Педагогический колледж международного университета Астана
Отработка по психологии
« Особенности эмоциональных процессов у детей младшего школьного возраста»
Подготовила:Хасеинова Жазира Сериковна
Проверила:Есиргепова Венера Жумабековна
Литература по теме "Особенности эмоциональных процессов у детей младшего школьного возраста"
1. Выготский Л.С. "Психология развития ребенка"**
В книге представлена концепция развития эмоциональных и когнитивных процессов у детей. Автор анализирует связь между мышлением и эмоциями, выделяя особенности младшего школьного возраста, такие как формирование мотивационно-ценностных ориентаций. Это издание позволяет понять, как развиваются эмоции в контексте обучения и общения.
2. Эльконин Д.Б. "Психология игры"**
Классическое исследование, рассматривающее игру как ведущую деятельность в детском возрасте и её роль в эмоциональном развитии ребенка. Эльконин показывает, как через игру дети выражают и осознают свои эмоции, что особенно важно для младших школьников, находящихся на стадии перехода от игровой к учебной деятельности.
3.Запорожец А.В., Радина Н.К. "Развитие эмоций у детей"**
В книге подробно освещается процесс формирования эмоциональных реакций у детей и особенности эмоционального восприятия в младшем школьном возрасте. Особое внимание уделяется роли взрослого в развитии эмоций ребенка и особенностям эмоциональных реакций в учебной деятельности.
4. Ильин Е.П. "Психология эмоциональных явлений"**
Исследование охватывает широкий круг эмоциональных процессов, включая мотивацию, эмоциональный интеллект и поведенческие реакции. В главе о младшем школьном возрасте автор анализирует, как на этапе ранней учебной деятельности формируются базовые эмоциональные навыки и способности к эмпатии.
5. Лисина М.И. "Психология общения в детском возрасте"**
Лисина рассматривает коммуникацию как ключевой аспект в эмоциональном развитии ребенка. В книге объясняется, как взаимодействие со сверстниками и взрослыми способствует формированию эмоциональных связей и контролю эмоциональных состояний у детей младшего школьного возраста.
6. Рубинштейн С.Л. "Основы общей психологии"**
Работа рассматривает общие закономерности психического развития, включая эмоциональные процессы. Рубинштейн анализирует эмоциональные реакции как важную составляющую личности ребенка, описывает, как они развиваются в условиях школьного обучения и социализации.
7.Кулагина И.Ю., Коломинский Я.Л. "Возрастная психология"**
Учебное пособие, в котором подробно описаны этапы психического развития детей, в том числе в младшем школьном возрасте. Авторы подчеркивают особенности эмоциональных проявлений у школьников, включая преобладание ситуативных реакций и зависимость от оценок взрослых.
8. Леонтьев А.Н. "Деятельность. Сознание. Личность"**
Классическая работа, где рассматривается роль деятельности в развитии эмоциональной сферы. Леонтьев подчеркивает значимость учебной деятельности для формирования личностных и эмоциональных качеств, в том числе в младшем школьном возрасте.
9. Максимова С.Н. "Психология эмоций и чувств у детей младшего школьного возраста"**
Исследование, фокусирующееся на возрастных особенностях эмоциональных процессов у младших школьников. Автор рассматривает типичные эмоциональные состояния, такие как тревожность, радость и страх, а также их влияние на успеваемость и социализацию в классе.
10. Реан А.А. "Психология детей младшего школьного возраста"**
В книге анализируются особенности психического развития младших школьников, включая эмоциональные процессы. Реан подробно разбирает, как формируются чувства ответственности, радости от успехов и фрустрация от неудач, а также дает практические рекомендации для родителей и учителей.
11. Божович Л.И. "Личность и её формирование в детском возрасте"
Божович исследует внутренний мир ребенка, особенности становления личности и эмоциональных переживаний у младших школьников. Особое внимание уделено механизмам формирования мотивации, которые оказывают влияние на эмоциональное развитие в условиях учебной деятельности.
12. Обухова Л.Ф. "Возрастная психология: теории развития ребенка"
Автор рассматривает различные теории психического и эмоционального развития детей. В разделе о младшем школьном возрасте анализируется, как эмоции связаны с процессом обучения, усвоением школьных норм и как формируются саморегуляция и самоконтроль.
13. Кравцова Е.Е. "Психологическое сопровождение развития ребенка"
В книге изложены принципы и методы психологического сопровождения, которые помогают поддерживать и развивать эмоциональную сферу ребенка. Кравцова предлагает педагогам и родителям способы создания условий для развития положительных эмоций и навыков эмоционального контроля у младших школьников.
14. Немов Р.С. "Психология" (в 3-х томах)
В одном из томов Немов рассматривает особенности эмоциональной и личностной сферы младших школьников. Он анализирует влияние школьной среды на эмоции детей, описывает проявления тревожности, страха и радости в учебных ситуациях, а также их влияние на поведение и результаты обучения.
15. Кочубей Б.И. "Эмоциональное развитие в детском возрасте"
В работе освещены этапы и особенности эмоционального развития детей разных возрастов. В части, посвященной младшему школьному возрасту, автор раскрывает характерные для этого возраста эмоциональные реакции, объясняет, как дети учатся выражать и понимать эмоции окружающих.
16. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. "Психология человека: Введение в психологию субъективности"
Это учебное пособие охватывает вопросы психологии личности и эмоционального развития в детском возрасте. Авторы акцентируют внимание на формировании эмоциональных связей с миром, школьной средой и ролью учителей в становлении эмоциональной зрелости.
17. Ткачев Н.Н. "Возрастные особенности проявления эмоций у школьников"
В работе рассмотрены отличия в проявлении эмоций у детей разных возрастов. Ткачев анализирует, как дети младшего школьного возраста воспринимают успех и неудачу, оценивают свои и чужие достижения, что помогает понять, какие факторы влияют на развитие их эмоциональной устойчивости.
18. Фельдштейн Д.И. "Психологические особенности развития ребенка
Фельдштейн описывает возрастные изменения в эмоциональной сфере детей. В работе затрагивается тема формирования эмоциональной устойчивости, самоконтроля и адаптации к новым требованиям школьной жизни у младших школьников.
19. Гриншпун И.Б. "Эмоциональные процессы в контексте обучения"
Эта статья рассматривает эмоциональные процессы у детей младшего школьного возраста в рамках учебной деятельности. Автор исследует, как переживание успехов и неудач влияет на мотивацию к обучению, а также предлагает методы поддержки положительных эмоциональных реакций.
20. Гончарова В.П. "Тревожность у детей младшего школьного возраста"
Работа посвящена распространенной проблеме тревожности у младших школьников. Автор анализирует причины возникновения тревожных состояний, их влияние на обучение и поведение, а также описывает способы преодоления тревожности с помощью педагогических и психологических методик.