Обобщение представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Закрепление умения рассказывать по мнемотаблицам, составлять мнемодорожки.
-Расширять и активизировать словарь по теме «Осень».
-Обобщить представления о периодах осени и их характерных особенностях. -Совершенствовать грамматический строй речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; распространение предложений прилагательными; согласование числительных с существительными; составление распространённых предложений по картинам).
-Активизировать речь детей, посредством составления предложений, рассказов по мнемотаблице.
-Развивать зрительное восприятие, внимание, способность обобщать.
-Развитие длительного плавного выдоха.
-Воспитывать эмоциональный отклик на изображённое на картине.
-Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
-Развивать координацию речи с движением.
-репродукции картин: Грабарь «Рябина», Щербаков «В конце сентября», И. И. Бродский «Поздняя осень»;
-картинки к мнемодорожкам, мнемотаблицы по периодам осени.
1.Ритуал приветствия. | Воспитатель предлагает детям выбрать способ приветствия. | Дети выбирают из знакомых ритуалов способ приветствия и приветствуют друг друга. |
2. Пальчиковая гимнастика | Воспитатель предлагает детям поиграть с пальчиками. «Осенние листья» Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать. Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем . | Дети выполняют движения гимнастики. |
3. Организаци -онный момент. | - Ребята, послушайте сказку. Осенняя сказка. Жила – была на свете весёлая птичка. C утра до вечера она пела своим деткам звонкую песенку. Проснулась однажды птичка и видит, что дерево, на котором она свила гнёздышко, стало как будто другое: листики стали золотые. Полетела птичка к своим подружкам и спрашивает: «Вы не знаете, кто мне подменил дерево, на котором я живу? » Но никто ей ничего не мог ответить. На другой день и её подружки увидели, что у них тоже листики на деревьях стали жёлтые. Кого только не спрашивали птички, но нигде не могли найти ответ на свой вопрос. И решили они обратиться к старой Сове, она ведь ночами не спит. Прилетели, поздоровались и спрашивают «Бабушка Сова, ты не знаешь, кто листики на деревьях красит? » Посмотрела на них Сова и ответила: «Знаю, знаю. Когда вы спите, лесом ходит волшебница и раскрашивает в красно-жёлтые краски деревья, кусты, траву. А имя этой волшебницы… ». - Как вы догадались? | Дети слушают сказку и отвечают на вопросы воспитателя. |
4. Упражнение « Назови правильно» | - Давайте расскажем птичкам, какая бывает осень? Но сначала поиграем с осенними словами. Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяете это же слово, но ставьте перед ним слова «осенний, осенняя, осеннее»: Месяц - осенний месяц Погода - осенняя погода Настроение - осеннее настроение Цветы - осенние цветы Листва - осенняя листва Дерево - осеннее дерево День - осенний день и т.д. | Дети составляют словосочетания |
5. Упражнение «Закончи предложение» | - А сейчас, продолжите предложение. Если осенним днём светит солнышко то день – … ( солнечный). Если небо заволокли тучи, стало пасмурно, то день – …(пасмурный). Если осенним днём дует ветер, то день - …(ветреный). Если осенним днём пошёл дождь, то день- …(дождливый). - Молодцы, ребята. | Дети заканчивают предложение, добавляя словечко. |
6. Упражнение «Что делает?» | - Возьмите листик и передавайте его по кругу на каждое придуманное слово – действие. - Осенью листья: что делают? (Солнце, дождь, ветер) | Дети подбирают глаголы |
7. Д/игра «Составь предложение». Составление мнемодорожек. | - Птички узнали от нас много новых слов, а сейчас составим предложения об осени. Помогут вам картинки. Каждое предложение должно начинаться со слова «Осенью». | У каждого ребенка разные картинки, чтобы не было однотипных предложений. Дети складывают картинку и составляют предложения, мнемодорожки. |
8. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей. | - Давайте продолжим разговор об осени, расскажем птичкам, почему осень называют золотой, вспомним, какие периоды различают у осени, чем они отличаются друг от друга. - Какой месяц осени заканчивается? - Какой месяц был перед октябрём? - Какой месяц наступит после октября? Правильно. - Как называют время в начале и середине сентября. - В последние дни сентября начинается самый красивый период осени. Как он называется Посмотрите на листья, рассыпанные на столе, и подумайте, почему осень называют золотой. - Правильно мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. А сейчас, какой период осени начинается? | Дети отвечают на вопросы воспитателя. |
9. Физминутка. | - Ребята, давайте превратимся в ветер и листья. «Ветер и листья». Ветер по лесу летал, Ветер листики считал. Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с берёзки золотой. И последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. Ветер по лесу кружил, Ветер с листьями дружил. Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с берёзки золотой. И последний лист с осинки Тихо дремлет на тропинке. | Дети выполняют движения в соответствии со словами стихотворения. |
10. Упражнение «Периоды осени». 11.Итог занятия. | - Посмотрите на картины русских художников. Что написано на первой картине? – на второй? - на третьей? (Осень, осень, осень) - Как же так получилось, картины разные, а подписаны одинаково? - Определите, на которой из картин изображена ранняя осень, на которой золотая осень, на которой – поздняя осень. Можете посоветоваться, а потом расставьте картины на мольбертах именно в таком порядке. - Что ж, вы меня порадовали, отлично выполнив задание. Действительно на картине «Рябина» Игорь Грабарь написал раннюю осень, художник Щербаков на картине «В конце сентября» изобразил золотую осень, а картина И. Бродского так и называется «Поздняя осень». - Что нарисовал художник на первой картине? А поможет таблица. (Рассказ по таблице №1 .Приложение №4.1) - Что написал художник на второй картине? (Рассказ по таблице №1. Приложение №4.1) - Что написал художник на третьей картине? (Рассказ по таблице №2. Приложение №4.1) - Ребята, мы рассказали и показали птичкам, какая бывает осень. Это чудное, красивое время года. Вспомним, за что же мы любим осень. | Дети составляют рассказы по картинам с помощью мнемотаблиц. Дети отвечают на вопрос полными предложениями, начиная словами «Я люблю осень, потому что…» |