СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Особенности ЭГП, ПРК, населения и хозяйства Индии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по географии для 11 класса, согласно ФРП - 2024. Основана на применении поискового и частично-поискового методов, а также технологии перевернутого класса. 

Просмотр содержимого документа
«"Особенности ЭГП, ПРК, населения и хозяйства Индии"»

Урок географии в 11 классе 06.11.2024 г.

Учитель: Гончарова Марина Михайловна

ГБОУ ЛНР «Беловодский лицей «Лидер»

Тема: «Особенности ЭГП, ПРК, населения и хозяйства Индии»

Цель урока:

- обучающая: изучить особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства Индии, актуализировать знания о субрегионе Южная Азия, возобновить в памяти опорные понятия, касающиеся темы урока;

- развивающая: развивать память, внимание, мышление, познавательный интерес и научную речь, навыки работы с картами атласов; развивать навыки работы в парах, в коллективе;

- воспитывающая: формировать познавательный интерес и научное мировоззрение, воспитывать культуру учебного труда.

Планируемые результаты

Предметные: освоение и применение знаний о размещении основных географических объектов, территориальной организации природы и общества;

умение выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения регионов и стран в пространстве;

умение описывать экономико-географическое положение и взаиморасположение страны в пространстве, особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства Индии;

умение использовать знания об основных географических закономерностях для определения географических факторов международной хозяйственной специализации Индии;

- умение устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями в Индии; природными условиями и размещением населения, природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства.

Метапредметные: умение определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- умение креативно мыслить при поиске путей решения поставленных проблем, имеющих географические аспекты;

- умение владеть навыками учебно-исследовательской деятельности, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами исследования;

- умение анализировать полученные в ходе решения задач результаты, критически оценивать их достоверность;

- умение выбирать и использовать различные источники географической информации, необходимые для изучения проблемы; выбирать оптимальную форму представления и визуализации информации с учётом её назначения; оценивать достоверность информации;

- умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий для интерпретации и демонстрации результатов исследования.

- умение развёрнуто и логично излагать свою точку зрения;

- использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

- умение самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, составлять план решения проблемы, использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации;

- принимать ответственность за своё поведение, внутренняя мотивация, включающая стремление к достижению цели и успеху.

Личностные: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географических наук;

- совершенствование языковой и читательской культуры; для применения различных источников географической информации в решении учебных задач;

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;

- готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок смешанного типа

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, учебники, рабочие листы, презентация к уроку, видео «Страна-загадка», презентации, подготовленные учащимися.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Подготовительный этап: семеро обучающихся заранее получают задания выполнить презентации по отдельным блокам экономико-географической характеристики Индии. О своём задании остальному классу не сообщают.

Ход урока

  1. Организационный момент (2 минуты).

Приветственные слова учителя. (демонстрируется политическая карта субрегиона Южная Азия)

  1. Мотивация учебной деятельности (до 5 минут)

Слово учителя: - Ребята, мы с вами продолжаем изучение регионов и стран мира. Но этот урок будет необычным. Хочу предложить вам возможность самим отгадать, о какой стране сегодня пойдёт речь. Сейчас вы просмотрите небольшое видео, после окончания которого нужно будет назвать страну, о которой мы поговорим на уроке.

(просмотр заранее подготовленного видео «Страна-загадка».

ссылка на видео https://disk.yandex.ru/i/l5odmgUfUZQD7w ).

Итак, ребята, назовите мне страну, о которой мы сегодня будем говорить?

(отвечают дети, которые не получали опережающего задания)

Ответ: это – Индия. (слайд презентации и изображением страны и основными данными о ней). Индия – колыбель древних цивилизаций, страна контрастов, страна-лидер, страна-загадка!

Ребята, давайте запишем в тетрадях число и тему урока (тема на слайде).

Сегодня нам предстоит решить следующие задачи: (слайд Задачи урока)

- выяснить положительные и отрицательные стороны ЭГП Индии, оценить его выгодность;

- изучить разнообразие природно-ресурсного капитала и его влияние на экономику страны;

- определить особенности населения Индии, выявить существующие социальные и демографические проблемы;

- изучить особенности развития хозяйства страны, определить её место на международной арене.

  1. Изучение нового материала (27 минут)

Слово учителя: - Ребята, хочу вам напомнить план, по которому дают Экономико-географическую характеристику любой страны (план на слайде).

Сегодня мы будем работать с рабочими листами, которые вы будете заполнять по ходу нашего урока. В конце занятия мы подведём итоги и проверим, как мы поработали (рабочие листы заранее разложены на партах).

Откройте атласы в учебнике на странице 215 и найдите карту Южной Азии.

Итак, я предоставляю слово учащимся, которые получили опережающее задание.

  1. Визитка. Отличительные особенности Индии (презентация материала до 3 мин.) Выступающий №1.

  2. Характеристика ЭГП Индии (презентация материала до 3 минут). Выступающий №2.

  3. Природно-ресурсный капитал Индии (презентация материала до 3 минут). Выступающий №3.

  4. Население (презентация материала до 4 минут). Выступающий №4.

  5. Промышленность (презентация материала до 4 минут). Выступающий №5.

  6. Сельское хозяйство, сфера услуг и транспорт Индии (презентация материала до 4 минут). Выступающий №6.

  7. Внешнеэкономические связи (презентация материала до 3 минут). Выступающий №7.

  1. Закрепление изученного материала (до 5 минут)

Слово учителя: - Ребята, давайте озвучим основные моменты, которые вы занесли в свои рабочие листы.

Учащиеся озвучивают информацию по основным пунктам экономико-географической характеристики Индии.

  1. Рефлексия (до 3 минут)

Слово учителя: - Ребята, предлагаю вам сегодня завершить урок при помощи синквейна об Индии. Правила его составления я вам напомню, обратите внимание на слайд (правила составления синквейна).

Даю вам минуту для выполнения задания. (учащиеся работают).

Кто готов, прошу поднять руку и озвучить составленный синквейн. (учащиеся зачитывают синквейны – 3-4 варианта).

  1. Подведение итогов урока (до 1 минуты)

  2. Домашнее задание (до 2 минуты)

- изучить параграф 20 в учебнике.

- дать письменный ответ на вопрос 8 (стр. 99) в учебнике.

- повторить материал по рабочим листам.





ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Опорная информация

  1. Характеристика экономико-географического положения Индии

  • Индия расположена на юге Евразии, на полуострове Индостан, в субрегионе Южная Азия.

  • Имеет протяженные границы. На северо-западе Индия граничит с Пакистаном, на севере имеет протяжённые границы с Китаем, которые пересекаются с границами Непала и Бутана. На северо-востоке соседями Индии являются Мьянма и Бангладеш.

  • Большая часть территории страны на западе, востоке и юге омывается водами Индийского океана и его частей. На западе Индия имеет выход к Аравийскому морю, на востоке имеет выход в воды Бенгальского залива.

  • Издавна через территорию Индии проходили древние торговые и транспортные пути, которые и теперь имеют огромное значение для развития внешнеэкономических связей страны.

  • Индия расположена по соседству с рынками сбыта в Восточной, Юго-Западной и Центральной Азии. Через Суэцкий канал и Средиземное море имеет связи со странами Европы.



  1. Природно-ресурсный капитал Индии

• Индия обладает разнообразными природными условиями и ресурсами.

• Рельеф разнообразен: на севере находятся Гималаи, южнее от горной системы расположена обширная плодородная Индо-Гангская низменность, где проживает большинство населения.

• Большую часть центральной и южной Индии занимает плоскогорье Декан.

• Территория страны находится под влиянием тропического муссонного, тропического континентального и субэкваториального типов климата.

• Минеральные ресурсы Индии представлены значительными запасами руд железа, алюминия, титана, редких металлов, слюды.

• Имеются также месторождения нефти, угля, золота, меди, свинца и цинка, барита, флюорита, графита, кианита, гипса, солей, фосфатов, драгоценных камней (алмазов, изумрудов, аквамаринов, сапфиров и др.)

• Реки Индии имеют большой энергетический потенциал, являются основным источником искусственного орошения. Главные реки – Ганг, Брахмапутра, Инд и их притоки

• Лесные площади занимают 22% площади Индии, но леса на хозяйственные нужды не хватает.

  • Страна обладает огромнейшими рекреационными ресурсами – как природными, так и культурно-историческими.



  1. Население

    • Население страны на 1 сентября 2024 года составляет 1.450.940.000 человек.

    • Плотность населения – 488 человек/км2

    • Индия – страна многонациональная, в ней насчитывается более 500 этносов. Однако, более 70% населения составляют индоарийцы.

    • 25% - это дравиды и монголы, 3% - другие этносы.

    • Официальные языки Индии – хинди и английский.

    • Кроме двух официальных языков, в стране пользуются ещё 17-ю языками, наиболее распространённые – пенджабский, бенгальский, кашмирский.

    • В стране преобладают сторонники индуизма – около 80%. Второй по численности конфессией являются мусульмане (около 10%).

    • Представители других религий менее многочисленны: христиане – около 3%, сикхи -2%, буддисты – 1%.

    • Традиционно люди в Индии относятся к разным социальным группам – кастам (каждая каста имеет свою кухню, одежду, выполняет определённую работу).

    • Трудовые ресурсы составляют более 60%, более половины из них занято в сельском хозяйстве.

    • Уровень урбанизации в Индии составляет 36%.

    • 1/3 часть горожан живёт в 23 городских агломерациях. Крупнейшими из них являются Мумбаи, Дели, Калькутта, Ченаи, Бангалор, Хайдарабад.



  1. Хозяйство. Промышленность.

  • Индия имеет одни из самых высоких темпов роста экономики: в 2023 годы заняла 5 место (после США, Китая, Германии и Японии). ВВП составил 3,65 трлн. Долларов.

  • Страна – первая из развивающихся стран, которая стала создавать новые научно-технические центры, интенсивно внедрять новейшие технологии.

  • Промышленность – ведущая отрасль материального производства, в ней занято 370 млн. человек, даёт 27% от ВВП.

  • Основу топливной промышленности составляет угольная отрасль. В электроэнергетике ведущей отраслью является тепловая, ТЭС дают 72% электроэнергии.

  • Главными центрами развития чёрной металлургии являются Бхилаи, Бакаро, Руркела, Дургапур. Предприятия работают как на своём, так и на привозном сырье.

  • Цветная металлургия имеет экспортное ориентирование, основные центры – Корба, Алвая.

  • Ведущими центрами машиностроения являются Мумбаи, Калькутта, Мадрас, Бангалор. Выпускают самую разнообразную продукцию: станки, электромоторы, тепловозы, автомобили, тракторы, военные корабли, суда. Развивается авиаракетокосмическое машиностроение.

  • Государство на 6 месте среди космических держав.

  • Индия является одним из крупнейших производителей продукции химической промышленности, производит аминокислоты, удобрения, искуственные и синтетические волокна, лаки и краски, фармацевтические препараты и вакцины.

  • Страна занимает 2 место в мире по производству ювелирных изделий, является центром огранки и шлифования алмазов.

  • Традиционные отрасли промышленности – текстильная, пищевая (чайная, сахарная, табачная), кожевенно-обувная.



Сельское хозяйство. Транспорт. Сфера услуг.

  • Индия – один из важнейших сельскохозяйственных регионов мира. 4/5 всей продукции с/х приходится на растениеводство, даёт 15% от ВВП.

  • Основные культуры: рис, пшеница, просо, сорго, бобовые, сахарный тростник, арахис, чай, джут, пряности.

  • Животноводство представлено в основном скотоводством (по поголовью КРС – 1 место в мире), буйволы, волы, коровы используются в качестве тягловой силы.

  • Развито рыболовство – речное и морское.

  • Очень активно развивается сфера услуг, доля которой составляет 58% в ВВП страны.

  • Транспорт Индии: наиболее развиты автомобильный, железнодорожный и морской виды транспорта. Главные транспортные артерии – автомобильные дороги, соединяющие все населенные пункты. Общая их протяжённость – около 6 млн. км.

  • Общественный транспорт на 90% представлен автобусами.

  • Для индивидуального перемещения индийцы и гости страны пользуются такси и авторикшами (трёхколёсными крытыми мотороллерами).

  1. Внешние связи. Туризм.

  • Внешнеэкономическая деятельность Индии представлена прежде всего торговлей.

  • Основными статьями экспорта являются: сталь, промышленное оборудование, транспортные средства, программное обеспечение, продукция химической промышленности, нефтепродукты, кожа, текстиль, одежда, рис, чай, лекарства, драгоценные камни, лекарства.

  • Статьи импорта Индии: нефть, газ, продукция тяжёлого машиностроения (оборудование для металлургии, электроэнергетики), автомобили, военная техника, товары народного потребления.

  • Главные торговые партнёры – Китай, Россия, Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, США, страны ЕС.

  • Интенсивно развиваются в Индии разные виды туризма – познавательный, рекреационный, экологический, которые ежегодно приносят стране огромную прибыль.

  • Классическим туром в Индию является «Золотой треугольник» с посещением всемирно известного дворца Тадж-Махал.



















ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рабочий лист