СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы классного руководителя по профилактике правонарушений

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе демонстрируются разнообразные мероприятия, проводимые классным руководителем с учащимися 9 класса школы-интерната для детей с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Организация работы классного руководителя по профилактике правонарушений»

Организация работы классного руководителя по профилактике правонарушений несовершеннолетних

Цель работы: профилактика и оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.

    Задачи:

-  создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;

- оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем;

- сформировать у ребенка позитивные ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;

- оказать семье учащегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании.

Методы и формы:

ведение документации;

беседа;

наблюдение;

тестирование;

анкетирование;

анализ;

консультирование;

индивидуальная работа;

групповая работа;

диагностика.

В классном коллективе стараюсь создавать условия нормального воспитания и развития личности ребенка:

      гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;

      демократические принципы и стиль общения между учителями и воспитанниками;

      разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;

      возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.


Работа по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер. Работа ведется в соответствии с планом воспитательной работы и согласно плану мероприятий по предупреждению правонарушений среди трудновоспитуемых несовершеннолетних по школе – интернату для детей с ОВЗ на 2015-2016 уч.г. по следующим направлениям:

а) профилактическая работа; 
б) работа с родителями; 
в) правовой всеобуч; 
г) работа с трудными детьми;

В начале каждого учебного года создаётся паспортизация семей, выявляются трудные дети, создаётся банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи. Совместно с воспитателями посещаем семьи, составляем акты посещения.

К основным формам профилактики правонарушений для детей с ОВЗ относятся:

1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости и контроль за наполняемостью дневников положительными оценками с моей стороны и информирование родителей и воспитателей класса позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками. В нашем классе учащиеся в субботу после уроков собирают дневники на проверку и всегда не хватало дневника Расиля, мне приходилось искать его в сумке. Перейдя в наш класс, мальчик не желал заполнять дневник и каждую неделю приходилось делать ему замечание, велась беседа с родителями, ребята помогали ему в оформлении и заполнении и только к концу четверти мальчик самостоятельно стал заполнять дневник и подавать на проверку.
2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Так, по примеру с Самариной В. в прошлом учебном году и Самигуловым Р. в текущем. И в том и в другом случае совместно с воспитателями класса было решено контролировать учащихся и будить их по утрам. На сегодняшний день в 7.30 мы делаем контрольный звонок Расилю, чтобы проверить его местонахождение, т.к. Вера посещает школу уже без опозданий. 
Я ведут ежедневный контроль посещаемости уроков, еженедельный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учеником выясняю у родителей причину отсутствия.

3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Я принимала меры по привлечению в спортивные секции, объединения широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска», но, к сожалению, учащихся нашего класса не вовлечены ни в одну спортивную секцию по состоянию здоровья. Лишь один ученик из класса, это Самарина В. нашла дело по душе в хоровом и танцевальном коллективе. Остальные учащиеся вовлечены в классном кружке «Умелые руки», который организуют воспитатели. Участие в дистанционных конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.

4. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются не только специалисты (медики, психологи), но и широко используется детский потенциал.

Наши мальчики Садртдинов И. и Николаев А. очень любят лыжный вид спорта. В прошлом году они ежедневно брали лыжи и делали пробежки вокруг школы. При посещении Ильнара на дому, было замечено его увлечение таким видом спорта как футбол.

Несколько раз в неделю ребят кормлю обедом, во время которого контролирую, чтобы они полноценно питались, т.к. у них в привычке – «сухомятка». Если Субботина Д., Самарина В. не ели суп, нужно отметить, тот факт, что после многократных бесед, проведенных на классных и воспитательных часах, примеров приведенных мной из жизни и постоянного контроля со стороны взрослых, ситуация стала исправляться. В пропаганде здорового образа жизни посвящены классные часы на темы:

  • «Движение – это жизнь»

  • «Умеем ли мы быть здоровыми?»

  • «Спортивная энциклопедия»

  • «Мы за здоровый образ жизни»

  • «Красота тела и физическая культура»

Просмотр презентаций на переменах и проведение различных бесед о спорте. Ребята очень любят слушать примеры из жизни педагога и поддержать беседу из личного опыта. Активно в беседе проявляют себя такие ученики как, Бойкова Т., Андреев Н., Субботина Д., Гизятуллина Р..

5 . Правовое воспитание. В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые в учебных заведениях Месячники профилактики правонарушений. В их организации участвуют не только классные руководители, воспитатели, но и сотрудники ГИБДД, ППС, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалисты по делам семьи, молодежи, занятости, правоохранительные органы; работники медицинских учреждений, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы. В рамках месячника профилактики правонарушений проводятся следующие мероприятия:

  • участие во межведомственных операциях «Внимание! Дети!», «Подросток» неделя правовых знаний.

  • совместно с педагогом-психологом проводилось анкетирование «Отношение подростков к пагубным привычкам»

  • месячник по военно-патриотическому воспитанию

Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Моя роль заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. К сожалению своего мнения, учащиеся не имеют, слабые учащиеся поддерживают мнения сильных.

В течение 2013–2015учебные года проведены классные часы по следующим темам:

  • «Права и обязанности гражданина»

  • «Я – ребенок! Я – гражданин!»

  • Жизненный подвиг М. Джалиля.

  • Автомобиль, дорога, пешеход.

  • Ответственность несовершеннолетних

  • Знать правила дорожного движения – большое достижение

  • Я и мои поступки

  • Месть или прощение?

  • «Основной закон России»

  • «Нетерпимость и нарушение порядка»

6. Работа с родителями. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении строится планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Так была проведена беседа с семьей Кашкаровых, Ватрановых.

Я, как классный руководитель совместно с воспитателями знакомимся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводим беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляем акты обследования жилищных условий, выясняем положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.
В течение всего учебного года мы стараемся посетить всех учащихся класса, особенно проблемных: Кашкаров А., Субботина Д., Николаев А., опекаемые: Бойкова Т., Самарина В.

Важными направлениями в этой работе являются:

  • установление доверительных отношений между родителями и педагогом;

  • разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д.;

  • формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком.

Каждую субботу мною ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся диалоги, беседы и консультации по воспитанию учащихся согласно их возрастных особенностей, индивидуальные беседы:

  • «Как преодолеть трудности в обучении. Родительская помощь»

  • «Почему ребенок не хочет учиться»;

  • родительские собрания:

  • «Ваш ребенок стал подростком. Проблемы воспитания»,

  • «Права и обязанности ребёнка в школе и семье».

  • «Родительский авторитет»

Отрадно отметить, что родители на классных родительских собраниях активно принимают участие в дискуссии по поводу воспитания своего ребенка.

Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.
Работая в классе с учащимися, имеющих нарушения в поведении, приходится подбирать методы коррекции.

Одним из методов воспитания общественного поведения у детей с нарушением интеллекта является

  1. Метод поручений.

Предлагаемые ученикам поручения должны соответствовать их физическим, физиологическим, психологическим и другим возможностям. Учащимся надо давать такие поручения, выполнение которых вызывает у них положительные эмоции. Задача учителя состоит не только в правильном выборе поручения, но и в организации конкретной помощи выполняющим его детям. Например, когда «приручали» Дашу, я приглашала к себе в кабинет и просила найти необходимые картинки для своих уроков или приготовить кабинет к уроку. Ей это очень нравилось, т.к. она чувствовала себя кому то нужной. Это вошло в привычку и на сегодняшний день после каждого урока она заходит и спрашивает: «Чем помочь?». Во всяком случае, это лучше, чем беготня по школе.

  1. Метод поощрения и наказания.

Поощрение — это такое педагогическое воздействие на ребенка (или коллектив), когда воспитатель (или коллектив) выражает положительную оценку поступков поведения учащегося (или коллектива)

Воспитательная ценность поощрений очень высока. Они повышают чувство ответственности за свои дела и поступки, укрепляют веру в свои силы, повышают чувство собственного достоинства, самооценку личности, способствуют формированию положительных отношений между воспитателями и учащимися, а при коллективных поощрениях сплачивают детский коллектив.


Наказание — такое воздействие на личность отдельного ученика или на коллектив в целом, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся следовать определенным требованиям, принятым в коллективе. Психологический смысл наказания состоит в том, что оно должно вызвать у учащихся чувство стыда и вины.

Строгая индивидуализация наказаний в коррекционной школе означает учет особенностей структуры дефекта, нервной системы, уровня интеллектуального развития и особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка.

1. Наказания, связанные с выражением морального порицания, общественного обсуждения:

а) устное замечание, выговор, сделанное наедине;

б) устное замечание, выговор, сделанное публично;

в) публичное обсуждение (классное собрание, педсовет, родительский комитет и пр.).

2. Наказания, связанные с наложением дополнительных обязанностей. Например: намусорил — убери, сломал — почини, нагрубил — извинись, подвел — исправь, помоги и пр.

Для того чтобы наказание имело воспитательный смысл, каждому педагогу и воспитателю необходимо помнить, что оно должно выполнять роль наставления, а не возмездия за проступок.

9. Формирование умений, навыков, привычек дисциплинированного поведения и вежливого обращения с окружающими:

— привычка вовремя приходить на занятия и проводимые мероприятия, умение активно выступать против нарушителей правил (опаздывающих или пропускающих занятия по неуважительной причине); привычка оказывать помощь неорганизованным или больным товарищам; (Самарина В., Самигулов Р.)

— привычка здороваться не только с сотрудниками школы (учителями, воспитателями и др.), но всеми ее посетителями (в коррекционной школе добиться этого бывает гораздо труднее, чем в школе массовой). (Самигулов Р.)

— умение оказывать помощь товарищам, испытывающим затруднения при выполнении заданий, поручений; (Субботина Д., Бйкова Т., Гизятуллина Р.)

— привычка внимательно слушать объяснение учителя, воспитателя я других старших товарищей;

— умение спокойно, правильно реагировать на замечания, не вступая в пререкания (особенно при обсуждении отметок) и т.д.

Во главе с классным руководителем воспитатели проводят диагностику уровня воспитанности обучающихся и мониторинг уровня школьной мотивации (2 раза в год по полугодиям). На основе данных показателей мной проектируется развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств, разрабатывается план воспитательной работы класса («Классная папка руководителя»).


Таким образом, нужно сказать, что работа по профилактике правонарушений и безнадзорности ведется в системе. Необходимо совершенствовать работу с семьями обучающихся, усилить активность участия родителей в воспитательном процессе, проводить работу по выявлению раннего неблагополучия семей, осуществлять работу по выявлению фактов жестокого обращения с детьми, проводить работу по повышению психолого-педагогического потенциала семьи (педагогическое просвещение)