СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны внешних социальных партнеров, как условие для сопровождения «Особого» ребенка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрывается опыт взаимодействия с внешними социальными партнерами для успешного формирования социальной компетентности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Организация взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны внешних социальных партнеров, как условие для сопровождения «Особого» ребенка»»

Домрачева Е.В., руководитель структурного подразделения МАДОУ детский сад № 50

Организация взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны внешних социальных партнеров, как условие для сопровождения «Особого» ребенка»

Требования законодательства, в частности ФГОС дошкольного образования определяют для нас создание таких условий, которые обеспечат коррекцию нарушений развития и освоение образовательной Программы дошкольного образования различных категорий детей с ОВЗ, в том числе развитие детей в соответствии с их особенностями и склонностями, а также развитие способностей и творческого потенциала дошкольников.

Так как у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеются определённые нарушения в приёме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира, то им особенно важно обладать социальной компетентностью, т.е. в будущем полноценно жить и работать с людьми в трудовом коллективе, в команде.

     Эффективным средством формирования социальной компетентности у детей с ОВЗ является творческая деятельность, в процессе которой у ребёнка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребёнка. Воспитанник с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной адаптации в социуме.

     Таким образом, наиболее актуальным решением мы считаем организацию взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны внешних социальных партнеров.

Такими партнерами для нас стали «Ревдинский педагогический колледж», где с 2015 года мы стали их базовой площадкой по проблемам внедрения технологического компонента в дошкольных образовательных учреждениях Свердловской области, развития у детей интереса к моделированию с использованием конструкторов в рамках реализации комплексной программы «Уральская инженерная школа», а также МОУ «СОШ №2», с которыми мы взаимодействуем в рамках работы ресурсного центра по развитию инновационного технического творчества. Как основной результат – это положительная социализация ребенка в окружающем мире.

В рамках партнерства с Ресурсным центром были получены результаты, определяющие положительные моменты по созданию следующих условий:

- включение детей с ОВЗ и детей – инвалидов в организацию исследовательской и проектной деятельности, в том числе под руководством учителей и учащихся начальной школы и как результат- участие в городском Форуме «В мире профессий».

- совместное участие детей с проблемами в развитии, детей, проявляющих способности к техническому творчеству, а также учащимися школы в конкурсном движении: это конкурс рисунков «Профессии от А до Я», с последующей защитой представленной профессии, участие в фестивале технического творчества «SmartRobofest».

- создание в группе, где были дети с ОВЗ и дети - инвалиды мини – лаборатории, которая представляет собой уголок экспериментирования, где в доступной форме они имеют возможность знакомиться с предметами и явлениями окружающего мира.

- в рамках взаимодействия с Центром образовательной робототехники наши воспитанники осваивали новые конструкторы, в том числе конструктор LEGO WeDo.

В рамках работы базовой площадки наряду с задачами, поставленными перед нами администрацией Ревдинского педколлежда, с целью построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития мы определили для себя следующие стратегические направления в работе:

  • создать LEGO-центр на базе МАДОУ детский сад №50;

  • разработать и апробировать Рабочую программу технической направленности с использованием современных конструкторов для детей  дошкольного возраста;

  • обеспечить повышение квалификации педагогов Базовой площадки;

  • обеспечить соответствие материально-технических условий реализации Рабочей программы.

Придерживаясь принципов основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, по которой работает наше дошкольное учреждение, мы разработали свои подходы к технологии лего-конструирования, которая предполагает, что дети могут реализовать свой потенциал при условии организованного процесса воспитания и обучения с конструктором LEGO. Это позволит к 7 годам при успешном освоении программы достичь определенного уровня развития интегративных качеств в различных образовательных областях.

В нашем детском саду в условиях LEGO-центра мы работаем с конструктором  LEGO EDUCACION серии  DUPLO два года. За это время, нами была разработана и апробирована методика занятий. Они проходят в форме игры во всех возрастных группах ДОУ.

Конструктивная деятельность подразумевает не только индивидуальное выполнение построек, но и работу в парах, микрогруппах, а также коллективную работу. Эффективность использования в образовательной деятельности ЛЕГО-конструктора в нашем детском саду доказана в проектно-тематический деятельности.

Чем же интересен для нас проектно-тематический метод? Прежде всего, тем, что он связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проект позволяет активизировать познавательную деятельность детей и взрослых, интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

 В рамках участия в IV городской учебно – исследовательской конференции детей дошкольного и младшего школьного возраста «Мудрый совенок» дети подготовительной группы представили творческий проект «Участок детского сада» с использованием конструктора LEGO EDUCACION «Построй свою историю» и «Первые механизмы». Результат Диплом I степени.

Участие детей в конкурсном движении обеспечивает расширение границы детского сада, способствует интенсивному развитию ключевых компетентностей, в первую очередь, социальной. В результате этой деятельности наши воспитанники уверенные, активные и успешные участники различных творческих конкурсов, в том числе связанные с темой базовой площадки:

- это ежегодная выставка –конкурс технического творчества «Мир техники глазами детей»,

- Городской фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы все можем».

- Открытый городской фестиваль технического творчества «SmartRobofest».

- Городской Фестиваль детских проектов «Лего-парк» «Детская мечта».

Как достигнутый результат на этом этапе, можно отметить, что у детей отсутствуют, а у ребенка с РАС снизились проблемы в общении с окружающими, они уверенно и с желанием включаются во все виды детской деятельности, многие проявляют желание участвовать в конкурсном движении.

Мы считаем, что вовлечение детей в творческую деятельность, в частности использование легоконструктора в различных видах детской деятельности, в том числе коррекционно – развивающей в условиях логопункта способствует получению каждым ребенком положительных эмоциональных впечатлений, успешнее идет развитие детей, реализуются их потенциальные возможности и творческие проявления.