СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Осенние фантазии

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство учащихся со  СПП с придаточными определительными

Просмотр содержимого документа
«Осенние фантазии»

Тема:СПП с придаточными определительными

Цель:познакомить учащихся со СПП с придаточными определительными, учить находить их в тексте, развивать умение конструировать спп с придаточными определительными,обогащать словарный запас учащихся,закреплять умение строить схемы СП, воспитывать интерес к русскому языку,чувство прекрасного к родному слову и картинам природы.

Оборудование: таблица,презентация,портрет П.И.Чайковского,раздаточный и демонстрационный материал.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

Я люблю эти дни, когда все так понятно в природе,

Так ясно и тихо кругом.

Ю.Левитанский



I.Организационный момент

II.Мотивация учебной деятельности

1.Слово учителя. Унылая пора! Очей очарованье. Взгляните на улицу- за окном последний день осени ,но еще совсем не холодно .Посмотрите, как ветер качает деревья, срывает с них листья ,усыпает ими дорожки и дворы. Иногда моросит дождь, но даже он не вызывает неприятных чувств: так все гармонично в осенней природе. Это пора, когда сердце человека и сердце природы сливаются. Но сегодня мы будем говорить не только об осени, но и о русском языке.

Итак ,вспомним, что мы уже знаем о СП

1.Цифровой диктант

2.Работа со « слепой схемой»

III .Объявление темы и цели урока

1.Объяснение нового материала.

Нужно научиться быть благодарным природе за красоту, которую она нам дарит.

Выведим правило. СПП с придаточной определительной частью называется такое предложение, в котором придаточная часть относится к слову в главной части, являющемуся существительным, обозначает его признак, отвечает на вопрос какой?, чей? и присоединяется при помощи союзного слова.

2.Повторение правила по схеме.

IV.Работа по теме урока

1.Просмотр презентации

-Кому принадлежит эта музыкальная композиция?

( ученик дает небольшую справку о П. И. Чайковском )

2.Работа с текстом



- Какова тема текста?

- О ком в нем говорится?

-Какова основная мысль?

Прочтите предложение, в котором заключена основная мысль. Запишем его.

Слушая ее, мы проникаемся глубокой любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

-Выделить графически главную и придаточную часть.

- Чем осложнена главная часть?

- От какого слова мы задаем вопрос к придаточной части?

- Что это за часть речи?

Найдите другие СПП в тексте. Проанализируйте устно. Запишите схемы.

- При помощи чего придаточная часть прикрепляется к главной?

3.Творческая мастерская.

ОСЕНЬ.

- Что представляете вы, когда слышите это слово?

- Какие эпитеты можно подобрать к нему? ( подбор на каждую букву )

О-

С-

Е-

Н-

Ь-

Слово учителя. Да, осень прекрасная, нежная пора. Она воспета во многих видах искусства. Мы прочувствовали ее в музыке, мы видим ее на холсте, мы представляем ее благодаря поэтическому слову.

Литературный монтаж ( 3 уч-ся читают строфы из стихотворений Ф. Тютчева, С. Есенина, А. Пушкина )

Слово учителя. Осень-это еще и три месяца.

Лингвистическое конструирование ( работа в группах: продолжить предложения, чтобы получились СПП с придаточными определительными и собрать текст )

V. Закрепление

Работа с эпиграфом:

- Как вы думаете,почему я взяла эпиграфом эти слова?

- С какими СП познакомились?

-Какие отличительные признаки этих предложений?

Рефлексия.Соберем осенний букет

Я умею…

Я знаю…

Я научился…

VI.Домашнее задание. Написать сочинение - миниатюру « Осенние фантазии», используя СПП с придаточными определительными ( собрать альманах в школьную библиотеку )





Приложение

  1. Цифровой диктант

Перед вами утверждения. Они могут быть верными или нет. Если утверждение верное – ставим цифру 1, нет – 0.

*Союзы что, если, где – подчинительные?

*Предложение – это синтаксическая единица ?

*Придаточная часть СПП стоит только после главной части?

*Указательные слова находятся в придаточной части сложного предложения?

*Союзное слово не является членом предложения?

2. «Слепая схема»

С П



… БСП



… СПП



… Изъяснительные Обстоятельственные



       В каждом  времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние  дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев и поискать под березами и елями белые грибы.  Ему  нравилась  и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения  и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся   любовью к родной природе,  которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

                                                                                  (Из периодической печати)









Донецкий лицей№52» Меркурий»

Донецкого городского совета в городе Донецке





ОСЕННИЕ ФАНТАЗИИ( СПП С ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ 9 КЛАСС)

Подготовила и провела

Пархоменко Л.П.,

учитель русского языка и литературы























Донецк 2012