СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«основные формы и методы работы классного руководителя по профилактике правонарушений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Весь комплекс воспитательной работы классного руководителя направлен на то, чтобы объединить, скорректировать влияние социального окружения, школы, семьи, детского коллектива.

Просмотр содержимого документа
««основные формы и методы работы классного руководителя по профилактике правонарушений»»

«ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ»

Лызова Т. А. – классный руководитель 4 класса.

Цель работы: профилактика и  оказание своевременной и квалифицированной помощи детям и их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.

    В начале каждого учебного года классный руководитель ставит перед собой следующие задачи:

-  создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;

- оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем;

- сформировать у ребенка позитивные ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;

- оказать семье учащегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании.

И реализует их с помощью методов и форм:

  • беседа;

  • наблюдение;

  • тестирование;

  • анкетирование;

  • анализ;

  • консультирование;

  • индивидуальная работа;

  • групповая работа;

  • диагностика.

В классном коллективе классные руководители создают условия нормального воспитания и развития личности ребенка:

·      гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;

·      демократические принципы и стиль общения между учителями и воспитанниками;

·      разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;

·      возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.

Работа классных руководителей по правовому воспитанию и профилактике правонарушений носит систематический характер. Работа должна вестись в соответствии с планом воспитательной работы по следующим направлениям:

а) профилактическая работа; 
б) организация досуга; 
в) работа с родителями;  

г) работа с трудными детьми.

 С начального периода пребывания ребенка в школьных стенах нужно вести специализированную работу по профилактике правонарушений.

 В начале каждого учебного года классными руководителями создаётся паспортизация семей, выявляются  трудные дети, создаётся  банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи. Классные руководители посещают семьи, составляют акты посещения.

Весь комплекс воспитательной работы классного руководителя направлен на то, чтобы объединить, скорректировать влияние социального окружения, школы, семьи, детского коллектива. Целостный характер личности ученика предполагает интегративную деятельность классного руководителя и использование комплекса разнообразных средств влияния на воспитание учащихся. Требуется не хаотичный подбор разрозненных мероприятий, а планомерный и целенаправленный процесс, который может быть осуществлен в рамках системного подхода, предполагающего педагогическую диагностику; планирование воспитательного процесса по аналитическим данным; организацию воспитательной работы с учащимися и родителями; анализ собственной педагогической деятельности.

1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики плохого поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками.

2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. 
Классные руководители ведут ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учеником выясняют у родителей причину отсутствия.

3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Организация предметных и спортивных олимпиад, участие в дистанционных  конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.  

4. Пропаганда здорового образа жизни исходит  из потребностей детей и их естественного природного потенциала. С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, выявляются сильнейшие учащиеся и формируются сборные команды школы для участия в школьных соревнованиях. В начале каждого учебного года составляется  календарь спортивно-массовых мероприятий, проводятся Дни Здоровья, соревнования по футболу и т.д.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются не только специалисты (медики, психологи), но и широко используется детский потенциал. 
В пропаганде здорового образа жизни посвящены такие мероприятия:

·         Неделя безопасности дорожного и движения и безопасности на льду;

·         Проведение классных часов по тематике: «Здоровый образ жизни».

 5 . Работа с родителями. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении строится планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. 
Важными направлениями в этой работе являются:

  • установление доверительных отношений между родителями и педагогом;

  • разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;

  • формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь, как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;

  • формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании. 

Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию учащихся согласно их возрастных особенностей. Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей. 

 6. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с плохим поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы. 

Надо отметить, что для воспитания неблагополучных детей нет, и не может быть, каких-либо специфических, пригодных только для них уникальных методик. Главное, что должен сделать педагог, - помочь воспитаннику выйти «из ситуации социальных травм». «Трудному» ребенку для всемерного развития и расцвета его внутренних человеческих способностей и задатков необходимо состояние «психологической защищенности», поэтому классный руководитель должен утвердиться в готовности становиться рядом и действовать вместе с каждым внешне «непривлекательным» учеником. Для этого к нему самому и к организации всей его жизнедеятельности требуется приложить определенные дополнительные усилия.

Школьный опыт и педагогическая наука свидетельствуют о том, что деятельность классного руководителя по профилактике правонарушений результативна тогда, если она ведется целенаправленно, системно, в тесном взаимодействии с семьей и общественностью.

 

  • https://infourok.ru/statya-na-temu-formi-i-metodi-raboti-klassnogo-rukovoditelya-po-profilaktike-pravonarusheniy-280794.html;

  • https://www.metod-kopilka.ru/organizaciya_raboty_klassnogo_rukovoditelya_po_profilaktike_prestupleniy_i_pravonarusheniy-50094.htm;