Организация внеурочной деятельности обучающихся
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Мы продолжаем серию видеолекций для будущих педагогов-наставников в сфере организации воспитательной работы и внеурочной деятельности, участников «методических десантов» в городах и районах Донецкой Народной Республики и районах города Донецка.
Сегодня занятие проведу для вас я, Наталья Александровна Суркова, заведующий отделом воспитания и развития творческой личности Донецкого республиканского института развития образования. Тема нашей встречи – организация внеурочной деятельности обучающисхя.
Внеурочная деятельность –
образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования (личностных, предметных и метапредметных)
План внеурочной деятельности
Государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования предполагают реализацию в общеобразовательной организации как урочной, так и внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования (личностных, предметных и метапредметных). Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы. Одним из основных разделов основной образовательной программы, который определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности является план внеурочной деятельности.
Цели внеурочной деятельности
обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации
создание условий для получения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей
создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время
Основными целями внеурочной деятельности являются:
‒ обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации;
‒ создание условий для получения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей,
‒ создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время,
‒ развитие здоровой, творчески растущей личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Включение обучающихся в разностороннюю внеурочную деятельность может решать следующие задачи:
совершенствование условий для развития ребёнка;
организация занятости обучающихся в свободное от учёбы время; оптимизация учебной нагрузки обучающихся;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
развитие позитивного отношения к базовым социальным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни);
организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся в тесном взаимодействии с социумом.
развитие здоровой, творчески растущей личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив
3
Направления внеурочной деятельности
5-9, 10-11 классы
1-4 классы
Спортивно-оздоровительная деятельность
Гражданско-патриотическое
Проектно-исследовательская деятельность
Духовно-нравственное
Коммуникативная деятельность
Общеинтеллектуальное
Художественно-эстетическая творческая деятельность
Общекультурное
Примерными основными образовательными программами определены следующие направления внеурочной деятельности:
В 1-4 классах
Спортивно-оздоровительная деятельность
Проектно-исследовательская деятельность
Коммуникативная деятельность
Художественно-эстетическая творческая деятельность
Информационная культура
Интеллектуальные марафоны
Учение с увлечением
В 5-9, 10-11 классах
Гражданско-патриотическое
Духовно-нравственное
Общеинтеллектуальное
Общекультурное
Социальное
Спортивно-оздоровительное
Информационная культура
Социальное
Спортивно-оздоровительное
Интеллектуальные марафоны
Учение с увлечением
4
внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углублённое изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности)
План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности
и может включать в себя:
План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и может включать в себя:
внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углублённое изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности);
5
внеурочную деятельность по развитию личности, её способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одарённых, через организацию социальных практик (в том числе волонтёрство), включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнёров в профессионально-производственном окружении
внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учётом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т. д.
‒ внеурочную деятельность по развитию личности, её способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одарённых, через организацию социальных практик (в том числе волонтёрство), включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнёров в профессионально-производственном окружении;
‒ внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учётом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
‒ внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т. д.;
6
внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т. д.)
внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов)
внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной организации (безопасности жизни и здоровья обучающихся, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия обучающегося с окружающей средой, социальной защиты обучающихся)
внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т. д.);
внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);
внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной организации (безопасности жизни и здоровья обучающихся, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия обучающегося с окружающей средой, социальной защиты обучающихся).
7
Максимальное годовое и недельное количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность определяется Примерными основными образовательными программами начального общего, основного общего и среднего общего образования
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более ½ количества часов.
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет:
за 4 года обучения на уровне начального общего образования до 1320 часов;
за 5 лет обучения на уровне основного общего образования не более 1750 часов;
за 2 года обучения на уровне среднего общего образования ‒ не более 700 часов.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более ½ количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.).
7
тематическое планирование
Формы организации внеурочной деятельности.
Курсы внеурочной деятельности
Входят в целевой раздел основной образовательной программы (личностные, метапредметные и предметные)
содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Рассмотрим содержание работы педагогических коллективов в рамках основных форм организации внеурочной деятельности.
Курсы внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность может осуществляться на основе входящих в содержательный раздел основной образовательной программы рабочих программ курсов внеурочной деятельности. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности разрабатываются общеобразовательной организацией самостоятельно на основе требований Государственных образовательных стандартов общего образования с учётом направлений внеурочной деятельности (гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Структура рабочей программы курса внеурочной деятельности должна содержать:
‒ планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности;
‒ содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
‒ тематическое планирование.
В программе курса внеурочной деятельности на основании цели и задач формулируются планируемые результаты. Они могут быть личностными, метапредметными и предметными.
9
Рабочие программы внеурочной деятельности
Дистанционные образовательные технологии
3
Модульный принцип
1
Электронное обучение
Рабочие программы внеурочной деятельности могут быть построены по модульному принципу и реализовываться с применением сетевой формы, электронного обучения, а также с использованием дистанционных образовательных технологий.
Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно.
При реализации рабочих программ внеурочной деятельности рекомендуется использовать формы, носящие исследовательский, творческий характер.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся; сочетать индивидуальную и групповую работу; обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в т.ч. экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр.
В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.
2
4
Сетевая форма
10
Организация деятельности ученических сообществ
в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских общественных объединениях, созданных в общеобразовательной организации и за её пределами
через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в благоустройстве общеобразовательной организации, класса, города (района), в ходе партнёрства с общественными организациями и объединениями и т. д.
3
1
через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в деятельности творческих объединений или благотворительных организаций
2
Организация деятельности ученических сообществ может осуществляться:
в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских общественных объединениях, созданных в общеобразовательной организации и за её пределами;
через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в деятельности творческих объединений или благотворительных организаций;
через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в благоустройстве общеобразовательной организации, класса, города (района), в ходе партнёрства с общественными организациями и объединениями и т. д.
10
Программа деятельности ученического сообщества
Цель программы ‒
Задачи:
Планируемые результаты:
Содержание программы:
Оценка результатов деятельности:
Календарное планирование на 20__/20__ учебный год
№
п/п
Содержание деятельности
Направление «Освоение социального опыта и новых социальных ролей»
Трудоёмкость
…
Подготовка и проведение опроса по проблеме организации детского досуга во дворе
Сроки
…
Подготовка и проведение конкурса моделей спортивно-игровой площадки
Ответственный
Направление «Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни»
1,5 ч
10.10
…
2 ч
Подготовка и проведение Всемирного дня здоровья
…
Заместитель директора
02.11
Подготовка и проведение пресс-конференции по итогам Всемирного дня здоровья
Инициативная группа
1,5 ч
14.03
1
10.04
Заместитель директора
Инициативные группы
Содержание деятельности ученического сообщества следует отразить в программе .
Например: фрагмент программы клуба «Волонтёр», который вы видите на слайде
Календарный план воспитательной работы
1
2
3
Календарь образовательных событий, приуроченных к государственным праздникам, памятным датам и событиям истории и культуры Российской Федерации, Донецкой Народной Республики
Исторические и культурные памятные даты и события муниципального уровня
Традиционные мероприятия общеобразовательной организации
Календарный план воспитательной работы примыкает к плану внеурочной деятельности. Ориентиром для включения мероприятий в план являются:
календарь образовательных событий, приуроченных к государственным праздникам, памятным датам и событиям истории и культуры Российской Федерации, Донецкой Народной Республики;
исторические и культурные памятные даты и события муниципального уровня;
традиционные мероприятия общеобразовательной организации.
Структура календарного плана воспитательной работы представлена на предыдущих наших занятиях. Если вы по какой-то причине пропустили этот материал, вернитесь, пожалуйста, к материалам второй и третьей видеолекций и соответствующим дополнительным источникам.
13
Модели плана внеурочной деятельности
С преобладанием педагогической поддержки обучающихся
С преобладанием работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной организации
С преобладанием общественной самоорганизации обучающихся
03
02
04
С преобладанием воспитательных мероприятий
При реализации плана внеурочной деятельности должна быть предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
По решению педагогического коллектива, родительской общественности, с учётом интересов детей в общеобразовательной организации могут реализовываться различные модели примерного плана внеурочной деятельности :
модель плана с преобладанием учебно-познавательной, общеразвивающей деятельности;
модель плана с преобладанием общественной самоорганизации обучающихся;
модель плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся;
модель плана с преобладанием работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной организации;
модель плана с преобладанием воспитательных мероприятий.
01
05
С преобладанием учебно-познавательной, общеразвивающей деятельности
14
Внеурочная
деятельность
Дополнительные общеобразовательные программы общеобразовательной организации (внутришкольная система дополнительного образования – кружки, клубы, студии)
Классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно-полезные практики и т.д.)
Деятельность иных педагогических работников в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования
Внеурочная деятельность также может осуществляется через:
дополнительные общеобразовательные программы общеобразовательной организации (внутришкольная система дополнительного образования – кружки, клубы, студии);
дополнительные общеобразовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно-полезные практики и т.д.);
деятельность иных педагогических работников в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования.
Дополнительные общеобразовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта
14
Структура плана внеурочной деятельности
Пояснительная записка
Планируемые результаты
4
1
Критерии и показатели эффективности
Цель и задачи
2
5
План внеурочной деятельности рекомендуется к реализации её педагогическим советом, утверждается директором и имеет может иметь структуру :
1. Пояснительная записка. В пояснительной записке необходимо отразить взаимосвязь внеурочной деятельности с основными образовательными программами, реализуемыми в образовательной организации.
организации в динамике.
2. Цель и задачи плана внеурочной деятельности. Цель конкретизирует план, делает наглядным конечный результат внеурочной деятельности. Для её достижения необходимо сформулировать конкретные задачи на учебный год, в том числе ‒ направленные на устранение выявленных в прошлом недостатков, а также на достижение новых перспектив.
3. Условия реализации и ресурсы:
Создание среды, благоприятствующей воспитанию обучающихся.
Реализация программ, проектов.
Совместная деятельность с социальными институтами, партнёрство.
Педагогическая поддержка обучающихся.
4. Планируемые результаты. Результаты планируются по каждому из выделенных направлений развития личности по всем уровням: личностному, метапредметному, предметному.
5. Критерии и показатели эффективности реализации плана внеурочной деятельности. Методики оценки результативности внеурочной деятельности могут включать в себя как анализ отчётов специалистов образовательной организации, участвующих в организации внеурочной деятельности, так и различные тестирования для обучающихся.
6. Основное содержание
Основное содержание
Условия реализации и ресурсы
3
6
План внеурочной деятельности рекомендуется к реализации её педагогическим советом, утверждается директором
14
Основное содержание плана
внеурочной деятельности
C
A
формы организации деятельности по каждому направлению, а также виды и формы занятий с обучающимися
Организаторов и участников по каждой из форм
Планируемые результаты
время (сроки), необходимое на организацию и проведение каждого мероприятия
Основное содержание может включать:
‒ формы организации деятельности по каждому направлению, а также виды и формы занятий с обучающимися;
‒ время (сроки), необходимое на организацию и проведение каждого мероприятия;
‒ организаторов и участников по каждой из форм;
‒ планируемые результаты.
Основное содержание плана внеурочной деятельности может быть представлено в форме таблицы (пример оформления плана внеурочной деятельности на уровне начального общего образования ‒ в приложении 1).
После того, как определяются направления работы, её виды и формы, указываются ответственные за мероприятия, продумываются и согласовываются сроки, план оформляется графически. После его презентации педагоги готовят свои годовые планы по организации внеурочной деятельности в соответствии с общим.
D
B
17
Внеурочные занятия проводятся во второй половине дня. Занятия в объединениях, работающих по программам факультативов, курсов по выбору, дополнительным общеобразовательным программам, а также индивидуально-групповые занятия проводятся согласно расписанию, которое утверждается в начале учебного года, корректируется и утверждается в течение года с учётом изменений основного расписания.
Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности в части, формируемой участниками образовательных отношений, выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители). Время, отводимое на внеурочную деятельность, общеобразовательная организация определяет самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.
Режим занятий. Внеурочные занятия проводятся во второй половине дня. Занятия в объединениях, работающих по программам факультативов, курсов по выбору, дополнительным общеобразовательным программам, а также индивидуально-групповые занятия проводятся согласно расписанию, которое утверждается в начале учебного года, корректируется и утверждается в течение года с учётом изменений основного расписания.
Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности в части, формируемой участниками образовательных отношений, выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители). Время, отводимое на внеурочную деятельность, общеобразовательная организация определяет самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.
С примером сетки плана внеурочной деятельности и формой учёта занятости обучающихся во внеурочное время, который рекомендуется вести классным руководителям, можно ознакомиться в дополнительных материалах к модулю.
18
18