«Организация сенсомоторного развития младших дошкольников посредством занимательной игровой деятельности»
(из опыта работы воспитателя МАДОУ «Детский сад №7» г. Курчатова)
В работе с детьми педагоги активно и правомерно используют различные дидактические пособия. Наблюдая за играющим ребенком, часто замечаешь, что он не проявляет ожидаемого интереса к купленной игрушке или пособию либо вдруг начинает ее использовать не по назначению. В чем же дело? Причины могут быть самыми разными. Одна из них заключается в том, что пособие, сделанное промышленным путем, не может учитывать индивидуальных предпочтений каждого малыша.
Самые лучшие развивающие игрушки и пособия, те, которые сделаны руками людей, близких ребенку. Они должны быть яркими и максимально функциональными. Используя их в игре с малышом, педагог помогает знакомиться с окружающими предметами и исследовать их. Манипулируя ими, дети начинают обращать внимание на их самые разные свойства: форму, цвет, величину, фактуру, упругость, тяжесть; затем учатся узнавать и различать их; чуть позже - группировать и сортировать предметы по всем знакомым признакам. Именно поэтому основной задачей развития детей младшего дошкольного возраста является развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, координации движений.
И.П. Павлов выразил это простыми словами: «Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию мозга".
Мозг, как сложный компьютер, приспосабливается к новым условиям, самостоятельно действуя и контролируя свои действия. Информация воспринимается при помощи органов зрения, слуха и осязания и по проводящим путям поступает в головной мозг. Там она классифицируется и обрабатывается. Органы чувств осуществляют обратную связь с головным мозгом или, другими словами, контроль.
Между мелкой моторикой и умственной деятельностью прослеживается более тесная связь. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок накапливает опыт. Ребенок приходит к пониманию причинных связей, открывая упаковку, чтобы увидеть, что скрывается внутри, крутится ли данный предмет или крепится к чему-то и т. д. Чем старше ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует зверей и людей, числа и буквы, и в конечном итоге он учится писать.
При выполнении всех вышеописанных действий глаза помогают рукам. Обычно глаза «говорят» рукам, что делать. Сначала ребенок видит, и только потом хватает руками! То есть зрительная ориентация предшествует развитию мелкой моторики
С помощью ручных движений с предметами, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности
. Учитывая знания о сензитивных периодах развития ребенка и индивидуальных особенностей и интересов детей, используются авторские игровые пособия, направленные на сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста. Занимательная игровая деятельность организована в Центре познавательной активности «Обучалочка», где расположены: песочный стол с подсветкой, маркер игрового пространства «Ширма - «Сенсорный домик», дидактический стол и. настенное многофункциональное панно со множеством съемных игр различной направленности, выполненное из разных материалов: фанера, железный лист, разноцветная пленка, крючки, липучки. К панно прилагается органайзер «Волшебный чемодан» с демонстрационным игровым материалом.
Подробно познакомиться с играми и пособиями можно в презентации:
(Авторские игровые пособия для сенсомоторного развития детей)
Целью работы с представленными игровыми пособиями является обогащение чувственного опыта детей младшего возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития, содействие психофизическому развитию.
Задачи:
1. Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
2. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.);
3. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата).
При осуществлении работы с авторскими пособиями учитываются следующие требования:
1) Используемый в пособии материал имеет:
- Привлекательность;
- Выразительность и ясность;
- Прочность;
- Безопасность;
- Вариативность в использовании.
2) Занятия с пособиями рекомендуется проводить в игровой и занимательной форме
3) При проведении занятий следует учитывать возрастные особенности детей и используемые методы и приемы обучения:
- Показ и объяснение;
- Совместный показ предметов в действии с их называнием;
- Приемы сопоставления и наложения;
- Показ ряда последовательных действий с предметами;
- Периодическое использование на занятии одного и того же предмета;
- Совместные действия воспитателя и ребенка;
- Создание проблемных ситуаций; вариативность действий;
- Использование художественного слова (потешки, стихи, песенки, шутки).
Предпочтение отдавать игровым методам и приемам:
-воображаемая ситуация,
-дидактическая игра;
-выполнение педагогом различных игровых действий,
- загадывание загадок,
- создание игровой ситуации.
4) Как метод обучения дидактическую игру использовать при фронтальных, групповых, индивидуальных формах, специально организованного обучения.
5) Деление детей на подгруппы проводить не только по возрасту и уровню развития, но и по их интересам;
6) Поощрять любые попытки общения детей со взрослыми и друг с другом.
Занятия, состоящие из дидактических игр, могут носить тематический и сюжетный характер. На тематических занятиях на протяжении всего специально организованного обучения принимают участие персонажи русских народных сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» и другие.
Интересной формой занятий, состоящих из дидактических игр, являются сюжетные занятия, например, путешествия. Данные занятия могут отражать реальные факты или события. Происходящие действия понятны и интересны ребёнку. Выполнение предлагаемых заданий радует и удивляет детей, придаёт познавательному содержанию необычный, игровой характер. В ходе таких занятий дети принимают активное участие в развитии сюжета, обогащении игровых действий, стремятся овладеть правилами и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.
Сенсомоторное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.
Используемая литература:
1. Большакова С.Е. « Формирование мелкой моторики рук», Москва, 2005г.
2. Высокова Т.П. « Сенсомоторное развитие детей», Волгоград, 2014 г.
3. Дыбина О.В. « Моделирование развивающей предметно-пространственной
среды в детском саду», Москва, 2015г.
4. Ермакова И.А. «Развитие мелкой моторики у малышей», Санкт-Петербург, 2007г.
5. Зажигина О.А. « Игры для развития мелкой моторики рук с использованием
нестандартного оборудования», Санкт-Петербург, 2016 г.
6. Кипхард Э.Й Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного развития
От рождения до четырѐх лет. «Теревинф», 2009
7. Новиковская О.А. «Умные пальчики», Москва, 2007г.
8. Смирнова Е.А. « Система развития мелкой моторики у детей дошкольного
возраста», Санкт-Петербург, 2013 г.
9. Хохрякова Ю.М. «Сенсорное воспитание детей раннего возраста», Москва, 2014г.
10. Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»,
Москва. 2007г.