СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Организация познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Организация познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ"»

Организация познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ     Выполнила: Бондарь Ю.Ю.  Оренбург 2023 г.

Организация познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ

Выполнила:

Бондарь Ю.Ю.

Оренбург 2023 г.

Расскажи-и я забуду, Покажи-и я запомню, Дай попробовать-и я пойму.

Расскажи-и я забуду,

Покажи-и я запомню,

Дай попробовать-и я пойму.

   Познавательно – исследовательская деятельность является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе этой деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно - следственную связь, соблюдать правила безопасности. 

  Познавательно – исследовательская деятельность является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников.

В ходе этой деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно - следственную связь, соблюдать правила безопасности. 

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» Лев Семенович Выготский

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает,

чем больше он узнает и

усваивает, чем большим

количеством элементов

действительности он располагает

в своем опыте, тем

значительнее и продуктивнее

при других равных условиях

будет его творческая деятельность»

Лев Семенович Выготский

 В результате организации исследовательской деятельности:  → создаются условия для формирования основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента;  → развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;  → формируются основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование;  → обеспечивается обогащенное познавательное и речевое развитие детей, формируются базисные основы личности ребенка;  → расширяются перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста;  → формируется диалектическое мышление, способность видеть многообразие окружающего мира;  → формируются коммуникативные навыки, навыки сотрудничества.

В результате организации исследовательской деятельности: создаются условия для формирования основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента; развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; формируются основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование; обеспечивается обогащенное познавательное и речевое развитие детей, формируются базисные основы личности ребенка; расширяются перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста; формируется диалектическое мышление, способность видеть многообразие окружающего мира; формируются коммуникативные навыки, навыки сотрудничества.

Чтение энциклопедической литературы Эвристические беседы Дидактические игры Исследовательская деятельность Прогулка Экскурсии Опыты, эксперименты Постановка вопросов проблемного характера Путешествия

Чтение энциклопедической литературы

Эвристические

беседы

Дидактические

игры

Исследовательская деятельность

Прогулка

Экскурсии

Опыты, эксперименты

Постановка вопросов

проблемного

характера

Путешествия

Что даёт исследовательская деятельность  Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.  У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.

Что даёт исследовательская деятельность

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.

Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.

Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг.

Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.

Направления исследования в ДОУ: → живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде. → неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет. → человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

Направления исследования в ДОУ:

→ живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.

→ неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.

→ человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

Мотивация: • Внешние (новизна, необычность объекта); • Тайна, сюрприз; • Мотив помощи; • Познавательный мотив (почему так); • Ситуация выбора.

Мотивация:

• Внешние (новизна, необычность объекта);

• Тайна, сюрприз;

• Мотив помощи;

• Познавательный мотив (почему так);

• Ситуация выбора.

Примерный алгоритм: 1.Выбор объекта исследования. 2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса. 3. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования. 4. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи). 5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления. 6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини- лабораториях или центре науки). 7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.  8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки мнемотаблицы и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Примерный алгоритм:

1.Выбор объекта исследования.

2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.

3. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.

4. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.

6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини- лабораториях или центре науки).

7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.

8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки мнемотаблицы и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

  Структура занятия- экспериментирования 1.Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте). 2.Прогнозированные результаты (старший дошкольный возраст).  3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. 4.Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст). 5. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя). 6.Наблюдение результатов эксперимента. 7.Фиксирование результатов эксперимента. 8.Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем возрасте).

Структура занятия- экспериментирования

1.Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в

раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).

2.Прогнозированные результаты (старший дошкольный возраст).

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

4.Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).

5. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).

6.Наблюдение результатов эксперимента.

7.Фиксирование результатов эксперимента.

8.Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем возрасте).

Девизом и для педагога и для родителей должно стать изречение В.А.Сухомлинского   «К ребёнку относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь».

Девизом и для педагога и для родителей должно стать изречение В.А.Сухомлинского  

«К ребёнку относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь».