Основные направления коррекционно-педагогической работы:
Создание охранительного речевого режима. Ограничение речевого общения и организация щадящего речевого режима.
Учебная и повседневная жизнь заикающихся организовывается так, чтобы свести речь к минимуму. На занятиях педагоги ограничиваются сообщением какого-либо материала и не требуют устных ответов. В этот период организовываются такие игры, чтобы дети меньше говорили (ри сование, кивание, аппликация и т.п.). Щадящий речевой режим создаётся ограждением ребёнка от пребывания в конфликтных ситуациях, примером спокойной чёткой речи взрослых и проявлением ими тонкого педагогического такта, исключением участия детей в эмоционально-значимых мероприятиях, организацией режима дня и т.п. Речевое общение ребёнка в этот период должно быть элементарным по форме (использование сопряжённых и отражённых форм речи), содержать однословные ответы. Для этого вопросы взрослых должны иметь ключевое слово для ответа или предполагать короткий ответ («Ты хочешь яблоко или банан?» «Банан»; «Ты хочешь яблоко?» «Нет»). Родители должны придерживаться тех речевых правил, которые рекомендуются учителем-дефектологом. Длительность режима ограничения речи различна, как правило, охватывает неделю—полторы недели с начала коррекционной работы. Но, проанализировав состояние речи Максима, этот этап можно исключить, так как его заикание имеет легкую форму.
Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления.
Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые позволяют ребёнку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т.д. Такие упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата:
КУЛАЧКИ
Сидя. Свободно положить руки на колени, ноги слегка расставить. Сжать покрепче пальцы в кулак, подержать несколько секунд. Затем распрямить пальцы рук и спокойно положить на колени.
В кулачок ладонь сожми, кулачками постучи.
Сейчас, девочки и мальчики,
отдыхать будут ваши пальчики.
ЗАМОК
Стоя. Ноги врозь, руки опущены, пальцы переплетены в замок. Руки с переплетёнными пальцами поднять и занести за голову, напрячься и после чтения последних строчек стихотворения резко опустить руки с одновременным расслаблением.
Ай, люли, ай, люли! Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые, Золотые ворота.
СОСУЛЬКА
Стоя. Представить, что «сосулька висит», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая всё тело. После слов «Солнце взойдёт и гвоздь упадёт», опустить руки, расслабляя их.
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдёт, Гвоздь упадёт.
ЛИСТЬЯ
Стоя. Представить, что «листья растут», тянуть руки вверх с напряжением. После слов «А осенью опадают...» сбросить руки вниз, встряхнуть расслабленными руками.
Летом вырастают,
А осенью опадают.
ЧАСИКИ
Стоя. Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесён на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.
Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так:
Влево, вправо,
Влево, вправо.
ДОЖДЬ
Сидя. Голову поднять и тянуть шею вверх. Мышцы шеи напряжены. Такое положение сохранять во время чтения всей загадки. Затем голову опустить вниз и расслабить мышцы шеи.
Поглядите, поглядите — Потянулись с неба нити!
Эта тоненькая нить
Землю с небом хочет сшить.
ОРЕХ
Сидя. Сжать зубы и губы. Челюсти напряжены. Представить, как сжимается и разгрызается крепкий орех. После слов «А попал под молоток» расслабить мышцы челюсти, приоткрыть рот, разомкнуть зубы, приоткрыть губы.
Круглый, зрелый, загорелый
Попадался на зубок.
Попадался на зубок,
Расколоться всё не мог,
А попал под молоток,
Хрустнул раз — и треснул бок.
Развитие моторных функций. Развитие коорди нации слова и ритмизованного движения.
Упражнение 1. Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счёт, дни неде ли) и фразы (чистоговорки, пословицы). На каждый шаг — слог:
l а-у-а-у-а-у;
l ап-ап-ап-ап;
l па-па-па-па;
l та-та-та-та и др.
l От топота копыт пыль по полю летит.
l Ехал Грека через реку.
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку.
Рак за руку Греку цап.
Упражнение 2. Прыжки вправо-влево на правую и левую ноги. Произносить на выдохе:
l упа-опа-ипа-апа; па-по-пу-пы;
l паф-пофпуф-пыф; l хоп-хоп-хоп-хоп и др.
Упражнение 3. Медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога громким хлопком или голосом:
l та—тату—татату—тэта—mama—татата.
Упражнение 4. Отхлопывание ритма слов и предложений с одновременным произнесением. Каждый удар ладони приходится на гласный звук:
l руки—рука, замок—замок.
l ноги—нога, атлас—атлас.
l горы—гора, пироги—пироги.
l козы—коза, гвоздики—гвоздики, совы—сова, кружки—кружки.
l Я бегу, бегу, бегу.
l Я пою, пою, пою.
Формирование фонационного (речевого) дыхания.
Необходимо приучить детей делать вдох без напряжения, не поднимая плеч, чтобы он был мягким и коротким, но достаточно глубоким, а выдох — длительным и плавным, без фиксации внимания на этих процессах. При этом следует постоянно напоминать детям, что говорить нужно только на выдохе.
Работа над плавностью речи в различных её формах. Развитие интонационных характеристик речи.
Работа над плавностью речи начинается с формирования у детей понятия о гласных как основе нашей речи. Учитель-дефектолог объясняет детям, что от правильного произношения всех гласных звуков зависит полнозвучность голоса, плавность и темп речи. Воздух расходуется в основном на гласные звуки, они произносятся широко и громко, в каждом слове обязательно выделяется ударный гласный. Плавность речи отрабатывается сначала в элементарных речевых формах:
l на произнесении отдельных гласных звуков;
l на сочетаниях гласных звуков (двух, трёх, четырёх, пяти
l на слоговых сочетаниях согласных звуков с гласными
l на произнесении фраз из одного слова;
l на произнесении коротких фраз;
l на произнесении длинных фраз с логической паузой.
Параллельно проводится работа по развитию интонационновыразительной стороны речи (произнесение гласных звуков, повышение, понижение голоса в конце фразы).
Воспитание личности заикающегося ребёнка.
первый закон: прежде подумайте, потом говорите. Он лучше запомнится, если выучить четверостишие:
Сказать тебе нужно немало,
Спокойно подумай сначала,
Но с этим не надо спешить.
Потом начинай говорить.
второй закон: Говорите в спокойном темпе. А вот как он звучит в рифмованных строках:
Кто очень быстро говорит,
Сказать, не думая, спешит,
И строчки вдруг теряет,
Сказать: Не торопиться, не спешить!
И станет наша речь красивой,
И чёткой, и неторопливой
третий закон: Говорите всегда на выдохе. Стихотворение учим в медленном темпе:
Всегда говорим мы, когда выдыхаем,
Как будто бы парус мы ртом надуваем.
четвёртый закон: Выделяйте долгие гласные звуки в словах.
Чтобы не попасть в беду и не утонуть в океане речи, нужен спасательный круг — символ четвёртого закона, который легко запомнить, выучив следующие строки:
В море опора — спасательный круг,
Если случится беда,
Также в слове — долгий наш звук
Служит опорой всегда.
— А теперь отдохнём, поиграем в слова. Играя, мы отрывисто произносим слова, потому что они не связаны между собой по смыслу. Если они связаны по смыслу, значит это предложение, и вот наш пятый закон:
Слова в предложении произносите слитно.
Плавно, слитно льётся речь,
Так вода умеет течь.
Шестой закон: В конце каждого предложения делайте паузу.
Говори и отдыхай,
Якорь с корабля бросай,
Паузу-якорь не забудь
Отдохни и снова в путь.
Седьмой закон: после смыслового отрезка делайте паузу:
Хочешь фразу удлинить,
Умей фразу разделить.
Скажешь чётко два-три слова,
Вдох бери спокойно снова.
И вот мы вывели восьмой закон: В каждом предложении выделяйте главные по смыслу слова — делайте логические ударения.
Слово главное найдём.
В каждом предложении.
Мысль любую подчеркнём,
Сделав ударение.
Девятый закон: при разговоре спокойно смотрите на собеседника:
Моряк уверенно глядит
В лицо любым штормам.
И на того, с кем говорим,
Смотреть не страшно нам,
Ты, как моряк, вперёд гляди,
Общаясь, взгляд не отводи!