Основные задачи на дроби и проценты
Задача 1. Нахождение части целого.
Андрей вышел из дома к озеру, до которого 900 м. Пройдя
пути, он встретил друга. На каком расстоянии от дома Андрей встретил друга?
Решение:
Целое задано числом 900. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо найти
от 900.
Способ 1.
Найдем
от 900 и результат умножим на 3; получим 900 : 5
(м).
Способ 2.
Умножим 900 на дробь
: 900
(м).
Ответ: 540 м.
Задача 2. Нахождение нескольких процентов от данной величины.
В избирательном округе 35 000 избирателей. В голосовании приняло участие 67% всех избирателей. Сколько человек голосовало?
Решение:
Способ 1.
Сначала найдем 1% всего числа избирателей, т.е. одну сотую целого:
35000 : 100
. Теперь 67% всего числа избирателей: 350 
Способ 2.
Используем умение находить часть целого. 67% выражаются дробью
или 0,67. Чтобы найти
(или 0,67), нужно 35 000 умножить на дробь:
35000
.
Способ 3.
Составим пропорцию:
35 000 избирателей – 100%
х избирателей – 67%

Ответ: 23450 избирателей.
Задача 3. Восстановление целого по известной его части.
Андрей вышел из дома к озеру и, пройдя
расстояния до озера, он встретил друга. Расстояние от дома до встречи с другом составило 540 м. Каково расстояние от дома Андрея до озера?
Решение:
Известна часть целого – число 540. Этой части соответствует дробь
. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо найти по дроби
неизвестное целое.
Способ 1.
Так как 540 – это три пятых целого, то одна пятая – это 540 : 3 = 180 (м). А все целое – это пять пятых и оно равно 180
.
Способ 2.
Используя правило нахождения числа по значению его дроби, имеем:
540 : 
Ответ: 900 м.
Задача 4. Восстановление величины по известным ее процентам.
В избирательном округе голосовало 23 450 избирателей, что составило 67% всех избирателей. Сколько всего избирателей в округе?
Решение:
Способ 1.
Сначала найдем 1% избирателей, принявших участие в голосовании:
23 450 : 67 = 350. Теперь найдем 100% всего числа избирателей: 350
.
Способ 2.
Используем умение восстанавливать целое по известной его части.
67% величины – это 67 ее сотых долей, т.е. 67% выражаются дробью
или о,67.
Чтобы найти целое, нужно 23 450 разделить на дробь: 23450 : 0,67 = 35000.
Способ 3.
Составим пропорцию:
23450 избирателей – 67 %
х избирателей – 100%

Ответ: 35 000 избирателей.
Задача 5. Нахождение отношения величин.
В школе 630 учащихся. В спартакиаде приняло участие 345 учащихся школы. Какая часть всех учащихся школы приняла участие в спартакиаде?
Решение:
Один учащийся школы – это
часть всех учащихся школы. Поэтому 345 учащихся составляют
всех учащихся школы. Сократив полученную дробь, запишем
всех учащихся школы.
Ответ:
всех учащихся школы.
Задача 6. Выражение отношения в процентах.
На телеграфе получено 360 телеграмм. Из них 144 телеграммы – поздравительные. Сколько процентов составляет часть поздравительных телеграмм?
Решение:
Способ 1.
Найдем, какую часть одна величина (число поздравительных телеграмм) составляет от другой (общего числа телеграмм):
- это 40%.
Способ 2.
Составим пропорцию:
360 телеграмм – 100%
144 телеграммы – х%

Ответ: 40%.