СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные причины, детерминирующие проявление агрессии в поведении подростков.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья позволит раскрыть понятие агрессии, а также основные причины ее проявления в подростковой среде. Знание причин и своевременно оказанная помощь позволит предупредить реализацию агрессивной модели поведения подрсотков.

Просмотр содержимого документа
«Основные причины, детерминирующие проявление агрессии в поведении подростков.»

Ю.В. Четверикова

Педагог-психолог МКОУ «Хомутовская средняя общеобразовательная школа».


Основные причины, детерминирующие проявление агрессии в поведении подростков.

В современном мире растет число людей с дивиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушения общественного порядка, хулиганство и прочие). Проблема агрессивного поведения людей волновало многих зарубежных и отечественных исследователей: А.Бандура, Р. Бэрона, А. Г. Долгову, Д. Долларда, П. А. Ковалева, К. Лоренца, Р. С. Овчарову, А. А. Реана, Э. Салливана, Л.М. Семинюка, З. Фрейда, Э. Фрома, И. А. Фурманова и других. Рассматривая при этом феномен агрессии с двух позиций. Одни исследователи отдают предпочтение пониманию агрессии как антиобщественному поведению, вызываемого негативными эмоциями и мотивами, наносящего окружающим людям травмы физического и психологического характера. Другие игнорируют ссылки на тот факт, что термин «агрессия» используется для обозначения разрушительных намерений, ориентированных на удовлетворение агрессивных влечений, поэтому данное понятие распространяют на более позитивные проявление: самоутверждение личности, защиту психологического и физического состояния, предотвращение от нападения, достижения цели, признание идей, разрядку негативных эмоций и прочие. Проявление агрессии в этом случаи выступает как один из механизмов психологической защиты от неблагоприятных влияний, так как действия, входящие в состав агрессии, проявляются в социально приемлемой форме и не несут в себе враждебной мотиваций или их проявление имеет оправданную детерминацию [2;3;5;8;9;12;13;14;15]. Проблема феномена агрессии сводится к тому, что она значительно помолодела, объектом ее воздействия все чаще оказываются дети подросткового возраста. Существует мнение, что есть возможность предотвратить агрессивные нападки со стороны людей, если своевременно обратить внимание на формирование личности в подростковом возрасте. Так, как подростки еще не полноценные участники социума, у них еще не сформировано мировоззрения, они только находятся на пороге своего становления как личности, потому что еще не сформировано четкое представление о себе и о собственном дальнейшем жизненном пути. Поэтому подростки в этот период, оказываются наиболее уязвимы к усвоению агрессии, что обуславливает становление девиантного поведения как основной формы поведения, проявляющееся в асоциальных действиях, чем вызывает глубокое беспокойство не только у педагогов и родителей, но и представляет научно-практический интерес. Специалисты считают, что в подростковом возрасте агрессия имеет индивидуальные характеристики, гендерные различия, а также возрастную специфику как содержательных, так и динамических ее аспектов. В виду изменений социально-экономических условий, для современного подростка умеренное проявление агрессии, считается нормальным явлением. Для современного подростка проявление умеренной агрессии является одним из способов адаптации в группе сверстников, решение проблем, связанных с защитой и ростом чувства личности, с становлением самостоятельной жизненной позиции. Однако, если она превышает норму, то есть вызывает негативные отклики окружающих, то становится препятствием построения и реализации ведущей деятельности – инимно-личностному общению, выступающему главным механизмом развития личности в подростковом возрасте, и, тем, самым, порождает многочисленные проблемы. Многие исследователи отмечают, что склонность подростков к агрессии, отмечается как у детей имеющих высокий, средний, так и низкий уровень агрессии еще до наступления подросткового возраста. Специалисты, объясняют данную тенденцию, склонностью детей к приобретению способности, действовать агрессивно по отношению к окружающим в раннем детстве. По их мнению, дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников: стиль взаимодействия в семье, взаимоотношений со сверстниками и средства массовой информации. Возвращаясь к проблеме подростковой агрессии, отметим, что подростки могут вести себя агрессивно в семье, в школе, в подростковых группах, выражая ее разными способами (от отрицания правил до прямых способов выражения) и преследуя различные цели (предотвращение от нападения, самоутверждение, самозащита). Специфика агрессивного поведения, определяется индивидуальной склонностью подростков к доминирующему виду и форме агрессии, наиболее распространёнными в подростковом возрасте исследователи выделяют вербальную, физическую и косвенную агрессию. Вербальная агрессия, широко распространена среди подростков, она опасна тем, что способна спровоцировать физическую агрессию. В подростковом возрасте главная цель проявления вербальной агрессии – самоутверждение, демонстрация взрослости, защита своего психологического состояния, выражение негативных чувств через форму (ссору, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятие) и отрицательных эмоций (недовольствие другими в форме брани, затаенной обиды). Физическая агрессия менее распространена среди подростков, обычно она направлена на сверстников, реже на взрослых, кроме случаев отклонения от нормы. Цели ее использования аналогичны целям вербальной агрессии, только меняется форма, она проявляется в виде драк, толканий, ударов, щипаний, касаний и прочих поведенческих проявлений [Ярмолов 2001]. Косвенная агрессия очень распространена в подростковых группах, особенно среди неуверенных подростков с заниженным уровнем самооценки. Этот вид агрессии менее опасен для окружающих. В основном подростки проявляют ее для разрядки отрицательных эмоций в ситуации, когда нет возможности это сделать по отношению к тому, кто вызвал отрицательные эмоции. Самой скрытой формой агрессии и редко проявляемой подростками, является аутоагрессия. Она опасна тем, что деструктивность направлена на самого подростка. Рост агрессии в подростковом возрасте обусловлен внешними и внутренними факторами. К внутренним факторам относят: подростковый кризис, связанный с идентификацией; гормональными изменениями; развитием самосознания и самооценки. К внешним факторам – особенность взаимоотношений с взрослыми, сверстниками, условиями создаваемые социальным окружением, средства массовой информации. Кризис идентичности, появившийся на фоне гормональных изменений, является доминирующим посылок к агрессии. Гормональные изменения, преобразующие внешний облик подростка, приводят к нарушению эмоционального фона, одной из его особенностью, является личностная нестабильность, которая делает подростков раздражительными и склонными к проявлению агрессии. Данная тенденция обусловлена негативным восприятием изменений во внешности подростка, поэтому недовольство своим внешним обликом, стремится маскировать различными проявлениями агрессии. Доминирующим фактором способствующему проявлению агрессии в поведении детей подросткового возраста, является развивающееся самосознание и сопровождающий его кризис. С появлением первого компонента самосознания – чувства взрослости, и наступление первой фазы подросткового кризиса, основная цель проявления агрессии – освобождение от влияния взрослых, обычно она направлена на них. Появление второго компонента самосознания – «я-концепция», и прохождение второй фазы, часто сопровождается агрессией. В кризисный период, подросток в процессе поиска своего «Я», часто проявляет агрессию в качестве защиты, так как в этот период, оказывается, особо уязвим к мнению окружающих из-за отсутствия четкого представления о себе. Поэтому боязнь несоответствия идеалу, которому подросток подражает, страх проявить свою беспомощность и прочие он прячет за грубостью и раздражением. Так же в этот период под влиянием неуверенности в правильности проявления своей позиции, в верности сформированного им представления о себе, подросток может проявлять агрессию с целью обратить на себя внимание, что бы проверить на прочность и устойчивость свой образ «Я» по отношению к влиянию на него социума. В этот период агрессия в целом направлена на сверстников. Агрессия может быть, направлена на самого подростка, когда родители не принимают новую позицию подростка, тогда энергия не находит выхода в виде общения со сверстниками, совместных увлечений, а остается внутри, что ведет к аутоагрессии. На последнем этапе с момента овладения самоидентичностью, агрессия переадресовывается, как группе сверстников в которую включен подросток, так и взрослым. Данная тенденция объясняется стремлением подростков утвердить себя, свое новое «Я». При этом в процессе реализации притязаний на признание, подросток часто заблуждается в выборе способа утверждения себя в группе, вместо проявления лидерских способностей, индивидуальных особенностей, проявляет агрессивные реакции, так как лидерство и самовыражение в сознании большинства подростков ассоциируется с агрессией. Этот этап считается наиболее критическим в плане нарушения поведения, так как весь свой потенциал и ресурс подростки целеноправленно направляют с целью самоутверждения, часто путая конструктивный путь с деструктивным. [Кулагина 1997]. Самооценку также нельзя обойти стороной, говоря об агрессивном поведении подростков. Исследователи установили, что у агрессивных подростков отмечается крайняя самооценка, как для неагрессивных подростов, характерной тенденцией является распространенность средней по уровню самооценки. По результатам исследования А. А. Реана, в группе агрессивных подростов экстремальная самооценка, отмечается в два раза чаще, чем в группе неагрессивных подросток. Также он отмечает, что выраженность агрессивных реакций коррелирует с самооценкой подростка, общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатель общей агрессии и ее составляющих. Таким образом, оппозиционная манера поведения, направленная против авторитетов и установившихся правил в большей степени характерна для подростков с высокой самооценкой своих лидерских потенций, а также для подростков, высоко оценивающих свою физическую привлекательность и телесное совершенство. Выраженная степень проявления негативизма, наблюдается, когда обе эти парциальные самооценки «сходятся» в одной личности [Реан 2002]. Исследования показывают, что подростки, чья самооценка находится в конфликте с внешней оценкой социума, значимо отличаются от своих сверстников более высокими показателями агрессии, так как эта ситуация рассматривается как фрустрирующая его потребность в признании, уважении и самоуважении [Реан 2002]. Также высокий уровень агрессии подростка, детерминирован рассогласованием представлений о себе и реальным его поведением. Когда образ «Я» достаточно стабилизировался, а поступок самого подростка противоречит ему и вызывает болезненные переживания, то часто включается механизм психологической защиты – проекция, проявляющийся в форме косвенной агрессии (распространение вымышленных фактов, разговоры за спиной с целью обвинение окружающих, приписывание им собственного мотива поступка и так далее). И если в результате несправедливого, по мнению подростка, нападения, оскорбления или намеренно созданного препятствия было задето его чувство собственного достоинства, то агрессия будет нацелена на восстановление своего достоинства осуществлением возмездия [Семенюк]. К внешним факторам, провоцирующим возникновение агрессии, относят влияние общества: средства массовой информации, компьютерные игры, телепередачи с агрессивным содержанием, общение со сверстниками, значимыми взрослыми. В виду того, что подростки в период самоутверждения испытывают потребность в признании, но не знание конструктивных способов самоутвердиться, часто способствует их обращению к средствам массовой информации, которые демонстрируют множество способов, включая агрессию. Обращение подростков к средствам массовой информации, обусловлено так же сменой приоритета взрослых, роль которых при нарушении воспитания могут занять герои с телеэкранов, выступающими образцами для подражания. Чрезмерное увлечение телепередачами, компьютерными играми агрессивного содержания, развивают у подростков агрессивные фантазии, способствующие формированию представления, что насилие является действенным способом достижения цели. При этом исследователи отмечают, что проявление агрессии в поведении подростков, может быть вызвано не только демонстрацией негативных проявлений, но и демонстрации примеров, внушающих легкость интеграции в мир взрослых. Подросток под воздействием подобных внушений начинает чувствовать себя равноправным членом общества, что способствует постановке фиктивных целей, так как его мировоззрение еще не сформировано. В процессе реализации фиктивной цели из-за не достатка жизненного опыта, сталкивается с суровой правдой, с препятствиями, которые требуют принятие взрослых решений и принятие на себя ответственности, к которым молодой человек еще не готов в силу своего физического, так и морально-психологического развития. Поэтому фрустрация ожиданий подростка, выражающихся в расхождении воображаемых представлений с реальностью, способствует проявлению агрессии. Интерес к игровым увлечениям, обусловлен стремлением подростка уйти от реальности в виртуальный мир из-за отсутствия дружеских контактов со сверстниками и взаимопонимания с взрослыми. Подросток наблюдая агрессивные акты, отожествляя себя с персонажем, героем, подвергает свое неокрепшее мировосприятие деформации, в итоге он перестает различать настоящую и виртуальную реальность, и совершая поступки не осознает их последствия. Встречаются случаи, когда подросток, имеющий такие увлечения, замыкается в себе, что способствует аутоагресии, в крайних случаях, приводящий к суицидальному поведению [Сидоров 2003]. Требование социума возврата в реальный мир, фрустрирует его, появление страха перед обязанностями, вызывает раздражение, иногда приводящее к проявлению крайней жестокости по отношению к окружающим с необратимыми последствиями. Значительное влияние на проявление агрессии в поведении подростков, оказывает общение со сверстниками. Считается, что нарушения происходящие в сфере общения со сверстниками, являются доминирующей причиной проявления агрессии. Специфической особенностью их общения, является зависимость группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В связи с тем, что еще не установлены ценностные ориентации, агрессия для многих подростков выступает идеалом, эталоном, ассоциируется с силой, уверенностью, лидерством. Поэтому они намеренно копируют агрессивные модели поведения из разных источников для демонстрации силы, автономности, взрослости. В подростковом возрасте, дети, не нашедшие поддержки со стороны взрослых, часто объединяются в группы, для образования подростковых субкультур, которые представляют собой отдельную систему ценностей и моделей поведения, то есть, безопасную зону, где он может сохранять и формировать свою индивидуальность, свой жизненный стиль. Многими исследователями, отмечается, что вхождение в подростковые субкультуры, несет пользу для развивающейся личности, тем, что помогает ей, выразить негативные эмоции конструктивным способом, тем самым снизить давление от социальных норм и правил, которые подросток еще не готов принять. Благоприятное воздействие оказывают только позитивные субкультуры, члены групп которых не способны к проявлению открытых и скрытых актов агрессии и нарушение социальных норм. Но большинство специалистов, утверждают, что негативные подростковые субкультуры несут в себе опасность, тем, что препятствуют развитию личности. Подростки, входящие в них, имеют склонность к открытой демонстрации протеста против действительности, как проявлением агрессии в поведении, направленной против взрослых, так и выражением опозиционной манеры поведения с помощью внешних атрибутов (одежда, символика, пирсинг и прочие). Негативная субкультура опасна для подростка, тем что представляет собой, жестко регулируемую авторитетными сверстниками, систему. Проявление агрессии в этом случаи во многом зависит от позиции лидера данной группы, от его жизненного опыта и убеждений, так же он может навязать участникам группы, определенную роль, изолирующую подростка от остального общества, что может существенно осложнить в дальнейшем его возвращение во взрослый культурный мир [Волков 2001]. Многие исследователи по изучению проблемы соотношения агрессии и статуса подростка, считают, что агрессия определяется социометрическим статусом в группе, наиболее высокий уровень агрессии наблюдается у лидеров и отверженных. Если лидеры проявляют агрессию для достижения и удержания лидерской позиции, то отверженные проявляют агрессию, как реакцию на неудовлетворенность своим положением и для защиты своего «Я» так как, часто оказываются средством самоутверждения лидеров [Реан 2001]. Основными посылами в группе сверстников к проявлению агрессии, выступают фрустрация, блокирование потребностей в признании, уважении. Кроме того, провокация способна вызвать акты агрессии у подростков. Часто вербальная провокация, вызывает ответную реакцию в виде физического нападения, особенно в присутствии наблюдателей. Данная тенденция объясняется стремлением ответить, чтобы не выступить в роли проигравшего и предупредить последующие нападки со стороны сверстников [Бэрон, Ричарсон 2001]. Родители провоцируют проявление агрессии в период подросткового кризиса запретами, жестким контролем или наоборот отсутствием внимания, когда наилучшим способом взаимодействия является доверие, предоставление подросткам умеренной свободы. Взрослые должны учитывать особенности подросткового возраста и допускать проявление невысокого уровня агрессии в поведении подростка. Так как через агрессию осуществляется отвержение норм, образцов поведения взрослых, что дает подростку время на формирование своих собственных. Если родители и педагоги не отрицают права на существование агрессии, то через некоторое время он научится управлять собой и своими чувствами на основе новой, самостоятельной позиции, и станет готовым к диалогу со взрослыми. Непринятие родителями взросления подростка, первоначально вызывает агрессию, склонность к негативизму, отрицание системы ценностей, которые они ему навязывают. Но чуть позже подросток смиряется со своим зависимым положение и прекращает проявления агрессии, что блокирует формирование собственной позиции. В этом случаи с проявлением агрессии можно встретиться уже во взрослой жизни, когда к нему будут предъявлять окружающие требования принять самостоятельность, к которой он все еще остается не готовым [Фролов 2002]. Часто проявление агрессии определяется гендерными особенностями личности. Традиционно, мужчина должен быть мужественным, сильным, независимым, агрессивным, самодостаточным, ориентированным на достижение цели. Женщина – нежной, тактичной, терпеливой, слабой, зависимой, эмоциональной и ориентированной на семью. Эти различия обусловлены накладываемыми ожиданиями и ограничениями, от мужчины требуются большие ожидания, а на женщину накладываются больше ограничений. Но изменение социально-экономических условий под влиянием средств массовой информации и прочих социальных факторов, привели к несоответствию выполняемых гендерных ролей принадлежности полу. И. А. Фурманов, А. А. Реан, Л. М. Семенюк, П. А. Ковалев, опираясь на эмпирические данные, обращают внимание на то, что агрессивное поведение имеет выраженные гендерные и возрастные различия. Эти различия обусловлены как физиологическими особенностями мальчиков и девочек, так и выбором в процессе социализации линий подражания. Мальчики склонны выбирать более агрессивные линии поведения, чаще используют агрессию для самоутверждения, а девочки для разрядки эмоций. П. А. Ковалев, считает, что мальчики склоны проявлять прямую физическую и прямую вербальную агрессию, девочки – прямую вербальную и косвенную вербальную. Л. М. Семенюк утверждает, что в раннем подростковом возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек к вербальной. В среднем подростковом возрасте, как у мальчиков, так и у девочек, наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии, как негативизм. В старшем подростковом возрасте у мальчиков остается негативизм, как доминирующий вид агрессии и вербальная агрессия (которые представлены практически одинаково), а у девочек доминирует – вербальная агрессия.[Семенюк 2007]. По результатам исследований И. А. Фурманова, мальчики наиболее агрессивны в младшем подростковом возрасте, а а девочки в старшем подростковом возрасте. [Фурманов 1997]. Таким образом, проанализировав внутренние и внешние факторы обуславливающие проявление агрессии в подростковом возрасте, отметим, что внутренние факторы способствуют агрессии только в том случаи, если наблюдается определенные нарушения, в то время как внешние факторы постоянно детерминирую проявление агрессии. Знание причин приведших в высокому уровню агрессии, позволит своевременно принять меры по ее снижению, чем предупредить ее проявление на следующем возрастном этапе.


Библиографический список

  1. Артемьева С.Б. Специфика агрессии в подростковом возраста.// спорт в школе.2008. - №14.с.35-45.

  2. Бандура А., Уолтер Р. Подростковая агрессия. – М., 1999. – 512 с.

  3. Берковиц Л. Агрессия:причины последствия и контроль. – Питер,2001. – 512 с.

  4. Боцманова М.Э., Захарова А.В. Подросток и его друзья. – М.,1995. – 80 с.

  5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – Питер,2001. – 352.

  6. Вайкунский Д.С. Агрессия подростков:эмоциональный и кризисный механизм.// Вопросы психоогии: научный журнал. 2010. - №6.с. 33-41.

  7. Волкова, Е. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями. // Дошкольное воспитание. 2010. - №8. с. 56-64.

  8. Волкова, Е. Агрессивный ребенок. – М., 2001. – 324 с.

  9. Глебова Т.М. Профилактика агрессивного поведения подростков.//Профессиональное образование.2008. - №5. с.16-17.

  10. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. – М., 2009. – 243 с.

  11. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры агрессии и агрессивного поведения. // вопросы психологии.996. - №3.с. 23-26.

  12. Кулагина И. Ю, Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. М., 2008. – 464с.

  13. Осницкая А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся. // Вопросы психологии. 1994. - №3.с.6-64.

  14. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности уподростков.//Психологический журнал. 1999. - №11.с.6-10.

  15. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М.,2007. – 101с.

  16. Фром Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.,2003. – 234с.

  17. Фурманов И.А. Детская агрессивность:психодиагностика и коррекция. – М.,1996. – 156 с.

  18. Этуш К.М. Агрессия и подросток. – М.,2001. – 419с.




9