СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы информационной безопасности через уроки Основы светской этики

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не только работу современного учителя сложно представить без  применения компьютерных технологий, но и школьников, не владеющих азами работы за компьютером и не интересующимися его возможностями в сфере общения.

Просмотр содержимого документа
«Основы информационной безопасности через уроки Основы светской этики»

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»





Основы информационной безопасности через уроки Основы светской этики




Выполнила: Расторгуева А.Ю.,

учитель русского языка и литературы















Содержание.

  1. Введение.

3

  1. Информационные виды опасностей при использовании средств связи.

5

  1. Заключение.

9

  1. Список литературы.

10

  1. Приложения.

11







Введение.

Актуальность доклада обусловлена влиянием информатизации на все сферы жизни общества.

Осуществляемый в последние годы в российском образовании переход на новые образовательные стандарты ещё больше расширяет возможности применения ИКТ в образовании различными категориями общества. Не только работу современного учителя сложно представить без применения компьютерных технологий, но и школьников, не владеющих азами работы за компьютером и не интересующимися его возможностями в сфере общения. Вместе с тем мне хотелось бы отметить ряд моментов наблюдаемых в информационном обществе, а именно:

  1. общество практически перешло от образования в условиях ограниченного доступа к информации к образованию в условиях неограниченного доступа к информации;

  2. многие знания школьники узнают на практике: поиск и структурирование информации, оформление своих исследований;

  3. осуществляемый уровень контроля над распространением нежелательной информации в Интернете является слабым и несовершенным;

  4. благодаря совершенствованию технических средств связи скорость распространения информации в социуме растёт;

  5. всё чаще имеет ценность не сами знания, а сам факт получения информации;

  6. негативный аспект влияния информации на социально-нравственные ориентиры общества.

В ходе просмотра публикаций, накопления личного опыта в использовании различных технических устройств, общения с родителями, учениками, коллегами ко мне пришло понимание того, что проблема информационной безопасности является одной из основных угроз современному обществу, без решения которой не представляется возможным полноценное развитие этого общества. Следовательно, и современный школьник, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков негативной информации. Понимая, что одним из основных видов деятельности школьника является учебная деятельность и, осознавая значимость информационной безопасности детей для будущего общества и образования, считаю необходимым формировать определенный «багаж» знаний и практических решений по этой проблеме как процесс обучения для адекватного восприятия и оценки информации.

Осознание актуальности проблемы информационной безопасности в моей педагогической деятельности определило тематику данной работы: «Основы информационной безопасности через уроки ОРКСЭ», целью которой является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании  и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, внедрение информационных технологий в процесс обучения. Была выдвинута гипотеза: если системно проводить работу по формированию теоретических и практических знаний школьников, то можно снизить или избежать негативного эффекта нежелательной информации.

Целью данной работы является формирование определённых теоретических и практических знаний и навыков поведения школьников в условиях информационного общества через осознание ценности человеческой жизни, воспитании нравственности, основанной на свободе совести

Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи:

  1. дать представление детям и родителям об информационных видах опасностей при использовании средств связи школьникам и становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

  2. разработать содержание теоретической и практической подготовки для школьников и их родителей.



Информационные виды опасностей при использовании средств связи.

Прежде, чем приступить к рассмотрению информационных видов опасностей, считаю необходимым определить ряд понятий «информационная безопасность», «личная информационная безопасность».

Итак, под информационной безопасностью будем понимать защищенность жизненно важных информационных ресурсов и систем от внешних и внутренних посягательств и угроз для граждан.

Рассматривается ли эта проблема учителями при изучении школьниками курса ОСЭ как отдельная тема(глава?). Нет. Вместе с ребятами мы выяснили, что в учебниках и методических пособиях ОРКСЭ, в той или иной степени нашли отражение следующие аспекты проблемы безопасности информации:

  • правовая охрана программ и данных;

  • защита информации;

  • проблема ложной информации;

  • защита Интернет;

  • свобода слова и цензура в Интернет;

  • соблюдение прав человека;

  • надежность работы компьютера и безопасность общества.

К сожалению, в этих материалах не дают в полной мере ответа на вопрос, как обеспечить личную безопасность в информационном обществе, так как информационная культура не сводится только к информационным технологиям, она включает мировоззренческий, нравственный, психологический и другие гуманитарные компоненты.

Что же такое личная безопасность? Личная информационная безопасность - защищенность человека от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей.

И, наконец, «информационная безопасность детей» - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. Данное понятие юридически закреплено в федеральном законе (ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").

Я думаю, ни для кого не секрет, что наибольшую угрозу личной информационной безопасности представляет поиск, получение, распространение информации через такие средства связи как сеть Интернет и мобильные устройства связи. На уроках « Добро и зло», Этикет» («У меня зазвонил телефон»), мы закрепляем знания детей об опасных ситуациях и как ориентироваться при вызове служб экстренной помощи: компьютерной, пожарной, полиции, скорой помощи. Приведём основные информационные виды опасностей при использовании сети Интернет и мобильных устройств:

  1. Мошенничество в Интернете –

  • фальшивые антивирусные программы;

  • «липовые» акции;

  • просьба «друзей» сообщить пароль;

  1. Мобильное мошенничество

  • «выигрыши»;

  • «просьбы о помощи»;

  • выманивание паролей;

  • предложение познакомиться;

Мошенничество является не единственной опасностью, подстерегающей детей в информационной среде. Наиболее опасным я считаю использование информационных ресурсов в целях искаженного формирования мировоззренческих и нравственных ценностей через ознакомление различных материалов нежелательного характера как-то: ненормативная лексика, порнография, разжигание межнациональной розни, материалы суицидальной и сектантской направленности, онлайновое пиратство. Также серьёзную опасность представляет интернет-зависимость и азартные игры. Об этом мы обязательно говорим на таких уроках, как «Нравственный поступок», « Совесть», «Особенности морали».

Считаю, что одним из эффективных способов решения проблемы информационной безопасности является изучения такого предмета, как ОРКСЭ, который проводится не с целью возврата церковного обучения, а как элемент информационной культуры, воспитывающий, формирующий духовность.

Естественно, что теоретические знания приносят большую пользу, если их перевести в практическую плоскость

Для восполнения пробелов в сфере информационной безопасности у школьников и родителей, а также с целью получения достоверной информации по результатам проведенной с ними работы мною было проведено анкетирование в ноябре 2014г. (5 классы начальной школы – 70 чел.) (Приложение 2) и апреле 2015г.

В промежутке между анкетированием с ноябрь 2014г. по апрель 2015г. была проделана следующая работа:

  1. Проведены уроки : «Моральный долг», «Если случилась беда… Что делать?», «Этикет», тема «И мобильный телефон бывает опасен».

  2. Составлены памятки и рекомендации для детей и родителей по безопасному использованию сети Интернет и мобильных устройств связи: «Наши семейные правила»(Приложение 4,5),

  3. Для родителей организована консультация по теме «Как защитить детей в Интернете». Рекомендации родителям «Как быть уверенным, что интернет безопасен для ваших детей?» (Приложение 8)

Результаты анкетирования детей в 2014 и 2015г. показали, что:

  1. Основная цель использования Интернет - это общение; выросло количество ответов «поиск интересной информации»(на 13%) и «подготовка домашнего задания»(на 6%).

  2. Интернет детьми воспринимается как обычное рядовое явление в их жизни и настолько необходимое, что, лишившись его на время, они не понимают, что им теперь делать – зависимость школьников от ресурсов Интернет становится всё более очевидной(на 16%).

  3. Все дети имеют в круге своего общения виртуальных друзей, но при этом дети в подавляющем большинстве из возрастной категории 8-12 лет под «виртуальными друзьями» подразумевают своих одноклассников, родственников, то есть как раз тех людей, которых они знают по-настоящему.

  4. Есть хороший рост в понимании плохой, ложной информации, видов мошенничества(на 28%).

  5. Примечательно, что со снижением процента детей, которых оскорбляют или запугивают в Интернете(на 9%), возросло количество детей, считающих необходимым быть вежливым и соблюдать правила общения в Интернете(91%).

Результаты анкетирования родителей в 2014 и 2015г. показали, что:

  1. Наблюдается рост ежедневного использования ресурсов Интернет школьниками независимо от места подключения к этим ресурсам(на 23%).

  2. По сравнению с предыдущим анкетированием увеличилось количество родители использующих специальные программные средства для ограничения доступа к сервисам Интернет(на 29%), а при установки плагинов и программ, блокирующих рекламу родителями замечено резкое уменьшение количества негативного контента.

  3. Родители отметили, что даже небольшое соучастие в сетевой жизни ребёнка оказало благоприятное воздействие на их взаимоотношения и снизило уровень тревожности за счёт понимания ситуаций сетевой деятельности детей.


Заключение.

Через проведение личных консультаций с родителями и их детьми, анкетирование, организацию и проведение цикла теоретических и практических занятий с детьми и родителями, считаю, что цель, поставленная в данном докладе, в целом, была достигнута.

Благодаря полученным знаниям в области информационной безопасности детям стало легче ориентироваться и противостоять различным видам мошенничества(на 90%). У родителей появилось больше точек взаимопонимания с детьми через совместное решение возникших трудностей(на 22%) без посторонней помощи.

Хочу отметить, что одними только ограничительными мерами добиться снятия негативного эффекта при использовании сети Интернет и других средств связи невозможно. Поэтому поддержание доверительных отношений родителей со своими детьми существенно облегчить организацию личной информационной безопасности детей.


6