Организация учебно-исследовательской деятельности школьников
на уроках русского языка
Цыренова Татьяна Леонидовна
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32» г. Улан-Удэ
tanusha31@list.ru
Динамично меняющаяся жизнь заставляет пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому современному человеку. Поэтому одной из главных целей современного образования становится обучение школьников решению нестандартных задач, к числу которых можно отнести задачи исследовательского характера - они связаны с поиском решения в условиях неопределенности, с выходом в новое, неизвестное [6].
Отечественная педагогика и педагогическая психология разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. Одной из них является технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, апробация которой производится в нашей школе на протяжении 15 лет. Эта технология в первую очередь направлена на создание условий для повышения познавательной активности учеников, на развитие их творческой деятельности, организации исследовательской деятельности на уроках [6]. Одним из способов реализации на практике данной технологии на уроках русского языка является выполнение лингвистических заданий. Выполнение лингвистических заданий не только способствует организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, но и воспитывает любовь к родному языку, расширяет лингвистический кругозор школьников и способствует формированию коммуникативных качеств личности, необходимых для ее полноценного развития [1].
Опыт нашей работы показывает, что процесс обучения русскому языку можно рассматривать как процесс решения определенных задач на уроке, в частности лингвистических. Усвоение того или иного способа решения задачи опирается на более точное его воспроизведение, а для овладения понятием и вытекающим из него общим способом построения действий с изучаемым объектом, такой тип учебной активности явно не достаточен. Овладение этим способом действия выражается в умении, столкнувшись с новой задачей, перестроить известные или найти новые способы действия, отвечающие условиям данной задачи [6].
Мы предлагаем несколько разновидностей лингвистических заданий разного уровня сложности по основным разделам школьного курса русского языка и задания творческого характера.
Раздел «Лексикология»
1. Тема «Заимствованные слова»
• Даны латинские слова в форме множественного числа и их переводы на русский язык в измененном порядке, у некоторых слов окончание заменено прочерком.
Consilia, globi, coronae, mixturae, media, Radii, gladioli, coni, cisternae, vacua, disciplin ___ , cact __ , opi __ , ven ___ , for __.
Посредники, лучи (спицы), смеси, маки, шары, учения, жилы, пустоты, (водохранилища, советы, колючки, небольшие мечи, венки, центральные площади (рынки), шишки (верхушки шлема).
• Укажите соответствующие им заимствованные слова в русском языке, найдите переводы всех слов и поставьте вместо прочерка окончание множественного числа у последних пяти слов.
• Найдите в русском языке лексические единицы, связанные со словом terra (лат.) – земля.
Будет ли находиться в этом ряду слово «террор»?
2. Тема «Происхождение русских слов»
• Даны некоторые белорусские существительные: дзень, дзìкабраз, жанìх, жарабец, жываглот, калена, ныцìк, пìва, пярьена, рэпа, цяпло.
Переведите с белорусского языка: глухая цяцера.
• Переведите на белорусский язык берёза, дерюга, дитя, жито, порядок, река, рисунок, седок, тина, тень.
• Даны некоторые бурятские существительные: удэр, хурьгэн, унаган, убдэг. Можно ли перевести эти слова на русский язык без словаря?
3. Тема «Синонимия»
• Являются ли слова здравница и лечебница синонимами?
Для ответа на поставленный вопрос рекомендуется обратиться к «Толковому словарю русского языка» и сделать заключение.
• Что общего между словами рынок и базар?
• В каких случаях следует употребить слово есть, а в каких кушать? Можно ли сказать: По утрам я кушаю только творог?
• Могут ли синонимы в предложении соединяться союзом а? Если это возможно, приведите примеры. Объясните функцию синонимов.
4. Тема «Антонимия»
• Перед вами «перевёртыши» - устойчивые выражения, в которых каждое слово заменено антонимом. Восстановите их первоначальный вид.
Новая ложь, выйти из безвкусицы, умирать своей глупостью, прийти из бытия, ночи бессчётны, взять начала.
5. Тема «Общеупотребительные, устаревшие и новые слова»
• Проведите этимологический анализ и объясните, является ли слово «ошеломить» устаревшим.
• Найдите авторские неологизмы в стихотворениях И. Северянина. Объясните, как они образованы.
К черте черта
Какою нежностью неизъяснимою,
Какой сердечностью
Осветозарено и олазорено лицо твоё,
Лицо незримое, отожествленное
всечертно с Вечностью,
Твое; - но чье?
6. Тема «Фразеология»
• Какие устойчивые выражения русского языка соответствуют приведённым иноязычным фразеологизмам?
1. His heart sank into boots (англ., буквальный перевод: его сердце упало в его ботинки).
2. Jak kozioł w studnie (польск., буквально: как козёл в колодец)
3. Eile mit Weile (нем., буквально: спеши с медленностью)
• Раньше прибором для измерения времени служили водяные часы: время определялось количеством воды, вытекающей из сосуда. Какие фразеологизмы отразили этот способ измерения времени?
7. Повторение по разделу «Лексикология»
• Перед вами лексические уравнения. Определите, какое слово следует поставить вместо знака вопроса, чтобы по левую и правую сторону от знака равенства получилось одинаковое соотношение.
1. палец - перст = лоб - ?
брег - берег = млечный - ?
джинсы - пиджак = спортсмен - ?
закат – рассвет = добродетель - ?
засучив рукава – спустя рукава = заваривать кашу - ?
• Однажды «Толковый словарь» обнаружил, что у него похищено несколько слов. Перед вами «лексические приметы» пропавших слов. Назовите эти слова.
1. В одном значении синоним слова изъян, в другом – синоним слова дефицит.
2. Один из антонимов слова свет и омоним слова, обозначающего большое количество.
3. В одном значении синоним слова уникальный, в другом – антоним слова густой.
4. Антоним слова строгость и омоним слова, обозначающего одно из частей речи.
5. Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к одежде и к реке.
6. Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к оружию, к шахте и к дереву.
• Историки утверждают, что до введения на Руси денег их исполняли льняные полотна. Это доказывает один оставшийся от того времени глагол, который сейчас обозначает один из этапов товарно-денежных отношений. Назовите этот глагол.
II.Раздел «Морфология»
Тема «Совершенный и несовершенный вид глагола»
• А.М. Пешковский пишет: «Нам смешна школьная формула: «что сделал? – умер». На самом деле эта формула грамматически безупречна».
Как вы понимаете эти слова? Объясните их.
Тема «Наречие»
• Почему о словах шепотом, рысью, утром, летом (например, в словосочетаниях говорил шёпотом, бежала рысью, приехал утром, летом я буду отдыхать) А.М. Пешковский сказал так: «Здесь мы имеем еле зарождающиеся наречия»? Приведите доводы в пользу того, что эти слова можно считать и существительными.
Тема «Неизменяемые имена существительные»
• В учебнике сказано: «Не склоняются заимствованные слова, оканчивающиеся на гласные у, и, е, о и ударное а» (Русский язык, 2002).
Правомерно ли в рекламе использовать слово «Рама» (название масла) как неизменяемое: «Нет ничего лучше хлеба и «Рама»»?
Тема: «Имя существительное»
• Как толкуются понятия «одушевлённое существительное», «неодушевлённое существительное» в вашем учебнике? Какие признаки, на ваш взгляд, необходимо добавить?
И молитва моя горяча,
И целую я тебя в плеча.
А. Блок
- Какое слово вас в этих стихах привлекло внимание, показалось необычным в употреблении?
Тема: «Имя прилагательное»
• В.В. Виноградов писал: «Судьба притяжательных прилагательных лишена перспективы». Как вы думаете, почему?
• Почему в качественных прилагательных широко развита синонимия и антонимия?
Тема: «Имя числительное»
• Многие русские народные сказки начинаются со слов: «В тридесятом царстве, в тридевятом государстве…». Объясните значение, образование и употребление числительных.
• Почему порядковые числительные некоторые лингвисты относят к относительным прилагательным? Какова ваша точка зрения. Мотивируйте свой ответ.
Ш. Язык и речь
• Прочитайте отрывок из рассказа русской писательницы Надежды Тэффи, написанного сто лет назад.
Обратили ли вы внимание, как составляются новые рекламы?
…Писали так:
«Обращаем внимание почтеннейших покупателей на нашу сельдь нежного засола».
Теперь:
«Всегда и всюду требуйте нашу нежную селедку!»
И чувствуется, что завтра будет:
«Эй ты! Каждое утро, как глаза продрал, беги за нашей селедкой».
Для нервного и впечатлительного человека это – отрава, потому что не может он не воспринимать этих приказаний, этих окриков, которые сыплются на него на каждом шагу.
Газеты, вывески, объявления на улицах – все это дергает, кричит, требует и приказывает.
Выпишите разные рекламы селедки. Чем различаются предложения: смыслом, словами, синтаксисом, стилистической окраской?
Составьте рекламу. Например, такую, в которой предлагается (а не требуется) поступать именно в вашу школу. Обсудите ваши работы, попробуйте сформулировать основные требования к рекламе.
Данные примеры показывают, что учащиеся учатся исследовать условия задачи, отыскивать связи между свойствами объекта, именно такая поисково-исследовательская деятельность является тем типом учебной активности, которая отвечает цели и содержанию развивающего обучения. При изучении русского языка и для учителя, и для ученика главным становится совместный поиск, попытка осознать тот внутренний смысл, который, безусловно, есть в любом языковом явлении. На первом плане оказывается стремление понять, почему и зачем в языке существуют такие закономерности. А это необходимый шаг к тому, чтобы научиться осмысленно управлять и владеть своей речью, чтобы не просто слушать, а слышать и чувствовать язык другого человека [3].
Таким образом, организация учебной деятельности на уроках русского языка через решение лингвистических заданий формирует учебно-познавательные интересы ученика, способствует их превращению в потребность самоизменения, развития специальных способностей, приводит к тому, что учебная деятельность постепенно приобретает черты творческой исследовательской деятельности. Ученик начинает выходить за пределы задач, поставленных учителем, активно ищет новые области реализации своих способностей, по-новому осмысливает и оценивает результаты своей деятельности.
Литература:
Ветвицкий, В.Г. Занимательное языкознание [Текст] /В.Г. Ветвицкий. - М. - 1966.
Гольцова, Н.Г. Русский язык в историческом и функционально-стилистическом аспектах (имена) [Текст] /Н.Г. Гольцова, Л.Ф. Копосов. - М.: Молодая гвардия, 1997. – с.
Нарушевич, А. Лексикология и фразеология [Текст] / А. Нарушевич. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. – 102 с.
Петрякова, А.Г. Культура речи [Тескт] /А.Г. Петрякова. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. – 102 с.
Пешковский, А.М. Русский синтаксис в научном освещении. Популярный очерк. Пособие для самообразования и школ [Текст] /А.М. Пешковский. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. – 102 с.
Репкин, В.В. Развивающее обучение: теория и практика» [Текст] / В.В. Репкин, Н.В. Репкина. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. – 134 с.
Цыренова, Т.Л. Способы организации квазиисследовательской деятельности на уроках русского языка в классах развивающего обучения (5 – 9 классы) [Текст] /Т.Л. Цыренова. – М.: Издательство института «Эврика», 2004. - С. 111-120.