СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные эргономические требования к созданию мультимедийных обучающих презентаций

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение мультимедиа-технологий для создания электронных материалов диктует свои законы и предъявляет определенные требования (эргономические) к подходам и методам разработки.

Просмотр содержимого документа
«Основные эргономические требования к созданию мультимедийных обучающих презентаций»

Основные эргономические требования к созданию

мультимедийных обучающих презентаций

ВВЕДЕНИЕ

В век компьютерных технологий уже трудно себе представить обучение без использования информационных технологий. Мультимедийные обучающие презентации помогают преподавателю удобно и наглядно представить материал. Применение мультимедиа-технологий для создания электронных материалов диктует свои законы и предъявляет определенные требования (эргономические) к подходам и методам разработки. Так что же такое эргономические требования?

Эргономические требования требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана и на печатной основе. В психологии выделяют следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое.

По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации. При восприятии изучаемого материала на уроке с использованием мультимедийной презентации, как показывает практика, внимание учащихся резко повышается, так как она сопровождается сменой интересных слайдов. Ведь до 80% информации об окружающем мире человек получает именно через зрение. Аппаратом зрения является глаз – орган чувств со сложным анатомическим строением.

В цветовых ощущениях ярко выражается эмоциональный тон.

Как показывает практика создания и использования в учебном процессе мультимедийных презентаций необходимо соблюдение основных эргономических требований, которые формируются с учетом особенностей восприятия учащимися цвета, текста, объектов и целостного содержания презентации.

Важную роль в организации зрительной информации играет контраст предметов по отношению к фону. Существует две разновидности контраста: прямой и обратный. При прямом контрасте предметы и их изображения темнее, а при обратном - светлее фона. В мультимедийных средствах обучения (МСО) обычно используются оба вида, как порознь в разных кадрах, так и вместе в рамках одной картинки. В большинстве МСО доминирует обратный контраст. Хотя предпочтительной является работа МСО в прямом контрасте.

В этих условиях увеличение яркости ведет к улучшению видимости, а при обратном – к ухудшению. Но цифры, буквы и знаки, предъявляемые в обратном контрасте, опознаются точнее и быстрее, чем в прямом даже при меньших размерах. Чем больше относительные размеры частей изображения и выше его яркость, тем меньший должен быть контраст, тем лучше видимость.

Комфортность восприятия информации с экрана монитора достигается при равномерном распределении яркости в поле зрения.

Соотношение цветов в цветовой палитре МСО может формировать определенный

психологический настрой работы с программным средством. Преобладание темных цветов может привести к развитию угнетенного состояния, пассивности. Преобладание ярких цветов, наоборот, к перевозбуждению, причем общее перевозбуждение организма здесь часто граничит с быстрым развитием утомления зрительного анализатора.

Зрительный анализатор позволяет различать яркость цвета и этим способствует вычленению предмета из фона. Черное на белом или белое на черном очень хорошо заметно. Этот закон контраста лежит в основе различения плоскостных изображений. Чем слабее освещен предмет, и чем дальше он расположен от зрителя, тем большим должен быть контраст для безошибочного различения раздражителей.

Значения цветов должны быть постоянны и соответствовать устойчивым зрительным ассоциациям, соответствовать реальным предметам и объектам. Кроме того, значения цветов рекомендуется выбирать в соответствии с психологической реакцией человека (например, красный цвет – прерывание, экстренная информация, опасность, желтый – внимание и слежение, зеленый – разрешающий и т.д.).

Для смыслового противопоставления объектов (данных) рекомендуется использование контрастных цветов (красный – зеленый, синий – желтый, белый – черный).

При создании МСО не рекомендуется злоупотребление контрастными цветами, поскольку это часто приводит к появлению послеобразов. Цветовой контраст изображения и фона должен находиться на оптимальном уровне, яркостный контраст изображения по отношению к фону должен быть выше не менее, чем на 60%. Необходимо учитывать, что красный цвет обеспечивает благоприятные условия восприятия только при высокой яркости изображения, зеленый в среднем диапазоне яркости, желтый – в широком диапазоне уровней яркости изображения, синий – при малой яркости.

Желательно в качестве фона использовать голубой цвет, который связан с открытым пространством, дает ощущение потока информации извне.



Рекомендации по дизайну презентации

Чтобы презентация хорошо воспринималась слушателями и не вызывала отрицательных эмоций (подсознательных или вполне осознанных), необходимо соблюдать правила ее оформления.

Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической — яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.

Рассмотрим рекомендации по оформлению и представлению на экране материалов различного вида.

Необходимо выполнять определенные правила, для того чтобы использование компьютера действительно приносило пользу и соответствовало назначению урока.

1 правило

Сценарий и стиль

Во-первых, необходимо определиться какая, будет презентация. Они

бывают:

- линейные,

- нелинейные

Первые представляют из себя линейно изложенную информацию и

делаются в стандартной программе PowerPoint.

Вторые, более интерактивные и показывают лишь ту информацию,

которую мы запрашиваем. Их можно сделать также в программе

PowerPoint, но затратив больше времени на составление схемы и

установку гиперссылок.

На уроке при использовании презентации как иллюстрации, желательно

составлять линейную презентацию, а на уроке обучающем ( например,

где в презентацию вставлены фрагменты, которые ученик может

самостоятельно просмотреть при выполнении практической работы )

можно использовать и нелинейную, но нужно чтобы ребята знали, как с

ней работать.

Кроме того, необходимо определиться с единым стилем для всей работы

стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет),

цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент

небольшого размера и др.;

не рекомендуется использовать в стилевом оформлении

презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;

оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от

его содержательной части;

все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле;





Правила шрифтового оформления:

  1. Шрифты должны быть простые (Times New Roman или Arial) они читаются легче;

  1. Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы.

  1. Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета.

Правила выбора цветовой гаммы.

  1. Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов.

  1. Существуют не сочетаемые комбинации цветов.

  1. Черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст.

  1. Белый текст на черном фоне читается плохо (инверсия плохо читается).

Правила общей композиции.

  1. На полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего-либо.

  1. Логотип на полосе должен располагаться справа внизу (слева наверху и т. д.).

  1. Логотип должен быть простой и лаконичной формы.

  1. Дизайн должен быть простым, а текст — коротким.

  1. Изображения домашних животных, детей, женщин и т.д. являются положительными образами.

  1. Крупные объекты в составе любой композиции смотрятся довольно неважно. Большие буквы в заголовках, кнопки навигации высотой в 40 пикселей, верстка в одну колонку, разделитель одного цвета, растянутый на весь экран — все это придает дизайну непрофессиональный вид.

Не стоит забывать, что на каждое подобное утверждение есть сотни примеров, доказывающих обратное. Поэтому приведенные утверждения нельзя назвать общими и универсальными правилами дизайна, они верны лишь в определенных случаях.


Текстовая информация

  • размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст);

  • цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;

  • тип шрифта: для основного текста (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;

  • курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.


Графическая информация

  • рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;

  • желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;

  • цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;

  • иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;

  • если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.


Анимация

Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.

Звук

  • звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;

  • необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным;

  • если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила оформления презентации.

Единое стилевое оформление

  • стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;

  • не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;

  • оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;

  • все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле;

Содержание и расположение информационных блоков на слайде

  • информационных блоков не должно быть слишком много (3-6);

  • рекомендуемый размер одного информационного блока — не более 1/2 размера слайда;

  • желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;

  • ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить;

  • информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки — слева направо;

  • наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда;

  • логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.

Помимо правильного расположения текстовых блоков, нужно не забывать и об их содержании — тексте. В нем ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок. Также следует учитывать общие правила оформления текста.

После создания презентации и ее оформления, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям выступления.



Организация информации в презентации

Правило №1. Все люди оценивают новую информацию, сопоставляя ее с уже имеющимися у них знаниями. Попробуйте понять, какого роста человек, взглянув на его фотографию в журнале. Вы не сможете. Единственный способ хотя бы приблизительно оценить его рост - это сравнить его с ростом знакомого вам человека или известного предмета. Это правило применимо к оценке большинства вещей и явлений человеческой жизни: любая шкала должна основываться на тех показателях, которые мы знаем.

Правило №2. Вы можете организовать вашу информацию, используя всего пять критериев: алфавитный порядок, географическое положение, хранология, категория или иерархия. Вы должны сделать наиболее логичный выбор. Города, реки, страны и дороги удобнее всего группировать по расположению. Книги, статьи и справочники - по алфавиту. Документы, связанные с планированием, - по хронологии. Складскую информацию - по категории, а любые физические объекты - по категории (сильнейший - слабейший, начальник - подчиненный и т.п.). Нередко к объектам можно применить сразу два критерия организации. Однако в ходе устного выступления, как правило, схему лучше упростить и ограничиться одним, наиболее важным.

Правило №3. Не украшайте, а упрощайте. Вспомните правило рекламного дизайна: обилие ярких цветов и текста лишь заслоняет собой целевое сообщение. Любой дизайнер способен добавить в картину миллионы цветов, сделать рисунок трехмерным, поднять его в пространстве и отбросить его тень на землю. Но хороший дизайнер знает, что все это лишь отвлекает от рекламы продукта. То же самое - в организации данных. Если Вам нужно представить статистику, будьте осторожны с круговыми диаграммами. Они более эффектны, чем линейные, но они не создают правильного впечатления о пропорциях. Может быть, стоит ограничиться таблицей, в которой самые важные данные будут выделены красным шрифтом? Если вам нужно представить принцип взаимодействия компаний или персон, будьте осторожны - не превращайте вашу визуализацию в схему битвы при Бородино своими многочисленными стрелочками и пунктирными линиями. Может быть, достаточно опубликовать двухуровневую схему в Microsoft Chart?

Правило №4. Чтобы выбрать, на чем остановиться во время доклада, подумайте: что интересно именно вам. Журналисты знают: лучшая статья - это работа, вдохновленная желанием автора узнать то, чего он не знал и не понимал раньше. То же и с хорошей презентацией. Сначала она интересна автору, а потом - всем остальным.

Правило №5. Смело отказывайтесь от бесполезной информации. Даже если это 90% доклада. Информационная перегрузка не имеет отношение к утомлению. Это эмоциональная проблема. Лучший способ ее избежать - сосредоточиться на самом важным и самом интересном (одновременно). Лучший доклад - это вспышки интересной информации, незаметно связанные между собой. Кроме того, следует помнить: если вы не смогли уложить свою презентацию в 10 минут выступления, значит вы не очень хорошо подготовились. А если вы не смогли разместить нужную информацию на 10 страницах Power Point’a, значит вы плохо разобрались в проблеме и нужно начинать заново!

Критерии оценки презентации, выполненной в рамках проекта

 

Плохо (2)

Удовлетворительно (3)

Хорошо (4)

Отлично (5)

Дизайн и мультимедиа-эффекты

    1. Цвет фона не соответствует цвету текста

    1. Использовано более 5 цветов шрифта

    1. Каждая страница имеет свой стиль оформления

    1. Гиперссылки не выделены

    1. Анимация отсутствует (или же презентация перегружена анимацией)

    1. Звуковой фон не соответствует единой концепции, носит отвлекающий характер

    1. Слишком мелкий шрифт (соответственно, объём информации слишком велик — кадр перегружен)

    1. Не работают отдельные ссылки

    1. Цвет фона плохо соответствует цвету текста

    1. Использовано более 4 цветов шрифта

    1. Некоторые страницы имеют свой стиль оформления

    1. Гиперссылки выделены

    1. Анимация дозирована

    1. Звуковой фон не соответствует единой концепции, но не носит отвлекающий характер

    1. Размер шрифта средний (соответственно, объём информации слишком большой — кадр несколько перегружен) информацией

    1. Ссылки работают

    1. Цвет фона хорошо соответствует цвету текста, всё можно прочесть

    1. Использовано 3 цвета шрифта

    1. 1-2 страницы имеют свой стиль оформления, отличный от общего

    1. Гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра

    1. Анимация присутствует только в тех местах, где она уместна

    1. Звуковой фон соответствует единой концепции и привлекает внимание зрителей в нужных местах именно к информации

    1. Размер шрифта оптимальный

    1. Все ссылки работают

    1. Цвет фона гармонирует с цветом текста, всё отлично читается

    1. Использовано 3 цвета шрифта

    1. Все страницы выдержаны в едином стиле

    1. Гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра

    1. Анимация присутствует только в тех местах, где она уместна и усиливает эффект восприятия текстовой части информации

    1. Звуковой фон соответствует единой концепции и усиливает эффект восприятия текстовой части информации

    1. Размер шрифта оптимальный

    1. Все ссылки работают

Содержание

    1. Содержание не является научным

    1. Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) не соответствуют тексту

    1. Много орфографических, пунктуационных, стилистических ошибок

    1. Наборы числовых данных не проиллюстрированы графиками и диаграммами

    1. Информация не представляется актуальной и современной

    1. Ключевые слова в тексте не выделены

    1. Содержание включает в себя элементы научности

    1. Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) в определенных случаях соответствуют тексту

    1. Есть орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки

    1. Наборы числовых данных чаще всего проиллюстрированы графиками и диаграммами

    1. Информация является актуальной и современной

    1. Ключевые слова в тексте чаще всего выделены

    1. Содержание в целом является научным

    1. Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) соответствуют тексту

    1. Орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки практически отсутствуют

    1. Наборы числовых данных проиллюстрированы графиками и диаграммами

    1. Информация является актуальной и современной

    1. Ключевые слова в тексте выделены

    1. Содержание является строго научным

    1. Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) усиливают эффект восприятия текстовой части информации

    1. Орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки отсутствуют

    1. Наборы числовых данных проиллюстрированы графиками и диаграммами, причем в наиболее адекватной форме

    1. Информация является актуальной и современной

    1. Ключевые слова в тексте выделены

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Смысл любого сообщения на 7% передается словами (вербально), на 38% – интонацией говорящего и более 50% – передается мимикой, жестами, позой говорящего. При создании МСО включение дополнительных звуковых эффектов не должно превращаться в самоцель. Их следует свести к минимуму и использовать только для привлечения внимания школьников к ключевым моментам демонстрации.

Звуковые и визуальные эффекты ни в коем случае не должны выступать на передний план и заслонять полезную информацию.

Несмотря на все преимущества МСО, важная роль на уроке отведена преподавателю, который благодаря использованию презентации усиливает интенсивность восприятия, сопровождая свое устное повествование показом соответствующих динамичных слайдов. Речь преподавателя является одним из главных инструментов.

Другими словами, как бы ни были МСО совершенны, они не смогут заменить живое общение с учителем.