Основные закономерности психического развития
ПЛАН:
- Сущность психического развития в онтогенезе.
- Движущие силы психического развития.
- Понятие о ведущей деятельности.
- Обучение и развитие, зоны ближайшего развития.
СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
ОНТОГЕНЕЗ – процесс индивидуального развития.
Человек появляется на свет совершенно беспомощным существом, с неразвитой психикой. Но проходит 18-20 лет, и это беспомощное существо становится личностью, гражданином, способным к активной деятельности, труду, творчеству.
Под влиянием чего это происходит?
СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
БИОЛОГИЗАТОРСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
- В теории биологической обусловленности психических свойств и качеств ребенка, школьника. Согласно этим теориям каждый ребенок имеет природные, наследственные предрасположения к развитию определенных качеств, которые заложены в его организме, информация о которых содержится в генах.
СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
СОЦИОЛОГИЗАТОРСКОЕ НАПРВЛЕНИЕ
- Развитие, считают сторонники этой теории, определяется влиянием неизменной среды (культурного окружения), в которой ребенок живет и развивается. Эта культурная среда предопределяет развитие; сам же человек- пассивный объект влияния такой среды.
СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Достоянием отечественной психологии стал деятельностный подход , согласно которому психика развивается в результате деятельности (жизнедеятельности).
СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
- Под деятельностью понимается активное взаимодействие индивида со средой, направленное на удовлетворение его потребностей.
- Этот подход подразумевает, таким образом, неразрывную связь индивида со средой и его активное взаимодействие с ней как необходимое условие развития психики.
СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
- Деятельностный подход в психологии разрабатывался Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, П.Я.Гальпериным, А.В.Запорожцем, Д.Б.Элькониным, А.Р.Лурией. и др. исследователями. Среди зарубежных психологов К.Левин, Ж.Пиаже, Э.Эриксон, А.Маслоу.
СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
- С позиций отечественной психологии основное содержание онтогенеза составляет предметная деятельность и общение ребенка, прежде всего – деятельность совместная, общение со взрослым.
СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Важное условие психического развития – созревание нервной системы, происходящее на протяжении детства, и это учитывается при организации обучения и воспитания.
СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
- И.П. Павлов указывал, что обучение и воспитание – это образование новых, сложных условных связей и их систем. Таким образом, ведущими в развитии ребенка являются не врожденные особенности его нервной системы, а те новые нервные образования , которые возникают в результате его жизнедеятельности в определенных общественных условиях..
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- Что же является непосредственной причиной изменений, происходящих в психике ?
- Что является непосредственной движущей силой психического развития в детском, подростковом и юношеском возрасте ?
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Личность развивается в силу возникновения в ее жизни внутренних противоречий.
Борьба внутренних противоречий, т.е. непосредственные движущие силы психического развития ребенка, школьника – это те противоречия, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания.
К ТАКИМ ПРОТИВОРЕЧИЯМ ОТНОСЯТСЯ, НАПРИМЕР:
- противоречия между новыми, возникающими у ребенка познавательными потребностями и наличным уровнем психического развития, не дающим возможности полностью удовлетворить эти потребности
- противоречия между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и старыми, сложившимися формами его деятельности и взаимоотношений с окружающими людьми;
- противоречия между растущими требованиями к ребенку, школьнику со стороны общества, коллектива, взрослых и привычными формами его поведения.
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Подобные противоречия разрешаются через формирование более высоких уровней психической деятельности. В результате ребенок, школьник переходит на более высокую ступень психического развития. Потребность удовлетворяется. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается.
ПОНЯТИЕ О ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В онтогенезе источником психического развития является деятельность. Освоение различных видов деятельности, социального опыта неразрывно связано с обучением. (Маленького ребенка близкие взрослые учат пить из чашки, пользоваться ложкой, укачивать куклу и т.д. Позже с помощью учителя и книг ребенок приобретает сложные интеллектуальные умения, разнообразные умения и навыки).
ПОНЯТИЕ О ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Чем старше человек, тем больше видов деятельности он охватывает.
(Если младенец может только эмоционально общаться с матерью и производить простейшие манипуляции с предметами, то дошкольник уже умеет играть, рисовать, петь, танцевать, лепить, учится читать, считать, писать и т.д.)
ПОНЯТИЕ О ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Главные изменения в развитии психических функций и личности, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ .
ПОНЯТИЕ О ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А.Н.Леонтьев выделил три признака ведущей деятельности:
- В рамках ведущей деятельности возникают новые виды деятельности.
- В ведущей деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции.
- От ведущей деятельности зависят наблюдаемые в это время изменения личности.
ПОНЯТИЕ О ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ведущей не может стать любая деятельность, которой отдается много времени. Это такой ее вид, который на данном возрастном этапе обусловливает главные, важнейшие изменения в психике ребенка, школьника.
ПОНЯТИЕ О ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Если какая-то деятельность стала особенно привлекательной для ребенка в том или ином возрасте, это отразится на становлении его личности, но такого глубокого развивающего эффекта, как свойственная данному возрасту ведущая деятельность, она в большинстве случаев не дает.
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПО ВЫГОТСКОМУ
- Чтобы ваш ребенок мог успешно двигаться вперед, нужно правильно определить его зоны актуального и ближайшего развития.
- Эти понятия ввел в 1930-х годах выдающийся педагог и психолог Л. Выготский.
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПО ВЫГОТСКОМУ
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ – это те задачи, которые малыш выполняет неуверенно. Чтобы успешно с ними справиться, ему требуется помощь взрослого.
ЗОНА АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПО ВЫГОТСКОМУ
Если же малыш даже после совместной работы со взрослым не научился самостоятельно справляться с задачей, значит, она пока находится в зоне актуально недоступного, и требуется время, чтобы эта задача перешла в ЗБР.
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПО ВЫГОТСКОМУ
"Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития"
Выготский Лев Семенович
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПО ВЫГОТСКОМУ
Пример первый. На детской площадке гуляют Витя и Петя с мамами. Витя пытается взобраться по лестнице на горку. Мама, вытянув руки, страхует его от падения, но не помогает, а подсказывает, куда лучше поставить ногу или руку. Петя тоже хочет на горку: он протягивает к маме руки, и она подсаживает его на самую вершину. В результате через пару прогулок Витя научился сам залазить на горку, а Петя не освоил новый для него навык.
В чем ошибка родителей?
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПО ВЫГОТСКОМУ
Пример второй. Папа Саши настолько идеализировал способности своего годовалого сына, что купил ему конструктор для малышей от 3 лет. Однако сын разочаровал его. Саша стал тянуть в рот детали, интересовался яркой коробкой, а к объяснениям папы остался равнодушным.
В чем ошибка родителей?
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПО ВЫГОТСКОМУ
ЗБР – это те задачи, к которым малыш проявляет интерес, с которыми способен справиться, если взрослые создадут опору или направят его собственные мысли и действия в нужное русло. То, что ребенок сегодня выполняет с помощью родителя или педагога, но уже завтра способен будет выполнить самостоятельно, и является его зоной ближайшего развития, которая в ходе детских усилий и посильного умственного напряжения становится зоной актуального развития.
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПО ВЫГОТСКОМУ
Как определить зону ближайшего развития?
Диагностику ЗБР проводят профессиональные психологи и педагоги на основе специальных опросников для родителей и в ходе наблюдений за детьми.
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПО ВЫГОТСКОМУ
Задание: подберите диагностики для детей младшего школьного возраста для определения зоны ближайшего и/или актуального развития.