СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные принципы обучения чтению и письму.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  период обучения грамоте необходимо содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к знаниям по русскому языку, развивать их языковое чутьё, умение наблюдать факты речи , способность анализировать звуковые явления.

Просмотр содержимого документа
«Основные принципы обучения чтению и письму.»

Основной принцип обучения чтению и письму       учитель начальных классов  МБОУ СШ № 19  Трохлиб  Оксана Владимировна.

Основной

принцип обучения

чтению и письму

учитель начальных классов

МБОУ СШ № 19

Трохлиб

Оксана Владимировна.

 Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребенка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.  Цель курса «Обучение грамоте» - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка.

Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу.

Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребенка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.

Цель курса «Обучение грамоте» - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка.

 Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:  сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения; обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей; обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей; развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

  • сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;
  • обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;
  • обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;
  • развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
 При освоении звукобуквенного письма используется  современный вариант звукового  аналитико-синтетического  метода.        Новая система обучения грамоте базируется на трех основных принципах:   коммуникативном,  познавательном,  семиотическом (знаковом).

При освоении звукобуквенного письма используется

современный вариант звукового

аналитико-синтетического

метода.

Новая система обучения грамоте базируется на трех основных принципах:

коммуникативном,

познавательном,

семиотическом (знаковом).

. Коммуникативная направленность  курса позволяет: сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки; дать представление о тексте как продукте речевой деятельности; осознать язык как средство общения; сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.

.

Коммуникативная направленность

курса позволяет:

  • сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки;
  • дать представление о тексте как продукте речевой деятельности;
  • осознать язык как средство общения;
  • сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.
2. Познавательная ориентация  курса позволяет: изучать язык как культурно-исторический процесс — от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.; освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания; освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания; обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления. развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл . формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию;

2. Познавательная ориентация курса позволяет:

  • изучать язык как культурно-исторический процесс — от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.;
  • освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания;
  • освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания;
  • обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления.
  • развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл .
  • формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию;
3. Семиотический принцип  даёт возможность: раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают); осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности; выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак — значение, значение — звучание (содержание — форма); познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д.

3. Семиотический принцип даёт возможность:

  • раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают);
  • осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности;
  • выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак — значение, значение — звучание (содержание — форма);
  • познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д.
  Период обучения грамоте включает  три этапа:  1.Добукварный период. 2. Букварный период. 3. Послебукварный период.

Период обучения грамоте включает

три этапа:

1.Добукварный период.

2. Букварный период.

3. Послебукварный период.

Ядро программы обучения грамоте составляет начальное осознание детьми взаимосвязи между целевой, содержательной сторонами речи и формальными средствами ее выражения (грамматикой, знаками). Слово в этот период выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В ходе активного употребления языка ребенок сам открывает его правила, сам устанавливает объективно существующие взаимосвязи, осмысливая таким образом собственный дошкольный опыт пользования языковой системой .

Ядро программы обучения грамоте

составляет начальное осознание детьми взаимосвязи между целевой, содержательной сторонами речи и формальными средствами ее выражения (грамматикой, знаками).

Слово в этот период выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В ходе активного употребления языка ребенок сам открывает его правила, сам устанавливает объективно существующие взаимосвязи, осмысливая таким образом собственный дошкольный опыт пользования языковой системой .

 Основной способ усвоения детьми устной и письменной речи - самостоятельная речевая деятельность ребенка и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.  На дальнейших этапах обучения не столько увеличивается объем материала, сколько изменяется степень глубины, сложности и многоаспектности его анализа. Техника чтения и письма формируется в  основном в период обучения грамоте.

Основной способ усвоения детьми устной и письменной речи - самостоятельная речевая деятельность ребенка и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.

На дальнейших этапах обучения не столько увеличивается объем материала, сколько изменяется степень глубины, сложности и многоаспектности его анализа. Техника чтения и письма формируется в

основном в период обучения грамоте.

 Обучение чтению строится по методике   Аналитико-синтетического и  звуко-буквенного метода.  Который включает в себя :  1. Последовательное неразрывное озвучивание каждой буквы с учетом позиционных мен. 2. Постепенно, от этапа к этапу, нарастает длина слов, появляется стечение согласных, расхождение звукового и буквенного состава, расхождение количества звуков и количества букв. Такой подход к порядку изучения букв и постепенному усложнению слов позволяет детям самостоятельно открыть правила чтения; вывести правила написания звонких согласных и проверяемых безударных гласных в корне; осознать написание гласных после шипящих и проч., т.е. вполне естественно войти в грамматическую систему языка.

Обучение чтению строится по методике

Аналитико-синтетического и

звуко-буквенного метода.

Который включает в себя :

1. Последовательное неразрывное озвучивание каждой буквы с учетом позиционных мен.

2. Постепенно, от этапа к этапу, нарастает длина слов, появляется стечение согласных, расхождение звукового и буквенного состава, расхождение количества звуков и количества букв. Такой подход к порядку изучения букв и постепенному усложнению слов позволяет детям самостоятельно открыть правила чтения; вывести правила написания звонких согласных и проверяемых безударных гласных в корне; осознать написание гласных после шипящих и проч., т.е. вполне естественно войти в грамматическую систему языка.

  Существенное расширение языкового материала является необходимым условием для организации активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями, волевым напряжением, для освоения ими адекватных форм и средств общения, для ускоренного формирования навыков чтения и письма.  Уже в букварный период , кроме традиционно центральной темы

Существенное расширение языкового материала является необходимым условием для организации активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями, волевым напряжением, для освоения ими адекватных форм и средств общения, для ускоренного формирования навыков чтения и письма.

Уже в букварный период , кроме традиционно центральной темы "Фонетика", ученикам предоставляется возможность широких грамматических наблюдений в области синтаксиса, морфологии и словообразования.

Основная цель наблюдений в этот период - способствовать формированию навыков правильного чтения и правильного письма.  К ее достижению приводят следующие линии работы: первичное осознание различения слов по смыслу,грамматическому и звуко-буквенному составу; начальное наблюдение  детьми трех основных принципов русской орфографии: фонетического, морфемного, традиционного, или исторического.

Основная цель наблюдений в этот период - способствовать формированию навыков правильного чтения и правильного письма.

К ее достижению приводят следующие линии работы:

  • первичное осознание различения слов по смыслу,грамматическому и звуко-буквенному составу;
  • начальное наблюдение детьми трех основных принципов русской орфографии: фонетического, морфемного, традиционного, или исторического.
    В программе предусмотрено наблюдение сильных и слабых позиций звуков в слове, расхождения написания и произношения слов, вводятся понятия родственных слов и форм слов, понятие

В программе предусмотрено наблюдение сильных и слабых позиций звуков в слове, расхождения написания и произношения слов, вводятся понятия родственных слов и форм слов, понятие "корень", сравниваются слова с проверяемыми написаниями в корне (нора - норы, снег - снега) с написаниями непроверяемыми, традиционными (ча, ща, чу, щу, жи, ши, же, ше); наблюдение изменения грамматической структуры слов в предложении, в зависимости от цели высказывания, практическое ознакомление с основными признаками предложения и слова. Этой функции служит сравнение

предложений, различающихся по цели

высказывания и интонации, сравнение

использования других средств, выражающих

смысл предложения: форм слов,

служебных слов, порядка слов, интонации.

Виды заданий и упражнений для учащихся в период обучения грамоте. 1 Поэтапный фонетический разбор  Включает  основные способы ведения фонетической работы – наблюдение над артикуляцией звуков, предъявление приема протяжного или усиленного произнесения звука, выполнение действия по образцу, фонетический опыт (эксперимент), моделирование, фонетическое конструирование. 2 Звуковой анализ слов  Призван помочь первоклассникам накопить фонетический опыт и отточить фонетические умения. В основе фонетической работы на всем протяжении обучения должны лежать собственные действия ученика со звучащим словом. Главная рекомендация учителя: «скажи и послушай слово».— это прием,  помогающий маленькому школьнику обрести  свой собственный опыт.

Виды заданий и упражнений для учащихся в период обучения грамоте.

1 Поэтапный фонетический разбор Включает основные способы ведения фонетической работы – наблюдение над артикуляцией звуков, предъявление приема протяжного или усиленного произнесения звука, выполнение действия по образцу, фонетический опыт (эксперимент), моделирование, фонетическое конструирование.

2 Звуковой анализ слов

Призван помочь первоклассникам накопить фонетический опыт и отточить фонетические умения. В основе фонетической работы на всем протяжении обучения должны лежать собственные действия ученика со звучащим словом.

Главная рекомендация учителя:

«скажи и послушай слово».— это прием,

помогающий маленькому школьнику обрести

свой собственный опыт.

3 Создание специальных проблемных ситуаций.  Позволяет детям почувствовать и осознать необходимость в новом знании для решения учебно-практической задачи письма и чтения. Букварь же представляет собой последовательность учебно-практических задач, решая которые дети открывают законы русской графики и орфографии.

3 Создание специальных проблемных ситуаций.

Позволяет детям почувствовать и осознать необходимость в новом знании для решения учебно-практической задачи письма и чтения.

Букварь же представляет собой последовательность учебно-практических задач, решая которые дети открывают законы русской графики и орфографии.

На доске: Дед Данила делил дыню: Дольку – Дине, Дольку - Диме, 1) чтение хором 2) чтение по рядам с нужной интонацией   4 Артикуляционная разминка  - Сколько раз встретилась буква Д, которая обозначает мягкий звук? - Сколько раз - твердый? - В каких словах букв больше, чем звуков? - Почему?

На доске: Дед Данила делил дыню:

Дольку – Дине, Дольку - Диме,

1) чтение хором

2) чтение по рядам с нужной интонацией

4 Артикуляционная разминка

- Сколько раз встретилась буква Д, которая обозначает мягкий звук?

- Сколько раз - твердый?

- В каких словах букв больше, чем звуков?

- Почему?

5 Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения.    а) Чтение трудных слов с доски с последующим объяснением значения этих слов, чтение слов наоборот : ецнлос ансев цясем б) Чтение наложенных друг на друга слов :

5 Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения.

а) Чтение трудных слов с доски с последующим объяснением значения этих слов, чтение слов наоборот : ецнлос ансев цясем

б) Чтение наложенных друг на друга слов :

в) Чтение согласных по таблице.  Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают  15 согласных одного ряда:  БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС КВМСПЛБШГРДБЛСТ ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН ФЩМЖДШХЧМКПБРВС ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ г) Чтение по таблице – треугольнику . Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма; мо; му; мы; ми (или смотрят на цифру 1 и читают все слоги).

в) Чтение согласных по таблице.

Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают

15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС КВМСПЛБШГРДБЛСТ ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН ФЩМЖДШХЧМКПБРВС ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

г) Чтение по таблице – треугольнику .

Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма; мо; му; мы; ми (или смотрят на цифру 1 и читают все слоги).

6. Ролевое чтение.  Вызывает массу чувств, эмоций. 7. «Игра в прятки»  Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего.   8. «Мнимое слово»  Учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.

6. Ролевое чтение.

Вызывает массу чувств, эмоций.

7. «Игра в прятки» Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего.

8. «Мнимое слово» Учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.

Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения.       10.  «Хоровое чтение»  Здесь уже на равных  работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.   9. «Чтение за диктором».   Такой вид работы помогает слабо читающему ученику.

Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения.

10. «Хоровое чтение»

Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.

9. «Чтение за диктором».

Такой вид работы помогает слабо читающему ученику.

Заключение.  В период обучения грамоте необходимо содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к знаниям по русскому языку, развивать их языковое чутьё, умение наблюдать факты речи , способность анализировать звуковые явления.  В решении этих задач огромное значение имеют различные виды разбора языкового материала, которые различаются по содержанию, объёму и способу выполнения. Учебники и технология обучения должны сделать процесс обучения психологически комфортным, помочь ребёнку полностью реализовать себя.

Заключение.

В период обучения грамоте необходимо содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к знаниям по русскому языку, развивать их языковое чутьё, умение наблюдать факты речи , способность анализировать звуковые явления. В решении этих задач огромное значение имеют различные виды разбора языкового материала, которые различаются по содержанию, объёму и способу выполнения. Учебники и технология обучения должны сделать процесс обучения психологически комфортным, помочь ребёнку полностью реализовать себя.