СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Организация сенсомоторного развития младших дошкольников посредством занимательной игровой деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал из опыта работы воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста по сенсомоторному развитию.

Просмотр содержимого документа
««Организация сенсомоторного развития младших дошкольников посредством занимательной игровой деятельности»»

«Организация сенсомоторного развития младших дошкольников посредством занимательной игровой деятельности»

(из опыта работы воспитателя МАДОУ «Детский сад №7» г. Курчатова)



В работе с детьми педагоги активно и правомерно используют различные дидактические пособия. Наблюдая за играющим ребенком, часто замечаешь, что он не проявляет ожидаемого интереса к купленной игрушке или пособию либо вдруг начинает ее использовать не по назначению. В чем же дело? Причины могут быть самыми разными. Одна из них заключается в том, что пособие, сделанное промышленным путем, не может учитывать индивидуальных предпочтений каждого малыша.

Самые лучшие развивающие игрушки и пособия, те, которые сделаны руками людей, близких ребенку. Они должны быть яркими и максимально функциональными. Используя их в игре с малышом, педагог помогает знакомиться с окружающими предметами и исследовать их. Манипулируя ими, дети начинают обращать внимание на их самые разные свойства: форму, цвет, величину, фактуру, упругость, тяжесть; затем учатся узнавать и различать их; чуть позже - группировать и сортировать предметы по всем знакомым признакам. Именно поэтому основной задачей развития детей младшего дошкольного возраста является развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, координации движений.

И.П. Павлов выразил это простыми словами: «Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию мозга".

Мозг, как сложный компьютер, приспосабливается к новым условиям, самостоятельно действуя и контролируя свои действия. Информация воспринимается при помощи органов зрения, слуха и осязания и по проводящим путям поступает в головной мозг. Там она классифицируется и обрабатывается. Органы чувств осуществляют обратную связь с головным мозгом или, другими словами, контроль.

Между мелкой моторикой и умственной деятельностью прослеживается более тесная связь. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок накапливает опыт. Ребенок приходит к пониманию причинных связей, открывая упаковку, чтобы увидеть, что скрывается внутри, крутится ли данный предмет или крепится к чему-то и т. д. Чем старше ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует зверей и людей, числа и буквы, и в конечном итоге он учится писать.

При выполнении всех вышеописанных действий глаза помогают рукам. Обычно глаза «говорят» рукам, что делать. Сначала ребенок видит, и только потом хватает руками! То есть зрительная ориентация предшествует развитию мелкой моторики

С помощью ручных движений с предметами, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности



. Учитывая знания о сензитивных периодах развития ребенка и индивидуальных особенностей и интересов детей, используются авторские игровые пособия, направленные на сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста. Занимательная игровая деятельность организована в Центре познавательной активности «Обучалочка», где расположены: песочный стол с подсветкой, маркер игрового пространства «Ширма - «Сенсорный домик», дидактический стол и. настенное многофункциональное панно со множеством съемных игр различной направленности, выполненное из разных материалов: фанера, железный лист, разноцветная пленка, крючки, липучки. К панно прилагается органайзер «Волшебный чемодан» с демонстрационным игровым материалом.

Подробно познакомиться с играми и пособиями можно в презентации:

(Авторские игровые пособия для сенсомоторного развития детей)

Целью работы с представленными игровыми пособиями является обогащение чувственного опыта детей младшего возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития, содействие психофизическому развитию.

Задачи:

1. Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;

2. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.);

3. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата).

При осуществлении работы с авторскими пособиями учитываются следующие требования:

1) Используемый в пособии материал имеет:

- Привлекательность; 
- Выразительность и ясность; 
- Прочность; 
- Безопасность; 
- Вариативность в использовании.

2) Занятия с пособиями рекомендуется проводить в игровой и занимательной форме

3) При проведении занятий следует учитывать возрастные особенности детей и используемые методы и приемы обучения:

- Показ и объяснение;
- Совместный показ предметов в действии с их называнием;
- Приемы сопоставления и наложения;
- Показ ряда последовательных действий с предметами;
- Периодическое использование на занятии одного и того же предмета;
- Совместные действия воспитателя и ребенка;
- Создание проблемных ситуаций; вариативность действий;

- Использование художественного слова (потешки, стихи, песенки, шутки).

Предпочтение отдавать игровым методам и приемам:

-воображаемая ситуация,

-дидактическая игра;

-выполнение педагогом различных игровых действий,

- загадывание загадок,

- создание игровой ситуации.

4) Как метод обучения дидактическую игру использовать при фронтальных, групповых, индивидуальных формах, специально организованного обучения.

5) Деление детей на подгруппы проводить не только по возрасту и уровню развития, но и по их интересам;

6) Поощрять любые попытки общения детей со взрослыми и друг с другом.

Занятия, состоящие из дидактических игр, могут носить тематический и сюжетный характер. На тематических занятиях на протяжении всего специально организованного обучения принимают участие персонажи русских народных сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» и другие.

Интересной формой занятий, состоящих из дидактических игр, являются сюжетные занятия, например, путешествия. Данные занятия могут отражать реальные факты или события. Происходящие действия понятны и интересны ребёнку. Выполнение предлагаемых заданий радует и удивляет детей, придаёт познавательному содержанию необычный, игровой характер. В ходе таких занятий дети принимают активное участие в развитии сюжета, обогащении игровых действий, стремятся овладеть правилами и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

Сенсомоторное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.



Используемая литература:


1. Большакова С.Е. « Формирование мелкой моторики рук», Москва, 2005г.

2. Высокова Т.П. « Сенсомоторное развитие детей», Волгоград, 2014 г.

3. Дыбина О.В. « Моделирование развивающей предметно-пространственной

среды в детском саду», Москва, 2015г.

4. Ермакова И.А. «Развитие мелкой моторики у малышей», Санкт-Петербург, 2007г.

5. Зажигина О.А. « Игры для развития мелкой моторики рук с использованием

нестандартного оборудования», Санкт-Петербург, 2016 г.

6. Кипхард Э.Й Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного развития

От рождения до четырѐх лет. «Теревинф», 2009

7. Новиковская О.А. «Умные пальчики», Москва, 2007г.

8. Смирнова Е.А. « Система развития мелкой моторики у детей дошкольного

возраста», Санкт-Петербург, 2013 г.

9. Хохрякова Ю.М. «Сенсорное воспитание детей раннего возраста», Москва, 2014г.

10. Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»,

Москва. 2007г.