Тема:СПП с придаточными определительными
Цель:познакомить учащихся со СПП с придаточными определительными, учить находить их в тексте, развивать умение конструировать спп с придаточными определительными,обогащать словарный запас учащихся,закреплять умение строить схемы СП, воспитывать интерес к русскому языку,чувство прекрасного к родному слову и картинам природы.
Оборудование: таблица,презентация,портрет П.И.Чайковского,раздаточный и демонстрационный материал.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
Я люблю эти дни, когда все так понятно в природе,
Так ясно и тихо кругом.
Ю.Левитанский
I.Организационный момент
II.Мотивация учебной деятельности
1.Слово учителя. Унылая пора! Очей очарованье. Взгляните на улицу- за окном последний день осени ,но еще совсем не холодно .Посмотрите, как ветер качает деревья, срывает с них листья ,усыпает ими дорожки и дворы. Иногда моросит дождь, но даже он не вызывает неприятных чувств: так все гармонично в осенней природе. Это пора, когда сердце человека и сердце природы сливаются. Но сегодня мы будем говорить не только об осени, но и о русском языке.
Итак ,вспомним, что мы уже знаем о СП
1.Цифровой диктант
2.Работа со « слепой схемой»
III .Объявление темы и цели урока
1.Объяснение нового материала.
Нужно научиться быть благодарным природе за красоту, которую она нам дарит.
Выведим правило. СПП с придаточной определительной частью называется такое предложение, в котором придаточная часть относится к слову в главной части, являющемуся существительным, обозначает его признак, отвечает на вопрос какой?, чей? и присоединяется при помощи союзного слова.
2.Повторение правила по схеме.
IV.Работа по теме урока
1.Просмотр презентации
-Кому принадлежит эта музыкальная композиция?
( ученик дает небольшую справку о П. И. Чайковском )
2.Работа с текстом

- Какова тема текста?
- О ком в нем говорится?
-Какова основная мысль?
Прочтите предложение, в котором заключена основная мысль. Запишем его.
Слушая ее, мы проникаемся глубокой любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.
-Выделить графически главную и придаточную часть.
- Чем осложнена главная часть?
- От какого слова мы задаем вопрос к придаточной части?
- Что это за часть речи?
Найдите другие СПП в тексте. Проанализируйте устно. Запишите схемы.
- При помощи чего придаточная часть прикрепляется к главной?
3.Творческая мастерская.
ОСЕНЬ.
- Что представляете вы, когда слышите это слово?
- Какие эпитеты можно подобрать к нему? ( подбор на каждую букву )
О-
С-
Е-
Н-
Ь-
Слово учителя. Да, осень прекрасная, нежная пора. Она воспета во многих видах искусства. Мы прочувствовали ее в музыке, мы видим ее на холсте, мы представляем ее благодаря поэтическому слову.
Литературный монтаж ( 3 уч-ся читают строфы из стихотворений Ф. Тютчева, С. Есенина, А. Пушкина )
Слово учителя. Осень-это еще и три месяца.
Лингвистическое конструирование ( работа в группах: продолжить предложения, чтобы получились СПП с придаточными определительными и собрать текст )
V. Закрепление
Работа с эпиграфом:
- Как вы думаете,почему я взяла эпиграфом эти слова?
- С какими СП познакомились?
-Какие отличительные признаки этих предложений?
Рефлексия.Соберем осенний букет
Я умею…
Я знаю…
Я научился…
VI.Домашнее задание. Написать сочинение - миниатюру « Осенние фантазии», используя СПП с придаточными определительными ( собрать альманах в школьную библиотеку )
Приложение
Цифровой диктант
Перед вами утверждения. Они могут быть верными или нет. Если утверждение верное – ставим цифру 1, нет – 0.
*Союзы что, если, где – подчинительные?
*Предложение – это синтаксическая единица ?
*Придаточная часть СПП стоит только после главной части?
*Указательные слова находятся в придаточной части сложного предложения?
*Союзное слово не является членом предложения?
2. «Слепая схема»
С П
… БСП
… СПП
… Изъяснительные Обстоятельственные
В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев и поискать под березами и елями белые грибы. Ему нравилась и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.
(Из периодической печати)

Донецкий лицей№52» Меркурий»
Донецкого городского совета в городе Донецке
ОСЕННИЕ ФАНТАЗИИ( СПП С ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ 9 КЛАСС)
Подготовила и провела
Пархоменко Л.П.,
учитель русского языка и литературы
Донецк 2012