СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация просветительской работы с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просвещение – один из важных видов деятельности специалистов, позволяющий решать различные задачи и, самое главное, повышать психологопедагогические компетенции участников образовательного процесса. Родители, педагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги, руководители образовательной организации – это одна большая команда, способная создать ресурсные условия для развития детей и подростков, а также условия, при которых ребенок может обрести возможности, позволяющие справляться с различными трудными ситуациями, противостоять рискам.

Просмотр содержимого документа
«Организация просветительской работы с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения»

ГБОУ РК «Кадетская школа – интернат «Крымский кадетский корпус»»





Организация просветительской работы с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения



Просвещение – один из важных видов деятельности специалистов, позволяющий решать различные задачи и, самое главное, повышать психологопедагогические компетенции участников образовательного процесса. Родители, педагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги, руководители образовательной организации – это одна большая команда, способная создать ресурсные условия для развития детей и подростков, а также условия, при которых ребенок может обрести возможности, позволяющие справляться с различными трудными ситуациями, противостоять рискам. Это возможно сделать, если в организации создается единое поле понимания, ценностей, идей. Таким источником общих смыслов может выступать просвещение, в котором и специалисты, и родители могут не только обмениваться информацией и специализированными знаниями, но и опытом, тем самым обеспечивая фундамент для первичной профилактики девиантного (отклоняющегося) поведения.

Когда педагоги и специалисты сталкиваются со сформированным проблемным поведением у ребенка или подростка, просвещение может выступать как основа для поддержки, сотрудничества и мотивирования родителей, давая им уверенность в своих силах, в помощи специалистов и, что с любой, даже самой сложной, ситуацией можно справиться, объединив усилия. Правильно выстроенное просвещение в контексте комплексной работы специалистов, позволяет родителям увидеть в сотрудниках школы партнеров и единомышленников в решении возникающих вопросов и трудностей.

В данных Методических рекомендациях Вы найдете информацию о том, что такое девиантное (отклоняющееся) поведение, каковы его виды, как может быть выстроена профилактическая и просветительская работа с родителями в образовательной организации, а также основные примерные темы, которые необходимо затрагивать в рамках просвещения родителей детей разных возрастов, имеющих значение для профилактики отклоняющегося поведения. В последних разделах Вы можете ознакомиться с возможными принципами оценки эффективности программ, а в приложениях с памятки для педагогов по различным видам девиантного (отклоняющегося) поведения обучающегося и памятками для родителей.

Что необходимо знать о проблеме девиантного поведения?

Под отклоняющимся (девиантным) поведением понимается устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, не соответствующее распространенным в обществе ценностям, правилам, стереотипам поведения, ожиданиям, установкам, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений, а также сопровождающееся ее социальной и социально-психологической дезадаптaцией.

Проблема социально-психологической дезадаптации хорошо всем знакома, чаще всего ее соотносят с такими периодами в жизни ребенка, как поступление в 1 класс, переход в среднюю школу или в новый класс. Однако существует риск социально-психологической дезадаптации и в другие периоды школьной жизни ребенка. Об этом явлении мы начинаем говорить, когда ребенок, еще недавно не вызывающий у педагогов тревоги, хорошо успевающий по предметам и не имеющий проблем общения с одноклассниками и учителями, вдруг теряет всякий интерес к учебе, не проявляет активности в общении с одноклассниками, часто выглядит уставшим, может жаловаться на головную боль, недомогание, к последним урокам полностью истощается, выглядит безучастным и утомленным.

Хорошо, если такое состояние продолжается недолго, тогда можно предположить, что ребенок просто сегодня «не в настроении», так бывает со всеми. Обычно с этим состоянием, которое могут вызвать самые разные причины, мы справляемся сами (говорим - сегодня я не в настроении, поэтому мне трудно встроиться в привычный ритм жизни). Однако даже такая легкая дезадаптация к ситуации может потребовать внимания классного руководителя, поэтому хорошо бы как-то дать почувствовать ребенку, что его состояние, отличающееся от обычного, замечено, и учитель открыт к тому, чтобы оказать поддержку, если ребенок в ней нуждается.

Если состояние дезадаптации продолжается достаточно долго (до нескольких дней, недель, месяцев), становится устойчивым и отражается на процессе обучения (успеваемость по учебным предметам падает), то следует говорить о социально-психологической дезадаптации.

Социально-психологическая дезадаптация может быть причиной, источником или следствием отклоняющегося поведения. Пожалуйста, помните, что проявление социально-психологической дезадаптации обусловлено комплексом признаков. Наличие одного или нескольких признаков еще не свидетельствует о дезадаптивном состоянии, а может быть проявлением возрастного кризиса, следствием кризисной стрессовой социальной ситуации в жизни ребенка или случайностью.

Существуют следующие виды девиантного поведения, которые могут сопровождаться также и социально-психологической дезадаптацией:

1. Раннее проблемное (отклоняющееся) поведение.

2. Рискованное поведение.

3. Суицидальное (самоповреждающее) поведение.

4. Аддиктивное (зависимое) поведение.

5. Агрессивное поведение.

6. Делинкветное поведение.

В различных психологических классификациях выделяются критерии девиантного поведения, например, вид нарушаемой нормы, психологические цели поведения и его мотивация, результаты данного поведения и ущерб им причиняемый, индивидуально-стилевые характеристики поведения. Описываются следующие отличительные особенности девиантного поведения (Змановская Е.В., 2003; Змановская Е.В. Рыбников В.Ю., 2010):

1. Не соответствие общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2. Негативная оценка со стороны других людей.

3. Наносит ущерб самой личности или окружающим людям.

4. Преимущественно стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5. Рассматривается в пределах медицинской нормы.

6. Сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.

7. Имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Вид девиантного поведения по-разному проявляется у каждого человека в определенном возрасте.

Важно отметить, что термин «отклоняющееся поведение» не может применяться к детям младше 5 лет, поскольку в данном возрастном периоде еще не сформированы представления о социальных нормах и самоконтроль чаще всего осуществляется с помощью взрослых людей. В строгом смысле более адекватно говорить о девиантном поведении - после 9 лет, т.к. после этого возраста можно говорить о наличии у ребенка способности самостоятельно следовать социальным нормам. Более целесообразно использовать термин «трудный темперамент» для детей раннего возраста, в дошкольном и младшем школьном – проблемное поведение, а в подростковом и юношеском периодах – девиантное поведение.

В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы девиантного поведения, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги, побеги их дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).

У подростков (от 13 лет) преобладают такие виды девиантного поведения, как хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками, уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки). Спецификой девиантного поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями.

Для понимания специфики развития девиантного и делинквентного поведения изучаются различные детерминирующие факторы, например, органические (биологические) факторы риска, факторы риска в истории жизни, индивидуальные и социальные факторы риска. Большинство исследователей сходится на том, что нельзя говорить о роли какого-то одного фактора в формировании девиантного поведения, чаще всего говорится о различных факторах как предпосылках формирования нарушений поведения, однако ведущим выступает социально-средовой фактор.

Как может быть построена система деятельности в контексте профилактики девиантного поведения и правонарушений несовершеннолетних?

В контексте работы с проблемным и отклоняющимся поведением деятельность педагогов и специалистов (психологов, социальных педагогов) образовательной организации может быть разделена на следующие направления: профилактику, сопровождение и реабилитацию. При этом все три направления нацелены на оказание комплексной помощи детям, подросткам и семьям, а профилактика занимает центральное место. Рассмотрим подробнее профилактику как направление деятельности, а также другие виды деятельности педагогов и специалистов.

Профилактика – это направление деятельности, целью которого является создание благоприятных условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов у обучающихся, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к негативным факторам. Данное направление состоит из системы мер (скоординированных, комплексных, разноуровневых), направленных, во-первых, на предупреждение возникновения и воздействия факторов риска, во-вторых – на устранение выраженных факторов риска при условии рецидива, в-третьих – на ресоциализацию. Сюда же относятся меры по созданию условий, способствующих закреплению положительных эффектов. Профилактика как направление деятельности предполагает работу со всеми обучающимися в образовательной организации, мониторинг и выделение группы риска, с которой и будет проводиться дальнейшая работа.

Например, в случае профилактики девиантного поведения и правонарушений среди несовершеннолетних проводится первичная диагностика, которая позволяет отследить факторы, способствующие совершению подростками отклоняющихся поступков или противоправных действий, а также личностные детерминанты, которые могут влиять на готовность к совершению преступлений. С выделенными группами риска проводится коррекционно-развивающая работа с целью, с одной стороны, привести нарушенные процессы к норме, а с другой – развить те процессы, основываясь на которых человек сможет эффективно противостоять негативным факторам внешней среды. При этом важно уделять особое внимание просвещению как детей, так и родителей. Просвещение может охватывать различные темы, в том числе правовые, в рамках которых не только сообщаются юридические знания, но и создаются условия для формирования и закрепления ответственного поведения.

Профилактика как направление деятельности включает в свою структуру определенные этапы деятельности:

1. Проведение диагностики. Отметим, что у каждого специалиста диагностика наполнена своим специфических значением. Например, психодиагностика – это деятельность психолога, в которой ставятся задачи выявления определенного психологического содержания с помощью специально разработанных психологических методов. Целью диагностики является получение информации, на которую можно будет опереться при дальнейшей работе с обучающимся (получение результатов диагностики может быть началом психологического консультирования, беседа по данным диагностики дает возможность определить предпочтительные направления развивающей работы, выделение мишеней воздействия является основой психологической коррекции). Можно выделить два основных типа проведения психодиагностики: экспресс диагностику, целью которой является определение группы риска, и углубленную первичную психодиагностику, цель которой – анализ актуального состояния, определение сохранных и нарушенных сторон психической деятельности и личности, мишеней воздействия для планирования дальнейшей траектории работы с клиентом.

2. Подготовка и проведение консилиума (комиссии, совещания), т.е. такого собрания специалистов (возможно, с привлечением клиента, заказчика и других заинтересованных лиц), где происходит планирование комплексной работы с клиентом, составление адресной программы помощи.

3. Планирование и осуществление решений консилиума. Они включают в себя следующие подэтапы:

● консультирование. Этот вид деятельности направлен на расширение кругозора клиента по его запросу. Данный этап позволяет прояснять непосредственно потребности самого клиента, что он сам определяет в качестве проблемы. Кроме того, здесь может оказываться специализированная (например, психологическая) помощь окружению клиента;

● коррекционная и развивающая деятельность. Коррекция – это вид деятельности специалиста, направленный на исправление (преодоление) имеющихся отклонений в развитии, поведении и личности. Развивающая работа – деятельность, направленная на изменение исходного состояния ребенка или взрослого в направлении желаемого, обучение навыкам, развитие требуемых качеств, осуществляемое в рамках индивидуальной и групповой работы с клиентами. Эти виды деятельности, на наш взгляд, необходимо дифференцировать, так как они преследуют разные цели, а именно: суть коррекции заключается в достижении клиентом заданной нормы (психической, возрастной и т.д.), а суть развивающей работы – развитие тех свойств и процессов, которые не заданы нормой (например, лидерские качества), но которые способствуют улучшению жизни клиента;

● просвещение. Этот вид деятельности специалистов направлен на повышение психологической компетентности клиентов и их окружения. С помощью просвещения можно создать такие условия, благодаря которым достигнутые клиентом в ходе коррекционной и/или развивающей работы психологические изменения будут приняты и поддержаны его окружение.

4. Планирование и осуществление контроля за эффективностью проводимой работы (может заключаться в проведении повторной динамической и итоговой диагностики, направленной на отслеживание динамики изменений клиента, их устойчивости; консультации со специалистами по итогам проведения цикла работы и т.д.).

5. Методическая работа специалистов. Она определяется как деятельность, направленная на осмысление проведенного цикла с дальнейшим созданием технологий работы с данной целевой группой. Также существуют другие виды деятельности, которые могут быть включены в данную схему, исходя из специфики запросов к специалистам:

● медиация. Это (технически) организация диалога: а) между противоборствующими сторонами, б) (более широко) между разными людьми, обеспечивающими процессы взаимопонимания. Также это способ разрешения конфликтов силами самих сторон с помощью нейтральной третьей стороны. В настоящее время данная технология является востребованной не только при решении трудных жизненных ситуаций (внутрисемейные или школьные конфликты и др.), но и в юридически значимых ситуациях, когда на досудебном этапе есть возможность решить ситуацию примирением сторон. Более того, примирительные процедуры фокусируют внимание не только на работе с правонарушителем (прежде всего на уровне осознания вины, принятия ответственности и возмещения ущерба), но и на проблемах и потребностях жертвы;

● экспертиза. Это вид деятельности, имеющий целью получение с помощью специальных познаний и исследования предмета экспертизы новой информации, которая может быть использована для решения конкретной проблемы (судебная экспертиза – решение проблемы в судебном контексте, судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних – решение специфических проблем, касающихся несовершеннолетних в юридическом контексте, гуманитарная экспертиза – решение вопросов в области гуманитарной практики);

● психотерапия. Это вид деятельности, направленный на проработку глубинных процессов психической деятельности клиента;

● психогигиена. Эта отрасль знаний на границе гигиены, психотерапии и психологии изучает и предлагает меры и средства сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психических заболеваний;

● социально-диспетчерская деятельность. Она направлена на получение клиентами помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции конкретного специалиста.

Также важно учитывать, что существуют формы организации деятельности психолога, которые позволяют сделать работу более эффективной.

Например, мониторинг как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза позволяет принимать решения и распределять ресурсы, основываясь на объективных данных. Он осуществляется обычно путем выделения индикаторов развития.

Или, например, проектирование как технология решения проблемы или задачи в рамках деятельности психолога. Имеется в виду конечный измеряемый результат и конкретный срок реализации (результат – продукт).

С помощью мониторинга среды можно определить какие основные запросы существуют на работу психолога, с помощью проектирования – разработать основные формы работы специалистов. Данные материалы позволяют уточнить основное направление деятельности (профилактика, сопровождение или реабилитация), описать цикл деятельности и определить виды деятельности специалистов.

Рассмотрим также специфику сопровождения и реабилитации. Сопровождение – это направление деятельности психолога, целью которого является создание адекватных и психологически благоприятных условий для участников какойлибо определенной деятельности.

Заключительным направлением деятельности является реабилитация. В настоящее время понятие «реабилитация» чаще всего определяется как некоторый перечень мер или мероприятий, проводимых в конкретном учреждении (системе, территории), в результате воздействия которых должны произойти некоторые изменения с клиентом. Однако подобное определение выносит за рамки два важных аспекта – активность самого субъекта и процесс развития (изменения и восстановления) клиента. Таким образом, в нашем понимании реабилитация – это направление деятельности в междисциплинарном контексте работы специалистов с клиентом и его социальным окружением, целью которого является создание замещающей социальной ситуации развития, отслеживание динамики изменений. Реабилитация обеспечивает клиента ресурсами (внутренними и внешними), позволяющими переносить (в том числе – сохранять и поддерживать) изменения в другие жизненные ситуации.

Таким образом, данные направления образуют сферу деятельности специалистов, где на этапе профилактики охватывается вся совокупность клиентов (их семьи и социальное окружение), на этапе сопровождения специалист целенаправленно занимается клиентами группы риска, а на этапе реабилитации создаются специальные условия с целью дальнейшей реинтеграции клиента в общество.

Организация деятельности, направленной на предотвращение девиантного поведения среди несовершеннолетних, является сложной и многоуровневой, охватывает как систему образования, так и другие учреждения системы профилактики правонарушений, и предъявляет высокие требования к компетентности специалистов, а также осведомленности родителей о данной проблеме и, при необходимости, их готовности к сотрудничеству с различными специалистами. Знания родителей о ранних признаках, являющихся предвестниками возможного формирования и развития отклоняющегося поведения; умение распознать в поведении и психическом состоянии ребенка, подростка и юноши негативные изменения, требующие обращения к профильным специалистам; умение выстроить взаимодействие с ребенком и предоставить ему эмоциональную поддержку в трудной ситуации являются целевыми ориентирами просветительской работы с родителями.

Для понимания места деятельности по просвещению родителей по проблемам отклоняющегося поведения, приведем краткое описание трех уровней профилактики.

Применительно к системе образования, первичный уровень профилактики (превенция) направлен на укрепление психического здоровья в целом и проводится со всеми субъектами образовательной среды (дети, родители, педагоги). Объектом первичной профилактики являются люди, не имеющие поведенческих проблем; её цель – минимизация возможного риска возникновения поведенческих трудностей в будущем у психологически благополучных субъектов.

Превенция включает работу в направлении общей и частной профилактики. Общая профилактика включает повышение уровня информированности специалистов образовательной организации о течении и проявлении возрастных кризисов, депрессий и др., о возможностях получения психологической и иной помощи (очной и дистанционной) в трудных жизненных ситуациях. Частная профилактика направлена на выявление групп риска. Одним из основных направлений первичной профилактики можно считать снижение уровня социально-психологической дезадаптации обучающихся.

В рамках общей профилактики проводится просветительская работа среди родителей, целевые ориентиры которой изложены выше.

Вторичная профилактика (интервенция) – это поддержка лиц, находящихся в кризисной ситуации и работа с выявленными группами риска. Главная роль при интервенции отводится специалистам узкого профиля, имеющим соответствующую квалификацию (психологам, психиатрам, социальным педагогам).

Третичная профилактика (поственция) – это помощь, которая оказывается людям, со стойким поведением риска.

Для реализации профилактических мероприятий по снижению уровня социально-психологической дезадаптации обучающихся могут быть привлечены следующие специалисты:

Педагог-психолог образовательной организации – информационная работа с учителями и родителями, проведение групповых занятий с обучающимися, диагностические мероприятия, направление обучающихся и их родителей в профильные медико-психологические организации.

Социальный педагог образовательной организации – первичное выявление детей группы риска на основе имеющейся информации о семейной ситуации обучающихся, помощь педагогу-психологу в проведении диагностических мероприятий по выявлению детей с выраженной социально-психологической дезадаптацией, взаимодействие с родителями детей группы риска, профильными службами.

Классные руководители – проведение классных часов и/или групповых занятий для улучшения психологического климата в классе (при методической поддержке психолога), первичное выявление детей группы риска и направление их к психологупедагогу и/или в профильные психолого-психиатрические организации (совместно с педагогом-психологом).

Специалисты Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи – индивидуальные и семейные консультации обучающихся и их родителей (по запросу), проведение мероприятий первичной, вторичной, третичной профилактики (по согласованию).

Специалисты антикризисных подразделений – методическая поддержка профилактических мероприятий, выезд в образовательные организации для оказания экстренной психологической помощи в случае завершенного суицида/попытки суицида/иной кризисной ситуации (по запросу).

Что такое просвещение по проблемам отклоняющегося поведения?

Психологическое просвещение направлено на расширение кругозора в области психологического знания, повышение психологических компетенций, а также на формирование у населения (педагогов, воспитателей, учащихся, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи.

Исходя из этого определения, психологическое просвещение выполняет три задачи:

• первая задача - формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии (психологизация социума);

• вторая задача - информирование населения по вопросам психологического знания;

• третья - формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития. И.В. Дубровина видит основной смысл этой работы в том, чтобы:

• знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного развития ребенка;

• популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;

• формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;

• знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;

• достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении.

Отметим, что просвещение может охватывать три уровня проблем, с которыми могут сталкиваться все участники образовательного процессе.

Важно иметь в виду, что просвещение не подменяет собой развивающую работу, консультирование, коррекционную или иную деятельность, а дополняет и наполняет общими смыслами, ценностями и пониманием.

Просветительскую работу можно организовывать в различных форматах, она может быть направлена как на общие проблемы, специфичные для возрастного периода обучающихся в классе или группе классов, так и на конкретные проблемы, актуальные в конкретной группе на данный момент. Еще одним видом просветительской работы в школе может выступать индивидуальное просвещение родителя по определенным проблемам, затрагивающим конкретно его ребенка. Подобный вид просвещения может быть организован как по запросу родителя, так и по инициативе школьного психолога или педагога.

Наиболее доступными для восприятия родителями в просветительской работе являются различные наглядные материалы - памятки, видеозаписи, инфографика и т.д. При этом важно не ограничиваться такими материалами и иметь более развернутый сопровождающий их текст для более глубокого ознакомления родителей с проблематикой. Также важно рекомендовать родителям список литературы для самостоятельного ознакомления (с примерами подобной литературы можно ознакомиться в приложении к данным методическим рекомендациям).