СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Организация трудовой деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Организация трудовой деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста."»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ – САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 386 ГОРОДА ДОНЕЦКА»









ВЫСТУПЛЕНИЕ

на районном методическом объединении воспитателей старших групп

на тему:

«Организация трудовой деятельности на прогулке

с детьми старшего дошкольного возраста»



Подготовила:

Тышковец И.О.,

воспитатель МДОУ № 386


Дата проведения: ноябрь 2020 г.



г. Донецк-2020

Доклад «Организация трудовой деятельности на прогулке с

детьми старшего дошкольного возраста»

Слайд 1

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Главная роль здесь принадлежит воспитателю. Своим ежедневным кропотливым трудом он реализует программу трудового воспитания.

Слайд 2

В процессе трудового воспитания решаются следующие задачи:

  • Прививается любовь к природе, бережное к ней отношение.

  • Прививается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.

  • Укрепляются социальные взаимоотношения со сверстниками, взрослыми.

  • Расширяется кругозор детей (свойства и качества объектов, взаимосвязи в природе, знания о растениях и животных).

  • Развиваются интеллектуальные умения (подбор инструментов, определение последовательности действий, распределение их по времени, оценивание результатов труда).

  • Развивается сенсорное восприятие, наблюдательность.

  • Воспитывается уважение к людям труда. Удовлетворение эстетических потребностей.

Слайд 3

           Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям:

  • Организация разнообразного по содержанию труда (уход за растениями, труд на участке, в цветнике, на огороде). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.

  • Формирование практических навыков и умений в единстве с познавательными способностями (при работе на цветнике воспитатель закрепляет умение узнавать, называть растения, их части; вспоминается процесс посадки растений).

  • Осознанность труда (раскрытие перед ребенком цели, результата, способов его достижения).

  • Усложнение трудовой деятельности. Усложнение навыков ухода за растениями, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, умение планировать.

  • Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

  • Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления, иначе у него возникнет отрицательное отношение к трудовым заданиям.

Слайд 4

Виды трудовой деятельности детей на прогулке:

  • Поручения (индивидуальные и групповые)

  • Коллективный труд

  • Хозяйственно-бытовой труд (на веранде, участке)

  • Труд на цветнике, газонах, огороде

  • Ручной труд (в летний период)

Слайд 5

Формы организации трудовой деятельности на прогулке для старших дошкольников:

  • «Помоги птицам» (сделать кормушки для птиц)

  • «Ступеньки» (посыпать песком дорожки, ступеньки)

  • «Помоги деревьям» (сгребание снега к стволам деревьев)

  • «Чистые дорожки» (подмести дорожки)

  • «Цветник» (рыхление, уборка, полив)

  • «Игрушки» (кто лучше соберёт игрушки в корзины)

  • «Сбор семян»

  • «Пересадка растений»

  • «Сбор урожая»

  • «Сбор листьев для гербария, ягод рябины»

Слайд 6

По длительности труд на прогулки составляет:

  • Младшая группа – 5-7 мин.

  • Средняя группа – 10-15 мин. с небольшим перерывом в зависимости от характера труда

  • Старшая и подготовительная группа – 15-20 мин. с небольшим перерывом в зависимости от характера труда.

Слайд 7

Трудовая деятельность зависит от времени года.

Если это зима, то попросите ребят помочь «прибраться» на участке — сгрести снег, разровнять его, построить снежную постройку. Можно с детьми перед прогулкой подготовить корм, для того чтобы кормить птичек.

Слайд 8

Если это теплое время года, то попросите помочь полить растения, подмести постройку, собрать листья и веточки. Детей также можно привлечь к сбору семян: с клумбы, осенних листьев для гербария и украшения групповой комнаты, пересаживанию цветов с клумбы в горшки для уголка природы, поддержанию порядка на прогулочном участке и верандах.

Слайд 9

Для успешного решения задач по развитию самостоятельности и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки, совки, ведерки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательного момента.

Слайд 10

Приобщение детей к трудовой деятельности — важный этап в развитии. Заставлять детей, как правило, не приходится. Они с радостью сами берутся помогать взрослым и даже успевают устроить между собой соревнования.

Слайд 11

В старших группах мы следим за правильным выполнением трудовой деятельности и конечно сами тоже выполняем порученный труд. Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей старшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую. Чтобы разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки.

Слайд 12

Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду. Для этого необходимо дать детям возможность «прикоснуться» к труду, который им доступен. Так, например можно поручить детям помочь дворнику почистить дорожки от снега, листьев, крупного мусора и т.д. Непосредственно в труде дети ощущают трудовое напряжение и познают его необходимость для получения результата, начинают осознавать, что трудолюбие включает в себя волевое усилие, умение выполнять порученное дело до конца, не отступая перед трудностями. При этом не следует забывать и обучать детей бережно относиться к инвентарю: не забывать относить лопатки и ведерки после завершения всех дел на место и др. Можно поручить кому-то из детей проверить все ли убрано с участка на место.

Слайд 13

Чтобы правильно руководить трудовой деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен владеть практическими умениями и навыками в этой области, а также методикой организации труда детей старшего дошкольного возраста.

Каждый раз в конце прогулки дети должны упражняться в действиях по самообслуживанию, например в зимнее время отряхнуть свою одежду от снега, в осенний период стряхнуть песок с одежды, потопать ногами чтобы очистить подошвы обуви от песка и грязи, в летнее и весеннее время отряхнуть одежду и обувь от песка и не забывать помогать друг другу.

Слайд 14

При планировании важно отметить следующие моменты:

1) указать цель труда (что должен делать и сделать ребенок);

2) определить задачи, которые будут решаться взрослым (обучение действиям, закрепление у детей ряда последовательных действий, упражнение, воспитание положительных взаимоотношений, интереса к труду, умения прилагать усилие, делать работу самостоятельно, правильно и пр.);

3) продумать форму организации труда ребенка (повседневный труд по самообслуживанию, совместный труд со взрослым, поручение, дежурство, труд рядом, общий или совместный труд);

4) наметить основные методические приемы, которые позволят решить образовательную или воспитательную задачу (положительный пример взрослого, ребенка; показ действий; положительная оценка; привлечение ребенка для помощи другому; место педагога в процессе труда и пр.);

5) указать оборудование, которое понадобится ребенку в процессе работы;

6) наметить виды индивидуальной работы по трудовому воспитанию, указать, с кем из детей он будет проводить ее конкретно.

При планировании трудовых поручений педагогу необходимо помнить о выборе оптимальной нагрузки для каждого ребенка в зависимости от его возможностей. Виды труда нужно чередовать с учетом его характера. Детям надо разъяснить правила безопасного обращения с предметами и выполнения трудовых операций, вырабатывать у них определенные трудовые навыки.

Слайд 15

При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать следующие правила безопасности:

  • летом рекомендуется работать с детьми не в жаркие часы (утром и вечером);

  • материалы, инструменты для детского труда на прогулке должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей;

  • категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получение травм или оказывать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие;

  • правильная поза детей при труде (при переноске ведерок, леечек с водой, при работе с лопатой, граблями – тело должно быть прямым). Нельзя, чтобы дети находились долго в одной позе, трудовую деятельность в этом случае следует чередовать (рыхление, прополка и подноска воды).

Слайд 16

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представления о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.






















ПАМЯТКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ТРУДИТЬСЯ?

  1. Познакомьте ребенка с правилами:

  • все, что можешь, делай сам;

  • не забывай убирать за собой;

  • уважай труд других людей;

  • прежде, чем начать трудиться, приготовь все необходимое;

  • делай все аккуратно, не торопясь;

  • не отвлекайся, когда трудишься;

  • правильно пользуйся орудиями труда;

  • не оставляй работу незаконченной;

  • если трудишься не один, работай дружно;

  • если окончил дело раньше, помоги другим.

  1. Ребенок полюбит труд, если:

  • приобщать его к труду как можно раньше;

  • трудиться вместе с ним;

  • дать ему постоянное поручение;

  • прививать навыки культуры труда;

  • поручать работу с достаточной нагрузкой;

  • показывать общественную значимость труда;

  • его важность и необходимость для других.

  1. Нельзя:

  • наказывать трудом;

  • торопить ребенка в ходе трудовой деятельности;

  • давать непосильные поручения;

  • допускать отступления от принятых требований;

  • забывать благодарить за помощь.

  1. Прежде, чем ребенок начинает трудиться:

  • сообщите цель поручения, объясните его необходимость;

  • помогите приготовить орудия труда;

  • напомните или, если это необходимо, покажите трудовые действия.