МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» Основы информационной безопасности через уроки Основы светской этики Выполнила: Расторгуева А.Ю., учитель русского языка и литературы | |
Содержание.
Введение. | 3 |
Информационные виды опасностей при использовании средств связи. | 5 |
Заключение. | 9 |
Список литературы. | 10 |
Приложения. | 11 |
| |
Введение.
Актуальность доклада обусловлена влиянием информатизации на все сферы жизни общества.
Осуществляемый в последние годы в российском образовании переход на новые образовательные стандарты ещё больше расширяет возможности применения ИКТ в образовании различными категориями общества. Не только работу современного учителя сложно представить без применения компьютерных технологий, но и школьников, не владеющих азами работы за компьютером и не интересующимися его возможностями в сфере общения. Вместе с тем мне хотелось бы отметить ряд моментов наблюдаемых в информационном обществе, а именно:
общество практически перешло от образования в условиях ограниченного доступа к информации к образованию в условиях неограниченного доступа к информации;
многие знания школьники узнают на практике: поиск и структурирование информации, оформление своих исследований;
осуществляемый уровень контроля над распространением нежелательной информации в Интернете является слабым и несовершенным;
благодаря совершенствованию технических средств связи скорость распространения информации в социуме растёт;
всё чаще имеет ценность не сами знания, а сам факт получения информации;
негативный аспект влияния информации на социально-нравственные ориентиры общества.
В ходе просмотра публикаций, накопления личного опыта в использовании различных технических устройств, общения с родителями, учениками, коллегами ко мне пришло понимание того, что проблема информационной безопасности является одной из основных угроз современному обществу, без решения которой не представляется возможным полноценное развитие этого общества. Следовательно, и современный школьник, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков негативной информации. Понимая, что одним из основных видов деятельности школьника является учебная деятельность и, осознавая значимость информационной безопасности детей для будущего общества и образования, считаю необходимым формировать определенный «багаж» знаний и практических решений по этой проблеме как процесс обучения для адекватного восприятия и оценки информации.
Осознание актуальности проблемы информационной безопасности в моей педагогической деятельности определило тематику данной работы: «Основы информационной безопасности через уроки ОРКСЭ», целью которой является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, внедрение информационных технологий в процесс обучения. Была выдвинута гипотеза: если системно проводить работу по формированию теоретических и практических знаний школьников, то можно снизить или избежать негативного эффекта нежелательной информации.
Целью данной работы является формирование определённых теоретических и практических знаний и навыков поведения школьников в условиях информационного общества через осознание ценности человеческой жизни, воспитании нравственности, основанной на свободе совести
Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи:
дать представление детям и родителям об информационных видах опасностей при использовании средств связи школьникам и становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
разработать содержание теоретической и практической подготовки для школьников и их родителей.
Информационные виды опасностей при использовании средств связи.
Прежде, чем приступить к рассмотрению информационных видов опасностей, считаю необходимым определить ряд понятий «информационная безопасность», «личная информационная безопасность».
Итак, под информационной безопасностью будем понимать защищенность жизненно важных информационных ресурсов и систем от внешних и внутренних посягательств и угроз для граждан.
Рассматривается ли эта проблема учителями при изучении школьниками курса ОСЭ как отдельная тема(глава?). Нет. Вместе с ребятами мы выяснили, что в учебниках и методических пособиях ОРКСЭ, в той или иной степени нашли отражение следующие аспекты проблемы безопасности информации:
правовая охрана программ и данных;
защита информации;
проблема ложной информации;
защита Интернет;
свобода слова и цензура в Интернет;
соблюдение прав человека;
надежность работы компьютера и безопасность общества.
К сожалению, в этих материалах не дают в полной мере ответа на вопрос, как обеспечить личную безопасность в информационном обществе, так как информационная культура не сводится только к информационным технологиям, она включает мировоззренческий, нравственный, психологический и другие гуманитарные компоненты.
Что же такое личная безопасность? Личная информационная безопасность - защищенность человека от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей.
И, наконец, «информационная безопасность детей» - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. Данное понятие юридически закреплено в федеральном законе (ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").
Я думаю, ни для кого не секрет, что наибольшую угрозу личной информационной безопасности представляет поиск, получение, распространение информации через такие средства связи как сеть Интернет и мобильные устройства связи. На уроках « Добро и зло», Этикет» («У меня зазвонил телефон»), мы закрепляем знания детей об опасных ситуациях и как ориентироваться при вызове служб экстренной помощи: компьютерной, пожарной, полиции, скорой помощи. Приведём основные информационные виды опасностей при использовании сети Интернет и мобильных устройств:
Мошенничество в Интернете –
фальшивые антивирусные программы;
«липовые» акции;
просьба «друзей» сообщить пароль;
Мобильное мошенничество
Мошенничество является не единственной опасностью, подстерегающей детей в информационной среде. Наиболее опасным я считаю использование информационных ресурсов в целях искаженного формирования мировоззренческих и нравственных ценностей через ознакомление различных материалов нежелательного характера как-то: ненормативная лексика, порнография, разжигание межнациональной розни, материалы суицидальной и сектантской направленности, онлайновое пиратство. Также серьёзную опасность представляет интернет-зависимость и азартные игры. Об этом мы обязательно говорим на таких уроках, как «Нравственный поступок», « Совесть», «Особенности морали».
Считаю, что одним из эффективных способов решения проблемы информационной безопасности является изучения такого предмета, как ОРКСЭ, который проводится не с целью возврата церковного обучения, а как элемент информационной культуры, воспитывающий, формирующий духовность.
Естественно, что теоретические знания приносят большую пользу, если их перевести в практическую плоскость
Для восполнения пробелов в сфере информационной безопасности у школьников и родителей, а также с целью получения достоверной информации по результатам проведенной с ними работы мною было проведено анкетирование в ноябре 2014г. (5 классы начальной школы – 70 чел.) (Приложение 2) и апреле 2015г.
В промежутке между анкетированием с ноябрь 2014г. по апрель 2015г. была проделана следующая работа:
Проведены уроки : «Моральный долг», «Если случилась беда… Что делать?», «Этикет», тема «И мобильный телефон бывает опасен».
Составлены памятки и рекомендации для детей и родителей по безопасному использованию сети Интернет и мобильных устройств связи: «Наши семейные правила»(Приложение 4,5),
Для родителей организована консультация по теме «Как защитить детей в Интернете». Рекомендации родителям «Как быть уверенным, что интернет безопасен для ваших детей?» (Приложение 8)
Результаты анкетирования детей в 2014 и 2015г. показали, что:
Основная цель использования Интернет - это общение; выросло количество ответов «поиск интересной информации»(на 13%) и «подготовка домашнего задания»(на 6%).
Интернет детьми воспринимается как обычное рядовое явление в их жизни и настолько необходимое, что, лишившись его на время, они не понимают, что им теперь делать – зависимость школьников от ресурсов Интернет становится всё более очевидной(на 16%).
Все дети имеют в круге своего общения виртуальных друзей, но при этом дети в подавляющем большинстве из возрастной категории 8-12 лет под «виртуальными друзьями» подразумевают своих одноклассников, родственников, то есть как раз тех людей, которых они знают по-настоящему.
Есть хороший рост в понимании плохой, ложной информации, видов мошенничества(на 28%).
Примечательно, что со снижением процента детей, которых оскорбляют или запугивают в Интернете(на 9%), возросло количество детей, считающих необходимым быть вежливым и соблюдать правила общения в Интернете(91%).
Результаты анкетирования родителей в 2014 и 2015г. показали, что:
Наблюдается рост ежедневного использования ресурсов Интернет школьниками независимо от места подключения к этим ресурсам(на 23%).
По сравнению с предыдущим анкетированием увеличилось количество родители использующих специальные программные средства для ограничения доступа к сервисам Интернет(на 29%), а при установки плагинов и программ, блокирующих рекламу родителями замечено резкое уменьшение количества негативного контента.
Родители отметили, что даже небольшое соучастие в сетевой жизни ребёнка оказало благоприятное воздействие на их взаимоотношения и снизило уровень тревожности за счёт понимания ситуаций сетевой деятельности детей.
Заключение.
Через проведение личных консультаций с родителями и их детьми, анкетирование, организацию и проведение цикла теоретических и практических занятий с детьми и родителями, считаю, что цель, поставленная в данном докладе, в целом, была достигнута.
Благодаря полученным знаниям в области информационной безопасности детям стало легче ориентироваться и противостоять различным видам мошенничества(на 90%). У родителей появилось больше точек взаимопонимания с детьми через совместное решение возникших трудностей(на 22%) без посторонней помощи.
Хочу отметить, что одними только ограничительными мерами добиться снятия негативного эффекта при использовании сети Интернет и других средств связи невозможно. Поэтому поддержание доверительных отношений родителей со своими детьми существенно облегчить организацию личной информационной безопасности детей.
6