Основы развития устной речи в младшем школьном возрасте
Предыстория детской речи показывает, что речь развивается, как всякий условный рефлекс, это развитие проходит все стадии. В частности, существенно, что развитие речи протекает независимо от мышления, а мышление развивается независимо от развития детской речи, но в известный момент то и другое сталкиваются. [14]
Процесс речевого развития представляет собой непрерывно и циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и от слова к мысли, которые становятся все более осознанными и содержательно богатыми.
В структуру деятельности (по АН. Леонтьеву) входят мотив, цель, действия, операции (как способы выполнения действий). Кроме того, в нее входят личностные установки и результаты (продукты) деятельности. Большинство отечественных лингвистов и психологов рассматривает речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целого акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в какую-либо неречевую деятельность. По мнению А. А. Леонтьева, речевая деятельность представляет собой специфический вид деятельности, не соотносимый непосредственно с «классическими» видами деятельности, например с трудом или игрой. Речевая деятельность «в форме отдельных речевых действий обслуживает все виды деятельности, входя в состав актов трудовой, игровой, познавательной деятельности. Речевые действия и даже отдельные речевые операции могут входить и в другие виды деятельности, в первую очередь – в познавательную деятельность. Таким образом, речь определяется как одно из средств осуществления неречевой деятельности, речевой (языковой) процесс, процесс порождения (производства) и восприятия (понимания) речи, обеспечивающий все другие виды деятельности человека. Это относится ко всем формам речи: устной (звуковой), письменной (чтение и письмо) и кинетической (т. е. мимико-жестикуляторной) речи. [7] [15]
В детские годы развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, восприятия, а также мышления). При этом рост словаря, развитие грамматического строя речи и познавательных процессов непосредственно зависят от условий жизни и воспитания.
У младших школьников постепенно увеличивается словарный запас. Словарь состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных, союзов. Уточняется значение слов, они употребляются в правильном значении, развивается монологическая и диалогическая речь. Совершенствуется умение длительно и внимательно слушать другого человека. Речь младшего школьника имеет недостатки, отражающие особенности ближайшей речевой среды.
Речь различается по степени произвольности (активная и реактивная), по степени сложности (речь - называние, коммуникативная речь), по степени предварительного планирования (монологическая речь, требующая предварительного планирования, и диалогическая).
Школьное обучение способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит планировать ее. В процессе обучения обучащиеся должны овладеть произвольной, активной, программированной, коммуникативной и монологической речью.
Усвоение языка определяется чрезвычайной активностью самого ребенка по отношению к языку. Эта активность выражается в словообразованиях, в умении подобрать нужное слово в соответствии с заданным условием. У младших школьников появляется ориентировка на системы родного языка. Звуковая оболочка языка - предмет активной, естественной деятельности для ребенка шести-восьми лет. К шести-семи годам ребенок уже в такой мере овладевает в разговорной речи сложной системой грамматики, что язык, на котором он говорит, становится для него родным.
Ребенок при специальном обучении может произносить слова с целью выявления звукового состава, преодолевая при этом сложившийся в живой речи привычный стереотип произнесения слов. Умение производить звуковой анализ слов способствует успешному овладению чтением и письмом.
Речевое общение предполагает не только богато представленное разнообразие используемых слов, но и осмысленность того, о чем идет речь.
Основная функция речи - сообщение, общение или, как принято говорить, коммуникация. Шести - семилетний ребенок уже способен общаться на уровне контекстной речи - той самой речи, которая достаточно точно и полно описывает то, о чем говорится, и поэтому вполне понятна без непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации.
Для культурной речи важно не только то, как строится конструкция предложения, не только ясность излагаемой мысли, но и то, как обращается ребенок к другому человеку, как произносится сообщение. Речь человека всегда несет в себе экспрессию - выразительность, отражающую эмоциональное состояние. Так же, как нас интересует словарный запас ребенка и его умение строить контекстную речь, так же должно интересовать, как ребенок произносит то, о чем он говорит. Эмоциональная культура речи имеет огромное значение в жизни человека. Речь может быть выразительной. По тому, как ребенок говорит, как у него развита экспрессивная функция речи, мы можем судить о речевой среде, формирующей его речь.
Ребенок использует ситуативную речь. Эта речь уместна в условиях непосредственного включения в ситуацию. Но учителя интересует прежде всего контекстная речь, именно она - показатель культуры человека, показатель уровня развития речи ребенка.
В условиях школьного урока, когда учитель дает ребенку возможность отвечать на вопросы или просит пересказать услышанный текст, от него как от ученика требуют работы над словом, над словосочетанием и предложением, а также над связной речью. Как указывает М. Р. Львов, «все эти три линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению проводится работа над словом и предложением».
Особое значение имеет правильность речи, т.е. ее соответствие литературной норме.
В устной речи различают правильность орфоэпическую и произносительную. Работа над орфографической грамотностью и произносительной стороной речи продвигает ребенка в общем развитии речи. Для устной речи имеет специальное значение дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии - произносительных норм литературного языка, умение говорить (и читать) выразительно (экспрессивно), ясно, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и пр. Возможные дефекты речи (плохое выговаривание отдельных звуков) - должны вовремя исправляться логопедами. Выразительность и ясность речи предполагают также ее чистоту - избегание просторечивых слов и выражений, слов-паразитов («вот», «значит», «как сказать», «понимаешь», «ну» и пр.). Все эти требования применимы именно к младшим школьникам, когда они входят в учебную деятельность и вмешивание учителя воспринимают как должное». [6]
Младший школьный возраст (6—10 лет). В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими, а также его общение и конечно же словарный запас.
Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Словарный запас первоклассников насчитывает примерно 3500—7000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли. [8]
Нормы развития речи у детей 5-7 лет по Гвоздевой А.Н.
Фонетика:
Метатезис в речи леворуких детей и амбидекстров
Словообразование:
Рост числа инноваций в речи детей референциального речевого стиля
Лексика:
Количественный и качественный рост словаря:
Усвоение родо-видовых отношений, развитие синонимии, антонимии, появление абстрактных существительных, освоение многозначности и омонимии, освоение фразеологизмов
Лексико-семантические инновации (расширение и сужение значения, образование переносных значений путем метафорических и метонимических переносов и др.; ассоциативные замены - смешение паронимов, антонимов и др.)
Морфология:
Уменьшение количества формообразований инноваций речи в речи детей. Дольше всего сохраняются в речи следующие инновации:
Унификация ударения
Смешение окончаний родительного падежа множественного числа; смешение окончаний родительного падежа множественного числа и предложного падежа множественного числа
Ненормативное склонение несклоняемых и разносклоняемых существительных
Образование форм числа существительных единственного/множественного числа
Образование окказ. родовых пар у сущ. общего рода, зоонимов, у сущ. мужского рода, обозначающих лицо по профессии
Ненормативное склонение числительных
Окказиональное образование сравнительной степени прилагательных
Образование окказиональных видовых пар глагола, окказиональное образование причастий
Синтаксис:
Пересказы прочитанного в диалоге со взрослым и в эгоцентрической речи
Сочинение собственных сказок и стихов (чаще всего – в эгоцентрической речи)
Синтаксические ошибки
Метаязыковая деятельность:
Вопросы о значении слов
Осознание многозначности и омонимии
Языковая игра в речи ребенка
Толкование значений слов
Собственные этимологии слов, вопросы об этимологии
Осознание различных языковых явлений: вопросы и рассуждения о роде и числе сущ., о произношении слов, о различных языках и другое.
Развитие фонематического анализа при обучении чтению и письму
Умение равняться на собеседника, учитывая возможности его восприятия речи (дети по-разному говорят со взрослыми и с маленькими детьми) [6]