СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Осетинский орнамент

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Осетинский орнамент»


Что такое орнамент? Это узор, который сформировался под влиянием определенной культуры.

Возникновение орнамента относится к древнейшим эпохам истории человечества. Шедевры его, дошедшие до нас, завораживают особым миром форм и линий . Как и почему возник орнамент? В чем разгадка чередований всех этих странных фантастических цветов, фигурок, значков? Орнамент в отличии, скажем, от живописи, существует на какой-то созданной человеком вещи - стене дома, сосуда, ткани.

Происхождение орнамента доподлинно неизвестно. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно - поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы теряли свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную выразительность. Большое значение в дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира .

Осетинский орнамент считается одним из самых древних в культуре Кавказа, который развивался на протяжении многих тысячелетий. Историки и археологи находили его на одежде, посуде, орудиях труда, надгробных камнях и прочих вещах. Осетинский узор считался в некотором смысле священным и, поэтому его нередко наносили на мебель, например, на изголовья кроватей, на кресла, а в богатых домах им могли украшать и опорные столбы, арки домов и ворота. При этом орнаменты всегда содержали некие «послания», шифр и особое содержание. Так, например, на надгробных плитах орнаментально высекались изображения того, что умерший возьмёт с собой в потусторонний мир, а также иные мотивы.

Предметы быта украшались более просто – штрихами, кружками, спиралями, зигзагообразными линиями и т. д. Однако, уже к концу II тысячелетия до н. эры осетинский орнамент стал более усложняться – начали появляться геометрические изображения животных и растений. Так, например, одним из самых популярных изображений была баранья голова с крутыми рогами, её не только наносили в качестве орнамента, но также делали в виде скульптур. Вообще мелкие скульптуры головок животных часто украшали рукояти кинжалов воинов, а также, нередко и головные уборы женщин. Это тоже носило своего рода магическое значение – головы животных служили амулетами, и наделялись функцией защиты человека.

Исторически осетинская культура была тесно связана с древними народами – кобанцами, скифами, сарматами и другими. Это прослеживалось в формах керамических и ювелирных изделий, в узорах на предметах . У осетин в древности было популярно шитьё золотыми нитями, которыми украшались головные уборы, одежда и обувь. Изображения при этом делались самые разные: главным образом, это были замысловатые геометрические узоры, составленные из множества спиралей и завитков, линий и ромбов.

Вообще осетинский орнамент был чрезвычайно популярным на одежде, головных уборах и обуви. Так как он носил важное символическое значение, то древние считали непременно важным, чтобы он сопровождал, а, следовательно, и защищал их постоянно. Орнамент наносился разными способами: на головные уборы и обувь он нашивался нитями или бисером, а на платьях – кожаными аппликациями.

Основные элементы осетинской орнаментики в 1-3 веках нашей эры были очень сложные по выполнению плетёные узоры, которые сочетали в себе животные мотивы – головы зверей и птиц среди завитков растительного орнамента. В этот период именно растительные мотивы имеют большую популярность, так как обработка земли и животноводство становятся первыми и главными занятиями, а, следовательно, всё народное искусство, верования и убеждения сводились именно к этим занятиям.

Историки считают, что само по себе орнаментальное искусство осетин сложилось в XIV – XV веках. В это время большое распространение получила вышивка золотыми, серебряными и шёлковыми нитками, и стала в итоге, едва ли не одной из ведущих отраслей. А кроме того, продолжила своё развитие и аппликация из кожи, которой осетины также любили отделывать одежду, обувь и иные вещи. На орнаменте стали появляться спиралевидные и рогообразные рисунки, которые украшались различными завитками и лепестками. Его по большей части находили не только на предметах одежды, но и, главным образом, на деревянных и каменных вещах.

Интересно, что именно могильные плиты очень много рассказали современным историкам о редком осетинском орнаменте. Так, на плитах 18-го столетия находили не только схематические рисунки людей, но и фигурные их изображения. Камни украшали солярными знаками, линейно-геометрическими рисунками, спиральными завитками . Если на древних камнях высекались предметы быта древних – кувшины, орудия быта и т д, то на самых поздних современных рисунках, люди изображали автомобили, велосипеды, предметы нынешнего быта, но всё это делалось в соответствии с древними традициями.

Вообще, осетины всегда славились великолепным искусством резьбы, как по камню, так и по дереву. Некоторые орнаментированные деревянные предметы, которым сотни лет, сохранились и по сей день. Орнамент во многом зависел от того, какую вещь необходимо было украшать. Так, например, чаши и бокалы отделывались животным орнаментом – головами зверей или птиц. На мебели, а также на частях жилища (арках, воротах, опорных колоннах) вырезались, как правило, солярные и прочие геометрические узоры. Так, например, комбинации ромбов и треугольников, квадратов и прямых линий – один из излюбленных орнаментов для мебели и архитектурных сооружений.

Главная отличительная черта осетинского орнамента от орнамента других народов Кавказа в том, что он вобрал в себя несколько древних культур – Кобанскую, Скифо-Сарматскую и Аланскую. Его важная особенность также в очень пластичной, скульптурной передаче различных форм и рисунков, что не встречается ни в одной другой культуре.

Сегодняшние мастера продолжают традиции своих предков. Например, создают кружки с геометрическими орнаментами, ручки которых, как и много тысяч лет назад, делаются в форме бараньей головы. Кузнецы в Осетии куют тонкие изделия с древним растительным орнаментом, а женщины по-прежнему искусно владеют мастерством шитья золотыми, серебряными и шёлковыми нитями, а также созданием орнамента из аппликаций.