СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные типы характера личностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрываются признаки различных типов характера личностей и оптимальные способы взаимодействия с ними. Знание и различение типов характера детей даёт возможность при общении с ними учитывать их индивидуальные особенности.

Просмотр содержимого документа
«Основные типы характера личностей»


Трофимюк Алла Константиновна

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТЕЙ

АННОТАЦИЯ

Целью методической разработки является раскрытие основных признаков типов характера личностей и оптимальных способов взаимодействия с ними.

Знание и различение радикалов характера детей даёт возможность правильно строить с ними коммуникацию, учитывая при этом психологические особенности каждого.

Данная статья может быть использована преподавателями психологии и педагогики средних профессиональных учебных заведений, а также классными руководителями общеобразовательной школы.


Характер - это система индивидуальных качеств личности и психических свойств, развивающихся на основе темперамента под влиянием среды.

Характер складывается в процессе обучения и воспитания, и проявляется в типичных для данного че­ловека способах деятельности и формах поведения.

"Говоря о характере (что в переводе с греческого означает "чеканка", "печать"), обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определённый отпечаток на все её проявления и выражают специфическое для неё отношение к миру и прежде всего к другим людям" [4, с.720].


Основные типы характера (радикалы)

В Радикал - это шаблон поведения человека, обусловленный психическими и физиологическими особенностями. В каждом человеке сочетается несколько радикалов в различной степени выраженности, которые проявляются в различных жизненных ситуациях. Зная характерные черты каждого из них мы можем понять человека, предвидеть его поступки и соответственно получить возможность управлять его поведением.

1. Истероидный (демонстративный) радикал характеризуется потребностью в постоянном привлечении к себе внимания окружающих. Причём, это происходит на бессознательном уровне. Истеорид старается показать себя в наилучшем виде. Однако, если это ему не удаётся, он стремится привлечь к себе внимание негативными поступками.

Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии хвалят других детей, или уде­ляют им больше внимания. Стремятся привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны претензии на исключи­тельное положение среди сверстников. Чтобы привлечь к себе внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами и орга­низаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро тер­пят фиаско.

В поведении характерна театральность. манерность, наигранность, неискренность Главные чертыэгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, сочувствия.

Истероиду присуща завышенная самооценка. Формированию характера такого радикала способствует воспитание по типу "кумира семьи", когда ему всё разрешается и малейшее его действие положительно оценивается и раздувается до вселенских масштабов, явно не пойдёт ему на пользу.

Самооценка имеет две составляющие:

1) считает себя гениальным во всем.

2) внешне выражает уверенность в своих силах, результативности того, что он делает. На самом же деле он понимает, что успех невелик, хвалиться особо нечем.

Коммуникация. Склонность к самопрезентации, умение подать себя. Любит комплименты, чтобы подчёркивали важность его личности его превосходство, легко приспосабливается к изменяющимся условиям.

Умеет пустить пыль в глаза, показать свою значимость. Склонность к вранью. Для привлечения к себе внимания может рассказывать о себе приукрашенные, надуманные истории. Врёт артистично и при этом сам начинает верить в то, о чём говорит.

Оформление пространства. Всё зациклено на нём (эгоцентризм).

Внешний вид. Яркость, претензия на оригинальность. С детских лет - это красивые украшения. У девочек какие - то бантики, у мальчиков - пряжки, что выделяет их из толпы. Постоянно меняют свой облик, легко подстраиваются под среду, в которой в данный момент находятся.

Такому типу характера лучше выбирать профессии связанные с презентацией товаров, сфера пиара, шоубизнеса. Это артисты, которые могут вжиться в роль, могут привлечь к себе внимание.

2. Эпилептоидный тип. Человек с эпилептоидным типом характера несуетлив, спокойный и решительный, движется уверенно и плавно, но не расслаблено. Он всегда готов к действиям, если что-то нарушит привычный для него ход вещей.

Он реалист, поэтому смотрит прямо перед собой или на оппонента, на то, что находится в области его досягаемости и контроля. Однако, у него неожиданно может возникнуть вспышка гнева. Причём, эти вспышки не предсказуемы и не поддаются контролю со стороны личности. Человек может взорваться по пустяку, абсолютно по незначительному поводу. Возбуждение увеличивается, когда нарастает информационный поток, потому что человеку тяжело с этим справляться и, как следствие, происходит агрессия, которая выливается на окружающих. После того как успокоится, может сожалеть о случившемся.

В основе такого поведения лежит невысокая скорость протекания мыслительных процессов. Он не успевает за скоростью "хаотичного" мира, с его точки зрения. Поэтому как бы пытается замедлить движение и контролировать окружающее пространство. Он стремится взять под контроль ситуацию, в том числе в отношениях с другими людьми, для того чтобы как-то справиться с информационным потоком, и навести порядок.

Для эпилептоида правило и порядок превыше всего. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя неред­ко на высоте, стараются угождать начальству, добиваться определенных преиму­ществ перед сверстниками.

Эпилептоид любит порядок. В квартире всё систематизирует, раскладывает по полочкам. Очень любят чистоту. Органически не выносит грязь. Беспорядок выводит его из равновесия.

Люди эпилептоидного радикала всех людей делит на сильных и слабых. Поэтому в общении с эпилептоидом нужно сразу устанавливать жёсткие рамки, попытаться отстоять право на собственное видение мира. Главное не давать ему почувствовать вашу слабость Если вы этот момент упустите эпилептоид попытается взять контроль над ситуацией и над вами. Если он определит вас как более высокого по статусу, и вы будете демонстрировать свою силу и власть, он будет исполнительным и преданным. Если же вы окажетесь в равной с ним позиции и вам удастся удержать свои границы, он станет вашим другом. Причём, эпилептоид - самый верный друг.

Такие дети любят мучить животных, дразнить младших. В детских компаниях они ве­дут себя как диктаторы.

Их типичные черты —властность, себялю­бие.

Эпилептоидам подходят профессии требующие точности, выдержки и аккуратности. Ювелир, часовщик, зубной техник, хирург (сделает всё чётко, в короткие сроки, примет решение и проведёт блестящую операцию). В армии эпилептоид чувствует себя на своём месте. Подавляющее большинство генералов - это люди с ярко выраженными свойствами эпилептоида.

Люди данного радикала часто встречаются там, где необходимо что-то контролировать или проверять. Это налоговая, аудит, таможня директора и управленцы.

3. Шизоидный тип.

Главные черты шизоидного радикала: погружённость в себя, низкая способность взаимодействовать с другими людьми, высокий интеллект и способность к творчеству. В отличие от эпилептоида, у шизоида нет порядка ни в квартире, ни в оформлении внешности, потому что он постоянно в своём виртуальном воображаемом мире. Его внутренний мир не­редко наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечения­ми. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

Плохая координация движений, поведенческие причуды.

Внешность характеризуется неопрятностью, так как он весь в своих мыслях

Коммуникация. Наиболее существенная черта этого типа — замкнутость. Дети данного радикала предпочитают быть одни или нахо­диться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, эмоционально холодны. В беседе обращают внимание на вторичные признаки. Не могут выделять главное, "вязнет" на мелочах. С другой стороны, это творческие люди, способные увидеть новое.

В общении с такими детьми необходимо соблюдать доброжелательную дистанцию и не стремиться быстро вторгнуться в его личное пространство.

Люди, с шизоидным типом характера - это гении неприспособленные к жизни.

Профессии: компьютерщики, философы, писатели, психологи.

4. Эмотивный тип характеризуется повышенной эмоциональностью и впечатлительностью. С детских лет они тонко чувствуют красоту, способны к глубоким переживаниям, обладают музыкальными способностями, художественной одарённостью. Эти люди не будут привлекать специально к себе внимание, как это делают истероиды. Они спокойны, гармоничны, их отличает задумчивый взгляд, склонность к лирическому настроению, к размышлению.

По характеру они альтруисты, тонко чувствуют других людей, готовые прийти им на помощь, даже в ущерб себе. Заступаясь за других проявляют решительность и активность, а за себя постоять не могут. Не способны противостоять хамству, оказывать сопротивление давлению. Вежливые и деликатные, тонко чувствуют фальшь, не терпят наигранность и неискренность. С ними комфортно.

Профессии: социальные работники, психологи, представители творческих профессий.

5. Тревожный тип характеризуется низким порогом для возникновения тревожных реакций. Они очень чувствительны, тревожное состояние возникает при ожидании неблагоприятного развития событий и ситуаций. Это люди со слабым типом нервной системы.

Формированию такого типа характера способствует воспитание по типу чрезмерной моральной ответственности, когда ребёнок боится разочаровать родителей. У него создаётся мнение, что родители перестанут его любить, если он будет неправильно что-то делать. Поэтому он боится что-то сделать "не так" и постоянно переспрашивает: "правильно ли я поступил"?

Такой человек, как правило, работает на одном месте. Он не склонен менять устоявшийся ритм жизни. Стремиться быть незамеченным, чтобы защититься от своей тревоги. Таким людям нужно давать конкретные поручения и задания. Они очень ответственны, однако боятся не справиться с заданием и сильно переживают, поэтому испытывают стресс.

В общении эти люди никогда не будут навязываться. Речь тихая. Они долго привыкают, присматриваются, взвешивают все "за" и "против". Поэтому при общении с такими детьми надо быть осторожными и деликатными, не торопить их, подбадривать, вдохновлять. Если они поймут, что вы не несёте для них какой-либо угрозы, спокойно будут с вами общаться. Друзей у них не много, как правило, одноклассники. Вместе с тем, они чувствительны, стремятся помочь другим людям.

Одеваются очень скромно, поза обычно закрытая. Они как бы пытаются спрятаться.

Это ответственные исполнители, аккуратные в поручении. Предпочитают не выделяться.

Профессии: библиотекари, музейные работники, бухгалтеры, работники архивов.

6. Паранойяльный радикал сильный тип нервной системы, способный длительное время выдерживать нагрузки. Это люди, которые творят перевороты, революции., целеустремлённые активные правдолюбцы и реформаторы, разрушители старого и завоеватели нового. Борцы за идею. (Джордано Бруно, Фидель Кастро). Они лидеры, руководители, но упрямы, поэтому увидев и ухватившись за одну идею, они абсолютно не способны рассмотреть другие возможности. Говорить им о других возможностях бесполезно. (Хрущёв хотел засадить всё кукурузой. Идея сама по себе не плохая, однако абсолютизация этого - проявление паранойяльного радикала).

Такие люди тяжелы в общении - они заставляют всех подстраиваться под его ценную идею. Не умеют слышать других людей, категоричны в споре..

Особенности жестикуляции: к собеседнику они подходят на довольно близкое расстояние, постоянно жестикулируют, пытаются продвинуть свою идею. Эти люди двигатели прогресса, в общении с ними нужно придерживаться определённой дистанции. С ними нельзя спорить.

7. Гипертимный (циклотимический) радикал характеризуется быстротой нервных процессов. Этот человек энергичный и бесстрашный, искатель приключений и развлечений, нарушитель правил и норм поведения, в частности правил дорожного движения, любитель розыгрышей и подколов. Он в центре событий, активен, позитивен. Вокруг него всегда большое количество людей.

Это бесстрашные люди, однако

У людей этого радикала обычно повышенное однако, иногда настроение может резко упасть вплоть до репрессии. Тогда насколько он радовался, настолько может погрузиться и в депрессию. Причём депрессия будет мрачной, наполненной тоской, (Пример с комиком).

Вместе с тем, этот человек поверхностный. Если вы дадите ему какое - либо поручение и не ограничите его сроками, то скорее всего это поручение он не выполнит. Потому что у него подобных поручений масса. Он начинает дело, но довести его до конца ему довольно сложно.

С таким человеком комфортно общаться потому что он очень коммуникабельный, но в общении бывает навязчивым, из-за отсутствия чувства такта и не умения останавливаться. однако, не обидчивый. Он быстро может собрать большое количество людей, организовать компанию. Способен организовывать культурно-массовые мероприятия. У него много знакомых, связей. Они бесстрашны. Но это бесстрашие, неспоосбность вовремя остановиться не лают ему возможность добиться успеха в реальной жизни.

Движения размашисты, очень шумный. Создаётся впечатление, что занимают много пространства. Самый нечувствительный радикал.

Подростки этого типа отличаются общи­тельностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших об­щих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисципли­нированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми — родителями и педагогами — у них нередко возникают конфлик­ты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят.

Дети гипертимного типа ча­сто переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремят­ся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

Следует обратить внимание на то, что характер не определяет способности и одаренность человека. Большие способности могут встречаться одинаково час­то при любом темпераменте.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М.Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.

2. Котова И.А. Психология. Серия «Среднее профессиональное образование» / И.А. Котова, О.С. Канаркевич, В.Н. Петриевский. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 480с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е 1946 г. /С.Л.Рубинштейн - СП-б.: Питер, 2002. - 720 с. – (электронный ресурс) – Режим доступа: rubinshteyn=osnovu_obzhey_psc.pdf



3