Домрачева Е.В., руководитель структурного подразделения МАДОУ детский сад № 50
Организация взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны внешних социальных партнеров, как условие для сопровождения «Особого» ребенка»
Требования законодательства, в частности ФГОС дошкольного образования определяют для нас создание таких условий, которые обеспечат коррекцию нарушений развития и освоение образовательной Программы дошкольного образования различных категорий детей с ОВЗ, в том числе развитие детей в соответствии с их особенностями и склонностями, а также развитие способностей и творческого потенциала дошкольников.
Так как у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеются определённые нарушения в приёме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира, то им особенно важно обладать социальной компетентностью, т.е. в будущем полноценно жить и работать с людьми в трудовом коллективе, в команде.
Эффективным средством формирования социальной компетентности у детей с ОВЗ является творческая деятельность, в процессе которой у ребёнка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребёнка. Воспитанник с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной адаптации в социуме.
Таким образом, наиболее актуальным решением мы считаем организацию взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны внешних социальных партнеров.
Такими партнерами для нас стали «Ревдинский педагогический колледж», где с 2015 года мы стали их базовой площадкой по проблемам внедрения технологического компонента в дошкольных образовательных учреждениях Свердловской области, развития у детей интереса к моделированию с использованием конструкторов в рамках реализации комплексной программы «Уральская инженерная школа», а также МОУ «СОШ №2», с которыми мы взаимодействуем в рамках работы ресурсного центра по развитию инновационного технического творчества. Как основной результат – это положительная социализация ребенка в окружающем мире.
В рамках партнерства с Ресурсным центром были получены результаты, определяющие положительные моменты по созданию следующих условий:
- включение детей с ОВЗ и детей – инвалидов в организацию исследовательской и проектной деятельности, в том числе под руководством учителей и учащихся начальной школы и как результат- участие в городском Форуме «В мире профессий».
- совместное участие детей с проблемами в развитии, детей, проявляющих способности к техническому творчеству, а также учащимися школы в конкурсном движении: это конкурс рисунков «Профессии от А до Я», с последующей защитой представленной профессии, участие в фестивале технического творчества «SmartRobofest».
- создание в группе, где были дети с ОВЗ и дети - инвалиды мини – лаборатории, которая представляет собой уголок экспериментирования, где в доступной форме они имеют возможность знакомиться с предметами и явлениями окружающего мира.
- в рамках взаимодействия с Центром образовательной робототехники наши воспитанники осваивали новые конструкторы, в том числе конструктор LEGO WeDo.
В рамках работы базовой площадки наряду с задачами, поставленными перед нами администрацией Ревдинского педколлежда, с целью построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития мы определили для себя следующие стратегические направления в работе:
создать LEGO-центр на базе МАДОУ детский сад №50;
разработать и апробировать Рабочую программу технической направленности с использованием современных конструкторов для детей дошкольного возраста;
обеспечить повышение квалификации педагогов Базовой площадки;
обеспечить соответствие материально-технических условий реализации Рабочей программы.
Придерживаясь принципов основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, по которой работает наше дошкольное учреждение, мы разработали свои подходы к технологии лего-конструирования, которая предполагает, что дети могут реализовать свой потенциал при условии организованного процесса воспитания и обучения с конструктором LEGO. Это позволит к 7 годам при успешном освоении программы достичь определенного уровня развития интегративных качеств в различных образовательных областях.
В нашем детском саду в условиях LEGO-центра мы работаем с конструктором LEGO EDUCACION серии DUPLO два года. За это время, нами была разработана и апробирована методика занятий. Они проходят в форме игры во всех возрастных группах ДОУ.
Конструктивная деятельность подразумевает не только индивидуальное выполнение построек, но и работу в парах, микрогруппах, а также коллективную работу. Эффективность использования в образовательной деятельности ЛЕГО-конструктора в нашем детском саду доказана в проектно-тематический деятельности.
Чем же интересен для нас проектно-тематический метод? Прежде всего, тем, что он связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проект позволяет активизировать познавательную деятельность детей и взрослых, интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
В рамках участия в IV городской учебно – исследовательской конференции детей дошкольного и младшего школьного возраста «Мудрый совенок» дети подготовительной группы представили творческий проект «Участок детского сада» с использованием конструктора LEGO EDUCACION «Построй свою историю» и «Первые механизмы». Результат Диплом I степени.
Участие детей в конкурсном движении обеспечивает расширение границы детского сада, способствует интенсивному развитию ключевых компетентностей, в первую очередь, социальной. В результате этой деятельности наши воспитанники уверенные, активные и успешные участники различных творческих конкурсов, в том числе связанные с темой базовой площадки:
- это ежегодная выставка –конкурс технического творчества «Мир техники глазами детей»,
- Городской фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы все можем».
- Открытый городской фестиваль технического творчества «SmartRobofest».
- Городской Фестиваль детских проектов «Лего-парк» «Детская мечта».
Как достигнутый результат на этом этапе, можно отметить, что у детей отсутствуют, а у ребенка с РАС снизились проблемы в общении с окружающими, они уверенно и с желанием включаются во все виды детской деятельности, многие проявляют желание участвовать в конкурсном движении.
Мы считаем, что вовлечение детей в творческую деятельность, в частности использование легоконструктора в различных видах детской деятельности, в том числе коррекционно – развивающей в условиях логопункта способствует получению каждым ребенком положительных эмоциональных впечатлений, успешнее идет развитие детей, реализуются их потенциальные возможности и творческие проявления.