ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ – САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 386 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
ВЫСТУПЛЕНИЕ
на районном методическом объединении воспитателей старших групп
на тему:
«Организация трудовой деятельности на прогулке
с детьми старшего дошкольного возраста»
Подготовила:
Тышковец И.О.,
воспитатель МДОУ № 386
Дата проведения: ноябрь 2020 г.
г. Донецк-2020
Доклад «Организация трудовой деятельности на прогулке с
детьми старшего дошкольного возраста»
Слайд 1
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Главная роль здесь принадлежит воспитателю. Своим ежедневным кропотливым трудом он реализует программу трудового воспитания.
Слайд 2
В процессе трудового воспитания решаются следующие задачи:
Прививается любовь к природе, бережное к ней отношение.
Прививается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.
Укрепляются социальные взаимоотношения со сверстниками, взрослыми.
Расширяется кругозор детей (свойства и качества объектов, взаимосвязи в природе, знания о растениях и животных).
Развиваются интеллектуальные умения (подбор инструментов, определение последовательности действий, распределение их по времени, оценивание результатов труда).
Развивается сенсорное восприятие, наблюдательность.
Воспитывается уважение к людям труда. Удовлетворение эстетических потребностей.
Слайд 3
Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям:
Организация разнообразного по содержанию труда (уход за растениями, труд на участке, в цветнике, на огороде). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.
Формирование практических навыков и умений в единстве с познавательными способностями (при работе на цветнике воспитатель закрепляет умение узнавать, называть растения, их части; вспоминается процесс посадки растений).
Осознанность труда (раскрытие перед ребенком цели, результата, способов его достижения).
Усложнение трудовой деятельности. Усложнение навыков ухода за растениями, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, умение планировать.
Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.
Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления, иначе у него возникнет отрицательное отношение к трудовым заданиям.
Слайд 4
Виды трудовой деятельности детей на прогулке:
Поручения (индивидуальные и групповые)
Коллективный труд
Хозяйственно-бытовой труд (на веранде, участке)
Труд на цветнике, газонах, огороде
Ручной труд (в летний период)
Слайд 5
Формы организации трудовой деятельности на прогулке для старших дошкольников:
«Помоги птицам» (сделать кормушки для птиц)
«Ступеньки» (посыпать песком дорожки, ступеньки)
«Помоги деревьям» (сгребание снега к стволам деревьев)
«Чистые дорожки» (подмести дорожки)
«Цветник» (рыхление, уборка, полив)
«Игрушки» (кто лучше соберёт игрушки в корзины)
«Сбор семян»
«Пересадка растений»
«Сбор урожая»
«Сбор листьев для гербария, ягод рябины»
Слайд 6
По длительности труд на прогулки составляет:
Младшая группа – 5-7 мин.
Средняя группа – 10-15 мин. с небольшим перерывом в зависимости от характера труда
Старшая и подготовительная группа – 15-20 мин. с небольшим перерывом в зависимости от характера труда.
Слайд 7
Трудовая деятельность зависит от времени года.
Если это зима, то попросите ребят помочь «прибраться» на участке — сгрести снег, разровнять его, построить снежную постройку. Можно с детьми перед прогулкой подготовить корм, для того чтобы кормить птичек.
Слайд 8
Если это теплое время года, то попросите помочь полить растения, подмести постройку, собрать листья и веточки. Детей также можно привлечь к сбору семян: с клумбы, осенних листьев для гербария и украшения групповой комнаты, пересаживанию цветов с клумбы в горшки для уголка природы, поддержанию порядка на прогулочном участке и верандах.
Слайд 9
Для успешного решения задач по развитию самостоятельности и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки, совки, ведерки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательного момента.
Слайд 10
Приобщение детей к трудовой деятельности — важный этап в развитии. Заставлять детей, как правило, не приходится. Они с радостью сами берутся помогать взрослым и даже успевают устроить между собой соревнования.
Слайд 11
В старших группах мы следим за правильным выполнением трудовой деятельности и конечно сами тоже выполняем порученный труд. Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей старшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую. Чтобы разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки.
Слайд 12
Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду. Для этого необходимо дать детям возможность «прикоснуться» к труду, который им доступен. Так, например можно поручить детям помочь дворнику почистить дорожки от снега, листьев, крупного мусора и т.д. Непосредственно в труде дети ощущают трудовое напряжение и познают его необходимость для получения результата, начинают осознавать, что трудолюбие включает в себя волевое усилие, умение выполнять порученное дело до конца, не отступая перед трудностями. При этом не следует забывать и обучать детей бережно относиться к инвентарю: не забывать относить лопатки и ведерки после завершения всех дел на место и др. Можно поручить кому-то из детей проверить все ли убрано с участка на место.
Слайд 13
Чтобы правильно руководить трудовой деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен владеть практическими умениями и навыками в этой области, а также методикой организации труда детей старшего дошкольного возраста.
Каждый раз в конце прогулки дети должны упражняться в действиях по самообслуживанию, например в зимнее время отряхнуть свою одежду от снега, в осенний период стряхнуть песок с одежды, потопать ногами чтобы очистить подошвы обуви от песка и грязи, в летнее и весеннее время отряхнуть одежду и обувь от песка и не забывать помогать друг другу.
Слайд 14
При планировании важно отметить следующие моменты:
1) указать цель труда (что должен делать и сделать ребенок);
2) определить задачи, которые будут решаться взрослым (обучение действиям, закрепление у детей ряда последовательных действий, упражнение, воспитание положительных взаимоотношений, интереса к труду, умения прилагать усилие, делать работу самостоятельно, правильно и пр.);
3) продумать форму организации труда ребенка (повседневный труд по самообслуживанию, совместный труд со взрослым, поручение, дежурство, труд рядом, общий или совместный труд);
4) наметить основные методические приемы, которые позволят решить образовательную или воспитательную задачу (положительный пример взрослого, ребенка; показ действий; положительная оценка; привлечение ребенка для помощи другому; место педагога в процессе труда и пр.);
5) указать оборудование, которое понадобится ребенку в процессе работы;
6) наметить виды индивидуальной работы по трудовому воспитанию, указать, с кем из детей он будет проводить ее конкретно.
При планировании трудовых поручений педагогу необходимо помнить о выборе оптимальной нагрузки для каждого ребенка в зависимости от его возможностей. Виды труда нужно чередовать с учетом его характера. Детям надо разъяснить правила безопасного обращения с предметами и выполнения трудовых операций, вырабатывать у них определенные трудовые навыки.
Слайд 15
При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать следующие правила безопасности:
летом рекомендуется работать с детьми не в жаркие часы (утром и вечером);
материалы, инструменты для детского труда на прогулке должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей;
категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получение травм или оказывать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие;
правильная поза детей при труде (при переноске ведерок, леечек с водой, при работе с лопатой, граблями – тело должно быть прямым). Нельзя, чтобы дети находились долго в одной позе, трудовую деятельность в этом случае следует чередовать (рыхление, прополка и подноска воды).
Слайд 16
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представления о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
ПАМЯТКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ТРУДИТЬСЯ?
Познакомьте ребенка с правилами:
все, что можешь, делай сам;
не забывай убирать за собой;
уважай труд других людей;
прежде, чем начать трудиться, приготовь все необходимое;
делай все аккуратно, не торопясь;
не отвлекайся, когда трудишься;
правильно пользуйся орудиями труда;
не оставляй работу незаконченной;
если трудишься не один, работай дружно;
если окончил дело раньше, помоги другим.
Ребенок полюбит труд, если:
приобщать его к труду как можно раньше;
трудиться вместе с ним;
дать ему постоянное поручение;
прививать навыки культуры труда;
поручать работу с достаточной нагрузкой;
показывать общественную значимость труда;
его важность и необходимость для других.
Нельзя:
наказывать трудом;
торопить ребенка в ходе трудовой деятельности;
давать непосильные поручения;
допускать отступления от принятых требований;
забывать благодарить за помощь.
Прежде, чем ребенок начинает трудиться:
сообщите цель поручения, объясните его необходимость;
помогите приготовить орудия труда;
напомните или, если это необходимо, покажите трудовые действия.