дампил Гомбоев- гордость нашей семьи. | 2013-2014 | 2 место |
2
3 | Горбатых Маргарита
Лубсанов Булат | Мой славный предок-прапрадедушка Думнов Афанасий Перфильевич. Исторические памятники Улан-Удэ. | 2014-2015 | 1 место
2 место |
4 | Мингалева Кристина | Письмо с фронта, как реликвия семьи | 2015-2016 | 2 место |
5 6 | Бочкина Кира
Гомбоева Алина | Мой джунгарский хомячок
Все о витаминах | 2016-2017 | 1 место
2 место |
7 | Бочкина Кира | Амадины в природе и дома | 2017-2018 | 1 место |
Участники республиканской научно-практической
конференции «Первые шаги»
№ | Ф.И.учащихся | Номинация | Тема | Дата | Результат |
1. | Лубсанов Булат | История семьи | Мой прапрадед Дампил Гомбоев- гордость нашей семьи | Ноябрь,2013 | сертификат |
2. | Горбатых Маргарита | История семьи | Мой славный предок-прапрадедушка Думнов Афанасий Перфильевич. | Ноябрь,2014 | сертификат |
3. | Лубсанов Булат | История родного края | Исторические памятники Улан-Удэ. | Ноябрь,2014 | сертификат |
4. | Мингалева Кристина | История семьи | Письмо с фронта, как реликвия семьи | Ноябрь,2015 | сертификат |
5 | Бочкина Кира | Биология-животный мир | Амадины в природе и дома | Ноябрь,2017 | сертификат |
Участники республиканской научно-практической
конференции «Серебряная альфа»
№ | Ф.И.учащихся | Номинация | Тема | Дата | Результат |
1. | Гомбоев Булат 5 кл | История родного края | Традиции и обычаи бурят | Декабрь,2014 | сертификат |
2. | Гомбоев Булат 6 кл | История семьи | Шаманизм ,как духовная культура бурят | Декабрь,2015 | номинант |