СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Осень в искусстве

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Осень в искусстве»

Осень в искусстве.

Ход урока.

Музыкальное приветствие.

У. «Здравствуйте 2 В класс очень рада видеть вас»

«Здравствуйте»

Организационный момент.

Введение в тему урока.

У. Ребята! Сегодня у нас будет встреча с музыкой и другими жанрами искусства. Искусство – это созидание прекрасного человеком и для человека. Пусть плоды этого творчества делают вашу душу духовно богатой, а поступки благородными. Не случайно для нашего урока я взяла прекрасные слова С.Я.Маршака:

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце – умным будет.


У. Природа и искусство в жизни неразделимы одно от другого. Природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека.

Художник, поэт, композитор часто воспевают красоту природы родного края и создают чудесные картины о природе.

-Скажите кто такой поэт? Художник? Композитор?

Понятие о музыкальном пейзаже.

Как в изобразительном искусстве называется жанр живописи, изображающий картины природы?

У Эдуарда Успенского есть стихотворение «О картинах», которое поможет нам определить этот жанр живописи.


Если видишь: на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная лавина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется - ПЕЙЗАЖ.


У. В музыке тоже есть пейзажи.


Музыкальный пейзаж - это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка.


В музыке, как и изобразительном искусстве, есть свои музыкальные краски. Композиторы, как и художники, используют определенные музыкальные краски для создания «музыкальной картины» передачи ее настроения.


Музыкальные и изобразительные краски являются художественными средствами выразительности в музыке и живописи.


2. Повторение понятия музыкальные краски.

-Какие вы знаете музыкальные краски?

(мелодия, ритм, лад, темп, тембр, динамика)

Динамика- сила звука (f, p).

Темп – скорость звука.

Тембр – окраска голоса.

Лад – мажор и минор.


3. Выявить сходство музыкальных и изобразительных красок.(3мин.)

Звучит музыка из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига «Утро»

Посмотрите вокруг себя. Мир такой огромный и волшебный. А волшебство можно увидеть и услышать повсюду: в пении птиц, в порывах ветра, в гудении проводов, в лучах яркого солнца.

- Ребята, а какое сейчас время года?

- Какими красками можно нарисовать осень?

- Если бы вы были художниками, что бы вы изобразили на своих картинах с осенним пейзажем?

У. Известные русские художники с большой любовью и мастерством изображали на своих полотнах осенние пейзажи. Посмотрите их пожалуйста.

У. В музыке тоже много красивых произведений, которые связаны с осенью, с осенним настроением.

Васильев-Буглай «Осенняя песенка»

Понравилась вам эта песня? О чем она?

Кто исполняет эту песню?

В каком регистре она прозвучала?

Каков характер песни?

Ребята, я вижу, что вы прекрасно умеете слышать и слушать музыку. Мы вернемся еще к этой песни на следующем уроке. А кто расскажет нам стихотворения про осень?

Осень. Константин Бальмонт

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.


Опустел скворечник... Ирина Токмакова

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится

Целый день сегодня всё летят, летят...

Видно, тоже в Африку улететь хотят.

Е. Николаева

Осень кисточку достала,

Всё вокруг разрисовала!

На цвета сменила моду,

Разукрасила Природу:

У берёзок, у сестричек -

Ленты жёлтые в косичках.

В красный шарф одеты клёны.

В пёстрых платьицах газоны.

На рябине украшенье -

Алых ягод ожерелье.

Обновляя всем наряды,

Осень ходит с нами рядом.


А теперь давайте поиграем в игру «Угадай мелодию». Только эта игра будет необычной. Я вам предлагаю прослушать музыкальное произведение, вы его изображаете в определенном цветовом оттенке только одной полоской. Набор цветовых оттенков вы видите на доске. Но перед тем как начнем игру, произнесем волшебные слова.

Стихотворение Лидии Герасимовой.

Я полоску проведу,

А потом другую,

Ровно кисточку веду –

Лесенку рисую.

Раз! Ступенька!

Два! Ступенька!

Отдохну-ка я маленько,

А потом опять

Стану рисовать!

Дети слушают музыкальные произведения и сравнивают с каким-то временем года.

1.Штраус Сказки венского леса (Весна)

2.Прилюдия №20 Ф.Шопен (Зима)

3.Чайковский «Щелкунчик» Вальс цветов.( Лето)

4.Прокофьев Тема Пети из оперы «Петя и волк»(Весна)

5.Попатенко «Скворушка прощается»(Осень)

-Ребята, к какому времени года вы отнесете каждое из произведений по цветовой гамме?

-

«Осень постучалась к нам» — сл.Т.Прописновой, муз. И Смирновой

Композитор И Смирнова написала песню «Осень постучалась к нам» Вот такого цвета в ее воображении предстала осень. Давайте споем все вместе.

Исполнение «Осень постучалась к нам» ниже на 0,5

- Ребята, как вы представляете себе осень? (Молодой красивой девушкой с венком из листьев на голове).

А какие краски присущи этой песне?

-Молодцы, все изобразили эту песню в ярких цветовых оттенках.

- Скажите, какое у вас было домашнее задание? Правильно нарисовать рисунок осени к песне «Осень постучалась к нам» Давайте посмотрим на экран, что же у вас получилось.

-Наш урок подходит к концу. Но впереди у нас еще много встреч с музыкой, которая учит нас быть добрыми, честными. Я буду очень рада, если после наших встреч вы будете стараться быть умнее, добрее, внимательнее ко всем людям.

- Урок окончен, до свидания!